Научная статья на тему 'Организация учебных дискуссий в высшей школе по технологии "дебаты"'

Организация учебных дискуссий в высшей школе по технологии "дебаты" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБАТЫ / ДИСКУССИЯ / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ДЕБАТАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Екатерина Георгиевна

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью включения в образовательный процесс высшей школы такой современной инновационной технологии, как дебаты. В статье рассматриваются особенности дебатов как педагогической технологии и интеллектуальной игры, описываются этапы подготовки к дебатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебных дискуссий в высшей школе по технологии "дебаты"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организация учебных дискуссий в высшей школе по технологии ««дебаты» Коваленко Е. Г.

Коваленко Екатерина Георгиевна / Коуа1впко Ека1вппа Ово^вупа -кандидат филологических

наук, доцент,

кафедра педагогики и методики начального образования, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью включения в образовательный процесс высшей школы такой современной инновационной технологии, как дебаты. В статье рассматриваются особенности дебатов как педагогической технологии и интеллектуальной игры, описываются этапы подготовки к дебатам.

Ключевые слова: дебаты, дискуссия, этапы подготовки к дебатам.

В условиях обновления федеральных государственных образовательных стандартов в высшей школе именно дебаты как педагогическая технология и развивающая ролевая форма организации учебного процесса приобретают особую актуальность и практическую значимость. Не вызывает сомнения, что современные инновационные технологии обучения, применяемые на общегуманитарных дисциплинах подготовки педагога начального образования, должны быть пополнены за счёт нового методического инструмента, получившего название «дебаты».

Слово «дебаты» у бакалавров и магистрантов ассоциируется с дискуссией, полемикой, столкновением мнений, с поиском компромисса, с ролевой игрой, с построением аргументации, освоением новых терминов и понятий. Студенты воспринимают дебаты как разновидность публичной дискуссии, в которой какое -то событие, явление рассматривается с разных точек зрения, часто противоположных, что позволяет всесторонне исследовать проблему. В дебатах видят что-то полезное, необходимое, интересное и это справедливо.

Дебаты представляют собой познавательную интеллектуальную игру, которая даёт реальные возможности каждому участнику значительно повысить уровень своего интеллектуального развития, приобрести навыки ораторского мастерства, развить в себе лидерские качества, научиться аргументировано доказывать свою позицию, работать в команде, и в этом проявляется социализирующая функция дебатов.

Дебаты формируют умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, быть терпимым к другим точкам зрения, способствуют поддержанию активной гражданской позиции, социализации и самореализации молодых людей.

В дебатах участвуют две команды студентов, каждая из которых состоит из трех спикеров, выступающих с различными типами конструктивных речей. Спикерам важно убедить оппонентов в верности оспариваемого тезиса, т.е. одна команда утверждает, а другая - отрицает заданный тезис. Вся игра происходит в соответствии с регламентом, который определяет время выступления каждого и суть его роли. Основополагающими принципами организации дебатов являются честность, уважение к партнерам, обучающий характер дебатов [1].

Дебаты - это и эффективное средство обучения, новая педагогическая технология, что предопределяет применение методики дебатов на занятиях по дисциплинам общегуманитарного цикла. Основные формы проведения данной технологии - форма семинарского занятия, форма коллоквиума, форма промежуточной или итоговой аттестации студентов. Дебаты развивают у бакалавров все основные

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 8(20) 2016 | 72 |

коммуникативные навыки - слушание, чтение, письмо и говорение. На этапе подготовки к дебатам спикеры анализируют литературу, создавая опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи.

Освоить методику проведения дебатов под силу любому преподавателю. Тема, выбранная для обсуждения, должна быть актуальной, противоречивой, затрагивать значимые общественные или научные проблемы и быть пригодной для вынесения на обсуждение [2]. Например, для будущих учителей начальных классов наиболее актуальными будут следующие темы проблемных дебатов: «Учиться можно без учителя», «Обучение мальчиков и девочек в школе должно быть раздельным», «Экранизация литературных произведений искажает замысел автора» или экспресс -дебатов, занимающих часть семинарского занятия и активизирующих познавательную деятельность студентов: «Благотворительность порождает иждивенчество»; «Рекламу на телевидении следует запретить», «Изменения в современном русском языке: благо или вред?».

Можно выделить семь этапов в подготовке к дебатам, а точнее, в подходе к теме.

На первом этапе нужно обсудить рассматриваемую тему, чтобы она стала более «прозрачной», понятной, найти ее прикладной характер, выявить смежные области, обозначить на интуитивном уровне все слова-термины, определяющие тему. На втором этапе необходимо найти аргументы «за» или «против» выдвигаемых тезисов; к аргументам относятся высказывания, подтверждающие и уточняющие тему. На третьем этапе осуществляется выбор главных идей - аргументов, которых должно быть не менее 3-5. На четвертом этапе необходимо объединить все аргументы и подвести их под один критерий, функция которого - показать судьям и зрителям важность и убедительность своих аргументов. Выбираемый критерий служит опорным моментом в завершении аргумента. На пятом этапе определяются все слова, входящие в тему, исходя из подобранных аргументов. Однако прежде чем выбрать подходящую дефиницию из словаря, необходимо сначала без справочника, пользуясь своими знаниями и опытом, подобрать определения к терминам-понятиям. Если сначала дать четкие определения из словаря, то можно потерять часть аргументов. На шестом этапе готовится вступление, которое должно быть ярким, выразительным, заинтересовывающим слушателей и в котором должны сообщаться какие-либо интригующие факты, данные, показывающие необходимость обсуждения данной темы. И, наконец, на седьмом этапе готовятся заключения для речей спикеров и общее заключение, сделанное в конце всех речей. Это чаще всего цитаты или факты, ярко подтверждающие правильность позиции.

Наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность студентов, тщательную проработку материала. Дебаты позволяют решать обучающие, развивающие, воспитательные и коммуникативные задачи.

Таким образом, в ходе дебатов студенты получают основательные знания по изучаемым темам, учатся правильно строить свою речь, получают навыки ведения исследовательской работы, проходят через «мастерские» логики, риторики, культуры речи, имиджа спикера.

Литература

1. Современные образовательные технологии: учебное пособие; под ред. Н. В.

Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

2. Стернин И. А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. 272 с.

| 73 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 8(20) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.