Научная статья на тему 'Организация управления многоквартирными домами: новеллы правового регулирования'

Организация управления многоквартирными домами: новеллы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1505
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / WAYS OF MANAGEMENT OF THE MULTIROOM HOUSE / STATE INFORMATION SYSTEM / LICENSING OF ACTIVITY OF MANAGING ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслей Светлана Эдуардовна

Рассматриваются основные правила управления многоквартирными домами, анализируются некоторые законодательные изменения, произошедшие в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маслей Светлана Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of management of multiroom houses: short stories of legal regulation

In clause the basic rules of management of multiroom houses are considered(examined) and some legislative changes which have occurred in the given sphere are analyzed.

Текст научной работы на тему «Организация управления многоквартирными домами: новеллы правового регулирования»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 1 (42). С. 134-140.

УДК 347

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ: НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ORGANIZATION OF MANAGEMENT OF MULTIROOM HOUSES:

SHORT STORIES OF LEGAL REGULATION

С. Э. МАСЛЕЙ (S. YE. MASLEY)

Рассматриваются основные правила управления многоквартирными домами, анализируются некоторые законодательные изменения, произошедшие в данной сфере.

Ключевые слова: способы управления многоквартирным домом; государственная информационная система; лицензирование деятельности управляющих организаций.

In clause the basic rules of management of multiroom houses are considered(examined) and some legislative changes which have occurred in the given sphere are analyzed.

Key words: ways of management of the multiroom house; state information system; licensing of activity of managing organizations.

Принятие Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) [1] ознаменовало переход на новую систему управления жилой недвижимостью. До 1 января 2007 г. собственники помещений в многоквартирном доме должны были самостоятельно определиться со способом управления своим многоквартирным домом. Если до этого срока способ управления не был избран или был избран, но не реализован, орган местного самоуправления проводил открытый конкурс по выбору управляющей организации до 1 мая 2008 г. [2]. До принятия ЖК РФ вопросы управления многоквартирным домом регулировались Федеральным законом от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ (ред. от 21 марта 2002 г.) «О товариществах собственников жилья» (далее -Закон о ТСЖ) [3]. Этот Закон предусматривал, что для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома домовладельцы [4] вправе самостоятельно выбрать способ управления недвижимым имуществом. Управление кондоминиумом [5] может осуществляться путем непосредственного управления домовладельцами, когда кондоминиум включает в себя не более четырех

помещений, принадлежащих двум, трем или четырем различным домовладельцам.

В других случаях домовладельцы (в составе не менее двух) на добровольной основе вправе выбрать один из следующих способов управления недвижимым имуществом:

• передача домовладельцами функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги;

• образование домовладельцами товарищества собственников жилья для самостоятельного управления кондоминиумом либо для последующей передачи по договору части или всех функций по управлению уполномоченному физическому лицу - индивидуальному предпринимателю либо уполномоченной организации любой формы собственности (управляющему), а также иным способом, установленным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Фактически домовладельцы могли выбрать только один из двух способов управления: служба заказчика либо ТСЖ. Причём за неизбрание домовладельцами в течение шести месяцев способа управления кондоминиумом,

© Маслей С. Э., 2015

134

Организация управления многоквартирными домами: новеллы правового регулирования

в котором более 50 процентов площади помещений находится в частной собственности, был предусмотрен штраф, который мог быть наложен на домовладельцев - граждан и организации, а также на должностных лиц, уполномоченных представлять интересы собственника в кондоминиуме. Практика взимания штрафа так и не сложилась, поскольку данная норма Закона вызывала массу вопросов [6].

В ЖК РФ определены основные правила управления многоквартирными домами, которые заключаются в следующем.

1. Установлен исчерпывающий перечень способов управления. К таким способам относятся:

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

- управление управляющей организацией;

- управление застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами.

Кроме этого возможен вариант управления, при котором в многоквартирном доме организовано товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив и привлекается управляющая организация, с кото -рой заключается договор управления многоквартирным домом. В этом случае товарищество либо кооператив осуществляют контроль за деятельностью управляющей организации. Целесообразность такого варианта управления вызывает сомнения. Контролировать управляющую организацию могут и сами собственники с помощью совета многоквартирного дома, обязанность избрания которого предусмотрена, в том числе, и в случае управления управляющей организацией. Оставлять в качестве «контролёра» юридическое лицо, учитывая все членские обязанности, вытекающие из участия в нём, вряд ли можно признать обоснованным.

2. Определён принцип пообъектного [7] управления, предполагающий индивидуальный подход к управлению многоквартирным

домом, хотя отступления от этого принципа налицо. Во-первых, отсутствуют какие-либо ограничения в возможности выбора одной управляющей организации для управления несколькими многоквартирными домами при условии, что собственники помещений в этих домах на общих собраниях выберут эту управляющую организацию. При проведении органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации допускается проводить конкурс на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами, при этом общая площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в таких домах не должна превышать 100 тыс. кв. метров и такие дома должны быть расположены на граничащих земельных участках, между которыми могут располагаться земли общего пользования [8]. Во-вторых, Федеральным законом от № 255-ФЗ [9] сняты ограничения в организации товариществ собственников жилья в нескольких многоквартирных домах. Прежняя редакция ст. 136 ЖК РФ предусматривала, что ТСЖ могло быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. В-третьих, порядок накопления средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в основном на счёте регионального оператора, с установлением единого для всех собственников помещений в многоквартирных домах на территории субъекта РФ минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, вряд ли свидетельствует об индивидуальном (пообъектном) подходе.

3. Отсутствуют требования о формировании единого комплекса недвижимого имущества (как объекта управления), предусмот-

135

С. Э. Маслей

рена только возможность распространения на всё имущество многоквартирного дома единого управления [10].

4. Не установлены штрафные санкции за неизбрание способа управления, но закреплена безальтернативная для собственников помещений в многоквартирном доме обязанность самостоятельно управлять своим имуществом. Эта обязанность может быть выполнена собственниками добровольно путем выбора на общем собрании способа управления многоквартирным домом или принудительно - путем проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации.

5. Определен статус общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание является органом управления многоквартирным домом.

Однако, несмотря на чёткое закрепление правил управления многоквартирными домами, деятельность в данной сфере далека от совершенства [11]. В качестве постоянно существующих проблем можно назвать следующие:

• проблема организации, проведения и фиксации результатов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;

• проблема отсутствия должного кон -троля за деятельностью организаций, управляющих многоквартирными домами;

• постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ и отсутствие информации о начислении платежей за эти услуги;

• «непрофессиональное» управление и ряд других проблем.

Данные проблемы требуют скорейшего разрешения, в том числе и на уровне законодательства, так как жилищная сфера является наиболее важной и существенной, негативные явления, происходящие в ней, вызывают недовольство граждан, массовое нарушение их прав и законных интересов.

В июле 2014 г. были приняты два федеральных закона, которые, по мнению законодателя, должны улучшить ситуацию в области управления многоквартирным домами. Это Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ (с изм. и доп. на 24 ноября 2014 г.) «О внесении изменений в Жилищный кодекс

Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [9] и Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ГИС ЖКХ) [12]. Кроме этого необходимо упомянуть Федеральный закон № 263-ФЗ [13], предусматривающий возможность проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья и общего собрания членов жилищного кооператива в заочной форме с использованием системы.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ внесены изменения, касающиеся организации отдельных способов управления, расширены полномочия управляющих организаций и введено лицензирование деятельности управляющих организаций. Изменения относительно организации способов управления коснулись непосредственного управления и управления товариществом собственников жилья.

Непосредственное управление, по новым правилам, как способ управления может быть реализовано лишь при условии, что в многоквартирном доме количество квартир составляет не более чем шестнадцать. Собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 г. обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления. В случае если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. Следует указать, что, внося эти изменения, законодатель исключил из ЖК РФ норму, предусматривающую, что при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, договор оказания услуг и

136

Организация управления многоквартирными домами: новеллы правового регулирования

(или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме собственники заключают с управляющей организацией. Совершенно очевидно, что в данной ситуации с управляющей организацией заключается не договор управления многоквартирным домом, а обычный договор подряда, этот договор может быть заключён лишь при согласии управляющей организации, но что будет, если собственники не найдут управляющую организацию для заключения такого договора - способ управления будет считаться нереализованным?

При управлении товариществом собственников жилья законодателем устранены ограничения по количеству многоквартирных домов, которые могут управляться одним товариществом.

Расширение полномочий управляющих организаций заключается в том, что с 1 января 2015 г. владельцем специального счёта, на который перечисляются средства на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, может быть управляющая организация.

Лицензирование деятельности управляющих организаций вводится с 1 мая 2015 г. После указанной даты осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещается. Получение лицензии не потребуется для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.

Выдавать лицензии будут органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Лицензия предоставляется без ограничения срока её действия и действует только на территории того субъекта РФ, в котором она выдана.

Для получения лицензии её соискатель должен зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также выполнить ряд других лицензионных требований (отсутствие судимости у должностного лица за преступления в сфере экономики, наличие квалификационного аттестата и др.).

Сведения о выданных лицензиях будут включаться в реестр лицензий субъекта РФ и сводный федеральный реестр лицензий.

Введение норм о лицензировании деятельности управляющих организаций неоднозначно оценивается специалистами. Так, например, по мнению Д. Одинцова, директора управляющих компаний Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, одно лицензирование не способно улучшить качество сферы обслуживания многоквартирного дома. Лицензирование нацелено на прозрачность работы управляющих компаний, улучшение предоставляемых услуг, повышение профессионализма сотрудников в сфере управления многоквартирными домами. Однако в каждом из перечисленных пунктов есть свои нюансы.

Первое, процесс лицензирования платный. Не будем забывать о коррупционной составляющей нашего общества.

Второе, уменьшится количество управляющих компаний. Общеизвестный факт, что любое уменьшение конкуренции на рынке влечёт за собой ухудшение качества и увеличение цены.

Третье, улучшить качество обслуживания могут только профессионалы. Вузы не готовят таких специалистов. И даже если они начнут подготовку по специализациям для жилищнокоммунального хозяйства в ближайший год, ждать результата придется пять лет [14].

Комитет Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ провел парламентские слушания на тему «О лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами». Более половины участников слушаний высказались о преждевременном введении лицензирования. Специалисты уверены, что необходимо устранить существующие недостатки жилищно-коммунального хозяйства, прежде чем вводить такие серьезные изменения [15].

Думается, что при всех возможных недостатках лицензирования всё-таки назрела необходимость установления эффективного контроля за деятельностью управляющих организаций, и следует согласиться с мнением, что для нормального функционирования и развития сферы ЖКХ необходимо сохранить государственно-частное партнёрство, где на государство возлагается обязанность контроля соблюдения норм, правил, качества, своевременности оказания услуг в сфере ЖКХ [16].

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ установлено, что создаваемая сис-

137

С. Э. Маслей

тема (ГИС ЖКХ) должна обеспечивать возможность сбора, хранения, обработки и анализа информации; доступа к информации, содержащейся в системе, предоставления такой информации в электронной форме; взаимодействия иных информационных систем с системой посредством использования единых форматов; получения и использования достоверной и актуальной информации; осуществления контроля достоверности, полноты и своевременности размещения информации в системе; взаимодействия оператора системы, поставщиков информации и пользователей информации.

Создание единой общероссийской информационной системы призвано решить две ключевые задачи. Первая задача - обеспечить органы власти всех уровней актуальной и достоверной информацией о состоянии ЖКХ, необходимой для принятия обоснованных решений и проведения взвешенной государственной политики. Вторая задача - гарантировать открытость информации в сфере ЖКХ (в первую очередь для граждан и организаций) и её сохранность при «недружественной» смене управляющей организации, ресурсоснабжающей организации и поставщиков коммунальных услуг.

Кроме того, планируется, что ГИС станет центром ведения и формирования эталонных реестров и карточек, касающихся сферы ЖКХ, и будет таким образом обеспечивать сопоставимость информации и её достоверность. Такую, по сути экспертную, проверку информации система сможет выполнять за счёт организации информационного взаимодействия с информационными системами федеральных структур и внебюджетных фондов, в которых ведётся учёт параметров, касающихся сферы ЖКХ. К ним относятся, в частности, информационные системы ФМС (учёт потребителей услуг), Росреестра (учёт параметров жилищного фонда), Пенсионного фонда (учёт потребителей услуг), ФНС (учёт организаций, оказывающих услуги), ФСТ (учёт нормативов и тарифов на коммунальные услуги и ресурсы) и Фонда ЖКХ [17].

Создание ГИС ЖКХ должно быть завершено к 1 февраля 2016 г., а её оператором определено ФГУП «Почта России». Гражданам ГИС ЖКХ должна предоставлять возмож-

ность получать информацию об услугах и тарифах, осуществлять оплату начислений за жилищно-коммунальные услуги в личном кабинете через платёжные системы, получать информацию о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (управляющих и ресурсоснабжающих организаций), получать прозрачную информацию о доходах и расходах по дому. Кроме того, Федеральным законом установлено, что с 1 января 2017 г., в случае если в системе не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, либо размещена информация, которая не соответствует платёжному документу, представленному потребителю на бумажном носителе, платёжный документ считается не представленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Кроме того, граждане смогут голосовать по вопросам управления многоквартирным домом. Речь идет о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (собраний членов ТСЖ, членов жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов), и система нужна для оповещения собственников о проведении общего собрания собственников в многоквартирном доме, принятия решений на общем собранием собственников в многоквартирном доме, подведения и хранения результатов голосования.

Для того чтобы провести собрание через информационную систему, собственникам общего имущества многоквартирного дома необходимо провести общее собрание, на котором следует решить вопрос о возможности использования информационной системы при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; определить лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме будет уполномочено на использование информационной системы при проведении общего собрания собственников, т. е. определить администратора общего собрания.

Принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников в многоквартирном доме, решений

138

Организация управления многоквартирными домами: новеллы правового регулирования

собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы.

Собрание проводится в очной или заочной формах, и решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников в многоквартирном доме.

Не позднее чем за четырнадцать дней до даты начала проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с использованием системы администратору общего собрания должно быть передано сообщение о проведении соответствующего общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Помимо информации, предусмотренной п. 1, 2, 4 и 5 ч. 5 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, необходимо дополнительно указать: сведения об администраторе общего собрания; место и (или) фактический адрес администратора общего собрания; дату и время начала и окончания проведения голосования с использованием системы по вопросам, поставленным на голосование; порядок приема администратором общего собрания оформленных в письменной форме решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

Администратор общего собрания размещает сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в системе не позднее чем за десять дней до даты и времени начала проведения такого собрания.

Голосование происходит двумя способами: с использованием системы путём указания собственниками решения по каждому вопросу повестки дня, выраженного формулировками «за», «против» или «воздержался» в электронной форме либо посредством передачи администратору общего собрания оформленных в письменной форме решений собственников до даты и времени окончания такого голосования в случая неиспользования системы.

Администратор общего собрания обязан принять и заполнить в системе бюллетень

голосования, который предоставлен ему в письменной форме, т. е. разместить в системе электронный образ решения собственника в течение одного часа с момента получения такого решения (бюллетеня).

Решения общего собрания собственников помещений автоматически формируются в форме протокола и размещаются в системе в течение одного часа после окончания такого голосования и далее хранятся в системе.

Продолжительность голосования должна составлять не менее чем три дня и не более чем пять дней с даты и времени начала проведения такого голосования. Голосование проводится без перерыва.

Изменения в сфере управления многоквартирными домами направлены на создание эффективной системы управления, устранение негативных явлений (фальсификации протоколов общих собраний, неоказание или некачественное оказание услуг), определение чётких и однозначных правил, касающихся организации управления. Как эти правила будут работать - покажет время. Тем не менее Жилищный кодекс РФ требует дальнейшего совершенствования. В частности, следует решить проблему необходимого количества голосов для выбора способа управления многоквартирным домом. Сейчас действует норма (п. 4 ч. 2 ст. 44 и ч. 1 ст. 47 ЖК РФ), позволяющая выбрать способ управления (в форме непосредственного управления или управляющей организации) большинством голосов от общего числа голосов собственников, присутствующих на общем собрании, а это 26 процентов голосов всех собственников. Заведомо тупиковая ситуация: способ выбрали, а реализация этого способа невозможна. Требует уточнения вопрос полномочий ТСЖ. Полномочия ТСЖ (ч. 2 ст. 137 ЖК РФ) «пересекаются» с полномочиями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ). Представляется необходимым определить объём прав собственников помещений в многоквартирном доме, которые не являются членами ТСЖ. Статья 143.1 ЖК РФ, определяя, в том числе, права этих лиц, указывает на получение ими определенной информации, перечень которой практически совпадает с информацией, которую обязаны раскрывать организации, осуществляющие деятель-

139

С. Э. Маслей

ность в сфере управления многоквартирными домами [18]. Кроме этого следовало бы в ЖК РФ закрепить права, обязанности и ответственность сторон по договору управления многоквартирным домом, учитывая важность данного договора, а также то обстоятельство, что договор может совершаться не только в письменной, но и электронной форме (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Использование электронной формы договора управления сделает этот документ ещё менее доступным для большинства граждан, а отсутствие норм, определяющих содержание данного договора, позволит включать любые условия, в том числе нарушающие права и законные интересы граждан.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. I). - Ст. 14.

2. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (с изм. и доп. на 21 июля 2014 г.). - Ст. 18 // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. I). - Ст. 15.

3. Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 25. - Ст. 2963. С принятием Жилищного кодекса РФ данный закон утратил силу.

4. Домовладелец - собственник помещения в комплексе недвижимого имущества - кондоминиуме, он же - участник долевой собственности на общее имущество (ст. 1 Закона о ТСЖ).

5. Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) -частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности (ст. 1 Закона о ТСЖ).

6. Казакова А., Вилесова О. Новый Жилищный кодекс Российской Федерации: регулирование института общего имущества многоквартирного дома и управления им // Хозяйство и право. - 2005. - № 4. - Приложение. - С. 52.

7. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / под ред. д-ра юрид. наук П. В. Крашенинникова. - М. : Статут, 2005. -С. 608.

8. О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом : Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 (с изм. и доп. на 26 марта 2014 г.) // СЗ РФ. -2006. - № 7. - Ст. 786.

9. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ (с изм. и доп. на 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. - 2014. - № 30 (ч. I). -Ст. 4256.

10. Казакова А., Вилесова О. Указ. соч. - С. 56.

11. См., например: Айвар Л. Кто виноват и что делать? // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 18 ; Ситникова И. Кто управляет моим домом? // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 28 ; Отсрочка - на раздумья. О новых «управдомах», «двойных квитанциях» и хитрых «ЖуКах» // Неделя. -2006. - 6 дек. ; Максимович Л. Коммуна поневоле // Российская газета. - 2012. - 15 марта и др.

12. Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 30 (ч. I). - Ст. 4210.

13. О внесении изменений в отдельные законода-

тельные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» : Феде-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ральный закон от 21 июля 2014 г. № 263-ФЗ // СЗ РФ. - 2014. - № 30 (ч. I). - Ст. 4264.

14. URL: Шр://рго]кЬ.ги/лицензирование-деятель-ности-управля/

15. URL: http://trud-ost.ru/?p=261323.

16. Айвар Л. Указ. соч.

17. Булгакова И. Государственная информационная система ЖКХ. - URL: http://

www.gzhirb.ru/novosti/?ELEMENT_ID=22005.

18. Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами : Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 (с изм. и доп. на 27 сентября 2014 г.) // СЗ РФ. -2010. - № 40. - Ст. 5064.

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.