[щ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Т. А. САХАРОВА, учитель физики школы № 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла г. Дзержинска
В статье освещается опыт использования ИКТ в учебной и внеклассной работе; рассматриваются различные формы организации внеурочной деятельности: олимпиады, конференции, защиты творческих проектов, экскурсии. Авторы статьи описывают особенности практического применения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и компьютерных технологий.
Ключевые слова: непрерывная физическая олимпиада (НФО), творческие проекты учащихся, виртуальные экскурсии, виртуальные лабораторные работы
Многие из педагогических инноваций направлены на то, чтобы переориентировать работу учителя с усвоения знаний, умений и навыков на развитие ребенка, на создание условий становления человека, способного и готового думать, принимать самостоятельные ответственные решения. Выполнение этой задачи невозможно без формирования у учащихся устойчивых познавательных мотивов, поэтому развитие интереса к учению у школьников остается актуальным.
Широкие возможности для решения данной проблемы предоставляет внеклассная работа, движущей силой которой выступает интерес, поскольку на внеурочных занятиях ученики знакомятся с более широким кругом явлений, получают больше различных впечатлений.
В нашей школе с углубленным изучением предметов физико-математического цикла в течение нескольких лет успешно проводятся олимпиады, конференции, занимательные вечера по физике,
экскурсии; создаются и защищаются творческие проекты.
Практическое воплощение работы по любому из указанных направлений трудно представить без использования информационных компьютерных технологий, которые обогащают выбор учителем материалов, предоставляя доступ к обширным базам различных учебных знаний, обучающим программам, лабораторному практикуму с возможностью задания математической модели изучаемых процессов. Кроме того, применение мультимедийных средств позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствует повышению их мотивации к обучению.
Использование ИКТ при подготовке и проведении непрерывной физической олимпиады (НФО)
В школе сложилась определенная система подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам. Главное в этой системе — четкое видение цели, непрерывность ра-
боты, постоянный анализ результатов. Непрерывная физическая олимпиада проводится заочно, на выполнение заданий даются две недели, после чего подводятся итоги. В целях проверки степени самостоятельности решения задач предполагаются очные туры олимпиад (2—3 тура в течение учебного года). Подбор материала осуществляется таким образом, чтобы учащиеся могли упрочить базу знаний по определенным вопросам, учились мыслить нестандартно, увереннее чувствовали себя на олимпиадах более высокого уровня.
Содержательно поддержка этого направления работы средствами ИКТ может быть выражена в использовании электронных учебников, задачников, ресурсов Интернета, содержащих обширный банк олимпиадных заданий, в предоставлении школьникам возможности участия в дистанционных олимпиадах.
Из используемых электронных изданий следует отметить видеозадачник, изданный Казанским государственным университетом и содержащий нестандартные экспериментальные задачи. Видеозапись эксперимента оснащена хорошим звуковым сопровождением, автоматическим встраиванием крупного плана. Воспроизведение любой демонстрации опыта быстро активизирует умственную работу школьника благодаря созданной проблемной ситуации.
В настоящее время учащиеся получили возможность участвовать в дистанционных олимпиадах, организованных МФТИ, МГУ, Санкт-Петербургским государственным университетом. Для участия в олимпиаде СПбГУ, например, оказались необходимы не только глубокие знания по физике и математике, но и серьезный уровень владения компьютерными технологиями. Отличительной особенностью интернет-олимпиады СПбГУ является использование виртуальных лабораторий, где эксперимент проводится на основе моделей. Участник олимпиады должен иметь определенный опыт работы с виртуаль-
ным набором инструментов, необходимых для выполнения задания. Сразу после отсылки отчета на сервер ученик получает выдаваемую компьютером информацию о правильности / неправильности результатов и может скорректировать неверно выполненные части задания.
Компьютерные программы учащихся
Физика — наука экспериментальная, поэтому ее изучение трудно представить без использования реальных приборов и оборудования. К сожалению, оснащение кабинета физики не всегда позволяет проводить все необходимые эксперименты и лабораторные работы. Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности используются электронные издания, которые дают возможность провести вычислительный компьютерный эксперимент на основе виртуального оборудования, просмотреть видеозапись «живого» эксперимента, изучить прибор или устройство на основе интерактивной модели. В практической работе применяются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые помогают в учебной деятельности: «Открытая физика», «Живая физика», «Открытая астрономия», CD-энциклопедия видеоопытов.
Убеждаясь в возможности конструирования виртуальных объектов, творчески настроенные учащиеся пробуют свои силы в создании таких программных продуктов, которые позволяют проводить виртуальные лабораторные работы, изучать интерактивные модели различных устройств. Примером подобных продуктов может служить пакет компьютерных программ, созданный в среде DELPHI, для проведения виртуальных лабораторных работ при изучении тем: «Равноускоренное движение» и «Колебания». Эта
На уроках и во внеурочной деятельности используются электронные издания, которые дают возможность провести вычислительный компьютерный эксперимент на основе виртуального оборудования, просмотреть видеозапись «живого» эксперимента, изучить прибор или устройство на основе интерактивной модели.
форма деятельности учащихся появилась в ответ на возникшую проблему с оборудованием при проведении лабораторной работы «Определение ускорения свободного падения» в 9-м классе. Сначала была написана одна компьютерная программа: «Определение ускорения свободного падения стробоскопическим методом». Затем пакет программ был дополнен еще двумя лабораторными работами: «Изучение движения груза вдоль наклонной плоскости» (см. рис. 1), «Изучение колебаний математического маятника». В ходе такого виртуального эксперимента учащиеся могут по своему усмотрению изменять исходные параметры опыта, наблюдать, как протекает явление, анализировать увиденное, получать количественный результат, высчитывать погрешность, делать соответствующие выводы. Программный продукт имеет HTML-поддержку для размещения в сети Интернет.
ТАБПИЦА РЕ ЗУПЬТАТОе ОПЫТА
ОПЫТ№ 1« 1 1
Д|МИ*ГЧГНМ ОЮ Joso
0,09 VA2
4 24
ОН) 000
1.19 0.»
Virjoftn** н/tг
МгНДОООСЧА^
ПИШЮТ. *
j »1
нестройна дп ни пути в Ml иры: 0 60 н
НбСГрОЙКЙ^Лвнй»-ЛйнйОЛОС»АСЧИ г* Гра&уСОЪ
—).....................
(вт о до [««Г
Точность ЬычнС1»ннЙ-™СЛО ммя поело юля гай f
начать | Ст..-«.>-«■ Гн>.т. |
_^ с^-.—- • С» HJ »О'иУМИ_I
Рис. 1. Фрагмент лабораторной работы «Изучение равноускоренного движения (груз на наклонной плоскости)»
Учащиеся, которые увлекаются компьютерной графикой, в частности 3D-гра-фикой, также смогли воплотить свои творческие замыслы. Созданные с помощью программного комплекса 3DMAX компьютерные модели «Капельница Кельвина» (см. рис. 2) являются прекрасным наглядным пособием при изучении темы
Рис. 2. «Капельница Кельвина» (модель)
«Электростатика», позволяющим включать анимацию, многократно повторять опыт, разбирая его физическую сущность.
Таким образом, использование компьютерных технологий в этом направлении работы явилось той стимулирующей средой, которая позволила учащимся раскрыть свои творческие возможности, овладеть способами самостоятельного получения знаний, почувствовать уверенность в своих силах и собственной значимости.
Творческие проекты учащихся
Программа школьного курса не может полностью удовлетворить интересы учеников по всем вопросам физики и техники. С целью знакомства ребят с достижениями в этих областях, развития любознательности, интереса к истории изобретений и открытий им предлагается изучить научно-популярную литературу самостоятельно и, обобщив собранный материал, оформить его в виде реферата, статьи или компьютерной презентации. Заключительным этапом проекта является его защита. Надо отметить, что к созданию проектов активно приобщаются школьники младшего звена. Благодаря реализации программы Intel «Путь к успеху» под руководством ГОУ ДПО НИРО удалось использовать нестандартную проектную методику и личност-но ориентированный подход к обучению. Осваивая часть I программы «Техноло-
гии и местное сообщество», учащиеся 5-х классов выполняли все задания, строго следуя предписаниям в учебнике. Завершающим этапом работы стало создание проекта, дидактическая цель которого — развитие критического мышления, умения работать в команде. Технически, согласно программе, проект учащихся должен быть поддержан средствами Интернета, программами Word, Paint, Power Point. Обучение по части II программы Intel «Технологии и профессии» позволило выявить учащихся, творческие способности которых шире предполагаемых «программными» заданиями.
Весьма плодотворным в этом отношении оказалось проведение занятий в форме игры. Осваивая профессию «учитель», эти школьники, будучи «учителями», должны были изучить новое оборудование из лабораторного набора «Оптика». При этом вся работа строилась в форме определенных заданий учащимся по изучению литературы, отбору оборудования, а также выполнению эксперимента. Заключительным этапом стало создание методического пособия «Лабораторные работы по оптике». Следует заметить, что тема «Оптические явления» изучается в 6-м классе в курсе «Мир природы. Физика» в конце года. Иными словами, данная работа проводится в рамках опережающего обучения, в ходе которого движимый интересом ребенок сам добывает свои знания. При этом ученик формируется как личность, поскольку самостоятельная деятельность способствует его самоутверждению, формированию позитивной Я-концепции, несет положительный эмоциональный заряд, раскрывает перед ним красоту исследовательского поиска.
Экскурсии
Одной из форм внеурочной деятельности, успешно обеспечивающей решение триединой задачи, являются экскурсии. Такая форма занятий способствует развитию творческой инициативы учащихся,
расширяет их образовательный кругозор, воспитывает культуру общения.
Любая поездка оставляет в памяти школьников много новых знаний и впечатлений, но главное — порождает желание поделиться увиденным и услышанным с родителями, друзьями, одноклассниками. Поэтому такая творческая задача, как создание иллюстрированной экспозиции, посвященной экскурсии, является очень востребованной.
Компьютерные технологии становятся незаменимым средством, позволяющим наглядно представить все фото-и видеоматериалы, сделанные в поездке. Учащиеся c удовольствием выполняют компьютерные презентации с помощью Power Point или Mover Maker. Следует заметить, что работа над презентацией курируется учителем, требующим от учащихся наполнения презентации основным содержанием, а не «добавлением эффектов», на что часто отвлекаются школьники.
В настоящее время в школе № 2 Дзержинска компьютеры в кабинете физики подключены к сети Интернет. Доступ к сетевым ресурсам качественно изменяет организацию всей учебной деятельности. Социальный сервис Web 2.0 является той информационной средой, которая предоставляет новые возможности для создания и хранения коллекций накопленных материалов. Работая в группе с помощью программы веб-альбомов Picasa, учащиеся могут создавать свои альбомы в Интернете, чтобы продемонстрировать фотографии сверстникам, учителям, родителям. С помощью сервиса YouTube учащиеся могут публиковать видеофайлы, делиться своими метками (тегами) видеозаписей.
Таким образом, создание виртуальных экскурсий (то есть экскурсий по тем местам, где школьники на самом деле не
Создание виртуальных экскурсий становится самостоятельным направлением в учебной работе, позволяющим учащимся воплотить новые идеи, творческие замыслы или проекты.
были) становится самостоятельным направлением в учебной работе, позволяющим учащимся воплотить новые идеи, творческие замыслы или проекты. На занятиях по подготовке виртуальной экскурсии должны учитываться непредвиденные стихийные моменты: обновление сайта, на который была сделана ссылка, остановка его работы, падение скорости передачи данных. Обойти эти препятствия и облегчить предварительную работу по сбору и систематизации материалов можно, создав сайт виртуальной экскурсии. Это позволит проводить увлекательнейшие экскурсии в форме слайд-шоу и — благодаря гиперссылке на данный сайт в коллекции закладок сервиса ВоЬЮоЬг — пополнять общую копилку средств обучения физике.
Итак, внеклассную работу можно рассматривать как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство акти-
визации творческих возможностей и раскрытия талантов каждого ученика и, конечно же, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых ребятами на уроках.
Современные информационно-коммуникационные технологии, находящиеся на стыке наук, являющиеся ключевыми технологиями XXI века, становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Методологическое значение использования ИКТ во внеурочной работе состоит в реализации синергетического подхода к обучению. С одной стороны, учащиеся получают доступ к современной информационной среде для удовлетворения познавательного интереса, который потом перерастает в творчество, а с другой — работа по добыванию знаний приводит к совершенствованию ИКТ-компе-тентности учащегося, воспитанию ИКТ-культуры, адаптации учащегося к условиям развития современного общества.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КУРСЫ НА ОСНОВЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
С. Э. БАРИНОВА, учитель иностранных языков средней школы № 11 г. Павлово
В статье обосновывается актуальность использования интегрированных курсов в процессе организации обучения иностранным языкам, подчеркивается, что использование междисциплинарных связей дает возможность объединить знания, полученные школьниками при изучении различных дисциплин, выводя их на новый этап осмысления. Рассматриваются предметно-содержательный, языковой, коммуникативный, текстовый аспекты курса «Французский язык в жизни и творчестве А. С. Пушкина». Описанный курс может быть изменен с учетом особенностей интегрируемого предмета и стать образцом для авторских разработок.