Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАВЩИКИ / ПОДРЯДЧИКИ / УЧЕТ РАСЧЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голова Елена Евгеньевна, Лисина Наталья Леонидовна

Перед любой организацией в процессе осуществления ею хозяйственной и предпринимательской деятельности возникает вопрос о приобретении оборудования, запасов, товаров, материалов, работ, услуг. Таким образом, в процессе хозяйственной деятельности неизбежно возникают и всесторонне развиваются взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками. Актуальность эффективной организации учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в том, что качество отражения в учете расчетов с коммерческим партнерами влияет на достоверность показателей бухгалтерской отчетности, правильность налогообложения компании, влияет на риски штрафных санкций по расчетам с поставщиками и бюджетом при искажении налоговой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голова Елена Евгеньевна, Лисина Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ACCOUNTING OF PAYMENTS WITH SUPPLIERS AND CONTRACTORS

Before any organization in the process of carrying out its economic and business activities, the question arises about the acquisition of equipment, stocks, goods, materials, works, services. Thus, in the course of economic activity, relationships with suppliers and contractors inevitably arise and develop comprehensively. The relevance of the effective organization of accounting and analysis of settlements with suppliers and contractors lies in the fact that the quality of accounting of settlements with commercial partners affects the reliability of accounting indicators, the correctness of the company's taxation, affects the risks of penalties for settlements with suppliers and the budget when the tax base is distorted.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ»

Голова Е. Е., Лисина Н. Л. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 3 (26) июль - сентябрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2021/3/00937.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 657.6

Голова Елена Евгеньевна

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г Омск ee.gol ova@omgau. org

Лисина Наталья Леонидовна

Студент 3 курса Очно-заочной формы обучения ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г Омск nl. lisinal 6v43@omgau. org

Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Аннотация. Перед любой организацией в процессе осуществления ею хозяйственной и предпринимательской деятельности возникает вопрос о приобретении оборудования, запасов, товаров, материалов, работ, услуг. Таким образом, в процессе хозяйственной деятельности неизбежно возникают и всесторонне развиваются взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками. Актуальность эффективной организации учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в том, что качество отражения в учете расчетов с коммерческим партнерами влияет на достоверность показателей бухгалтерской отчетности, правильность налогообложения компании, влияет на риски штрафных санкций по расчетам с поставщиками и бюджетом при искажении налоговой базы.

Ключевые слова: поставщики, подрядчики, учет расчетов.

Цель исследования - изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и документальное оформление операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками на примере предприятия, а также представить рекомендации по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками для рассматриваемого предприятия.

Объект исследования - учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на основании материалов одного из предприятий города Омска.

Предмет исследования - организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Общество с ограниченной ответственностью "Планета-Центр" является самым крупным, многоотраслевым, активно развивающимся предприятием Западно-Сибирского региона.

Предприятие занимается производством полимерных пленок различных видов - стретч, термоусадочные, полиэтиленовые, полипропиленовые, гибкой упаковки с печатью. Упаковка завода используется во множестве отраслей: от производства одежды и удобрений до пищевой промышленности. Например, именно в пакеты производства «Планеты-Центра»

упаковывает хлеб и батоны «Хлебодар», в них в магазины поступает продукция «Троекурово». В клиентской базе предприятия не только Омск, но и вся Россия. В 2018 году было запущено редкое для России производство дышащей и полипропиленовой пленки, которую используют в детских подгузниках, средствах гигиены для дам и даже в производстве зимней одежды.

На предприятии ведется компьютеризированный учет денежных средств, денежных документов и материалов на базе программ 1С «Предприятие 8», 1С «Предприятие 7.7», 1С «Предприятие 8.3».

Компания ООО «Премьера» ведет бухгалтерский аутсорсинг - выполняет все функции бухгалтерии.

Бухгалтерский учет ведется главным бухгалтером способом двойной записи в соответствии с учетной политикой и рабочим планом счетов, который разработан на основании приказа Минфина России от 31 октября 2000 года. №94н [1].

Предприятие использует типовые формы первичных документов, которые утвердил Госкомстат России: они содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, а также рекомендованные к использованию, например универсальный передаточный документ (далее УПД), который совмещает в себе ТОРГ -12 и счет-фактуру одновременно. Так же на предприятии действуют свои внутренние документы - приходная накладная, накладная на перемещение, списание (Рисунок 1) [2].

Первичные документы

]

Акт о приемке оборудования (ОС-14)

Акт о приемке выполненных работ (КС-2)

Акт о приемке материалов (М-17)

Акт о приемке товаров (Торг 1)

Товарная накладная (Торг-12)

Счет-фактура

Товарно-транспортная накладная (1-Т)

Платежное поручение

Расходный кассовый ордер (КО- 2)

Соглашение о зачете взаимных требований

Накладная на перемещение

Списание

Регистр аналитического и синтетического учета (автоматизированный учет)

Главная книга (автоматизированный учет)

Бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс,

расшифровки к бухгалтерскому балансу (автоматизированный учет)

Рисунок 1 - Движение бухгалтерской информации по счету 60 «Расчеты с поставщиками подрядчиками» по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками предприятие производит в безналичной форме. Все расходы, связанные с поставщиками, суммируются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". К этому счету открыты все необходимые для учета субсчета:

- 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»;

- 60.2 «Расчеты по авансам выданным (в рублях)»;

- 60.3 «Векселя выданные»;

- 60.11 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)»;

- 60.22 «Расчеты по авансам выданным (в валюте)» [3].

В 2020 году на 10 счет «Материалы» было оприходовано сырья и материалов, необходимых для производства на сумму 1 396 088 076,21 руб. На счете 07 «Оборудование к установке» суммируется поступившее оборудование, (179 373 793 ,97 руб.). ». Купленное новое оборудование или бывшее в эксплуатации, относится в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств» с кредита счета 60 (129 065 022,52 руб.).

Так же для расчетов с прочими поставщиками и подрядчиками применяется счёт 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» [4]. Стоимость принятых к учету работ и услуг учитывается по дебету учета соответствующего имущества (07, 08, 10, 43 и другие) и кредиту счета 60 и 76. Предприятие использует счет 79, так как в 2019 году в Самарской области был открыт филиал. На счете 97 «Расходы будущих периодов» учитываются затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам, списываются равномерно, в течение периода, к которому они относятся. Данные операции: расчеты за приобретенные материалы, принятые работы или потребленные услуги регистрируются на данном счете в тот момент времени, в который был произошел факт хозяйственной жизни, независимо, когда произошла оплата. Все материалы, которые поступают на предприятие, отражаются по дебету счета 10 «Материалы». При необходимости применяется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» [5].

Для полного раскрытия исследуемой темы, детально рассмотрим, как происходит процесс расчетов с поставщиками и подрядчиками на конкретном примере.

Сторонней организацией была оказана услуга: ремонт электродвигателя.

Организация ООО «Обмотчик-ЭМ» выставила акт об оказании услуг №473 от 31.12.2020 года на сумму 156 125,00 руб. (НДС в сумме 26020,84 руб.) и счет-фактуру №481 от 31.12.2020 года на эту же сумму (т. к. есть НДС).

Согласно автоматизированному бухгалтерскому учету в программе завели документ: поступление услуг (рисунок 2).

федприл >ие - лолдкнг ™ - и иктупленве (1*, ими, услуги и пр.*. I

|«г Iг: 1: Опсрйцнн Слрйгочннкаг ТйрГсй/н м буиыЛсрня Г1рйсм*ед:тйс игч^гы Гечгшч^п Журналы ( и.:на Пйирщь _

||рвги| * а л и^и "Зй аI *■ |||даИ1»Ца| " 1

* чэД'П ^ал^^^е а .Й <& ® М 3 дилцок айЕЕн а лх ^

а в, т -ъ а % и-я » 4 81 и а ь?

Ппступпгнне (ОС. ныл. услуге и пр; ' пт ;д]

ВяияишИ.- [47} от (3112.20 в

Получатель Фимаксад поашроба^-е

¡ПлаиггаЦенгр (Пиика] ЦФО | и*!

ДмврвИИОСТЪ и Проект ¡Ермопеико В.В

п

К.и«|р<1геМ1. 0Йг-»ТЧИ<.-ЭМ ООО У П1 Йа«этй договора

Дш иш>р. |Дйг«вр№14ЛМ «10.04.2017 У4 Дал- квнграгмга | м

Оплата да |Э1.12.2В д] Суимя по 1 ББ'1ОЙ рцй_

к:л.н1=н1 з-.щ Ранг днглгапл з£№нв

г « ¡I №«1 тЭ1 12® ВгагвЬцй.] НДС (гай.) ЦП |рмй.|

1.1;Е««ТЯ|М;| К ' ■ГЛ.^Д) 156-175(11! ЖЧИО Е<

Н.---- .1

Рисунок 2. «Шапка» - поступление услуг от ООО «Обмотчик-ЭМ» от 31.12.2020 г.

Сначала заполняется «шапка»: когда была оказана услуга, от какого числа документ и его входящий номер, на какую организацию, контрагент, согласно какому договору, а также заполняются комментарии (что именно приобретено) [6]. Затем заполняется табличная часть документа (рисунок 5):

-. Флнл - = .:ч Операции Слрвминпа! Гпргрвлл и Ьухгилсрия Лраизсод.+пс ОПечлгныхп Журналы Сервис Окна Помощь _ 1

.. а в ■ а = с н ■=,:гтз 3 й«? аар ы и м» м-

-<г Ш 3 .Л Я «3 Ш> ВП Л-Й^Ш^^З^ щадж аЕ0§11 □ Г.Х. 6 91

в » I ■ а ¥

ШЭГКй |

Пэступ'1НИИЯ (ОС. НМА. и лр ) М» от ■ ' СГ

П&дччстсль: П г.жета Цекгр П пен*а1

|[(1н: глнцн И£мртчи<-ЭЫ ООО Договор- Л^апср № 1 З/ЙД <гт 1 □ Ы 201 Т [р^в. I

курс 1 р^.. ЕЕЭНГЬ

N Содержание чел* и, дин сведений *ндс Счв1 СцЛкоки» 1 С«> НУ Счйкожо Н У 1

Копт» Цени Сцмма в т.ч. НДС Счбкинии 2 С«АкиН1«> НУ 2

Сконто 3 Субьйшо ни 3

Реьюнг э л jiei.rare.flia ИМП 17в кВг/221ЭОовЛм*1 203 25 Реадошт н обсеужавз»*« сйср^сеэ^ия. транегс

1.ЙВ 14ЭМ0. ОС 142.000.00 23,66Ь6? П (хм-зеоастро говну»

2 Замена пошлин**, а 6314С-3 5КР 10СП 8190100 8.190.00 204 1,36500 25 Ремонт и обсячадеажв обсруковажя. траисгс П роюешспо плежи

7 Замена подшилщ*.а 6312СЗ &КТ 1 ООО 5Э35.00 5335 00 ¡20* 993.17 25 Рс*.«нт нобсгдяжваже осбордаимшв транспс П ронезвоостпо (ТЛв№

II №1(1 п31 Й.Й ВмгаГвци НДСМК| ЦП |рА| ДжгаитмН" 15Е-1Л ВП ~------

I 1*1 П™тк I I Зяегмт. I ПР^ГТРШИ 1 П|*»и»£Ь*н*л (Ь^тннЬиЬ

Рисунок 3. «Табличная часть» - поступление услуг от ООО «Обмотчик-ЭМ» от 31.12.2020 г.

В «табличной части» заполняется все остальное:

- какие именно были оказаны услуги, сколько и на какую сумму;

- сумма НДС (20 %);

- на какой счет списывается;

- заполняется субконто.

На основании данного документа бухгалтером была сделана запись:

Дт 25 Кт 60.1 - 130104,16 руб. - прочие поступления;

Дт 19.3 Кт 60.1 - 26020,84 руб. - выделен НДС;

Дт 60.1 Кт 60.2 - 156125,00 руб. - зачтен аванс поставщику [7].

Информационное обеспечение внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками напрямую зависит от бухгалтерского учета. Во-первых, своевременный учет отображает количественную и качественную характеристику экономической деятельности предприятия. В свою очередь, самому бухгалтерскому чету необходим контроль: безошибочное отображение этих процессов подтверждает достоверность информации. Во-вторых, без учетных данных контроль не будет существовать, так как проверять нечего, поэтому он нуждается в получении этой информации.

Немалое количество ошибок допускают и сами бухгалтеры при проведении квартальных сверок с поставщиками и подрядчиками. Результатом отсутствия разногласий является двухсторонний акт сверки, который необходимо официально оформить и подтвердить. В нем указывается дата проведения взаимозачета: месяц, квартал или год. Если между контрагентами возникают задолженности, то в акте сверок это указывается: дата, номер, сумма документа или документов, которые подтверждают эти задолженности, в обязательном порядке - выделение суммы НДС [8].

Новые информационные технологии в области бухгалтерского учета открывают большие возможности для руководителей предприятий в процессе принятия решений. Более совершенное программное обеспечение позволяет быстрее получать информацию по всем вопросам, связанным с деятельностью предприятия, и своевременно принимать управленческие решения.

Бухгалтерский учет на данном предприятии ведется в программе «1С: Бухгалтерия 7.7». Данная версия уже устарела и руководству нужно подумать об оптимизации ведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бухгалтерского учета. Решить эту проблему может покупка новой программы «1С: Бухгалтерия 8.0.» версия (индивидуальная конфигурация) стоимостью 35000 рублей.

Предложенная программа позволяет заключать с поставщиками и подрядчиками дополнительные соглашения на работу через электронный документооборот. Например, в 2020 году от поставщика из Казани поступили расходные материалы по документу, полученному с электронной почты, который был распечатан в виде копии, а оригинал так и не был получен. Возможно, конверт с документом был утерян почтовой службой. Проведение взаимозачетов с поставщиками и подрядчиками (квартальная сверка) с использованием новой программы будет происходить намного быстрее, чем в традиционном формате через отправку оригиналов актов сверки по почте [9].

Сервис располагает большим количеством преимуществ по сравнению с бумажными документами. Данный сервис позволяет легко и быстро подписывать нужные документы и при этом они не теряют своей юридической значимости. Любое предприятие, которое начинает пользоваться этой услугой, может самостоятельно настроить сервис согласно своим требованиям: предоставить право подписи определенного документа тем сотрудникам, кто заинтересован в получении этого документа. Все это происходит в электронном виде. Нет необходимости отправлять бумажный вариант оригинала курьером или обычной почтой: курьер - услуга платная, почтой дешевле, но дольше по времени и есть риск потери документа. Сервис позволяет свести такие риски к минимуму и максимально быстро получить важные договора, контракты, акты сверок или счет-фактуры. Быстрый документооборот характеризует репутацию предприятия как «ответственного и серьезного» контрагента [10].

Ссылки на источники

1. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс] - Режим доступа : информационно-правовая справочная система «КонсультантПлюс». Текст : электронный.

2. Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"[Электронный ресурс] - Режим доступа : информационно-правовая справочная система «КонсультантПлюс». Текст : электронный.

3. Керимов В. Э. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / В. Э. Керимов.9-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. 582с. Текст : непосредственный.

4. Golova E.E., Gapon M.N., Baranova I.V. Automation of Real-Time Managerial Accounting in Agricultural Enterprises During Sowing and Harvesting Seasons // Proceedings of the International Conference on Policies and Economics Measures for Agricultural Development (AgroDevEco 2020) Advances in Economics, Business and Management Research, vol. 147, pp.25-29, 2020

5. Shumakova O.V., Gapon M.N., Blinov O.A., Epanchintsev V.Y., Novikov Y.I. Economic aspects of the creation of mobile units providing everyday services in off-road conditions in Western Siberia // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2018. Т. 5. № 4. С. 736-747.

6. Носырева Е.Е. Качество аудита: понятие, элементы, требования, критерии и необходимость контроля // Экономические проблемы модернизации и инновационного развития агропромышленного производства и сельских территорий. материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею доктора экономических наук, профессора Стукача Виктора Федоровича: В 2 частях. Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина. 2012. С. 262-267.

7. Носырева Е.Е. Что есть, то и надо бы учесть... аудит движения основных средств в сельскохозяйственных организациях: цель, методика // Российское предпринимательство. 2007. № 5-2. С. 112-115.

8. Бецко В.А., Епанчинцев В.Ю. Организация учёта, экономического анализа затрат и контроля в ЗАО "Азовское" Азовского района Омской области // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № 4 (11). С. 14.

9. Голова Е.Е., Зайцева О.П. Внутрифирменная стандартизация аудита инвестиционных проектов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 1 (60). С. 286288.

10. Якубенко М.Н., Гапон М.Н. Учёт налога на добавленную стоимость в программе 1С: бухгалтерия 8.3 // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2015. № 2 (2). С. 15.

Elena Golova

Candidate of Sciences in Economic, Associate Professor FSBEIHE Omsk SAU, Omsk

Natalia Lisina

Student of 3 courses Full-time and part-time education FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Organization of accounting of payments with suppliers and contractors

Annotation. Before any organization in the process of carrying out its economic and business activities, the question arises about the acquisition of equipment, stocks, goods, materials, works, services. Thus, in the course of economic activity, relationships with suppliers and contractors inevitably arise and develop comprehensively. The relevance of the effective organization of accounting and analysis of settlements with suppliers and contractors lies in the fact that the quality of accounting of settlements with commercial partners affects the reliability of accounting indicators, the correctness of the company's taxation, affects the risks of penalties for settlements with suppliers and the budget when the tax base is distorted.

Keywords: Suppliers, contractors, accounting of calculations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.