Научная статья на тему 'Организация учебной активности студентов втузов'

Организация учебной активности студентов втузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петухова Наталія Володимирівна

Проведен анализ особенностей организации учебной активности при обучении иностранному языку. Предлагаются определенные методики обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петухова Наталія Володимирівна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS' STUDY ACTIVITY

An analysis of organizational peculiarities of foreign languages learning by students has been done. Offered are definite methods for teaching foreign languages to students.

Текст научной работы на тему «Организация учебной активности студентов втузов»

УДК 371.132

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВТУЗов

Н.В. Петухова, преподаватель, ХНАДУ

Аннотация. Проведен анализ особенностей организации учебной активности при обучении иностранному языку. Предлагаются определенные методики обучения студентов.

Ключевые слова: эффективность обучения, личностно-ориентированный подход, коммуникативная направленность, дифференциация, педагогические инновации.

Введение

В процессе обучения иностранным языкам должны создаваться условия для формирования будущего специалиста, владеющего иностранным языком, способного свободно мыслить, создавать интеллектуальные ценности. Одной из важнейших предпосылок эффективности обучения иностранным языкам является его целенаправленность, а именно целесообразность обучения иностранным языкам специальности (или Language for Special Purposes - LSP).

Обучение иностранным языкам с учетом реализации целей профильного обучения предполагает содержание языкового образования с учетом личностно-ориентированного подхода, усиление коммуникативной направленности языкового образования, обеспечение дифференциации и индивидуализации в обучении иностранным языкам, внедрение современных педагогических технологий.

Основные особенности

Обучение студентов должно быть построено с максимальным учетом их интересов и дальнейших жизненных планов и обеспечения индивидуальной образовательной направленности, что является основной целью профильных вузов.

И конечно основными задачами курса является практическое овладение обучаемыми: навыками устной речи, умениями и навыками чтения и понимания оригинальной иноязычной литературы по специальности с целью извлечения полезной информации, ее перевода, реферирования и аннотирования; умениями письменно фиксировать информацию в виде письма (протокола и т.д.); включение в активный словарь профессионально ориентированной лексики; повышение культурологической эрудиции.

Личностно-ориентированный подход направлен на мотивацию, активизирующую личность обучаемого. Этот подход может быть рассмотрен с двух сторон. Одна из них - это направленность методики на формирование личности, чего-то, что уже побудит ее приложить все усилия к изучению иностранных языков. Е.И. Пассов видит выход в культурологической специализации личности: мы

учимся языку, чтобы узнать культуру страны. А.А. Леонтьев сформулировал понятие креативной личности учащегося. Другая группа ученых, среди которых Е.С. Полат, подчеркивают роль владения иностранным языком в сознании мыслящего человека.

Общим для этих идей является то, что изучение иностранных языков - это средство развития личности. Личностно-ориентированный подход к изучению иностранных языков выдвинул важные методические вопросы и интересные их решения, проблему инноваций психолого-дидактического характера. Важную роль играет мотивация, отсюда следует, что построение обучения (занятий) должно строиться с учетом занимательности для лучшего усвоения материала. Действует так называемый эффект сюрприза, необычности, контрастности обычному, когда привычное излагается по-новому. Элементы занимательности действуют, когда они связаны с сущностью иноязычного материала. Например, введение более 30 абстрактных характерологических прилагательных на базе знаков зодиака и использование месяцев рождения каждого учащегося дает эффект усвоения, независимо от дальнейшей работы над лексикой. Но процесс усиления мотивации должен быть более общим. В качестве примера, можно привести установку традиции в группе обучаемых - каждый понедельник сообщать о самом интересном за последнюю неделю. Тогда каждый обучаемый попадает под власть своего желания не быть хуже, чем остальные.

Оптимизацию процесса обучения иностранным языкам можно осуществить при помощи метода

проектов, который способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности, обогащению знаний по предмету, создает условия для проявления творческих способностей, выявляет индивидуальность. Участие в подготовке проектов как коллективная форма работы дает возможность найти применение индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.

Проект - это общее, интересное дело, которое сплачивает. Реализация проекта - возможность социализации обучаемых, где проявляют себя все. Даже самые малоактивные вовлекаются в эту деятельность, стремясь внести свою лепту в общее дело. Например, проекты «Are you a good businessman?» или «A motor cars doing more harm than good». Защиты проектов могут проводиться на научно-практической конференции. Данный метод способствует повышению мотивации к изучению иностранных языков и формированию индивидуальных творческих и познавательных способностей.

В целях создания мотивационной основы изучения иностранных языков необходимо подойти к страноведчески познавательной мотивации. Такой прием работы, как назначение рефератов по специальным интересам - по спорту, искусству, театру и кино, литературе, поручение систематически следить по прессе или другим источникам информации за событиями жизни народа изучаемого языка, может установить традицию специализированного страноведческого интереса. Осуществление форумов коммуникативной деятельности в такой форме работы как «У нас - у них» и др.

Наибольший интерес из тенденций личностноориентированного подхода вызывает его стремление максимализировать самостоятельность, индивидуализацию, инициативность, альтернативность и коллективность в учебной деятельности.

Самостоятельность учебной деятельности может характеризовать любые учебные действия. Обучаемые могут самостоятельно выбирать темы, подбирать лексику (разработаны стратегии

самостоятельного усвоения лексики (М. Зиганов, И. Медведева); могут попарно сами составлять диалоги к основным ситуациями темы.

В индивидуализации важнейшее значение имеет индивидуальность содержания речи (например, по теме «Хобби»).

Значимость инициативности может иллюстрировать введенный преподавателем порядок, при котором каждое третье занятие начинается обучаемыми и преподаватель вмешивается, когда по инициативе обучаемых развился групповой диалог.

Коллективность выполняется доминированием интерактивного общения - диалога парного, под-группового или адресованных монологов и реакцию на них.

Альтернативность (вариативность) выдвигает задачу поддержать интерес у всех обучаемых во время всего занятия; к опросу одного упражнения вовлекать как можно больше обучаемых.

Заключение

Данные инновации значительно меняют психоло-го-дидактическую атмосферу преподавания. А следовательно, оптимизируют процесс обучения студентов иностранным языкам, повышают эффективность обучения и способствуют повышению мотивации студентов к изучению иностранных языков.

Литература

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения

иностранным языкам. - М., 2003

2. Миролюбов А.А. История отечественной мето-

дики иностранных языков. - М., 2003.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным

языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002.

Рецензент: Л.С. Бескоровайная, доцент, к.филол.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 10 января 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.