эмоциональной напряженности, страхов, беспокойств и опасений, что способствует наиболее благоприятной психологической атмосфере в процессе обучения, возрастанию уверенности в себе и своих силах, а значит и повышению успеваемости и качеству полученных знаний.
Таким образом,учебный процесс, построенный на основе концентрированного обучения, оказывает благоприятное влияние как на учебную деятельность, что подтверждается ростом показателей «успеваемость» и «качество знаний», так и на развитие познавательной активности, влекущей за собой становление профессионального интереса и уровня мотивации как основополагающего фактора обучения, с одной стороны, и стремления к саморазвитию, повышению адаптивных способностей обучающихся — с другой.
Сопоставление результатов контрольной и экспериментальной групп заслуживает отдельного внимания и будет представлено в последующих статьях и при защите кандидатской диссертации.
1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
2. Ибрагимов Г. И. Технология концентрированного обучения: учеб. пособие. — Казань: ИССО РАО, 1996. — 32 с.
3. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с.
4. Забродина Д. В. Концентрированное обучение как образовательная технология // Профессиональное образование в России и за рубежом. Научно-образовательный журнал ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». 2013. — № 3 (11) — С. 54—58.
УДК / uDC 378.1:004 И. Г. Борисенко
I. Borisenko
организация учебного процесса
В ИНТЕРАКТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ORGANIZATION OF EDuCATIONAL PROCESS INTO AN INTERACTIVE ELECTRONIC LEARNING ENVIRONMENT
Реформирование образования обусловлено переходом к информационному обществу с интеграцией в мировую систему образования, что связано с освоением и внедрением в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий. В статье акцентировано внимание на особой роли информационных технологий в обновлении образовательной системы, а также роли и месте преподавателя в информационном образовании, на его владении практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых. Авторы доказывают, что эффективность обучения в значительной степени повышается за счет применения интерактивных образовательных ресурсов. Примером такой работы является создание и использование авторами электронных курсов, представляющих собой комплекс программнотехнических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную индивидуальную учебную деятельность студентов, что особенно необходимо при организации самостоятельной работы.
Reforming of education is caused by the transition to the information society and integration into the global system of education, which is associated with the development and implementation of new information and communication technologies in the educational process. The article focuses on the special role of information technology in upgrading the educational system, as well as the role and place of the teacher in the information education and his practical skills in acquiring of pedagogical innovation and developing new ones. The authors approve that learning efficiency is greatly enhanced through the use of interactive educational resources. An example of such work is the creation and use of e-learning courses, representing a set of software and technical and educational tools that provide active individual learning activities of students, which is especially needed in the organization of independent work.
Ключевые слова: глобальное информационное общество, информация, информаци-
онные и коммуникационные технологии, интерактивная образовательная среда, высшее образование, роль преподавателя, самостоятельная работа.
Keywords: global information society,
information, information and communication technology, interactive learning environment, the teacher's role, independent work.
Информатизация общества, приобретающая в последние годы глобальный характер, является одним из стратегически важных направлений развития цивилизации и во многом определяет облик формирующейся новой цивилизации — глобального информационного общества. Активное внедрение информационных технологий в производственные процессы требует определенной адаптации к новой технологической реальности, так как современные производственные процессы предъявляют существенно иные требования к специалистам и их образованию [5]. Реформирование образования обусловлено переходом к информационному обществу с интеграцией в мировую систему образования, что связано с освоением и внедрением в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Усиление интеграционного компонента информатики с другими предметами повышает эффективность использования компьютерных средств при обучении различным дисциплинам. Новые информационные технологии становятся важной составляющей любого процесса обучения. А. Д. Урсул особо подчеркивал, что образование, использующее новые информационные технологии, должно стать ядром информационного общества и одним из приоритетных механизмов дальнейшего развития, а это означает усиление внимания ко всем информационным аспектам образовательного процесса [9]. В связи с этим проблема между современными информационными технологиями и особенностями формирования целостного образовательного пространства значительно актуализируется.
Ориентирование современной педагогики на формирование у студентов качеств личности меняет требования к преподавателю высшей школы, так как эффективность процесса образования зависит не только от профессионального уровня самого преподавателя, его способности осваивать инновации. К. К. Колин
акцентирует внимание на особой роли преподавателя, он пишет: «Педагог должен стать центральной фигурой наступающей эпохи, и его главным оружием должны быть информация и научные знания, а основным инструментом — средства информатики и информационные технологии» [8]. Преподаватель должен быть творческой личностью и обладать системным мышлением, сложившейся и осознанной готовностью к инновациям.
Внедрение образовательных стандартов в уровневой системе ФГОС ВПО и изменений, связанных с проектом ФГОС 3+, основывающихся не только на компетентностном подходе, но и на информатизации образования, а также постоянно растущий объем предлагаемых студентам знаний, введение новых предметов при уменьшении часов аудиторных занятий — все это требует оптимизации объема учебного времени. Для повышения эффективности обучения студентов методическая деятельность преподавателя направлена на то, чтобы объединить в единый комплекс содержание, методы и формы обучения за счет увеличения интенсивности самостоятельной работы [1; 2; 3]. Согласно современным образовательным стандартам студент должен тратить пятьдесят и более процентов учебного времени на изучение той или иной дисциплины самостоятельно. Важно также учитывать индивидуализацию обучения. Последние исследования показали, что эффективность применения той или иной технологии обучения (метода, образовательной технологии) зависит от уровня подготовки студента, его базы знаний [6].
Эффективность обучения в значительной степени повышается за счет использования современных информационных образовательных технологий. Примером такой работы может служить создание электронных курсов в системе «Курсы СФУ» (ms.sfu-kras.ru), представляющих комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную индивидуальную учебную деятельность студентов.
Теоретический материал, размещенный по разделам в интерактивной форме, значительно упрощает поиск необходимой информации и в какой-то мере исключает возможность использования некачественной, а порой вредной информации из Интернета. Просмотр видеоуроков, интерактивный глоссарий, как дополнительные источники учебной информации, делают возможным подавать больший объем теоретического материала [4]. Банки
тестовых заданий по каждому разделу курса и заданий для практической работы позволяют студенту начать работать с ними в удобное для него время, а также оперативно узнать оценку своих достижений.
Комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную индивидуальную учебную деятельность студентов, обладает следующими возможностями:
— доступ в режиме онлайн/оффлайн к теоретическому материалу (рис. 1) для самостоятельного изучения нового материала и/или повторения пройденного;
— представление теоретического материала в виде онтологии дисциплины или в виде
семантического учебника с промежуточным контролем знаний (рис. 2);
— оценка за самостоятельную работу с учетом количества попыток выполнения задания;
— рейтинг студентов на основе полученных баллов стимулирует студента выполнить задание для получения более высокого балла, а также формирует конкуренцию среди студентов (рис. 3);
— самотестирование без влияния на рейтинг и итоговую оценку;
— коммуникативные элементы курса помогают снять эмоциональный барьер, многократно повторить/прочитать сообщение или задание (не ограничено временем и расписанием занятий), обдумать/исправить ответ.
Рис. 1. Теоретический материал курса «Инженерная графика» в системе «Курсы СФУ»
Технологии, преобразившие традиционную форму обучения, позволяют студентам представить и понять сложный теоретический материал, т. е. сформировать познавательную активность студентов. Использование анимации и слайд-технологии (тематические презентации) повышает у студентов уровень усвоения учебного материала [1; 3].
Преимущества использования элементов коммуникации (форум, чат, обмен сообщениями) в отношениях «студент — студент», «студент — преподаватель»: студент и преподаватель могут общаться в удобной для них обстановке и в удобное время. При общении на форуме в рамках электронного курса все участники процесса общаются в атмосфере творчества, диалога, происходит общение между студентами и преподавателем.
При работе с электронными интерфейсом курсов экономится время студента при самостоятельном выполнении домашних заданий. Преподаватель имеет возможность постоянно
контролировать процесс обучения и уровень усвоения материала на любом из этапов обучения, что позволяет мотивировать студента к своевременному выполнению данной работы. Также студент без выполнения самостоятельной работы хотя бы на «удолетворительно» не имеет права получить доступ к контрольным упражнениям и тестам, которые влияют на итоговую оценку по дисциплине. После каждой изученной темы студент должен выполнить тестовые задания, повторив теоретический материал. Самостоятельная работа с применением электронных ресурсов и технологий ведет к развитию индивидуализации и творческого начала, формирует познавательную активность студентов.
Разработка электронных курсов, современного методического сопровождения, использование новейших технических, компьютерных и других интерактивных средств в преподавании инженерной графики и других инженерных дисциплин позволяют внедрять
активные методы обучения с целью повышения его эффективности, развития познавательной и творческой деятельности обучающихся, подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности [7]. Все это в совокупности способствует развитию компетентности будущего квалифицированного специалиста и бакалавра, отвечающего требованиям интенсивно развивающейся экономики и общества в целом.
При использовании электронных курсов в интерактивной системе «Курсы СФУ» (ms.sfu-kras.ru) у студентов баллы за итоговое тестирование выше в среднем на 15—20 %, чем до обучения в данной системе. Анализ проводился по результатам обучения студентов на курсах по дисциплинам: «инженерная графика», «начертательная геометрия и инженер-
ная графика», «инженерная и компьютерная графика» [4].
Достоинства обучения на электронных курсах заключаются в максимальной степени индивидуализации учебного процесса, постоянном контроле и эффективном управлении обучаемыми. Элементы и настройки курса мотивируют студентов на самостоятельное изучение дисциплины. Теоретический материал для самостоятельного изучения представлен различными способами, удобными для обучающегося и направленными на несколько каналов восприятия, так как разным студентам требуется разный способ подачи материала и разный формат, а это возможно только в условиях информационного образовательного пространства.
По нашему мнению, новые методологические подходы необходимо использовать на всех уровнях образовательного процесса преподавателями и студентами как самостоятельно, так и в процессе проведения аудиторных занятий в интересах повышения качества образования и его адекватности современным проблемам развития цивилизации. Но эффективность инновационной деятельности в большей степени зависит от того, как и каким образом взаимодействуют друг с другом все участники этого процесса. В контексте информатизации образования кардинально меняется и значительно повышается роль самого преподавателя в организации учебно-воспитательного процесса. Преподаватель должен обеспечить свободу самоактуализации студента, его творческий рост.
Таким образом, для эффективности обучения в образовательном процессе следует:
во-первых, широко внедрять и использовать современные технологии обучения, дающие возможность преподавателю получать наиболее полное представление об индивидуальных способностях каждого студента, а значит, повысить свою эффективность в формировании личности будущего специалиста;
во-вторых, обладать устойчивой мотивацией на поиск нового в организации образовательно-воспитательного процесса, владеть
Рис. 2. Интерактивный глоссарий курса
4 §ф Итоговый Ті
о всему разделу "Начертательная геометрия"
II. Инженерная графика
Данный раздел состоит из двух тем. После прохождения каждой темы, студент должен выполнить расчетно-графические работы, выполнить задания в рабочей тетради по каждой теме и самостоятельно пройти тестирование.
@ Учебное пособие по разделу "Инженерная графика. Геометрическое и проекционное черчение1'
£| Методические указания и задания для РГЗ
13 Учебное пособие "Инженерная графика. Эскизирование деталей машин"
Презентация Эксизирование
Щ Рабочая тетрадь по теме "Основные правила оформления чертежей по ЕСКД" § РГЗ. Задание 1 'Титульный лист”
Щ РГЗ. Задание 2 "Геометрическое черчение"
!© Тест - Общие требования к выполнению чертежей
6 Рабочая тетрадь пі
е "Изображения. Вилы. Разрезы. Сечен
РГЗ. Задание 3 "Проекции ортогональные"
РГЗ. Задание 4 "Ступенчатый разрез. Проекции аксонометрические"
[Ц} РГЗ. Задание 5 "Ломаный разрез"
РГЗ. Задание 6 "Сечение и местные разрезы"
РГЗ. Задание 7. Выполнение расчета и зксизирование зубчатого колеса с натуры
Результаты тесга
Тест — Точка, прямая 10 самых высоких оценок:
9,00
^ Топоев Андрей
2 Силютин Павел ' Анатольевич ^ Ахманов Виталий
. Шахворостов Ден Юрьевич
8,00
8,00
, Бондарев Владислав 7 ..
Анатольевич Г,ии
6. Кустов Данил Олегович 7,00 6,00
Чижиков Александр
д Писаренко Николай ‘ Тимофеевич _ Карамышев Денис
6,00
6,00
6,00
Рис. 3. Результаты тестирования и рейтинг оценок студентов
новейшими технологиями и инновационными методиками обучения и стремиться к совершенствованию собственной профессионально-педагогической компетентности через инновационную деятельность;
в-третьих, повышать мотивацию вовлечения студента в процесс познания, ведь познавательная мотивация побуждает студента развивать свои способности в проектировании и оказывает влияние на открытие его творческого потенциала, на формирование личностных качеств. Развитие познавательно-целевого компонента способствует переориентации интересов, активизации способностей студентов, создавая предпосылки для успешного выполнения проектной деятельности;
в-четвертых, акцентировать внимание на индивидуальной работе со студентами, позволяющей выявить действительный уровень знаний и одновременно научить их работать самостоятельно, пользоваться учебной и научной литературой, т. е. свободно ориентироваться в информационном пространстве, что и является одной из важнейших составляющих образования.
1. Борисенко И. Г. Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций // Вестник ИрГТУ. — 2011. — № 12 (59). — С. 355—357.
2. Борисенко И. Г. Информация в образовательной системе: особенности социально-философского исследования // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 3. — С. 20—24.
3. Борисенко И. Г. Компетентностный подход в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики // Вестник КрасГАУ. — 2011. — № 12 (63). — С. 300—302.
4. Борисенко И. Г., Володина Д. Н. Организация самостоятельной работы студента в интерактивной электронной обучающей среде при обучении инженерной графике на основе компетентностного подхода // Сборник научных трудов Sworld. — 2013. — Т. 25, № 3. — С. 71—75.
5. Борисенко И. Г., Головина Л. Н. Проблемы инженерного образования в контексте информатизации производства // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2013. — № 9. — С. 304—307.
6. Slava Kalyuga. Expertise Reversai Effect and Its Implications for Learner-Tailored Instruction // Educ Psychol Rev / Springer Science + Business Media. — LLC. — 2007. — 13 September (№ 19). — P. 509—539
7. Зимняя И. А. Культура, образованность, профессионализм специалиста // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — С. 156.
8. Колин К. К. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. — 1995. — № 1. — С. 2—8.
9. Урсул А. Д. Образование в информационно-эволюционном ракурсе // Открытое образование. — 2010. — № 6. — С. 89—97.
10. Филипьева С. В. Установление уровней сформирован-ности общих и профессиональных компетенций обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 1. — С. 60—67.