С.В. Придвижкин, доктор экон. наук, зав. кафедрой ценообразования в строительстве и промышленности, О.В. Баженов, канд. экон. наук, доцент, кафедра учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В статье представлены направления адаптации существующих в сфере управления проектами подходов к особенностям реализации строительных инвестиционных проектов. При этом наряду с методологическими особенностями, характерными для ProjectManagement, - такими, как четкое определение целей и результатов работ; определение центров ответственности и распределение полномочий; создание системы планирования работ и параметров проекта (сроки, качество, стоимость) с учетом приемлемых рисков; создание систем коммуникаций и документооборота; создание системы непрерывного мониторинга прогресса проекта и регулирования хода выполнения работ; формирование команд и организация их эффективной работы, авторы уделяют особое внимание проектно-сметной документации как основному источнику информации о натуральных и стоимостных характеристиках реализуемого строительного инвестиционного проекта. Кроме того, представлена принципиальная схема реализации системы управления строительными инвестиционными проектами, в которой центральное место занимает проектный офис, декомпозированный в зависимости от размеров и количества проектов на корпоративный проектный офис, проектный офис на уровне отдельных подразделений и офис отдельного проекта. В заключение сделан вывод о целесообразности применения данной системы в современных условиях ведения девелоперского бизнеса. Ключевые слова: инвестиционный проект, проектное управление, ProjectManagement, строительная организация, проектно-сметная документация, проектный офис, жизненный цикл проекта, центр ответственности.
Проектное управление как направление менеджмента, обеспечивающее организацию деятельности в рамках реализации уникального проекта (материальной задачи, обладающей конкретными характеристиками), продемонстрировало свою эффективность во многих сферах хозяйствования: строительство, промышленность, сфера услуг (в том числе образование), государственное и муниципальное управление и пр.
В рамках данной статьи рассмотрим методические особенности управления инвестиционными проектами в строительстве. Для этого первоначально представим и дополним официальное определение термина «инвестиционный проект». Так, согласно
положениям Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).1 Раскрывая представленное определение и адаптируя его к специфике строительной отрасли, отметим следующие характеристики инвестиционного проекта:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Веха
Рис. 1. Жизненный цикл инвестиционного проекта
Завершение
Веха
Разработка Реализация
— ориентация на достижение поставленной цели и/или решение актуальной проблемы, при этом цель представлена не в виде формализованного тезиса, а в основном имеет четко определенные стоимостные и натуральные измерители (величина чистого приведенного дохода от реализации проекта, улучшение критериев инфраструктурных объектов и пр.);
— инвестиционный проект в большинстве случаев уникален, в частности, в силу особенностей внешней и внутренней среды, в которой он реализуется;
— временной детерминизм. Инвестиционный проект реализуется в отведенные согласованные сроки;
— информационной базой для оценки эффективности инвестиционного проекта в строительстве является проектно-сметная документация2;
— за реализацию проекта в целом или его частей несут ответственность уполномоченные центры ответственности.
Сформулировав определение инвестиционного проекта для целей строительства, представим принципиальную схему его реализации через последовательное прохождение фаз жизненного цикла проекта (рис. 1).
Итак, жизненный цикл проекта - это набор последовательно реализуемых фаз проекта, название и число которых определяется исходя из технологических и конструкционных особенностей проекта, а также потребностей его контроля со стороны служб девелоперской компании.3 В свою очередь, под фазой проекта будем понимать набор логически взаимосвязанных работ, после завершения которых достигается один из результатов проекта. Расшифровка представленных на рис. 1 фаз дана в таблице.
Номер п/п Фаза Содержание фазы Вехи фазы
1 Концепция 1. Аналитическая оценка исходного состояния. 2. Целеполагание проекта. 3. Оценка эффективности проекта. 4. Анализ альтернатив. 5. Утверждение концепции 1. Требования к проекту сформированы. 2. Концепция согласована и утверждена
2 Разработка 1. Подготовка проектного задания. 2. Разработка проектно-сметной документации. 3. Утверждение проектно-сметной документации. 4. Выбор генерального подрядчика реализации проекта 1. Проектное задание утверждено. 2. Проектно-сметная документация утверждена. 3. Договор с генеральным подрядчиком подписан
3 Реализация 1. Материально-техническое обеспечение проекта. 2. Выполнение основного объема строительно-монтажных работ (согласно сводному сметному расчету и локальным сметам) Подписаны акты приемки выполненных работ (КС-2) по этапам работ
4 Завершение 1. Приемка объекта строительства. 2. Кадровое обеспечение объекта строительства (при необходимости) 1. Подписан акт ввода в эксплуатацию объекта. 2. Необходимые кадры найдены и юридически оформлены
Фазы жизненного цикла инвестиционного проекта в строительстве
Как видно из рис. 1 и таблицы, процесс реализации строительного инвестиционного проекта достаточно сложно организуемое с управленческой точки зрения мероприятие. В этой связи -большая роль в управлении проектами отводится профессиональной команде исполнителей, координируемых проектным офисом компании (корпоративным проектным офисом) или офисом конкретного проекта.
Специалисты, входящие в команду управления проектами, их функционал и структуру коммуникации можно схематично представить так, как это сделано на рис. 2.
Рассмотрим основных участников ко -манды управления инвестиционным строительным проектом более детально.
Заказчик проекта - лицо, уполномоченное инвестором на реализацию инвестиционного строительного проекта. В его функционал входят целеполагание проекта и определение результатов реализации, согласование финансирования и прочих условий реализации проекта, а также приемка проекта по готовности4.
Большая роль в управлении проектами отводится профессиональной команде исполнителей,
координируемых проектным офисом компании (корпоративным проектным офисом) или офисом конкретного проекта.
Куратор - лицо, курирующее проект со стороны заказчика, обеспечивает общий контроль, административную и ресурсную поддержку, разделяет ответственность - за успех проекта.5
Руководитель проекта - лицо, обладающее полномочиями (полученными от заказчика и/ или инвестора) руководить работами в рамках проекта, а также несущее ответственность за реализацию проекта в рамках сформированных планов и проек-тно-сметной документации.
Функциональный заказчик - лицо, определяющее результат и ограничения проекта; выделяет ресурсы для реализации в какой-либо ограниченной функциональной области комплексных (например, строительно-монтажные работы и оборудование) строительных инвестиционных проектов.
Представитель заказчика - лицо, формулирующее требования к результату проекта на основании и с учетом интересов заказчика, функционального заказчика и потребителей результатов реализованного инвестиционного проекта. Представляет интересы проекта и осуществляет продвижение его результатов.
Рис. 2. Схема организации команды управления инвестиционным проектом
m
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
При этом команда управления инвестиционным строительным проектом независимо от типа организационных структур проекта координируется и контролируется специально созданным проектным офисом (корпоративным, офисом структурного подразделения, офисом отдельного проекта)6.
Таким образом, в данной статье авторы обозначили особенности организации управления инвестиционными проектами в строительстве. В ходе подготовки публикации были рассмотрены теоретические особенности понятия «инвестиционный проект» в привязке к специфике деятельности строительной отрасли. Представлена принципиальная схема реализации инвестиционного проекта в строительстве, учитывающая особенности жизненного цикла проекта и его основные фазы. Далее кратко рассмотрена команда управления инвестиционным строительным проектом и отмечено, что функции координации ее работы возложены на проектный офис.
Следовательно, наглядно продемонстрирована полная адаптивность строительных инвестиционных проектов к концепции ProjectManagement. Более того, мы считаем, что в современных условиях проектный подход - единственный способ эффектив-
ной реализации инвестиционных проектов в строительстве. ^
Литература
1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЭ от 25.02.1999 г. (ред. от 03.07.2016).
2. Баженов О.В. Развитие анализа и прогнозирования финансового состояния строительной организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.
3. Матяш С.А., Акуа Э.Д.А. Жизненный цикл проекта. Процессы управления проектами // Новое поколение. 2014. № 7. С. 167-173.
4. Матвеева Е.Д. Важность команды в управлении проектами // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. № 2 (4). С. 65-67.
5. Щебланов С.А., Габдраупов А.Д. Команда управления проектом - опыт успешной организации // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2011. № 12. С. 10-12.
6. Гергерт Д.В., Штурмина Ю.О. Разработка показателей эффективности офиса управления проектами в зависимости от уровня зрелости проектного управления компании // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2016. № 4 (31). С. 176-188.
MANAGEMENT'S ORGANIZATION OF INVESTMENT PROJECTS IN BUILDING
S.V. Pridvizhkin, Doctor of Economics.
The head of the department of pricing in building and industry. O.V. Bazhenov, Candidate of Economics, Docent, The department of registering, analysis and audit, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
In the article the authors present ways of the contemporary approaches ' adaptation in the sphere of projects' management to features of building investment projects' realization. Besides, together with methodological features typical for Project Management as certain defining of goals and work outcomes; defining centres of responsibility and distribution of authorities; creation of the system of works planning and projects' parameters (time-frames, quality and price) taking into account acceptable risks; creation of communications and documents circulation systems; creation of the system of continuing monitoring of projects 'progress and regulation of works 'process; formation of teams and organization of efficient work, the authors pay attention to project-budget documents as a basic source of information concerning natural and price characteristics of an investment project realized in building. Besides, the paper provides a principled scheme of these projects' realization management system where the key role is performed by project office decomposed according to sizes and quantity of projects to corporate project office, project office at the level of separated departments and office of separated project. In the conclusion the authors underline a reasonability of this system's application in the modern conditions of developer business.
Key words: investment project, Project Management, building organization, project-budget documents, project office, lifecycle of project, responsibility centre.
References
1. Federal'nyj zakon «Ob investicionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii, osushchestvlyaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij» [Federal law «On investment activity in the Russian Federation implemented in the form of capital investments»] № 39-FZ ot 25.02.1999 g. (red. ot 03.07.2016).
2. Bazhenov O.V. Razvitie analiza i prognozirovaniya finansovogo sostoyaniya stroitel'noj organizacii [Развитие анализа и прогнозирования финансового состояния строительной организации]: avtoref. dis. ... kand. ehkon. nauk. Ekaterinburg, 2009. 23 s.
3. Matyash S.A., Akua EH.D.A. ZHiznennyj cikl proekta. Processy upravleniya proektami [The life cycle of the project. The project management processes] // Novoe pokolenie. 2014. № 7. S. 167-173.
4. Matveeva E.D. Vazhnost' komandy v upravlenii proektami [The importance of the team in project
management] // Biznes-obrazovanie v ehkonomike znanij. 2016. № 2 (4). S. 65-67. 5. SHCHeblanov S.A., Gabdraupov A.D. Koman-da upravleniya proektom - opyt uspeshnoj organizacii [Team project management - experience of successful organizations] // Mir nefteproduk-tov. Vestnik neftyanyh kompanij. 2011. № 12.
5. 10-12.
6. Gergert D.V, SHturmina YU.O. Razrabotka pokazatelej ehffektivnosti ofisa upravleniya proek-tami v zavisimosti ot urovnya zrelosti proektnogo upravleniya kompanii [The development of indicators of effectiveness of project management office depending on the level of maturity of project management company] // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: EHkonomika. 2016. № 4 (31). S. 176-188.