Научная статья на тему 'Организация управления в чрезвычайных ситуациях в США'

Организация управления в чрезвычайных ситуациях в США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6796
996
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
чрезвычайная ситуация / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ликвидация последствий / Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях / Министерство внутренней безопасности США / emergency management / Response / Federal Emergency Management Agency / Department of Homeland Security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляховец Татьяна Лаврентьевна, Собакин Федор Сергеевич, Прокопенкова Алла Викторовна, Котосонов Александр Сергеевич

В статье рассмотрены вопросы организации в США деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС, а также роли в этой деятельности государственных структур, негосударственных организаций, частного сектора и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ляховец Татьяна Лаврентьевна, Собакин Федор Сергеевич, Прокопенкова Алла Викторовна, Котосонов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an overview of how emergency management is organized in the United States. It also outlines the respective roles of government bodies, nongovernment organizations, private sector and communities.

Текст научной работы на тему «Организация управления в чрезвычайных ситуациях в США»

УДК 351/354

Организация управления в чрезвычайных ситуациях в США

Т. Л. Ляховец, Ф. С. Собакин, А. В. Прокопенкова, А. С. Котосонов Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации в США деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС, а также роли в этой деятельности государственных структур, негосударственных организаций, частного сектора и населения.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, предупреждение, ликвидация последствий, Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях, Министерство внутренней безопасности США.

Emergency Management in the u. s. A.

T. Lyakhovets, F. Sobakin, A. Prokopenkova, A. Kotosonov

Abstract

The article presents an overview of how emergency management is organized in the United States. It also outlines the respective roles of government bodies, nongovernment organizations, private sector and communities.

Key words: emergency management, response, Federal Emergency Management Agency, Department of Homeland Security

Введение

Природные и техногенные катастрофы происходят на Земле все чаще, неся смерть и страдания людям, разрушая экономику, нанося ущерб окружающей среде. Люди во всем мире стараются предупредить беду, а если она случилась, то преодолеть ее с наименьшими потерями и поскорее восстановить нанесенный ущерб. Для выполнения этой благородной миссии во всех странах создаются специальные службы. В статье рассказывается о том, как организована в США деятельность по предупреждению и ликвидации ЧС, а также о том, какие роли в этой деятельности отводятся государственным структурам, негосударственным организациям, частному сектору и населению.

1. Министерство внутренней безопасности США и федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях

В Соединенных Штатах Америки вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций, сокращения их возможных масштабов, спасения жизни людей, имущества, защиты окружающей среды и объектов экономики во время природных и техногенных катастроф, а также ликвидации их последствий находятся в ведении Министерства внутренней безопасности1 (Department of

1 Перевод названия данной структуры выбран с учетом частотности в русскоязычном Интернете. Кроме данного варианта встречаются следующие переводы: «Министерство национальной безопасности США», «Департамент внутренней безопасности США» и др.

Homeland Security), точнее, одного из его подразделений — Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях (Federal Emergency Agency), или ФЕ-МА. Организационная структура ФЕМА показана на рис. 1. Остановимся подробнее на деятельности этой организации, т. к. именно она по своим задачам и функциям наиболее близка МЧС России.

2. Национальная система реагирования США в ЧС

Основные принципы реагирования на ЧС, участники реагирования и их функции, а также структуры, осуществляющие руководство операциями по ликвидации последствий ЧС в стране, определены в руководящем документе «Национальная система реагирования» (National Response Framework), принятом 22 марта 2008 г. взамен «Национального плана чрезвычайного реагирования». В документе прописаны основные функции и обязанности в области чрезвычайного реагирования для всех уровней государственной исполнительной власти, неправительственных организаций и частного сектора, зафиксированы особые полномочия структур реагирования и передовые методы ликвидации чрезвычайных ситуаций, от происшествий чисто местного значения до крупномасштабных террористических атак и природных катастроф.

Для эффективного комплексного реагирования на чрезвычайную ситуацию необходима многоуровневая система взаимного обеспечения и поддержки, с систематическим участием государственных структур, организаций частного сектора и неправительственных организаций (НПО). Большое значение имеет также готовность каждого отдельного человека и каждой семьи.

Население, руководители племен, штатов и федеральное правительство, НПО и частный сектор должны понимать свои роли и ответственность и помогать друг другу в достижении общих целей. Власти на каждом уровне играют важную роль в создании потенциала, необходимого для реагирования на ЧС. Сюда входит разработка планов, проведение оценок и учений, предоставление и направление сил и средств, анализ опыта и извлечение уроков.

2.1. Местный уровень

Реагирование на чрезвычайное происшествие природного или техногенного характера начинается на местном уровне: в поселке, городе, округе — там, где оно случилось. Первичная ответственность за ликвидацию последствий ЧС и установление причин их возникновения возлагается на местные власти, которые могут использовать для этих целей местные подразделения полиции, пожарных, службы спасения, медицинские учреждения.

Мэр города (округа) отвечает за обеспечение общественной безопасности и благополучие населения. Мэр, вместе с начальником местного отдела по ЧС, создает основу для эффективного реагирования. В случае серьезных происшествий от этих лиц требуется координация усилий различных учреждений и юрисдикций, политических партий, слоев общества, организаций и т. д. Кроме того, местные власти тесно

сотрудничают со своими конгрессменами, которые оказывают постоянную поддержку своим избирателям в вопросах обеспечения возможностей для эффективного чрезвычайного реагирования и планирования на случай ЧС.

Начальник местного управления по ЧС осуществляет текущее руководство и контроль реализации программ и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. Работа в контакте с местными властями позволяет обеспечить согласованность планов и действий по чрезвычайному реагированию на вверенной территории. В функции начальника управления по ЧС входит координирование всех аспектов потенциала реагирования на ЧС. Начальник управления по ЧС координирует все элементы местной программы чрезвычайного реагирования, в том числе оценивает наличие и готовность сил и средств, которые могут потребоваться в случае чрезвычайного происшествия, выявляет и корректирует имеющиеся недостатки.

Население, хотя формально и не участвует в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС, может внести свой вклад:

— уменьшая опасности внутри и вокруг своих домов;

— подготовив аварийный запас и план действий своей семьи в случае ЧС;

— внимательно следя за сообщениями о ЧС в СМИ и выполняя указания, граждане могут уменьшить риск для своего здоровья, обеспечить открытые запасные пути для групп реагирования, сократить пользование обычными и сотовыми телефонами;

— вступив в хорошо зарекомендовавшую себя добровольческую организацию;

— пройдя курсы по оказанию первой помощи и действиям при ЧС.

Частный сектор и неправительственные организации

Государственные органы власти отвечают за защиту жизни, имущества и благополучие своих граждан. Однако они не работают, да и не могут работать в одиночку. По многим направлениям предупреждения и ликвидации ЧС в качестве партнера правительственных органов выступает частный сектор.

Предприятия частного сектора играют важную роль в предупреждении ЧС, ликвидации последствий ЧС и последующем восстановлении. Во-первых, они должны обеспечивать безопасность своих сотрудников на рабочем месте. Кроме того, местные органы по управлению в ЧС должны наладить сотрудничество с предприятиями, обеспечивающими водоснабжение, энергоснабжение, связь, транспорт, медицинское обслуживание, безопасность и оказывающими многие другие услуги, от которых в первую очередь зависит реагирование на ЧС и последующее восстановление. Форма участия частных предприятий зависит от их вида деятельности и от характера происшествия.

Многие организации частного сектора отвечают за работу и обслуживание отдельных элементов критической инфраструктуры страны. К критической инфраструктуре относятся объекты, системы, сети и функции, настолько важные для США, что их разрушение или вывод из строя оказали бы сильное негативное влияние на государственную безопасность, националь-

Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях США (РЕМА)

I м-

Отдел по работе с детьми

Советник министра

Управление главного юрисконсульта

Центр поддержки инициатив общественных и религиозных организаций

Руководитель аппарата

ДИРЕКТОР

Заместитель директора

Исполнительный секретариат

Отдел обеспечения равных прав

Национальный консультативный совет

Отдел по работе с инвалидами

напрямую подчиняется МВБ

Советник по вопросам соблюдения законности

Заместитель директора по вопросам предотвращения бедствий и национальной готовности

Отдел внешних связей

Отдел программ безвозмездной помощи

Отдел региональных операций

Отдел политики и анализа программ

Помощник директора по национальным программам

Отдел национальной готовности

Отдел координации операций в столичном регионе

Региональные управления (1-Х)

Федеральное управление по страхованию и уменьшению последствий бедствия

Отдел страхования

Отдел уменьшения последствий ЧС

Управление реагирования и ликвидации последствий ЧС

Оперативный отдел

ТЗ

ш

ш

I

о О

о\

СО

СО

О □

ш

0

1

о о

ю о

ю со I

ю

ю

Рис. 1. Организационная структура ФЕМА

ную экономическую безопасность, здоровье и безопасность населения.

В случае происшествия основные частные организации-партнеры должны участвовать в процессе принятия решений по разрешению кризисной ситуации или хотя бы иметь прямую связь с местными специалистами по управлению в ЧС

Важнейшими обязанностями организаций частного сектора являются:

— планирование с целью обеспечения защиты персонала, производственных объектов и инфраструктуры;

— планирование с целью обеспечения защиты информации и непрерывности хозяйственной деятельности;

— планирование реагирования и ликвидации последствий происшествий, оказывающих воздействие на собственную инфраструктуру и объекты;

— заблаговременное, до возникновения какого-либо происшествия, сотрудничество с руководителями местных отделов по ЧС с целью выяснения, какая помощь может понадобиться им самим и какую помощь они могут оказать;

— разработка планов реагирования на ЧС и проведение соответствующих учений до возникновения какого-либо происшествия;

— в необходимых случаях заключение соглашений о взаимопомощи для обеспечения конкретных возможностей реагирования;

— предоставление помощи (в том числе добровольцев) местным службам чрезвычайного реагирования и оповещения населения в период чрезвычайной ситуации.

Неправительственные организации (НПО) играют важнейшую роль в оказании помощи пострадавшим в ЧС, предоставляя временные убежища, продовольствие, оказывая психологическую и консультативную помощь, а также другие жизненно важные услуги пострадавшим.

Примерами деятельности неправительственных и добровольческих организаций могут служить:

— обучение добровольцев и управление группами добровольцев;

— выбор мест размещения временных убежищ и выбор поставщиков необходимых припасов;

— оказание нуждающимся важнейших услуг, в том числе обеспечение одеждой, продовольствием, предоставление укрытий, помощь в наведении порядка после ЧС;

— выявление неудовлетворенных нужд и участие в координации оказания помощи.

Некоторые НПО официально являются вспомогательными элементами Национальной системы реагирования:

— Американский Красный Крест помогает в оказании массовой медицинской помощи пострадавшим. Хотя Американский Красный Крест и не руководит другими НПО, он играет ведущую роль в объединении усилий национальных НПО, оказывающих массовую медицинскую помощь при ликвидации бедствий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Национальное объединение волонтерских организаций, действующих при ЧС, — VOAD — представляет собой форум, на котором волонтерские организации делятся опытом, информацией и ресурсами при под-

готовке к чрезвычайным ситуациям, реагировании на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий с целью оказания помощи пострадавшим. В объединение входят порядка 50 общенациональных волонтерских организаций и 55 волонтерских организаций штатов и территорий. В случае серьезных происшествий VOAD, как правило, направляет своих представителей в Национальный координационный центр ФЕМА для участия в координации реагирования. Добровольцы и добровольные пожертвования. Для реагирования на ЧС сил и средств государственных служб часто бывает недостаточно. Самую разную помощь в реагировании могут оказать добровольцы и организации-доноры, поэтому очень важно, чтобы государственные органы на всех уровнях заранее планировали эффективное участие волонтеров и использование пожертвований в денежной форме, в виде продовольствия, одежды и т. д. при осуществлении реагирования.

2.2. Региональный уровень

Штаты и территории

Одной из главных обязанностей правительства штата является оказание содействия и предоставление помощи местным органам в деле защиты населения от ЧС. Власти штата оказывают экстренную и плановую помощь административно-территориальным образованиям, находящимся на территории штата, путем разработки программ по защите населения от ЧС и постоянного согласования этих действий с федеральными органами. Штат должен быть готов помочь местным властям в обеспечении товарами и услугами в тех случаях, когда возникшие в ЧС потребности превосходят местные возможности. Если у штата не хватает ресурсов для того, чтобы справиться с ЧС самостоятельно, губернатор штата может запросить помощь у федерального правительства или у правительства другого штата на основании заключенного соглашения о взаимопомощи, например Договора об оказании помощи в чрезвычайных ситуациях (ЕМАС).

Во время ЧС штат помогает интегрировать и координировать ресурсы и использовать их для удовлетворения местных нужд.

Губернатор штата:

— отвечает за распоряжение ресурсами штата и обеспечивает стратегическое руководство по вопросам предотвращения, смягчения последствий, обеспечения готовности, реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий любого типа;

— в соответствии с законодательством штата может издавать, вносить поправки или приостанавливать действие определенных приказов или нормативных документов, касающихся чрезвычайного реагирования;

— информирует общественность и помогает населению, предприятиям и организациям преодолеть последствия всевозможных ЧС;

— командует вооруженными силами штата (силами национальной гвардии, не находящимися на федеральной службе, и милицией штата);

— координирует оказание помощи другими штатами по договорам о взаимопомощи и поддержке, например в рамках организации ЕМАС;

— запрашивает федеральную помощь, в том числе может обратиться к президенту США с просьбой объявить штат зоной крупномасштабного бедствия, если становится очевидным, что своими силами штат не может справиться с ЧС;

— взаимодействует с правительствами пострадавших племен, живущих на территории штата, и, в необходимых случаях, обращается к президенту по поручению пострадавшего племени с просьбой об объявлении территории резервации зоной бедствия. Начальник управления по чрезвычайным ситуациям

штата. Во всех штатах закон требует создания управления по чрезвычайным ситуациям, а также подготовки планов действий при чрезвычайных происшествиях (ЧП). Начальник управления по чрезвычайным ситуациям штата отвечает за готовность штата к реагированию на крупномасштабные ЧП и координирует реагирование на уровне штата при любом ЧП.

Если местных сил и средств недостаточно, муниципальные власти могут обратиться за помощью к начальнику окружного управления по ЧС или к начальнику управления по ЧС штата. Управление по ЧС штата может направить аварийно-спасательные подразделения на место происшествия, чтобы помочь справиться с чрезвычайной ситуацией. Если запрашиваемая помощь превосходит возможности штата, то местные управления по ЧС могут запросить определенные виды федеральной помощи даже в том случае, если пострадавшая территория не была объявлена президентом зоной бедствия. Например, Агентство по охране окружающей среды или Береговая охрана США могут оценить масштабы бедствия и помочь в ликвидации последствий разливов нефти и химических веществ, не дожидаясь обращения за помощью от руководителей штата, племени или местных органов самоуправления. Однако лишь губернатор может обратиться к президенту США с просьбой об объявлении территории зоной бедствия (по закону Стэффорда).

Другие департаменты и агентства штата. Руководители департаментов и агентств штата отвечают за развитие, планирование и обучение персонала в соответствии с внутренней политикой и процедурами, с целью обеспечения эффективного и безопасного реагирования в случае ЧС. Кроме того, они участвуют в межведомственных учениях и тренировочных программах по развитию и поддержанию необходимого потенциала.

Индейские племена

Соединенные Штаты признают право индейских племен на самоуправление. Правительства племен отвечают за направление сил и средств, предназначенных для ликвидации фактических и возможных чрезвычайных происшествий. Если местных ресурсов недостаточно, вождь племени обращается за помощью к правительству штата или федеральному правительству.

Вождь племени уполномочен советом племени и отвечает за безопасность и благополучие людей своего племени. Вождь племени:

— распоряжается ресурсами племени, необходимыми для предотвращения ЧП, защиты своего племени от ЧС, ликвидации последствий всех видов ЧП;

— может иметь полномочия по изменению или временной приостановке действия некоторых племенных законов или постановлений в связи с реагированием;

— поддерживает связь с общественностью племени, помогает людям, предприятиям и организациям в ликвидации последствий всех видов ЧП;

— ведет переговоры о взаимопомощи с другими племенами или административно-территориальными образованиями;

— имеет право запросить федеральную помощь (по закону Стэффорда) через губернатора штата, если станет очевидно, что возможностей племени недостаточно;

— имеет право напрямую обращаться в федеральное правительство. Хотя, по закону Стэффорда, просить президента об объявлении территории штата зоной бедствия должен губернатор, федеральные департаменты и агентства могут напрямую работать с племенами в рамках действующих полномочий и имеющихся ресурсов.

2.3. Федеральный уровень

федеральное правительство обеспечивает целый ряд сил и средств, которые могут предоставляться по просьбе губернатора. В случае чрезвычайных происшествий на федеральной территории или федеральной собственности (например, на военных базах, объектах и землях федерального подчинения) федеральные департаменты или агентства могут осуществлять первичное реагирование, согласуя свои действия с партнерами на уровне штата, района, племени, муниципалитета.

Если возникает ЧС, для ликвидации которой местных сил и средств и помощи штата недостаточно, или если ликвидацией ЧС занимаются федеральные департаменты и агентства, действующие в рамках своих полномочий, то федеральное правительство привлекает все необходимые силы и средства департаментов и агентств, организует федеральное реагирование и обеспечивает взаимодействие с партнерами по реагированию.

Кроме того, федеральное правительство занимается созданием партнерств с правительствами штатов, а также с организациями частного сектора. Для обеспечения наиболее эффективного национального реагирования нужно, чтобы все уровни и ветви исполнительной власти задолго до происшествия совместно разработали эффективные планы реагирования и обеспечили состояние повышенной готовности.

Президент США руководит действиями федерального правительства по реагированию на ЧС. Совет по внутренней безопасности (Homeland Security Council) и Совет по национальной безопасности (National Security Council) при президенте США консультируют президента по вопросам национальной стратегии и политики во время ЧС общенационального значения. В соответствии с законом Стэффорда в обязанности президента вменяется разработка программы реагирования на возможные стихийные бедствия и техногенные катастрофы, в том числе предполагающей привлечение ВС. Закон также предусматривает возможность объявления главой Белого дома состояния «стихийного

бедствия» или «чрезвычайного положения» в зависимости от продолжительности и масштабов бедствия, величины причиненного ущерба, размера необходимой помощи. Объявление президентом состояния стихийного бедствия или введение чрезвычайного положения обуславливает начало оказания федеральной помощи властям штатов и местным властям.

Закон закрепляет делегирование президентом своих полномочий по выработке программы действий в условиях стихийных бедствий и технологических аварий и катастроф Федеральному агентству по управлению в чрезвычайных ситуациях.

В тех случаях, когда требуется общая координация федерального реагирования, ее осуществляет министр внутренней безопасности США в соответствии с президентской директивой № 5 по внутренней безопасности (HSPD-5).

Министр внутренней безопасности является главным федеральным чиновником, отвечающим за управление ликвидацией последствий внутренних происшествий. Он отвечает за координацию федеральных ресурсов, используемых для предотвращения, обеспечения готовности, реагирования и ликвидации последствий террористических атак, крупных катастроф и других ЧС.

Директор фЕМА, являясь главным советником президента, министра внутренней безопасности и Совета национальной безопасности по всем вопросам управления ЧС, помогает министру в осуществлении обязанностей, предусмотренных президентской директивой HSPD-5.

При происшествиях, не требующих координирующего участия Министерства внутренней безопасности, оказанием федеральной помощи могут руководить другие федеральные министерства и ведомства, в соответствии со своими полномочиями. Министр внутренней безопасности может вести мониторинг таких ЧС и вводить в действие отдельные механизмы Национальной системы реагирования, чтобы обеспечить поддержку министерствам и ведомствам, без принятия на себя общего руководства федеральным реагированием на данное ЧП.

В директиве HSPD-5 установлены четыре критерия, определяющие ситуации, при которых Министерство внутренней безопасности (МВБ) берет на себя обязанности по общей координации чрезвычайного реагирования в рамках данной Концепции:

(1) федеральное министерство или агентство само запросило помощь МВБ;

(2) сил и средств штата и местных органов власти недостаточно и запрошена федеральная помощь;

(3) в реагировании на ЧС в значительной степени задействованы два или более федеральных министерства или агентства, или

(4) президент дал указание министру взять на себя управление ликвидацией последствий происшествия.

Части и подразделения Министерства обороны США могут привлекаться для осуществления мероприятий, направленных на предупреждение нарушений внутриполитической и социальной стабильности в стране, обусловленных возможными гражданскими беспорядками, стихийными бедствиями, техногенными

катастрофами и т. д. Инженерные войска могут привлекаться к заблаговременной подготовке к возможным наводнениям, проведению поисковых и спасательных и других работ, которые осуществляются без введения режима чрезвычайного положения.

Поскольку главной задачей Министерства обороны США и его подразделений является оборона страны, привлечение сил и средств МО США возможно лишь с одобрения министра обороны или по распоряжению президента. Многие подразделения и агентства МО США имеют право действовать в целях спасения жизни, защиты имущества и окружающей среды, облегчения человеческих страданий при непосредственной угрозе, а также обеспечивать поддержку в рамках своих отдельных установленных полномочий.

При принятии решения о предоставлении помощи структурами национальной обороны учитывается законность, ожидаемая смертность, риски, стоимость, уместность такой помощи, ее влияние на обороноспособность страны. При направлении федерального военного или гражданского персонала и ресурсов в помощь гражданским властям командование этими силами остается за министром обороны. Силы министерства обороны в зоне операций по ликвидации ЧС и силы национальной гвардии под командованием губернатора должны тесно взаимодействовать со всеми организациями, участвующими в реагировании на всех уровнях.

Международное взаимодействие. Государственный секретарь США отвечает за обеспечение международной готовности, реагирования и действий по ликвидации последствий ЧС внутри страны, а также защите граждан и интересов США за рубежом.

Другие федеральные департаменты и агентства. Различные федеральные департаменты и агентства могут играть основную, координирующую и/или вспомогательную роль, в зависимости от своих полномочий и ресурсов, а также характера угрозы или чрезвычайной ситуации. Следует отметить, что ряд федеральных департаментов и агентств вправе сами объявлять катастрофическую или чрезвычайную ситуацию. Например, министр здравоохранения и социальных служб США может объявить ЧС в области здравоохранения.

Объединенные полевые штабы. Тесную координацию действий сил и средств, выделенных федеральными ведомствами для оказания помощи пострадавшим регионам, обеспечивает формируемый в зоне бедствия объединенный полевой штаб (ОПШ). Его возглавляет назначаемый министром внутренней безопасности старший федеральный представитель, осуществляющий общее руководство деятельностью ОПШ и имеющий полномочия привлекать для решения поставленных задач силы и средства любых министерств, ведомств, региональных и местных властей. В том случае, если он не является сотрудником ФЕМА, представитель этого ведомства занимает пост советника. Структура ОПШ может в значительной степени варьироваться в зависимости от вида и масштабов ЧС, степени вовлечения федеральных ведомств, привлекаемых сил и средств.

В региональных и полевых оперативных штабах действуют принципы объединенного командования, что позволяет обеспечить эффективную совместную работу различных департаментов и агентств. Таким образом, полная координация действий сил и средств позволяет оперативно среагировать при возникновении ЧС.

заключение

В каком бы уголке земного шара ни случилась беда, российские спасатели всегда готовы протянуть руку помощи. Нередко они работают в тесном контакте с аналогичными службами других стран, и знание того, как эти службы организованы, может оказаться полезным.

Список использованных источников

1. www.dhs.gov

2. www.fema.gov

Сведения об авторах

ляховец татьяна лаврентьевна, с.н.с., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Собакин федор Сергеевич, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского направления. Прокопенкова алла Викторовна, с.н.с., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Котосонов александр Сергеевич, м.н.с., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.