Научная статья на тему 'Организация управленческой деятельности в органах внутренних дел'

Организация управленческой деятельности в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление органами внутренних дел / полиция / структура управления / административная деятельность органов внутренних дел / компетенции / управленческие функции / система Министерства внутренних дел Российской Федерации / management of internal affairs bodies / police / management structure / administrative activity of internal affairs bodies / competencies / managerial functions / system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Васильевич Макеев

В статье выявляются основные элементы и определяется понятие «управление органами внутренних дел», проводится анализ основных характерных признаков управления, а также структуры управления органами внутренних дел. Выявляются основные проблемные направления, на которые необходимо обращать внимание в управленческой деятельности. Определена основная цель в деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of management activities in the internal affairs bodies

The article identifies the main elements and defines the concept of “management of internal affairs bodies”, analyzes the main characteristic features of management, as well as the structure of management of internal affairs bodies. The main problematic areas that need to be paid attention to in management activities are identified. Definition of the main goal in achieving the activities of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Организация управленческой деятельности в органах внутренних дел»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 97—100. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):97—100.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-97-100 NIION: 2007-0062-3/24-131

EDN: https://elibrary.ru/GTVOFY MOSURED: 77/27-004-2024-03-331

Организация управленческой деятельности в органах внутренних дел

Алексей Васильевич Макеев

Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия, avm555@mail.ru

Аннотация. В статье выявляются основные элементы и определяется понятие «управление органами внутренних дел», проводится анализ основных характерных признаков управления, а также структуры управления органами внутренних дел. Выявляются основные проблемные направления, на которые необходимо обращать внимание в управленческой деятельности. Определена основная цель в деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: управление органами внутренних дел, полиция, структура управления, административная деятельность органов внутренних дел, компетенции, управленческие функции, система Министерства внутренних дел Российской Федерации

Для цитирования: Макеев А. В. Организация управленческой деятельности в органах внутренних дел // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 97—100. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-97-100. EDN: https://elibrary.ru/GTVOFY.

CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Original article

Organization of management activities in the internal affairs bodies

Alexey V. Makeev

Russian State University of Justice, Moscow, Russia, avm555@mail.ru

Abstract. The article identifies the main elements and defines the concept of "management of internal affairs bodies", analyzes the main characteristic features of management, as well as the structure of management of internal affairs bodies. The main problematic areas that need to be paid attention to in management activities are identified. Definition of the main goal in achieving the activities of the internal affairs bodies.

Keywords: management of internal affairs bodies, police, management structure, administrative activity of internal affairs bodies, competencies, managerial functions, system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

For citation: Makeev A.V. Organization of management activities in the internal affairs bodies // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):97—100. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-3-97-100. EDN: https://elibrary.ru/GTVOFY.

Управление в системе органов внутренних дел имеет свои специфические особеннос-^^ ти, связанные с основной направленностью деятельности органов внутренних дел. Управление органами внутренних дел осуществляется Министерством внутренних дел РФ. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в

© Макеев А.В., 2024

себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России1.

1 Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которым является МВД России. В связи с этим основные направления деятельности органов внутренних дел согласуются с направлениями деятельности полиции. Согласно ст. 2 ФЗ «О полиции» одним из главных направлений деятельности органов внутренних дел является защита личности, общества, государства. Достижение защищенности происходит путем охраны и защиты прав и свобод человека при помощи качественного, правового регулирования их деятельности и надлежащего федерального государственного контроля со стороны вышестоящих органов в структурной иерархии МВД России.

На современном этапе развития органы внутренних дел сталкиваются с новыми вызовами и угрозами. Так, можно выделить следующие основные проблемы, усложняющие выполнение задач, осуществление полномочий, а также реализацию государственной политики в сфере органов внутренних дел:

■ высокий уровень преступности среди несовершеннолетних;

■ экстремистские и террористические угрозы;

■ высокий уровень коррупции, необходимость созданий и обеспечения благоприятной среды для бизнеса;

■ незаконная миграция;

■ высокий уровень наркотизации населения;

■ недостаточный уровень безопасности дорожного движения;

■ повышение уровня доверия населения полиции;

■ отток специалистов;

■ снижение качества предварительного расследования.

Данные проблемы органы внутренних дел призваны решать в условиях недостаточности финансирования, сложной экономической обстановки в целом, а также в условиях санкционно-го давления на Российскую Федерацию. Реформирование органов внутренних дел продолжается и можно выделить пять основных направлений реформирования:

1) кадры и повышение их профессионализма;

2) повышение доверия общества;

3)оптимизация;

4) доступность правоохранительной помощи;

5) адекватные ответы новым вызовам и угрозам.

Проведенный анализ позволил выделить ряд

серьезных проблем механизма управления органами внутренних дел, которые существовали в период постсоветской системы МВД России и не решены в полной мере и в настоящее время.

На сегодняшний день так и не сформирована цель деятельности каждого уровня управления системы МВД России. Положение об органах внутренних дел содержит только задачи, компетенцию и полномочия, не формулируя то желаемое состояние, которое должны достичь своим уникальным путем каждый орган внутренних дел и вся система органов внутренних дел Российской Федерации.

До настоящего времени в практической деятельности органов внутренних дел не реализован принцип научности формирования механизма управления. Организационные структуры создаются без должного научного исследования, не находят и научного обоснования управленческие решения, принимаемые на региональном и территориальном уровне управления органами внутренних дел.

Недостаточно оптимален процесс принятия и реализации управленческих решений. Не в полной мере остается решенной проблема неукоснительного соблюдения принципа законности в органах внутренних дел, уровень правонарушений среди сотрудников полиции остается достаточно высоким, это подтверждают и систематические задержания с поличным при получении взяток, привлечение к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий и факты незаконного вмешательства органов внутренних дел в бизнес-среду, несмотря на существенные шаги в данном направлении, статистика привлечения к ответственности сотрудников органов внутренних дел остается не утешительной.

Наряду с другими одной из важнейших задач органов внутренних остается борьба с преступностью, о чем на расширенном заседании Коллегии МВД Российской Федерации 20 марта 2023 г. говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин, в частности, им было отмечено, несмотря на то, что повысился общий уровень раскрываемости преступлений, тем не менее, возросло количество преступлений экстремистской направленности, также следует обратить внимание на предупреждение подростковой преступности и расширить профилактическую деятельность в молодежной среде2.

Представляется, что понятие «управление органами внутренних дел» имеет следующие составляющие элементы:

■ государственное управление системой МВД России как объектом управления со стороны законодательных и исполнительных органов власти и управления;

2 иИЪ: http://www.kremlin.ru/events/president/trans-cripts/70744

■ внутриорганизационное управление, которое осуществляется в рамках системы МВД России в целях повышения эффективности деятельности по выполнению основных задач названного ведомства.

Иными словами, «управление в органах внутренних дел представляет особый вид деятельности должностных лиц по упорядочению и координации работы подразделений и должностных лиц системы МВД России, обеспечению их функционирования для наиболее эффективного решения возложенных на них функций» [4, с. 852]. То есть управление должно рассматриваться как система, имеющая определенные системные функции.

Функциями управления являются конкретные направления воздействия на объект государственного управления.

Одним из характерных признаков любой системы управления является организационное построение, которое представляет собой совокупность элементов, реализующих отдельные управленческие функции, и наделенных необходимыми полномочиями.

Каждый уровень организационной структуры имеет определенную иерархическую совокупность элементов (вышестоящих, нижестоящих и равноуровневых), взаимосвязанных между собой.

Следовательно, «структуру управления органами внутренних дел можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, с учетом ее принципов реализации, в рамках которой происходит процесс управления, направлений на достижение намеченных целей (решения отдельных задач)» [5, с. 49].

Структура органов внутренних дел включает три типа структур организационного управления: линейную, функциональную и гибридную.

Линейный тип организационно-управленческой структуры характеризуется структурным подразделением и положением по принципу прямого подчинения, т.е. полностью централизованным управлением руководителем соответствующего органа.

Функциональный тип системы организационного управления основан на распределении между несколькими подчиненными субъектами управления в зависимости от специализированных функций, возложенных на каждого, т.е. управляемый объект в данном случае получает несколько функций, при этом получает более эффективное и детальное управление подчиненными объектами управления, менеджеры имеют централизованное управление и несколько прямых менеджеров по внешнему виду объекта, что затрудняет координацию их деятельности, в связи с этим структура организационного управ-

ления в системе внутренних дел этого типа фактически не используется.

Гибридный тип организационной структуры управления характеризуется линейным и функциональным типом комбинированного управления. Такой тип организационно-управленческой структуры реализуется в системе органов внутренних дел в виде так называемого «централизованного управления» и в меньшей степени — в виде «ограниченного функционализма».

Наряду со структурой организационного управления, описанной выше, в органах внутренних дел используются и другие виды управления.

В последние годы в связи с усложнением оперативной обстановки в отдельных районах или возникновением новых задач (например, в чрезвычайных ситуациях или в экстремальных условиях), наиболее гибкими и интегрированными являются плановые структуры организационного управления, позволяющие решать основные межведомственные и территориальные проблемы за счет централизованного управления операциями и комплексного использования сил и средств, имеющихся в процессе ресурсов.

Основные задачи, стоящие перед органами внутренних дел, такие как охрана общественного порядка, общественная безопасность, борьба с преступностью, решаются в процессе административной деятельности. Ю.Н. Демидов, М.В. Костенни-ков, А.В. Куракин подробно разъяснили административную деятельность органов внутренних дел, заявив, что «деятельность органов внутренних дел является независимой и носит исполнительно-распорядительной характер, включая осуществление внешних административно-процессуальных и ад-министративно-юрисдикционных полномочий в пределах их компетенции, а также осуществление внутриорганизационной деятельности по обеспечению четкого функционирования подразделений органов внутренних дел» [2, с. 15].

О. Бекетов сформулировал понятие административной деятельности несколько иначе: «Административная деятельность органов внутренних дел (полиции) — это деятельность служб и подразделений по организации исполнительно-распорядительной деятельности этих органов и практическое осуществление административно-правовых методов охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью» [1, с. 8].

Отличительными признаками управленческой деятельности полиции являются государственно-властный и организационный характер осуществляемых ими основных функций. Государственно-властный характер выражается в реализации органами полиции государственных

полномочий, но в пределах их компетенции, регламентированной законом [3, с. 38].

При этом в распорядительных полномочиях выражается элемент властности, присущий административной деятельности. Решение однотипных задач осуществляется путем совершения однородных действий и применения административно-правовых средств. Совокупность таковых действий является сущностью соответствующей административной деятельности.

Принципы деятельности государственных органов — это основные положения, на которых основана их деятельность, и которыми они руководствуются. Они отражают характерные черты государственного управления вообще и административной деятельности органов полиции в частности.

Таким образом, управление в системе органов внутренних дел имеет специфические особенности, вызванные, прежде всего, содержанием их деятельности. Они осуществляют надежную правовую защиту основных прав граждан, выполняя правоохранительные функции. Кроме того, органы внутренних дел включены в общую систему государственного управления, в которую входят различные органы исполнительной власти, судебные органы, а также органы местного самоуправления

Как следствие вышесказанного, проведенный анализ проблемы показал, что понятие «управление органами внутренних дел» включает следующие элементы:

■ государственное управление системой МВД России как объектом управления со стороны законодательных и исполнительных органов власти и управления;

■ внутриорганизационное управление, которое осуществляется в рамках системы МВД России в целях повышения эффективности деятельности по выполнению основных задач названного ведомства.

Список источников

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: учебник / О.И. Бекетов [и др.]. М., 2009.

2. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин A.B. Административная деятельность орга-

нов внутренних дел: учебник: в 2 ч. Домодедово, 2016. Ч. 1: Общая часть.

3. Кофтина Ю.Н. Управленческий аспект деятельности руководителя (начальника) органа внутренних дел по реализации кадровой политики МВД России / / Труды Академии управления МВД России. 2023. № 2 (66). С. 31—40.

4. Кузнецов Н.В., Раков АВ. Управление в территориальных органах МВД России на районном уровне как основном звене системы МВД России // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Экономика и право. 2021. Том 31, № 5. С. 851—855.

5. Никитин М.Н., Жаглин А.В. К вопросу о соотношении стратегического и оперативного управления в органах внутренних дел / / Труды Академии управления МВД России. 2008. № 3 (7). С. 48—51.

References

1. Administrative activities of the internal affairs bodies. General part: textbook / O.I. Beketov [et al.]. M., 2009.

2. Demidov Yu.N., Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrative activity of internal affairs bodies: textbook: in 2 parts. Domodedovo, 2016. Part 1: General part.

3. Koftina Yu.N. Managerial aspect of the activity of the head (chief) of the internal Affairs body for the implementation of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No 2 (66). pp. 31—40.

4. Kuznetsov N.V., Rakov A.V. Management in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level as the main link in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law series. 2021. Vol. 31, No. 5. pp. 851—855.

5. Nikitin M.N., Zhaglin A.V. On the question of the correlation of strategic and operational management in internal affairs bodies // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2008. No. 3(7). pp. 48—51.

Информация об авторе

А.В. Макеев — доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук.

Information about the author

A.V. Makeev — Associate Professor of the Department of Organization of Judicial and Law Enforcement Activities of the Russian State University of Justice, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 12.07.2024; одобрена после рецензирования 12.08.2024; принята к публикации 12.09.2024. The article was submitted 12.07.2024; approved after reviewing 12.08.2024; accepted for publication 12.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.