Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА (ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА (ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
799
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЛИЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АЛГОРИТМ РАБОТЫ / ВРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / НЕДОСТАТКИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / OPERATIONAL ENVIRONMENT / MANAGEMENT DECISIONS / PERSONAL PLANNING / MANAGEMENT CULTURE / LABOR ACTIVITY / WORK ALGORITHM / TIME COSTS / DISADVANTAGES OF EFFECTIVE WORK / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ульянов Александр Данилович, Власов Борис Евгеньевич

Актуальность исследования состоит в том, что недооценка организационных аспектов реализации управленческих функций в части целеполагания и планирования, разделения и специализации труда, его рациональности и эргономики может привести к хроническому дефициту рабочего времени, низкому качеству исполнения должностных обязанностей, напряженности морально-психологического климата в коллективе, текучести кадров, некомплекту личного состава и другим негативным последствиям. Постановка проблемы: рациональная организация труда, основанная на достижениях науки и положительном опыте, широком применении передовых цифровых и иных технологий, позволяет при меньшей затрате сил и средств добиваться должной результативности управления. Такой подход кажется очевидным для всех, однако в квалификационных требованиях для начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о профессиональных знаниях по научной организации труда, навыках оптимального использования рабочего времени, рационального планирования и учета своих трудовых ресурсов. Цель исследования: выявление факторов, препятствующих эффективной работе руководителя, и обоснование направлений организации и планирования трудовой деятельности, системы самоорганизации личного труда. Методы исследования: контент-анализ нормативных правовых актов, исследование специальной литературы, экспресс-опрос, индукция, дедукция, моделирование. Основные выводы: 1. Экспресс-опрос руководящего состава органов внутренних дел отразил тревожный пробел в познавательном процессе, который заключается в дефиците потенциальных возможностей, необходимых в повседневной оперативно-служебной деятельности: трудности выявления проблемных вопросов, улучшения форм и методов организации служебной деятельности, планирования личной работы и деятельности вверенного подразделения. 2. В комплекс факторов, препятствующих эффективной работе руководителя, входят отсутствие индивидуальной управленческой культуры; рассогласование организационных и личных ценностей и целей, отсутствие стремления к личностному росту; слабо выраженный уровень наличия управленческих способностей, дефицит рабочего времени; иные аспекты, необходимые для успешной управленческой деятельности. 3. Правильная организация личного планирования, являющегося завершающим элементом пирамиды планирования деятельности органов внутренний дел в целом, позволяет не только экономить рабочее время самого руководителя или его заместителей, но и дисциплинирует личный состав, способствует повышению эффективности управления, предопределяет успешность и результативность оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ульянов Александр Данилович, Власов Борис Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MANAGERIAL WORK (PRACTICAL ACTIVITY)OF THE HEAD IN THE SYSTEM OF THE MINISTRYOF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The relevance of the study is that underestimation of the organizational aspects of the implementation of managerial functions in terms of goal-setting planning, division and specialization of labor, its rationality and ergonomics can lead to a chronic shortage of working time, low quality of performance of official duties, tension of the moral and psychological climate in the team, staff turnover, lack of personnel and other negative consequences. The problem statement: the rational organization of work, based on the achievements of science and positive experience, the widespread use of advanced digital and other technologies, allows you to achieve proper management efficiency with less effort and money. This approach seems obvious to everyone, but in the qualification requirements for the commanding staff of the internal affairs bodies of the Russian Federation, there is no mention of professional knowledge in the scientific organization of labor, skills for optimal use of working time, rational planning and accounting of their labor resources. The purpose of the study: to identify the factors that hinder the effective work of the manager, and to justify the directions of the organization and planning of labor activity, the system of self-organization of personal labor. The research methods: content analysis of normative legal acts, research of special literature, express survey, induction, deduction, modeling. Key findings: 1. The rapid survey of the management staff of the internal affairs bodies reflected an alarming gap in the cognitive process, which consists in the lack of potential opportunities necessary in everyday operational and official activities: difficulties in identifying problematic issues, improving the forms and methods of organizing official activities, planning personal work and the activities of the entrusted unit. 2. The complex of factors that hinder the effective work of the manager includes the lack of individual management culture; mismatch of organizational and personal values and goals, lack of desire for personal growth; weakly expressed level of managerial abilities, lack of working time; other aspects necessary for successful management activities. 3. The correct organization of personal planning, which is the final element of the pyramid of planning the activities of internal affairs bodies as a whole, allows not only to save the working time of the head himself or his deputies, but also disciplines the staff, contributes to improving the efficiency of management, determines the success and effectiveness of operational and service activities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА (ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ»

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ УЛЬЯНОВ,

доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: alex_ulyanov@inbox.ru

БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ ВЛАСОВ,

начальник кафедры теории и методологии государственного управления, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: B.e.Vlasov@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная

деятельность.

УДК 005.74

Дата поступления: 18 января 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2021 г.

ALEKSANDR DANILOVICH UL'YANOV,

Associate Professor of the Department

of Organization of the Activities

of the Internal Affairs Bodies of the Center

for Command and Staff Exercises,

Candidate of Law, Associate Professor

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: alex_ulyanov@inbox.ru

BORIS EVGEN'EVICH VLASOV, Head of the Department of Theory and Methodology of Public Administration, Candidate of Law, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: B.e.Vlasov@mail.ru

Scientific Specialty:

12.00.11 - Judicial Activities,

Prosecutorial Activities,

Human Rights And Law Enforcement

Activities.

Организация управленческого труда (практической деятельности) руководителя в системе МВД России

Organization of Managerial Work (Practical Activity) of the Head in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация

Актуальность исследования состоит в том, что недооценка организационных аспектов реализации управленческих функций в части целепола-гания и планирования, разделения и специализации труда, его рациональности и эргономики может привести к хроническому дефициту рабочего времени, низкому качеству исполнения должностных обязанностей, напряженности морально-психологического климата в коллективе, текучести кадров, некомплекту личного состава и другим негативным последствиям.

Постановка проблемы: рациональная органи-

Annotation

The relevance of the study is that underestimation of the organizational aspects of the implementation of managerial functions in terms of goal-setting planning, division and specialization of labor, its rationality and ergonomics can lead to a chronic shortage of working time, low quality of performance of official duties, tension of the moral and psychological climate in the team, staff turnover, lack of personnel and other negative consequences.

The problem statement: the rational organization of work, based on the achievements of sci-

4S

зация труда, основанная на достижениях науки и положительном опыте, широком применении передовых цифровых и иных технологий, позволяет при меньшей затрате сил и средств добиваться должной результативности управления. Такой подход кажется очевидным для всех, однако в квалификационных требованиях для начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о профессиональных знаниях по научной организации труда, навыках оптимального использования рабочего времени, рационального планирования и учета своих трудовых ресурсов.

Цель исследования: выявление факторов, препятствующих эффективной работе руководителя, и обоснование направлений организации и планирования трудовой деятельности, системы самоорганизации личного труда.

Методы исследования: контент-анализ нормативных правовых актов, исследование специальной литературы, экспресс-опрос, индукция, дедукция, моделирование.

Основные выводы:

1. Экспресс-опрос руководящего состава органов внутренних дел отразил тревожный пробел в познавательном процессе, который заключается в дефиците потенциальных возможностей, необходимых в повседневной оперативно-служебной деятельности: трудности выявления проблемных вопросов, улучшения форм и методов организации служебной деятельности, планирования личной работы и деятельности вверенного подразделения.

2. В комплекс факторов, препятствующих эффективной работе руководителя, входят отсутствие индивидуальной управленческой культуры; рассогласование организационных и личных ценностей и целей, отсутствие стремления к личностному росту; слабо выраженный уровень наличия управленческих способностей, дефицит рабочего времени; иные аспекты, необходимые для успешной управленческой деятельности.

3. Правильная организация личного планирования, являющегося завершающим элементом пирамиды планирования деятельности органов внутренний дел в целом, позволяет не только экономить рабочее время самого руководителя или его заместителей, но и дисциплинирует личный состав, способствует повышению эффективности управления, предопределяет успешность и результативность оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: оперативная обстановка; управленческие решения; личное планирование; управленческая культура; трудовая деятельность; алгоритм работы; временные затраты; недостатки эффективной работы; цифровые технологии.

ence and positive experience, the widespread use of advanced digital and other technologies, allows you to achieve proper management efficiency with less effort and money. This approach seems obvious to everyone, but in the qualification requirements for the commanding staff of the internal affairs bodies of the Russian Federation, there is no mention of professional knowledge in the scientific organization of labor, skills for optimal use of working time, rational planning and accounting of their labor resources.

The purpose of the study: to identify the factors that hinder the effective work of the manager, and to justify the directions of the organization and planning of labor activity, the system of self-organization of personal labor.

The research methods: content analysis of normative legal acts, research of special literature, express survey, induction, deduction, modeling.

Key findings:

1. The rapid survey of the management staff of the internal affairs bodies reflected an alarming gap in the cognitive process, which consists in the lack of potential opportunities necessary in everyday operational and official activities: difficulties in identifying problematic issues, improving the forms and methods of organizing official activities, planning personal work and the activities of the entrusted unit.

2. The complex of factors that hinder the effective work of the manager includes the lack of individual management culture; mismatch of organizational and personal values and goals, lack of desire for personal growth; weakly expressed level of managerial abilities, lack of working time; other aspects necessary for successful management activities.

3. The correct organization of personal planning, which is the final element of the pyramid of planning the activities of internal affairs bodies as a whole, allows not only to save the working time of the head himself or his deputies, but also disciplines the staff, contributes to improving the efficiency of management, determines the success and effectiveness of operational and service activities.

Keywords: operational environment; management decisions; personal planning; management culture; labor activity; work algorithm; time costs; disadvantages of effective work; digital technologies.

К руководящему составу органов и подразделений в системе МВД России предъявляются специальные требования, содержательно отличающиеся прежде всего по критериям комплексной оценки эффективности организации оперативно-служебной деятельности от деятельности подчиненного ему персонала.

Очевидно, что результативность работы руководителя на любом уровне, в том числе и системы МВД России, в большей степени определяется именно грамотной организацией собственного труда, что является важнейшим квалификационным признаком профессионализма и соответствия занимаемой должности.

Недооценка организационных аспектов реализации управленческих функций в части целе-полагания и планирования, разделения и специализации труда, его рациональности и эргономики может привести к хроническому дефициту рабочего времени, низкому качеству исполнения должностных обязанностей, напряженности морально-психологического климата в коллективе, текучести кадров, некомплекту личного состава и другим негативным последствиям.

Данный вопрос приобретает особую значимость в контексте необходимости совершенствования системы и структуры управления в органах исполнительной власти и государственного (публичного) управления в целом на научной основе, позволяющей оптимизировать численность бюрократического аппарата на федеральном, региональном и районном уровнях за счет повышения качества современного госуправления, профессионализма управленческих кадров, умения применять инновационные цифровые технологии в сочетании с высокой персональной ответственностью в решении задач, стоящих перед обществом и страной [9].

Проблема научной организации управленческого труда не нова как для правоохранительных органов, так и для менеджмента организации в любой сфере жизнедеятельности государства. Ей посвящено множество монографических исследований, публикаций и аналитических материалов, стандартов и правил, которые приобретают особую значимость и требуют переосмысления в связи с появлением новых вызовов и угроз, актуализировавших задачу подготовки и обучения не только высококлассных юристов, но и управленческих кадров с нестандартным мышлением и новыми идеями [2, с. 7], способных эффективно организовать деятельность подчиненного личного состава, вверенных органов и подразделений, в том числе дистанционно в условиях пандемии.

Очевидно, что любой руководитель, принимающий управленческое решение, должен не-

сти персональную ответственность за конечные результаты его исполнения. Формальные, спонтанно принятые или бессодержательные решения оказывают негативное влияние на итоги работы всего коллектива, тем более, если при этом проявляются элементы корыстной личной заинтересованности с преобладанием бюрократического стиля общения с подчиненным персоналом и в рамках взаимодействия с руководителями других правоохранительных структур.

Рациональная организация труда, научный подход, основанный на достижениях науки и положительном опыте, широком применении передовых цифровых и иных технологий, создают предпосылки для успешной работы, позволяют при меньшей затрате сил и средств добиваться должной результативности управления, упрощают запоминание и дают возможность концентрации внимания на наиболее важных делах [7].

В последние годы в этом направлении на государственном уровне предприняты некоторые меры по нормативно-правовому регулированию. Так, получила государственную регистрацию информационно-интеллектуальная система «Автоматизированная система планирования и учета рабочего времени руководителя», предназначенная для рационального распределения временных ресурсов, учета, анализа и оценки правильности и своевременности принимаемых управленческих решений [10, с. 138].

Целесообразность такого подхода кажется очевидной для всех. Однако в квалификационных требованиях для начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о профессиональных знаниях по научной организации труда, о навыках оптимального использования рабочего времени, рационального планирования и учета своих трудовых ре-сурсов1, хотя если проанализировать аналогичные документы других ведомств, то распорядок и организация своего рабочего времени, планирование профессиональной служебной деятельности подчиненных служащих являются обязательным требованием к руководящему составу2. В дополнительных требованиях Кодекса этики и служебного поведения для сотрудников, за-

1 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 (Приложение № 11).

2 Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов: приказ Роскомнадзора от 30 июля 2012 г. № 726 // Рос. газ. 2012. 5 сент. № 203; Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

мещающих должности руководителем в системе МВД России3, лишь упоминается о важности распределения между подчиненными служебной нагрузки, необходимости проявления заботы по созданию надлежащих организационно-технических и санитарно-гигиенических условий службы сотрудников с учетом ее особенностей, а также об их отдыхе и досуге.

Между тем, сравнительный анализ экспресс-опросов (2012 г., 2019 г.) слушателей Академии управления МВД России — руководителей подразделений территориальных органов МВД России, проходящих обучение

по направлению подготовки «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление»4, показал, что вопросы планирования личной работы, деятельности коллектива актуализируются. Приведем фрагменты общего опроса, связанного с востребованностью руководителей территориальных органов МВД России к набору знаний, умений и навыков, которых не хватает им в современных условиях. В экспресс-опросе 2019 г. участвовали 129 слушателей 2 факультета руководящих кадров органов внутренних дел очной формы обучения (табл.).

3 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сот- 4 Материалы аналитического обзора «Современное состояние

рудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ управленческой культуры руководителей органов внутренних дел» МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 (п. 9.4 Приложения к приказу). (п. 90 Плана НИД Академии управления МВД России 2013 г.).

Таблица

Варианты ответов % опрошенных

2019 г. 2012 г.

1 Совершенствовать формы и методы организации служебной деятельности 37,2 27,7

2 Своевременно выявлять проблемы в деятельности коллектива 30,8 27,2

3 Планировать личную работу 23,1 13,6

4 Планировать работу вверенного подразделения 15,4 10,9

50

Для полного восприятия отобразим цифровые показатели в графике.

2019 г. "2012 г.

Совершенствовать формы и методы организации

служебной деятельности

Своевременно выявлять проблемы в деятельности коллектива

Планировать личную работу

Планировать работу вверенного подразделения

Рис. Знания, умения, навыки по решению проблем, дефицит которых ощущают руководители органов внутренних дел в современных условиях

Возможно, некорректно утверждать, что бел в познавательном процессе руководяще-

за указанный период данное социологическое го состава органов внутренних дел (далее —

измерение выявило какую-то тенденцию, од- ОВД), который необходимо компенсировать

нако данный опрос отразил тревожный про- правовыми, организационными, методиче-

скими мерами. Иными словами, сравнительный анализ показал на сегодняшний день дефицит тех потенциальных возможностей, которые необходимо использовать в практической деятельности: выявлять проблемные вопросы, совершенствовать формы и методы организации служебной деятельности, планировать личную работу и работу вверенного подразделения.

Исходя из анализа специальной литературы по менеджменту, результатов социологических исследований и фабул многих ведомственных нормативных актов, можно выделить комплекс факторов, препятствующих эффективной работе и являющихся в целом следствием недостатка у руководителя необходимых для успешной управленческой деятельности знаний, умений и навыков:

— отсутствие индивидуальной управленческой культуры;

— рассогласование организационных и личных ценностей и целей, отсутствие стремления к личностному росту;

— слабо выраженный уровень наличия управленческих способностей;

— недостаток творческого подхода к работе, отсутствие креативности и консервативность поведения;

— неумение управлять собой;

— недоброжелательное отношение к подчиненным по службе;

— неумение управлять коллективом;

— неумение мотивировать сотрудников;

— трудности в общении с подчиненными;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— применение неэффективного стиля руководства;

— ориентация только на себя и на свою карьеру;

— отсутствие стремления к решению профессиональных задач.

Указанные факторы, как правило, способствуют появлению в поведении руководителя невротических и конфликтных тенденций.

Общий подход к организации трудовой деятельности руководителя состоит в достижении оптимального результата путем тщательного анализа способов и приемов трудовой деятельности, группировки на отдельные операции и отбора наиболее соответствующих оптимальному достижению поставленных целей. Основными направлениями являются:

— разработка и применение в управленческой деятельности наиболее эффективных форм разделения труда и его кооперации;

— использование возможностей современной науки и техники, переход от относительно простых цифровых технологий к более высокой форме использования современной цифровиза-

ции (облачные сервисы, ERP-системы, RFID-технологии) [12, с. 117—121].

Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что основными причинами потерь времени являются: нечеткое определение целей и приоритетов, в результате чего руководители не могут правильно сориентироваться в ситуации, а потому берут на себя слишком много либо слишком мало работы, тонут в мелочах; неудовлетворительная организация планирования, не позволяющая справиться с распределением времени на выполнение своих дел; неорганизованность и недисциплинированность подчиненных, приводящая к многократной переделке одной и той же работы; отсутствие необходимой информации для принятия решений, в результате чего их приходится постоянно откладывать; нерешительность руководителя, неумение плодотворно работать со своими заместителями, подчиненными, проводить собрания и совещания [1, 8, 11].

В научных источниках отмечается, что, рациональная организация трудовой деятельности и разделение труда должны согласовываться между собой, в противном случае мы неминуемо столкнемся с нагромождением работ на одних участках и бездельем на других. Нормальный человек по своей природе является творческой личностью, стремящейся проявить себя. Он хочет работать в организации, где видны четкие перспективы для его роста и профессионализма, функционирующей на основе планового использования рабочего времени [4, с. 84].

Тем не менее при всей очевидности осознания необходимости и целесообразности личного планирования в обобщенных результатах исследований зарубежных ученых, отраженных в научной литературе, отмечается, что лишь 3 % работоспособного населения всех стран письменно формулируют свои долгосрочные цели, еще около 10 % также имеют и цели, и планы их реализации, но они формально (документально) не отражаются, остальные же 87 % ни це-леполаганием, ни планированием не занимаются [4, с. 267], хотя и имеют отдельные достижения, сделав карьеру руководителя. При этом вопрос экономии и рационального использования менеджерами рабочего времени в рамках выполнения функций управления с научно-практической точки зрения не теряет своей актуальности.

Здесь возможно единственное решение — формирование целостной системы самоорганизации личного труда, извлечение уроков из собственных успехов и неудач. Это очень важно, так как любой руководитель должен знать, как принимать правильные решения,

52

как планировать их реализацию, как управлять своей деловой карьерой, как организовать свое рабочее место и собственный труд, как создавать и повышать в глазах сотрудников свой собственный имидж.

Основной вопрос среди решения проблем совершенствования трудовой деятельности заключается в рациональном использовании рабочего времени. Значимость временного фактора с позиций оптимизации труда руководящего звена ОВД рассматривается с нескольких сторон: как требования законодательства; в качестве научной категории в характеристике труда руководящего состава территориальных органов МВД России, требующей пристального внимания в рамках рационального использования рабочего времени; как средства оптимизации деятельности личного состава в решении оперативно-служебных задач [6, с. 136-139].

Без учета и строгого следования всем вышеперечисленным сторонам рационализация труда руководителя и его подчиненных не может быть осуществлена. Эти условия становятся жестко установленными рамками, заданными индикаторами, произвольное изменение которых не зависит от воли начальника. Без упорядочения временных факторов немыслима объективная оценка работы руководящего состава ОВД.

Подсчет временных затрат не является трудоемким занятием и не должен внушать страх руководителям. Одной из рекомендаций является работа с опросником, где перечисляются наиболее часто встречаемые в повседневной деятельности способы потери времени при условии предельной откровенности по отношению к себе. Так, согласно значимости можно отметить «дезорганизаторов» и фактические причины потери времени: беспорядок на рабочем столе (в том числе в компьютере) и личная неорганизованность; неоправданные необходимостью различные совещания с нулевой результативностью; боязнь делегирования полномочий; включенность в рутину и мелкие детали; непоследовательность; бесконечные перерывы на телефонные разговоры; незваные собеседники; отсутствие знаний по основам управления; трудности в постановке целей, выявлении приоритетов; игнорирование необходимости ежедневного планирования; нерешительность и затягивание решения проблем; попытка сделать больше и нереальная оценка своего бюджета времени; нечетко регламентированные ответственность, права и обязанности; неспособность твердо сказать «нет»; недоведение работы до логи-

ческого завершения; отсутствие самодисциплины; недостоверная или несвоевременная информация и др.

При исследовании проблем затрат рабочего времени основное внимание уделяется вопросам ежедневного планирования. При этом вне поля зрения не должна оставаться подлинно творческая работа руководящего состава ОВД, которая предполагает наличие у него необходимого времени на обдумывание предстоящих перспектив.

У креативного работника замечательные идеи могут возникать часто, но для их реализации, как правило, требуется резерв времени, что является одним из необходимых условий для работы, приносящей удовлетворение. Наоборот, работа неравномерная, урывками, авралами, в состоянии крайнего напряжения приводит к постоянной тревоге и истощению нервной системы. Трудовые процессы, которые выполнены в спешке, дают в большинстве своем неудовлетворительные результаты.

Специфика и интенсивность управленческой деятельности в правоохранительной сфере во многом обусловлена состоянием оперативной обстановки. При ее осложнении у руководящего состава ОВД возникает объективная необходимость перераспределения рабочего времени, что, как правило, приводит к увеличению продолжительности рабочего дня. И это не единственная проблема, требующая рационализации процесса распределения и использования ресурса времени, так как существует необходимость решения более широкого круга задач иного характера, связанных, например, с гармоничным развитием личности самого руководителя территориального органа или его структурного подразделения на любом уровне управления системы МВД России.

Вместе с тем необходимо учитывать важность и роль целого ряда морально-психологических аспектов, обусловленных как увлеченностью своей профессией и потребностью неформального обсуждения в коллективе сложных и актуальных вопросов оперативно-служебной деятельности, культурных событий, достижений науки и др., так и потребностью самообразования путем изучения специальной и иной литературы, расширяющей кругозор, позволяющий комплексно и системно анализировать и осмысливать процессы и явления реальной действительности.

Таким образом, важнейшими задачами в планировании трудовой деятельности руководителя являются:

— комплексное внедрение инновационных технологий и рациональных способов управле-

ния, их применение не только в повседневной деятельности ОВД, но и в особых условиях;

— решение проблемы нормирования управленческого труда в контексте определений критериев (показателей), требующихся в процессе целеполагания для определения объема труда и соответствующей ему численности персонала;

— научное обоснование затрат рабочего времени, необходимых для выполнения как стандартных, определенных нормативно операций на всех стадиях процесса управления, так и связанных с разработкой управленческих решений по наиболее сложным вопросам оперативно-служебной деятельности, в том числе обусловленным новыми вызовами и угрозами;

— применение положительного отечественного и зарубежного опыта управленческой деятельности государственного управления в целом;

— адаптация и внедрение наиболее гибких форм стимулирования управленческого труда в деятельности правоохранительных органов;

— комплексная модернизация рабочего места руководителя в части информационного обеспечения, технического оборудования, эргономики, комфортности, безопасности и т. п.

Кроме того, для организации эффективного управленческого труда руководителей в системе МВД России большое значение имеет личное планирование работы, механизм которого достаточно полно исследован в классическом менеджменте организации и получил название «тайм-менеджмента» (от англ. time manadgement). Без знания его основных положений (принципов, алгоритмов) невозможно качественное и своевременное выполнение руководителем своих функциональных обязанностей, в том числе в части общего планирования мероприятий и решения задач стратегического характера вверенного территориального ОВД или его структурного подразделения, контроля за исполнением собственных поручений и указаний, самосовершенствования и самообразования.

Именно личное планирование призвано обеспечить ритмичность работы как самого руководителя, так подчиненного ему персонала, поскольку позволяет наиболее рациональным образом распределять и использовать ресурс рабочего времени, избежать неравномерности служебно-функциональной нагрузки, наладить процесс осуществления на регулярной основе качественного анализа результатов текущей оперативно-служебной деятельности ОВД и его подразделений во взаимосвязи с принятыми и уже реализуемыми управленческими ре-

шениями, минимизировать затраты на решение повседневно возникающих проблем оперативного управления.

Таким образом, правильная организация личного планирования, являющегося завершающим элементом пирамиды планирования деятельности ОВД в целом, позволяет не только экономить рабочее время самого руководителя или его заместителей, но и дисциплинирует личный состав, способствует повышению эффективности управления, предопределяет успешность и результативность оперативно-служебной деятельности.

Для руководителя ОВД также важно умение отличать главное от второстепенного, определять наиболее существенные проблемы, возникающие в процессе управления, и применять комплексный подход к их решению. Однако многие руководители, проходящие, как правило, только стадию становления в должности, концентрируют свое внимание не на важных проблемах, а на всей поступающей к ним текущей информации. Подчас они не успевают достаточно глубоко проанализировать ее по причине многоаспектности и большого объема и, как следствие, в лучшем случае выполняют диспетчерскую роль. При этом из поля зрения руководителя выпадают и остаются нерешенными вопросы и проблемы стратегического управления, что в свою очередь порождает массу новых текущих вопросов организации повседневной управленческой деятельности.

В результате такого подхода у руководителя не остается времени на изучение достижений науки, положительного опыта работы других правоохранительных органов, саморазвитие и самосовершенствование. При этом страдает эффективность функционирования всего аппарата управления и органа в целом, а у самих руководителей такого типа отмечается пониженный уровень работоспособности.

Другая крайность — организационно-управленческая патология заключается в том, что руководители гипертрофируют значение некоторых проблемных вопросов пусть и стратегического характера, уделяя излишне много времени детальной проработке, неоднократным обсуждениям с привлечением для этих целей личного состава, часто некомпетентного в силу отсутствия у него необходимых знаний и умений.

Как следствие, собственный труд таких руководителей с точки зрения организации приобретает нерациональные черты, так как им не хватает времени не только для повышения собственной квалификации, но и на общение с подчиненными руково-

54

дителями и персоналом, изучение фактического положения дел на местах. В свою очередь, отсутствие необходимой и достаточной по объему информации для принятия качественных управленческих решений не компенсируется творческой инициативой подчиненного персонала, как правило, необученного методике личного планирования и испытывающего аналогичный дефицит служебного времени.

Компенсируя недостатки в организации собственного труда и труда подчиненных, а также возникающую по этим причинам нехватку времени, некоторые руководители органов и подразделений МВД России, не уделяя должного внимания интеллектуальной компоненте организации именно управленческого труда, значительно увеличивают продолжительность рабочего дня, что неблагоприятно отражается на психофизиологическом состоянии их самих, довольно часто приводя к сильнейшему перенапряжению.

Кроме того, и у персонала зачастую не остается времени на полноценный отдых, занятие спортом, культурные мероприятия, самообразование и решение личных проблем, что может привести к профессиональному выгоранию и нервно-физическим срывам, снижению производительности труда, текучести кадров.

Оценивая уровень организации труда руководителя любого уровня, следует прежде всего получить и проанализировать ответы на ряд вопросов организационного характера: как он планирует использовать свое служебное время ежедневно или еженедельно? Как распределяет его на решение наиболее важных, срочных вопросов и тех задач, которые могут быть отложены в порядке очередности на перспективу? Каким образом учитывает и использует регламент работы и потенциал подчиненных? Применяет ли институт делегирования полномочий для решения задач, не относящихся к его исключительной собственной компетенции? Сколько времени отводит на прием посетителей, рассмотрение почты, участие в совещаниях, изучение положительного опыта, ознакомление с инновациями?

Таким образом, можно составить представление об умении руководителя планировать собственную работу и на научной основе сформулировать практико-ориентирован-ные рекомендации по совершенствованию его управленческого стиля, а также механизма планирования в вверенном подразделении в целом в развитие концептуальных положений приказа МВД России от 1 октября 2020 г. № 683 «Об организации плани-

рования в органах внутренних дел Российской Федерации».

Исходными данными для планирования личной работы руководящего и оперативно-начальствующего состава являются:

— положения законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих компетенцию ОВД в целом, отдельных подразделений и должностных лиц;

— ведомственные нормативные акты, документы директивного характера;

— планы оперативно-служебной деятельности, служебной и физической подготовки;

— должностные регламенты;

— различные графики (дежурств, контроля и т. п.);

— указания, поручения вышестоящих органов, непосредственных руководителей и т. п.

Личное планирование хотя и имеет преимущественно краткосрочный характер, предполагает также в зависимости от необходимости составление планов на несколько временных периодов: год, полугодие, квартал, месяц, декаду или же неделю.

Ежедневные планы личной работы по форме должны быть унифицированными, представляя собой, по сути, расписание (распорядок), в котором мероприятия распределены по часам. Содержание и структура плана личной работы на месяц определяются с учетом задач, стоящих перед подразделением, в контексте мероприятий, предусмотренных другими планами, должностными регламентами и т. п.

Для планирования личной работы целесообразно после ознакомления с планами основных организационных мероприятий, планами работы подразделений и иными планами, предусмотренными приказом МВД России «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации», до начала планируемого периода составить выписки из них, проанализировать другие исходные данные, определяющие содержание должностных обязанностей сотрудника.

План личной работы руководителя составляется с учетом сроков выполнения мероприятий, к исполнению которых он имеет отношение, доведенных до него указаний и поручений, систематически повторяющихся работ и исполняемых стандартных функций, а также необходимости резервирования времени на внеплановые мероприятия.

Планирование распорядка рабочего дня целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

— изучение реальных затрат в бюджете рабочего времени по основным направлениям деятельности;

— анализ содержания имеющихся проблем и определение примерных затрат времени для их разрешения;

— уяснение степени согласованности предполагаемого объема работы с бюджетом рабочего времени;

— составление перспективного алгоритма работы (на неделю, месяц и т. д.);

— оформление планового документа (чаще всего в виде графика — рационально выстроенной последовательности мероприятий с указанием времени их выполнения);

— корректировка планового документа на каждый отдельно взятый рабочий день с учетом возникающих дополнительно задач и обстоятельств.

В условиях динамизма изменений и часто возникающей нестабильности оперативно-служебной обстановки выдерживать ранее спланированный режим деятельности трудно, но и в этих условиях можно и нужно планировать свое личное время. Для сближения ежедневного плана работы с реальной обстановкой руководитель должен в конце каждого рабочего дня корректировать план-график на следующий день с распределением по часам. Если такой план не составить, то, как правило, до решения узловых проблем дело не доходит. При наличии же плана руководитель вынужден строить свой завтрашний день с учетом того, что необходимо уделить внимание решению и какого-то приоритетного конкретного вопроса.

Информационные материалы по личному планированию рабочего времени могут быть использованы как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Существенную помощь в минимизации непродуктивного ручного переписывания ежедневно повторяющихся трудовых операций и оптимизации временного потенциала могут оказать универсальные электронные ресурсы, к которым относится Microsoft Outlook, как современный органайзер [5, с. 262].

Планирование трудовой деятельности руководителя требует конкретных ответов на элементарные вопросы: что он должен делать? Что он делает? Когда? Сколько времени уходит на различные виды работ? Это необходимо для упорядочения его личной работы прежде всего по следующим направлениям: анализ оперативной обстановки (суточный, декадный, месячный); выявление приоритетных задач оперативно-служебной деятельности; разработка и принятие управленческих решений; работа с электронной почтой, организационно-распорядительной документацией; общение с личным составом по актуальным вопросам оператив-

но-служебной деятельности; решение материальных, финансовых, социально-экономических проблем; проведение совещаний, деловых встречи, бесед; изучение причин объективно возникающих непроизводительных временных затрат; использование резерва времени.

При формировании личного плана работы следует с максимально возможной точностью определить не только содержание и сроки выполнения работ, но и оценить затраты времени, необходимые для этого. В частности, целесообразно учитывать:

— работы, регулярно повторяющиеся в плановом порядке по определенному циклу с заданным ритмом: ежедневно, еженедельно, ежедекадно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно (рассмотрение корреспонденции, доклады дежурной части о состоянии оперативной обстановки, информирование органов власти и управления, участие в работе совещательных органов и т. д.);

— мероприятия периодического характера (служебные командировки, межведомственные совещания, мероприятия внесистемного характера (внешнего взаимодействия), отпуска и т. п.);

— вероятность работ, ранее не выполнявшихся, которые по объективным причинам предусмотреть при планировании весьма затруднительно;

— необходимость резерва времени на случай осложнения оперативной обстановки и решения вновь возникающих задач;

— возможность уменьшения временных затрат на запланированные работы за счет интенсификации труда и использования положительного опыта, современных инновационных методик и цифровых технологий;

— пределы делегирования полномочий нижестоящим руководителям;

— научные рекомендации по определению приоритетности в выполнении срочных работ и др.

В системе работы с руководящими кадрами любого уровня, в особенности из состава резерва выдвижения на вышестоящие должности, также должны предусматриваться формирование и оценка умений и навыков личного планирования как требование к их профессиональной компетентности [3].

Предложенные направления организации трудовой деятельности руководителя в системе МВД России, формы и методики рационализации планирования личной работы весьма востребованы в современных условиях при многообразии и усложнении общественных отношений в связи с появлением новых вызовов и угроз во всех сферах жизне-

56

деятельности государства — экономических, социальных, политических, духовно-идеологических и др. Умение рационально организовать собственный труд — важнейшая составляющая профессиональной культуры руково-

Список литературы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

дителя любого уровня системы МВД России. Оно логически неразрывно связано как с эффективностью управленческой деятельности, так и с результатами реализации правоохранительных функций в целом.

References:

Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. Москва, 2011. Встреча главы МВД России с участниками смены «Молодые юристы России» на международном форуме молодежных проектов «Селигер-2014» // Полиция России. 2014. № 8.

Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации: матер. расширенной рабочей группы при Министре внутренних дел Российской Федерации по дальнейшему реформированию органов внутренних дел. Москва, 2013.

Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. Москва, 2007. Кулагова И. А., Лаврова Я. А. Современные подходы к планированию рабочего времени руководителей организации // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды: матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. (31 мая — 1 июня 2019 г.). Нижний Новгород, 2019.

Лукьянова Е. А. Актуальные аспекты управления в органах внутренних дел // Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Екатеринбург, 2012.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя: учеб.-практ. пособ. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. А. Гуреева, С. В. Сазанова. Москва, 2017. Новикова Ю. А. Планирование рабочего времени государственного служащего в условиях цифровой экономики: матер. XXII Все-рос. науч.-практ. конф. Нижневартовского государственного университета (6—7 апреля 2020 г.) / науч. ред. Д. А. Погонышев. Нижневартовск, 2020. Ч. 2. Путин В. В. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 18.01.2021). 10. Сирина Н. Ф, Зубков В. В. Развитие информационно-интеллектуальных систем планирования рабочего времени руководителя // Социально-экономическое развитие

1.

2.

3.

4.

5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.

Vesnin V. R. Upravlenie personalom. Teoriya i praktika: uchebnik. Moskva, 2011. Vstrecha glavy MVD Rossii s uchastnikami smeny «Molodye yuristy Rossii» na mezh-dunarodnom forume molodezhnyh proek-tov «Seliger-2014» // Policiya Rossii. 2014. № 8.

Dorozhnaya karta dal'nejshego reformirovani-ya organov vnutrennih del Rossijskoj Feder-acii: mater. rasshirennoj rabochej gruppy pri Ministre vnutrennih del Rossijskoj Federacii po dal'nejshemu reformirovaniyu organov vnutrennih del. Moskva, 2013. Knorring V. I. Teoriya, praktika i iskusstvo up-ravleniya: uchebnik dlya vuzov. 3-e izd., izm. i dop. Moskva, 2007.

Kulagova I. A., Lavrova Ya. A. Sovremen-nye podhody k planirovaniyu rabochego vre-meni rukovoditelej organizacii // Innovacion-naya ekonomika: global'nye i regional'nye trendy: mater. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Nizhnij Novgorod, 31 maya — 1 iyunya 2019 g.). Nizhnij Novgorod, 2019. Luk'yanova E. A. Aktual'nye aspekty uprav-leniya v organah vnutrennih del // Proble-my sovershenstvovaniya pravoohranitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del. Ekaterinburg, 2012.

Nastol'naya kniga sudebnogo pristava-ispol-nitelya: ucheb.-prakt. posob. 3-e izd., pererab. i dop. / pod red. V. A. Gureeva, S. V. Sazanova. Moskva, 2017.

Novikova Yu. A. Planirovanie rabochego vre-meni gosudarstvennogo sluzhashchego v uslovi-yah cifrovoj ekonomiki: MATER. XXII Vse-ros. nauch.-prakt. konf. Nizhnevartovskogo go-sudarstvennogo universiteta (g. Nizhnevartovsk, 6—7 aprelya 2020 g.) / nauch. red. D. A. Pogo-nyshev. Nizhnevartovsk, 2020. CH. 2. Putin V. V. Ezhegodnoe Poslanie Preziden-ta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobrani-yu Rossijskoj Federacii 12 dekabrya 2012 g. URL: http://kremlin.ru (data obrashcheniya: 18.01.2021).

10. Sirina N. F, Zubkov V. V. Razvitie informacion-no-intellektual'nyh sistem planirovaniya rabochego vremeni rukovoditelya // Social'no-eko-nomicheskoe razvitie Rossii: problemy, tenden-cii, perspektivy: sb. nauch. statej 19-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kursk, 2020.

7.

9.

России: проблемы, тенденции, перспективы: сб. науч. статей XIX Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 2020.

11. Чашина О. Научная организация труда в системе управления персоналом компании // Управление персоналом. 2007. № 12.

12. Щеглакова А. К. Статистический анализ инновационной деятельности регионов в условиях цифровой экономики // Роль государственной статистики в развитии современного общества: матер. междунар. науч.-практ. конф. (17—18 мая 2018): в 2 ч. Иваново, 2018. Ч. 2.

11. Chashina O. Nauchnaya organizaciya truda v sisteme upravleniya personalom kompanii // Upravlenie personalom. 2007. № 12.

12. Shcheglakova A. K. Statisticheskij analiz innova-cionnoj deyatel'nosti regionov v usloviyah cifro-voj ekonomiki // Rol' gosudarstvennoj statisti-ki v razvitii sovremennogo obshchestva: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ivanovo, 17-18 maya 2018): v 2 ch. Ivanovo, 2018. Ch. 2.

Для цитирования:

For citation:

Ульянов Александр Данилович, Власов Борис Евгеньевич. Организация управленческого труда (практической деятельности) руководителя в системе МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 1 (57). С. 47-57.

Ul'yanov Aleksandr Danilovich, Vlasov Boris Evgen'evich. Organization of managerial work (practical activity) of the head in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 1 (57). P. 47-57.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.