Научная статья на тему 'Организация управления рыночными рисками банковской группы'

Организация управления рыночными рисками банковской группы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ГРУППА / РЫНОЧНЫЕ РИСКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куранов Максим Сергеевич

В статье рассмотрены основные механизмы управления рыночными рисками банковской группы, выделены уровни организационной структуры управления рыночными рисками банковской группы. Предложен вариант распределения основных функций и обязанностей по управлению рыночными рисками банковской группы между органами управления и структурными подразделениями организаций-участников банковской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация управления рыночными рисками банковской группы»

Организация управления рыночными рисками банковской группы

Bank group market risks management

Куранов Максим Сергеевич

старший преподаватель кафедры финансов и банковского дела экономического факультета ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

kuranov. maksim@yandex. ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные механизмы управления рыночными рисками банковской группы, выделены уровни организационной структуры управления рыночными рисками банковской группы. Предложен вариант распределения основных функций и обязанностей по управлению рыночными рисками банковской группы между органами управления и структурными подразделениями организаций-участников банковской группы.

Annotation

This article discusses main mechanism bank group market risks management, marks out levels of bank group market risks management structure. We propose version of distribution basic market risks management function and duties between bank group participants’ controllers and organization departments.

Ключевые слова: банковская группа, рыночные риски, организационнофункциональное управление.

Keywords: bank group, market risks, functional management.

Процесс слияний и поглощений, являющийся достаточно распространенным явлением на иностранных финансовых рынках, усилился и в России. Согласно информации Банка России на 1 января 2011 года в России действовали 149 банковских (консолидированных) групп и 33 банковских холдинга. В их состав входили 224 банка, чья доля активов в активах банковского сектора составляла 86%. В состав 30 групп входили две и более

кредитные организации, 119 групп были сформированы из одной кредитной

организации, являющейся головной, и некредитных организаций. Во всех

группах преобладала банковская деятельность [1].

Процесс укрупнения банковского капитала стимулирует переход от

управления рисками и активами и пассивами в рамках одного коммерческого

банка к созданию аналогичной системы в рамках банковской группы.

Здесь и далее под банковской группой мы понимаем не являющееся

юридическим лицом объединение кредитных организаций (далее - участники

банковской группы), находящихся под прямым или косвенным контролем либо

существенным влиянием одной кредитной организации (головная кредитная

организация банковской группы), либо находящихся под прямым или

косвенным контролем одного и того же физического лица или одних и тех же

юридических и (или) физических лиц. В последнем случае указанные

физические и (или) юридические лица обязаны определить кредитную

организацию, которая будет исполнять функции головной кредитной

организации банковской группы [2].

Основным нормативным документом Банка России, раскрывающим в

целом систему управления рисками в коммерческих банках, является

Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего

контроля в кредитных организациях и банковских группах» [4].

В соответствии с пунктом 1.2.1 указанного Положения внутренний

контроль осуществляется с целью обеспечения эффективности и

результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении

банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и

пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления

банковскими рисками, под которым понимается:

- выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских

рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения

кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие

наступления связанных с внутренними и (или) внешними факторами

2

деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;

- постоянное наблюдение за банковскими рисками;

- принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков.

Система внутреннего контроля согласно Положению № 242-П - это «совокупность органов и направлений внутреннего контроля». В соответствии с международной практикой Положением № 242-П предусматривается, что система органов внутреннего контроля состоит из органов управления, а также подразделений и служащих, выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля. Направления внутреннего контроля включают:

- контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;

- контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;

- контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

- контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;

- постоянный мониторинг системы внутреннего контроля.

В целом можно сделать вывод, что в основу содержания Положения № 242-П легла концепция риск-ориентированного контроля. В соответствии с Базельскими принципами Банк России устанавливает вышеуказанным Положением требование о наличии у всех кредитных организаций эффективной системы внутреннего контроля, не регламентируя конкретно порядок её построения. Главное заключается в том, что система внутреннего контроля должна соответствовать характеру и сложности деятельности кредитной организации и банковской группы, а также принимаемым им рискам.

Для полной реализации стандартов риск-менеджмента,

3

сформулированных в рамках Соглашения Базель II [3], российские кредитные организации и банковские группы должны пройти путь организационных изменений системы риск-менеджмента. Первым этапом должно стать внедрение стандартов корпоративного управления. На втором этапе в дополнение к механизму корпоративного управления должен быть разработан и внедрен механизм функциональной координации, который распространяется как на бизнес-направления, так и на направления поддержки и контроля (в частности, управление рисками, планирование, бюджетирование и формирование управленческой отчетности, управление брендом и др.).

Наиболее разработанным и освещаемым вопросом практически во всех стандартах и нормативных документах является включение процесса управления рисками в систему корпоративного управления. В соответствии с Принципами Организации экономического сотрудничества и развития корпоративное управление представляет собой "систему взаимоотношений между руководством организации, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами. Кроме того, корпоративное управление является основой для определения целей организации, а также определения средств достижения этих целей и путей контроля за ее деятельностью. Надлежащее корпоративное управление должно создавать соответствующую заинтересованность как совета директоров, так и руководства организации в следовании целям, которые отвечают интересам организации и ее акционеров, а также должно обеспечивать эффективный мониторинг [8]."

В банковской группе механизм корпоративного управления сводится к реализации прав головного банка группы через участие в органах управления дочерних организаций, прежде всего советах директоров (наблюдательных советах). В соответствии с принципами эффективного корпоративного управления в банковских группах материнская организация несет общую ответственность за адекватность корпоративного управления в рамках группы и адекватность политики и механизмов управления ее структурами, бизнесом и рисками группы и организациями - участницами группы [6].

В ходе выполнения своих обязанностей по корпоративному управлению совет директоров материнской организации должен хорошо представлять себе риски и проблемы, которые могут повлиять на работу головного банка и ее дочерних организаций. Для этого следует организовать адекватный надзор за дочерними организациями при одновременном признании права на возможную юридическую и управленческую самостоятельность советов директоров дочерних организаций.

В рамках исполнения своих обязанностей по корпоративному управлению совет директоров материнской организации должен [6]:

- организовать структуру корпоративного управления, которая позволяла бы осуществлять эффективный надзор за дочерними организациями с учетом характера, масштабов и сложности рисков, которым подвергается группа и дочерние организации;

- периодически оценивать структуру корпоративного управления и обеспечивать ее адекватность с учетом роста бизнеса, его усложнения, географического расширения и т.д.;

- утверждать политику корпоративного управления на групповом уровне и на уровне дочерних организаций с учетом всех требований корпоративного управления;

- следить за тем, чтобы дочерние организации имели достаточно ресурсов для выполнения установленных стандартов на групповом и локальном уровнях;

- понимать роль дочерних организаций и их отношения друг с другом и с материнской организацией;

- иметь механизм наблюдения за выполнением дочерними организациями всех требований корпоративного управления.

Таким образом, составы советов директоров дочерних организаций

формируются головным банком с учетом таких факторов, как специализация

бизнеса, уровень внешних и внутренних рисков, общий уровень развития

организации. В отдельных организациях головным банком обеспечивается

включение в составы наблюдательных советов независимых директоров. Как

5

правило, независимые директора включаются в наблюдательные советы тех организаций, в которых головной банк не является единственным акционером. В значительной степени это обусловлено тем, что независимые директора являются эффективным инструментом для предотвращения и урегулирования возможных разногласий между акционерами.

В целом дочерняя организация головного банка должна придерживаться тех же корпоративных ценностей и следовать тем же принципам управления, что и материнская организация. При этом совет директоров должен учитывать характер бизнеса дочерней организации и законодательные требования.

Совет директоров регулируемой дочерней организации устанавливает свои собственные обязанности по корпоративному управлению и оценивает групповые решения и методы с учетом того, чтобы они не привели регулируемую дочернюю организацию к нарушению норм действующего законодательства. Совет директоров регулируемой дочерней организации должен также следить за тем, чтобы эти решения и методы не навредили:

- надлежащему и осмотрительному управлению дочерней организацией;

- финансовой устойчивости дочерней организации;

- законным интересам акционеров дочерней организации и других заинтересованных лиц [6].

В соответствии с указаниями совета директоров исполнительные органы должны обеспечить работу систем управления рыночными рисками, которым подвергается кредитная организация. В частности, имеется в виду комплексная и независимая структура по управлению рыночными рисками и эффективная система внутреннего контроля.

С точки зрения риск-менеджмента управление банковской группой только через советы директоров дочерних организаций малоэффективно. При таком подходе каждая дочерняя организация обладает высокой степенью автономии, а между ними не осуществляется полноценного взаимодействия. В результате могут быть реализованы решения, несущие в себе риски для банковской группы в целом.

Таким образом, в целях повышения эффективности управления рисками банковской группы в дополнение к механизму корпоративного управления должен быть разработан и внедрен механизм организационнофункциональной координации, суть которого заключается в усилении взаимодействия профильных структурных подразделений головного банка и дочерних организаций банковской группы по отдельным функциональным направлениям деятельности.

Реализация механизма функциональной координации предполагает создание коллегиального органа, обеспечивающего принятие и контроль исполнения решений на уровне банковской группы (далее - Правление банковской группы). Таким коллегиальным органом может быть правление головного банка (банковская группа ОАО «Сбербанк России») или управляющий комитет банковской группы (банковская группа «ВТБ»). В состав управляющего комитета банковской группы могут входить как руководители головного банка, так и руководители дочерних организаций. Также следует отметить, что с точки зрения российского законодательства управляющий комитет банковской группы не является органом управления. Решения, принимаемые Правлением банковской группы, в случае необходимости их легитимизации на уровне отдельных организаций банковской группы выносятся на утверждение полномочных органов управления таких организаций.

В части управления рисками банковской группы к компетенции Правления банковской группы по нашему мнению должны быть отнесены следующие вопросы:

- утверждение стратегии развития различных направлений бизнеса и управления рисками банковской группы, ориентиры по объему планируемых к осуществлению операций (сделок), планируемый (целевой) уровень капитала;

- утверждение единых принципов управления рисками банковской группы, соответствующих целям, стратегии развития, масштабу и структуре её деятельности;

- определение совокупного предельного размера риска банковской группы, который она готова принять, исходя из задачи получения желательного для неё внешнего рейтинга и (или) поддержания на определенном уровне финансовых показателей (риск-аппетит банковской группы) [5];

- рассмотрение существующей и утверждение целевой (ожидаемой) структуры существенных для банковской группы рисков, целевых (максимальных) уровней существенных рисков;

- утверждение целевого уровня внутреннего капитала банковской группы, необходимого для покрытия существующих и ожидаемых рисков;

- утверждение и контроль выполнения внутренних процедур оценки достаточности имеющегося в распоряжении банковской группы капитала, то есть внутреннего капитала для покрытия принятых и потенциальных рисков, на консолидированной (субконсолидированной) основе [5];

- утверждение и контроль исполнения процедур и методик управления отдельными видами рисков;

- утверждение организационной структуры организаций-участников банковской группы, вовлеченных в процесс управления рисками, и подходы к организации процессов управления рисками в банковской группе;

- утверждение распределения полномочий и ответственности между органами, подразделениями и сотрудниками, ответственными за управление рисками банковской группы;

- утверждение состава и порядка формирования и периодичности внутренней отчетности по рискам и её использования органами управления, подразделениями банковской группы при принятии решений по текущей деятельности;

- утверждает требования к организации системы внутреннего контроля банковской группы и организаций-участников банковской группы.

С целью создания «площадок» для обсуждения на экспертном уровне вопросов деятельности банковской группы Правлением банковской группы

могут быть образованы координационные комитеты банковской группы по

8

основным функциональным направлениям деятельности. К координационным комитетам банковской группы, в частности, могут быть отнесены: комитет по управлению рисками, комитет по управлению активами и пассивами, кредитный комитет, комитет по рискам трейдинга, комитет по внутреннему контролю и аудиту и пр. Правление банковской группы утверждает положения о координационных комитетах, устанавливает их состав и компетенцию. Как правило, в состав координационных комитетов входят профильные специалисты организаций банковской группы. Возглавлять координационные комитеты могут руководители соответствующих профильных структурных подразделений головного банка. В компетенцию координационных комитетов входит выявление лучших практик и разработка предложений по их внедрению.

В части управления рисками координационные комитеты осуществляют управление отдельными видами рисков банковской группы в рамках ограничений и требований, установленных Правлением банковской группы. Результатом данного процесса является, в том числе, формирование требований и ограничений к отдельным сделкам, операциям, позициям, порождающим риски соответствующего вида.

Опрос руководителей крупнейших российских банков, проведенный Центром по изучению финансовых инноваций и PricewaterhouseCoopers в 2010 году [7], выявил, что российские банкиры одновременно с западными коллегами признают рыночные риски, сопряженные с потерями при колебаниях мировых рынков ценных бумаг и процентных ставок, одними из наиболее серьезных рисков банковской деятельности. В связи с указанным фактом считаем целесообразным остановиться более подробно на задачах и полномочиях координационных комитетов, задействованных в управлении рыночными рисками банковской группы.

Комитет по управлению рисками банковской группы создается с целью разработки и предоставления рекомендаций Правлению банковской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группы по вопросам определения основных направлений в части управления

9

рисками банковской группы. Одной из основных задач комитета по управлению рисками банковской группы является осуществление контроля уровня совокупных рисков и обеспечение их соответствия утвержденной целевой структуре существенных для банковской группы видов риска.

В компетенцию комитета по управлению рисками банковской группы входят вопросы участия в системе управления рисками банковской группы, в том числе:

- разработка и представление для утверждения Правлению банковской группы стратегии по управлению рисками банковской группы;

- осуществление агрегированной оценки подверженности банковской группы всем существенным для неё видам рисков;

- соотнесение результатов агрегированной оценки рисков с имеющимся в распоряжении банковской группы капиталом (внутренним капиталом);

- распределение совокупного предельного размера риска банковской группы, который она готова принять (риск-аппетита банковской группы), по организациям-участникам банковской группы;

- осуществление мониторинга и контроля за использованием совокупного предельного размера риска банковской группы, который она готова принять (риск-аппетита банковской группы) на постоянной основе;

- разработка и представление для утверждения Правлению банковской группы целевой (ожидаемой) структуры существенных для банковской группы рисков, целевых (максимальных) уровней существенных рисков;

- установление, перераспределение и контроль размеров внутригрупповых лимитов на отдельные сделки, операции, позиции, порождающие риски соответствующего вида;

- разработка рекомендаций для Правления банковской группы по определению методов идентификации, оценки и оптимизации уровня банковских рисков, организационной структуры организаций-участников банковской группы, вовлеченных в процесс управления рисками;

- разработка и представление для утверждения Правлению банковской группы предложений по распределению полномочий и ответственности между органами, подразделениями и сотрудниками, ответственными за управление рисками банковской группы;

- разработка рекомендаций для Правления банковской группы по составу и порядку формирования и периодичности внутренней отчетности по рискам и её использования органами управления, подразделениями банковской группы при принятии решений по текущей деятельности;

- постановка задач и координация работ по внедрению адекватных информационных технологий контроля рисков, сбора и обработки данных, анализа и расчета лимитов;

- осуществление предварительной оценки положений, правил, процедур и методик по управлению рисками банковской группы, выносимых на утверждение Правления банковской группы;

- контроль за органами, подразделениями и сотрудниками, ответственными за управление рисками банковской группы, в части своевременности выявления рисков, адекватности определения (оценки) их размера, своевременности внедрения процедур управления ими;

- контроль выполнения организациями-участниками банковской группы решений Правления банковской группы по вопросам банковских рисков, внутригрупповым лимитам, другим вопросам.

Комитет по управлению активами и пассивами банковской группы обеспечивает наиболее эффективное размещение собственных и привлеченных средств банковской группы с целью максимизации прибыли при условии сохранения оптимального уровня ликвидности и рыночных рисков.

В части управления рыночными рисками банковской группы в компетенцию комитета по управлению активами и пассивами банковской группы входит решение следующих задач:

- разработка и представление для утверждения Правлению банковской группы основных направлений процентной политики и политики в области управления внутренним капиталом банковской группы;

- установление и контроль показателей минимально допустимой процентной маржи (разницы между процентами, полученными от размещения средств, и процентами, уплаченными за привлеченные средства);

- управление структурой и достаточностью внутреннего капитала банковской группы;

- установление, перераспределение и контроль размеров внутригрупповых лимитов на отдельные сделки, операции, позиции, порождающие рыночные риски (за исключением рыночных рисков, относящихся к сфере ответственности комитета по рискам банковской группы на финансовых рынках);

- разработка рекомендаций для Правления банковской группы по целевому уровню внутреннего капитала банковской группы, необходимого для покрытия существующих и ожидаемых рисков;

- постановка задач и координация работ по внедрению адекватных информационных технологий контроля рыночных рисков (за исключением рыночных рисков, относящихся к сфере ответственности комитета по рискам банковской группы на финансовых рынках), сбора и обработки данных, анализа и расчета лимитов;

- осуществление предварительной оценки положений, правил, процедур и методик по управлению рыночными рисками банковской группы (за исключением рыночных рисков, относящихся к сфере ответственности комитета по рискам банковской группы на финансовых рынках), выносимых на утверждение Правления банковской группы.

Комитет по рискам банковской группы на финансовых рынках осуществляет управление рисками операций банковской группы на финансовых рынках. Основными направлениями деятельности комитета по

рискам банковской группы на финансовых рынках в части управления рыночными рисками банковской группы являются:

- разработка и представление для утверждения Правлению банковской группы основных направлений политики банковской группы на финансовых рынках;

- установление, перераспределение и контроль размеров лимитов рыночных рисков по торговым операциям банковской группы на финансовых рынках;

- постановка задач и координация работ по внедрению адекватных информационных технологий контроля рыночных рисков, относящихся к сфере ответственности комитета по рискам банковской группы на финансовых рынках, сбора и обработки данных, анализа и расчета лимитов;

- осуществление предварительной оценки положений, правил, процедур и методик, ограничивающих рыночные риски операций банковской группы на финансовых рынках, выносимых на утверждение Правления банковской группы.

Комитет по внутреннему контролю банковской группы проводит проверку и оценку эффективности системы внутреннего контроля банковской группы и организаций-участников банковской группы, выявляет и анализирует проблемы, связанные с её функционированием, проводит оценку эффективности используемых процессов и процедур внутреннего контроля, в частности:

- проводит проверку полноты применения и эффективности принятой в банковской группе методологии оценки рисков и процедур управления рисками

[4];

- формирует требования к организации системы внутреннего контроля банковской группы и организаций-участников банковской группы;

- проводит проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности сбора и представления информации и отчетности по рискам

Правлению банковской группы и органам управления организаций-участников банковской группы [4];

- осуществляет контроль соблюдения установленных Правлением банковской группы требований к организации системы внутреннего контроля организациями-участниками банковской группы;

- информирует Правление банковской группы о значимых фактах нарушений действующего законодательства, установленных норм и правил, решений Правления банковской группы, значительных сбоях в системе внутреннего контроля, а также о фактах, когда органы управления организаций-участников банковской группы взяли на себя риск, являющийся неприемлемым для банковской группы, или принятые меры контроля неадекватны уровню риска.

В зависимости от стратегии развития банковской группы и необходимости решения специальных задач в области управления рыночными рисками кроме рассмотренных комитетов Правлением банковской группы могут быть задействованы или созданы и другие координационные комитеты. Решения, принимаемые Правлением банковской группы, являются обязательными для исполнения всеми организациями-участниками банковской группы. Учитывая отсутствие специального нормативного регулирования деятельности банковских групп, разрабатываемые и утверждаемые Правлением банковской группы документы могут быть согласованы с национальными регуляторами - Банком России, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, повышение эффективности управления рисками банковской группы возможно за счет создания коллегиального органа, обеспечивающего принятие и контроль исполнения решений на уровне банковской группы - Правления банковской группы, и реализации матричной структуры управления, согласно которой управление осуществляется по двум направлениям:

- корпоративное управление - управление дочерними организациями как юридическими лицами в рамках организационной структуры банковской группы;

- организационно-функциональное управление - управление рисками банковской группы и другими функциональными направлениями деятельности банковской группы в целом.

Организационная структура управления рисками банковской группы может быть представлена тремя уровнями управления (первый и второй уровни управления могут совпадать, как, например, в банковской группе ОАО «Сбербанк России»). Первый уровень управления осуществляется Правлением банковской группы и координационными комитетами по основным функциональным направлениям деятельности. Правлением банковской группы утверждается стратегия управления рисками банковской группы, целевой уровень внутреннего капитала банковской группы, необходимого для покрытия существующих и ожидаемых рисков, и определяется риск-аппетит банковской группы. На этом уровне формируются требования и ограничения по процессам управления выделенными видами рисков, а также определяются конкретные органы управления и профильные структурные подразделения организаций-участников банковской группы, ответственные за управление выделенными видами рисков.

Второй уровень управления осуществляется органами управления и профильными структурными подразделениями головного банка банковской группы. На этом уровне происходит управление выделенными видами рисков в рамках ограничений и требований, установленных на первом уровне управления. Кроме того, на данном уровне осуществляется агрегированная оценка подверженности банковской группы всем существенным для нее видам рисков. Результатом данного процесса является, в том числе, детализация требований и ограничений к отдельным сделкам, операциям, позициям, порождающим риски соответствующего вида.

Третий уровень управления осуществляется органами управления и профильными структурными подразделениями организаций-участников банковской группы (кроме головного банка). На этом уровне происходит управление выделенными видами рисков в организациях-участниках банковской группы в рамках ограничений и требований, установленных на первом и втором уровнях управления.

В заключение хотелось бы отметить, что в мире не существует универсальной структуры управления рисками банковской группы. Формирование структуры управления рисками такой сложной системы, как банковская группа - это очень долгий процесс. Важно, чтобы текущая структура управления рисками в наибольшей степени соответствовала стратегическим приоритетам банковской группы и структуре её бизнеса.

Библиографический список

1. Г осдума поддержала законопроект о надзоре за банковской деятельностью // [Электронный ресурс] ЦКЬ: http://www.zaks.ru/new/archive/view/79910, (дата обращения: 16.08.2011).

2. Куранов М.С. Современное состояние и перспективы регулирования деятельности банковских групп и банковских холдингов в России // Современные наукоемкие технологии Региональное приложение. 2011, №4(28), с. 54.

3. Международная конвергенция измерения капитала и стандарта капитала: новые подходы. Банк международных расчетов. Июнь 2004 // [Электронный ресурс] ЦКЬ: http://www.cbr.ru/today/ms/bn/bz_1.pdf, (дата обращения: 01.08.2012).

4. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: Положение Банка России № 242-П от 16.12.2003 (ред. от 05.03.2009). Справочно-правовая система «Консультант».

5. О методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала: Письмо Банка России N 96-Т от 29.06.2011. Справочно-правовая система «Консультант».

6. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления»: Письмо Банка России N 14-Т от 06.02.2012. Справочно-правовая система «Консультант».

7. Banking banana skins 2010 Россия // [Электронный ресурс] URL: http://www.pwc.ru/ru/banking/banana-skins-2010.jhtml (04.10.2011), (дата обращения: 02.08.2012).

8. «Principles of Corporate Governance». Organisation for economic co-operation and development. April 2004 //

http://www.oecd.org/corporate/corporateaffairs/corporategovernanceprinciples/31557 724.pdf, (дата обращения: 01.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.