Ulyana Blinova Maria Vikhareva
УДК 657.1:378
У.Ю. Блинова ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
м.с. Вихарева В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Рассматриваются аспекты управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования, которые имеют непосредственное отношение к учету и анализу затрат на ведение образовательной деятельности. Учет и анализ затрат является ключевым элементом системы управленческого учета в современном вузе.
Ключевые слова: управленческий учет в образовательном учреждении, учет и анализ затрат образовательной деятельности.
ORGANIZATION MANAGEMENT ACCOUNTING IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
Annotation. The aspects of management accounting in institutions of higher education, which are directly related to the accounting and cost analysis to conduct educational activities are considered. Accounting and cost analysis is a key element of management accounting system in the modern university. Keywords: managerial accounting in an educational institution, accounting and cost analysis of educational activities.
Неизбежность формирования и совершенствования системы управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования диктуется, прежде всего, вышедшими в последние десятилетия реформированиями в правовом статусе и экономической позиции вузов и лимитирован-ностью нынешней системы учета. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» на рисунке 1 представлены десять вузов с наибольшим числом выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России. При подсчете рейтинга применялись статистические коэффициенты, а также осуществлялись масштабные анкетирования между 7500 респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.
Рис. 1. Вузы с наибольшим числом выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших
компаниях России [3]
© Блинова У.Ю., Вихарева М.С., 2015
Вестник Университетам» 3, 2015
Учреждения высшего профессионального образования являются одними из малочисленных видов российских организаций, которым приходится осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной среды. Таким образом, руководство образовательных учреждений должно обладать оперативной и достоверной информацией, чтобы иметь возможность ее использовать в стратегическом планировании и при сопоставлении различных показателей и результатов деятельности конкретного вуза с аналогичными показателями и результатами деятельности других вузов. Управленческий учет в учреждении высшего профессионального образования может быть представлен в виде собирания, регистрации и исследования информации в денежном (стоимостном) и натуральном выражении, нужной для принятия управленческих решений и результативного управления как вузом в целом, так и отдельными его структурными подразделениями, видами деятельности, программами и проектами [1]. Управленческий учет должен рассматриваться как инструмент, позволяющий получить необходимую информацию об объектах управления с целью принятия экономически обоснованных решений.
Важным аспектом управленческого учета в учреждении высшего профессионального образо -вания является вопрос формирования информационной базы учета, которая является ключевым элементом системы управленческого учета в учреждении. Создание информационной базы управленческого учета в вузе предполагает разработку следующих документов:
- политики управленческого учета (ведения учета);
- сводного, операционного и вспомогательных бюджетов;
- планирования оборота документов управленческого учета;
- регламента планирования затрат в соответствии с центрами ответственности.
Отправной точкой процесса внедрения системы управленческого учета в учреждении высшего профессионального образования является подготовка политики управленческого учета. Способ ведения управленческого учета должен приниматься ведомственным нормативным актом (приказом ректора вуза). При разработке политики управленческого учета необходимо в организационно -технической части документа установить:
- структурные подразделения вуза, ответственные за ведение управленческого учета и своевременное представление аппарату управления необходимой для принятия управленческих решений информации;
- структуру вуза на основе центров ответственности для осуществления бюджетного управления;
- требования к документообороту и его график;
- требования к организации учета (периодичность, аналитический разрезы, формы учета и отчетности и т.д.).
В методической части данного документа необходимо:
- утвердить план счетов управленческого учета;
- составить формы управленческой отчетности;
- определить набор и сроки составления бюджетов;
- определить порядок учета затрат и определения их принадлежности к прямым или косвенным затратам;
- определить порядок распределения косвенных затрат;
- определить порядок распределения затрат между Центрами ответственности.
Одним из главных условий результативного функционирования образовательного учреждения является оптимизированная организация его структуры с разумным распределением функций и обеспечением соответствующих прав и обязанностей, т.е. определение так называемых центров от-
ветственности (англ. center of responsibility). Выделение центров ответственности в структуре образовательного учреждения - это главное условие организации и внедрения системы управленческого учета. Центром ответственности может быть структурное подразделение учреждения высшего про -фессионального образования или направление деятельности, выделенное руководством учреждения. Для каждого центра ответственности устанавливаются права и обязанности, границы ответственности и порядок взаимодействия с другими центрами ответственности и руководством вуза.
Независимо от масштабов структурного подразделения для целей управленческого учета вы -делим четыре вида центров ответственности, характеризующихся различным характером управленческих полномочий их руководителей и разным содержанием управленческой отчетности (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика центров ответственности
Центр Ответственность Пример
Затрат Руководитель отвечает только Кафедры (центры затрат, руково-
за понесенные затраты, свя- дитель - заведующий кафедрой);
занные с оказанием услуг (ра- административные структурные
бот) подразделения (центры затрат, руководитель - руководители соответствующих подразделений)
Доходов Руководитель отвечает только за получение доходов, связанных с оказанием услуг (работ)
Прибыли Руководитель отвечает одно- Факультеты (центры прибыли,
временно как за получение руководитель - декан); хозрасчет-
доходов, так и за осуществле- ные подразделения (центры при-
ние затрат, связанных с оказа- были, руководитель - руководите-
нием услуг (работ) ли соответствующих подразделений)
Инвестиций Руководитель контролирует Учреждение в целом (центр инве-
доходы и затраты центра от- стиций, руководитель - ректор)
ветственности, а также резуль-
тативность использования ин-
вестированных в него средств
При выделении центров ответственности целесообразно их максимальное приближение к существующей функционально-организационной структуре учреждения высшего профессионального образования, а также соблюдение следующих условий:
- для каждого центра ответственности должны быть установлены конкретные показатели деятельности, подконтрольные центру; не допускается установление показателей, которые выходят за границы полномочий и компетенции центра ответственности;
- каждый центр ответственности должно возглавлять уполномоченное лицо, наделенное полномочиями на осуществление прав и обязанностей, необходимых для достижения определенных для центра показателей деятельности;
- сфера ответственности, объем прав и обязанностей, а также механизмы их реализации, установленные для каждого центра ответственности, должны быть закреплены нормативными локальными актами учреждения высшего профессионального образования.
Ключевым вопросом организации управленческого учета является организация планирования
Вестник Университета№ 3, 2015
и учета затрат учреждения высшего профессионального образования и исчисления себестоимости оказываемых услуг, в первую очередь образовательных [2]. Оптимально организованная система управленческого учета позволяет не только оперативно исчислять достоверный показатель себестои -мости оказываемых образовательных услуг, но и управлять ею. Себестоимость образовательной ус -луги - денежная оценка затрат на ее оказание и реализацию. Затраты на оказание образовательной услуги зависят от факторов, влияющих на технологию ее оказания, в частности содержание образовательных программ, структуру учебных планов, квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава, техническую оснащенность учебного процесса, количество обучающихся и т.д.
Способ калькулирования себестоимости образовательных услуг зависит от требуемой точности расчета, имеющихся в распоряжении исходных данных для проведения расчетов, своевременности и оперативности представления информации. Наиболее распространенные из существующих способов калькулирования себестоимости подготовки специалистов представлены на рисунке 2.
Способы калькулирования себестоимости подготовки специалистов
Рис. 2. Способов калькулирования себестоимости подготовки специалистов
На практике при организации управленческого учета рассмотренные выше методы применяются в различных сочетаниях, что позволяет сделать вывод о возможности практической реализации различных вариантов планирования и учета затрат и исчисления себестоимости образовательных ус-
луг, оказываемых учреждением высшего профессионального образования, в зависимости от целей проводимых расчетов, масштабов и характера деятельности конкретного учреждения высшего профессионального образования.
В целом, актуальность формирования и развития системы управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования еще больше возрастает в современных условиях, когда перед вузами стоит задача оценки обоснованности финансового обеспечения образовательных услуг и содержание имущества учреждения высшего профессионального образования. Это требует дополнительных исследований и разработок в области организации управленческого учета таких учреждений.
Библиографический список
1. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.А. Бахрушина. - 8-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2010. - 570 с.
2. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / В.Э. Керимов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: Дашков и К, 2014. - 484 с.
3. «Эксперт РА» подготовил третий ежегодный рейтинг вузов России [Электронный ресурс]: http://www1.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_rus_2014/ (дата обращения: 10.03.2015).