Научная статья на тему 'Организация учебно-воспитательной деятельности в системе «Средняя школа и учреждения профессионального образования» как условие профессионального самоопределения учащихся'

Организация учебно-воспитательной деятельности в системе «Средняя школа и учреждения профессионального образования» как условие профессионального самоопределения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СИСТЕМ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ СВЯЗИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / A VACATIONAL GUIDANCE / A SYSTEM / RESEARCH / THE ACTIVITY / FORMS OF CONNECTION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Мусеиб Ибрагим Оглы

В статье рассматриваются актуальные проблемы непрерывного образования «средняя школа – учреждения профессионального образования» в условиях нарастающего противоречия между потребностью в специалистах, умеющих действовать в быстро меняющихся условиях образовательной среды, и недостаточно высоким уровнем сформированности профессиональ–ной компетентности будущих специалистов, раскрывается трехэтапная последовательность формирования профессиональной мотивации, на примере Азербайджанского государственного педагогического университета и Бакинском славянском университете обосновывается важность организации учебно-исследовательской и учебно-воспитательной работы учащихся старших классов в плане формирования профессиональной культуры на довузовском уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Мусеиб Ибрагим Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN SYSTEM «HIGH SCHOOL AND ESTABLISHMENTS OF VOCATIONAL TRAINING» AS A CONDITION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS

This article discusses actual problems of continuing education «high school – institution of vocational education» in terms of the growing contradiction between the need for specialists who knows how to operate in a rapidly changing education, and not enough high level of professional competence of the future professionals, three-stage sequence of professional motivation is revealed, by the example of Azerbaijan State Pedagogical University and the Baku Slavic University. The importance of the educational research and educational work of high school students in building a professional culture at the pre-university level is justified.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-воспитательной деятельности в системе «Средняя школа и учреждения профессионального образования» как условие профессионального самоопределения учащихся»

УДК 37

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА И УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

© 2012 М.И.Ильясов

Азербайджанский государственный педагогический университет. Баку

Статья поступила в редакцию 10.04.2012

В статье рассматриваются актуальные проблемы непрерывного образования «средняя школа - учреждения профессионального образования» в условиях нарастающего противоречия между потребностью в специалистах, умеющих действовать в быстро меняющихся условиях образовательной среды, и недостаточно высоким уровнем сформированности профессиональ-ной компетентности будущих специалистов, раскрывается трехэтапная последовательность формирования профессиональной мотивации, на примере Азербайджанского государственного педагогического университета и Бакинском славянском университете обосновывается важность организации учебно-исследовательской и учебно-воспитательной работы учащихся старших классов в плане формирования профессиональной культуры на довузовском уровне. Ключевые слова: профориентация, систем, исследовательской деятельность, формы связи, профессионального самоопределения.

Демократизация жизни, переход к рыночной экономике вызвали смену системы ценностей, социальных приоритетов. В условиях диверсификации к образованию предъявляются иные социально-экономические требования, одно из которых - формирование новых жизненных установок личности, гуманизация общественно-экономических отношений. Сфера образования является самым активным и непосредственным «агентом» будущего. Образование определяет личностные качества отдельных индивидуумов и групп, их знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, и в итоге - экономический, нравственный и духовный потенциал общества. Образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, важнейшим фактором национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

В новых условиях стало очевидным, что узкий специалист не сможет вписаться в новые, постоянно изменяющиеся условия, не сможет быть профессионально мобильным. Нужен образованный специалист, обладающий высоким уровнем познавательных способностей, умеющий самостоятельно ориентироваться в изменяющемся мире, способный принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, добиваться максимально возможных результа-

о

Ильясов Мусеиб Ибрагим оглы, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. E-mail: Museyib-11 @hotmail. com; humeyir@gmail. com: eduaz@mail.ru

тов1. Возникает реальная конкуренция на рынке труда, успех в которой зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре общества, удовлетворить свои притязания, потребности в самореализации2. В этом плане в системе вузовской подготовки специалистов в Азербайджане уделяется определенное внимание. Работая на демократической основе, свободные от административного диктата министерства, вузы республики находятся в постоянном поиске решения этих и других проблем.

Противоречие между потребностью в специалистах, готовых к профессиональной деятельности без прохождения длительного адаптационного периода, способных действовать в постоянно изменяющихся условиях образовательной среды, и низким уровнем профессиональной компетенции будущих специалистов говорит об актуальности проблемы непрерывности проблемы «средняя школа и учреждения профессионального образования», повышения внимания к внутренним потенциалам человека, создания образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию будущих специалистов.

1 Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. - М.: 2002.

2 2. Сагинова О.В. Международная стратегия вуза на рынке образовательных услуг. - М.: 2005.

3. Абдуллина О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высш. образование в России. - 1996. - №1. - С. 73 - 78.

Уже в старших классах общеобразовательной школы происходит формирование жизненно важных ценностей будущих специалистов. Поэтому следует воспользоваться этим эффективным периодом, связанным с возрастными особенностями учащихся старших классов. В этом периоде у учащихся необходимо создать общий, но прочный фундамент будущей профессиональной мотивации. Они должны осознать значение труда в жизни людей, им следует прививать уважение и склонность к труду. В этот же период следует определить основные направления формирования разных мотивов будущей профессии.

Во время обучения в школе работа по профессиональной ориентации должна быть направлена на первичный, элементарный анализ профессий учащихся. Она должна заключать в себя два основных момента: содержание профессий и необходимые для этого способности и умения. Потом этот стереотип в соответствии с ожидаемыми профессиональными интересами с акцентированием самооценки, самоанализа и самовоспитания должен закрепляться на основе многочисленных материалов выбора профессии. В реализации всего этого важное место занимает сотрудничество школы с учреждениями начального профессионального образования и высшими учебными заведениями.

В системе «средняя школа - учреждения профессионального образования» немаловажное значение представляет разные формы работы в упрочении связей в сфере профориен-тационной работы.

На современном уровне развития нашего общества потребность в упрочении связи общеобразовательных школ с профтехучилищами и лицеями, являющимися учреждениями начального профессионального образования, имеет под собой определенную почву. Так, в последние годы в сфере развития профтехобразования, обновления на основе приобретенного опыта прошлых лет нормативно-правовых документов, упрочения материально-технической базы, подготовки конкурентоспособных рабочих кадров высокой квалификации, отвечающих требованиям современного рынка труда, проведен и проводится ряд важных работ. Осуществление «Концепции развития профессионально-технического образования в Азербайджанской Республике» и «Государственной Программы по развитию профессионально -технического образования в Азербайджанской Республике» (2007 - 2012-е годы) стали новым этапом дальнейшего совершенствования этих работ. В настоящее время в этой сфере ряд важных проблем ждут своего решения: это обновление содержания образования в учреж-

дениях профтехобразования; в соответствии с требованиями новой рыночной экономики создание сфер профессий и специальностей, востребованность подготовленных здесь рабочих потребностями современного рынка труда; устранение отрицательного отношения к этим учебным заведениям, сформированного в течение долгих лет; формирование у учащихся общеобразовательных школ интереса и положительного отношения к обучаемым здесь профессиям. В этой работе важное значение представляют постоянная связь и взаимоотношение школы с учреждениями начального профессионального образования.

В процессе исследования мы старались выяснить, можно сказать, у всех опрашиваемых учащихся, по какой же причине они не включили в свои жизненные планы учреждения начального профессионального образования, обучаемые в них профессии. Выяснилось, что, во-первых, они строят свои жизненные планы с учетом получения высшего образования, во-вторых, не осведомлены, какие профессии можно приобрести в таких учебных заведениях, и наконец, в-третьих, ошибочное мнение о том, что будто в эти заведения направляют неуспевающих и «трудных». Все это показывает, что есть острая потребность в упрочении связи школы с профессионально-техническими учебными заведениями. Для осуществления сказанного считаем целесообразным следующее:

1)соответственно спросам рыночной экономики подготовка профессиограмм профессий и специальностей, ознакомление с ними учащихся;

2) формирование у учащихся, не планирующих получения высшего образования, мотивов и интересов к профессиям и народным ремеслам, обучаемым в начальных профессиональных учреждениях; 3) формирование у учащихся мнения о том, что будущая карьера начинается не только с получением высшего образования, и устранение отрицательного представления о профессионально-технических учебных заведениях; 4) организация экскурсий учащихся в начальные профессионально-технические учебные заведения, ознакомление их с учебным процессом, материально-технической базой, техническим оборудованием, образом жизни учащихся; 5) посещение общеобразовательных школ учителями и мастерами производственного обучения и выступление их перед учащимися.

Следует отметить, что в эти мероприятия необходимо привлечь и родителей. Так как организованная и целенаправленная работа учреждений начального профессионального образования не только со школой и учащимися, но и с родителями может оказать сущест-

венное влияние на правильный выбор профессий их детьми. С этой точки зрения ведение учителями и специалистами просветительной работы с родителями с использованием передовых форм связи, ответственное отношение к этой работе руководителей школ, школьных психологов и мастеров производственного обучения имеет важное значение.

В частности, заслуживает внимания опыт одного из ведущих вузов Азербайджана - Бакинского Славянского Университета. По инициативе ректора ежегодно проводится обще-студенчское мероприятие под условным названием - «Халиф на час». Суть этого мероприятия состоит в том в определенный ден недели руководство и др. службы вуза передают свои полномочия студенчеству.

Функции ректора, проректора, деканов и его заместителей в этот день выполняют студенты. Назначение студентов на руководящие должности осуществляется студенческим обществом выборным путем. Вся учебно-воспитательная работа, в том числе и контроль учебных занятий осуществляется студентами. По завершению «рабочего дня» студенческий ректорат подводит итоги работы. Дается оценка каждому руководителю - студенту и службам вуза.

Подобная практика вызывает живой интерес у студентов к различным сферам деятельности, способствует зарождению у них интереса к профессии, проявлению творческого характера, пробы своих сил, умений и таланта организатора в различных сферах деятельности, и главное создает основу правильного выбора профессии.

Противоречие между потребностью в специалистах, готовых приступить к своей профессиональной деятельности без длительного периода адаптации, умеющих действовать в быстро меняющихся условиях образовательной среды и недостаточно высоким уровнем сфор-мированности профессиональной компетентности будущих специалистов свидетельствует об актуальности проблемы непрерывного образования «школа - вуз», повышенного внимания к внутреннему потенциалу человека, создания образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию будущего специалиста3.

Уже в период обучения в старших классах школы происходит формирование жизненных ценностей будущих специалистов. Поэтому важно не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями детей, обучающихся в старших классах. В этот

3 Абдуллина О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высш. образование в России. - 1996. - №1. - С. 73 - 78.

период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации в виде общей, но устойчивой ориентации: понимание значения труда в жизни людей, уважение и любовь к труду. Тогда же могут быть обозначены стержневые линии, по которым будут в дальнейшем формироваться самые различные мотивы, связанные с отношением к будущей профессии. В этот период школьники обращают внимание прежде всего на внешнюю привлекательность профессии.

Следовательно, профориентационная работа при обучении должна быть направлена на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессий. Она должна четко определить два основных момента: содержание профессий и необходимые для нее способности и умения. В дальнейшем предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку, самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профес-сиональными интересами. В X - XI классах особо важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика и параллельно с этим формировать устойчивую позицию выбора, так как именно в этот период заканчивается процесс профессионального самоопределения.

Таким образом, в формировании профессиональной мотивации можно выделить три взаимосвязанных этапа: 1) развитие интереса к труду вообще и к определенной профессии в частности; 2) соотношение требований профессии и личных данных; 3) осознание объективной необходимости выбора.

Для успешного формирования профессиональных мотивов у учащихся необходимо обеспечить реализацию всех трех этапов. Новые педагогические технологии как раз и ориентированы на развитие профессиональных мотивов учащихся, их творческих способностей, формирующихся в пространстве культурологической деятельности.

Важнейшей составляющей подобных технологий является система учебно-исследовательской работы учащихся и учителей старших классов, развертывающаяся в системе обучения и получающая продолжение в активных формах соединения учебного процесса и научной работы школьников. Приобщение преподавателей старших классов к исследовательской работе с учениками в школе предполагает их собственную вовлеченность в научные исследования, причем исследовательский харак-

тер работы учителя может быть как в какой-то области профессиональной подготовки системы «школа-вуз», так и относиться к самой педагогической деятельности. В этом случае творческий характер в работе с учащимися предопределяется педагогическим творчеством учителя.

Процесс вовлечения учащихся в исследовательскую работу, исходя из формирующихся у них социокультурных ценностей, имеет важное значение. Только тогда происходит формирование профессиональной культуры на довузовском уровне. Исследовательская деятельность выступает здесь не в чистом виде, а как часть образовательного процесса, связанного с решением учащимися творческой, исследовательской задачи прикладного характера в различных областях науки, техники, искусства. Профессиональное самоопределение в выпускных классах, возникшее на предварительном этапе профориентационной работы, в условиях учебного заведения должно перерасти у студентов в стойкий профессиональный интерес.

Активизировать творческие возможности учащихся в процессе профильного обучения возможно путем разработки специальных педагогических технологий, обеспечивающих преемственность развития интеллектуальной деятельности в системе «средняя школа и учреждения профессионального образования». Она всегда присутствовала в содержании образования, но не всегда в явных формах. Преемственность во взаимодействии школы и вуза предполагает формирование традиций, которые могут возникнуть в результате совместной образовательной деятельности и определяться единой шкалой ценностей.

Важны творческие контакты, возникающие в процессе общения учащихся школы с преподавателями, которые одновременно являются научными работниками. Это общение происходит в социокультурном пространстве школы, где активную роль играют и выпускники школы, заин-тересованно занимающиеся научной работой уже в период обучения в вузе.

В укреплении связей «средняя школа и учреждения профессионального образования», в области профориентационной работы не менее значимы и другие формы работы, как - то проведение агитационной работы среди старшеклассников преподавателями вузов, организация с ним встреч и тематических бесед, среди которых беседы о выборе профессии должны проводиться совместно с классным руководителем или преподавателями - предметниками школы.

В этой сложной и необходимой для старшеклассников работе большое место следует уде-

лять экскурсии. Известно, что никакая другая форма работы с учащимися не вызвает такого живого интереса как экскурсия. Выбор объекта экскурсии может быть довольно обширным. Здесь и промышленные предприятия, фирмы и объединения, очаги культуры и науки: музеи, научно - исследовательские институты, вузы и др. объекты.

Так, для Азербайджанского государственного педагогического университета стало традицией ежегодная организация в сентябрь месяце «Дня открытых дверей». В этот день двери старейшего вуза республик открыты для всех желающих познакомиться с деятельностью вуза. Особенно много в этот день организуется школьных экскурсий в вуз. Школьников кафедрам, лабораториям и др. службам вуза сопровождают экскурсоводы из числа педагогов вуза или представитель администрации (ректората) вуза. Слушая рассказ экскурсовода об истории рождении вуза, его достижений, вкладе вуза в науки и экономики о его профессорско-преподавательском составе учащиеся проявляют не только интерес, но желанием стать студентами этого вуза приобрести профессию педагога, биолога, математика, но и стать ученым, вести свой посильный вклад в развитие Азербайджана.

К настоящему времени сложился опыт привлечения школьников к участию в вузовских студенческих конференциях, научных сессиях и других вузовских мероприятиях, как в качестве слушателей, так и в качестве активных участников разнообразных видов учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Этот опыт полезен для их профессионального самоопределения. Школьники, включившись в исследовательскую работу по кафедре, считают важным ее продолжение в вузе - это главный мотив продолжения образования по специальности, интерес к которой вызван специально организованной целенаправленной учебно-исследовательской работой.

Учитель сам должен быть активным ученым и в педагогике, и в той сфере, по которой ведется подготовка исследователей, или же в другой сфере деятельности, способной инициировать научное мышление обучающихся. Для такого учителя важен широкий научный кругозор и владение методиками диагностики и способами личностного развития учащихся; умение выделять личностные смыслы в содержании образования; владение исследовательскими технологиями.

Поэтому требует специального внимания проблема получения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) преподавателей в области руково-

дства исследовательской деятельностью учащихся. Повышение квалификации способствует новому видению уже известного и, казалось бы, очевидного, иного контекста происходящего, активизации процесса самопознания, помогает видению образовательных перспектив. Поэтому процесс повышения квалификации преподавателей должен стать непрерывным продолжением образовательной деятельности, развивающим личность. Механизмом реализации данной идеи является комплекс организационно - педагогических мер: 1) переход от позиции «учитель - информатор» к позиции «учитель-мыслитель», «учитель-интегратор знаний», обеспечивающих целостное развитие выпускника; 2) воспитание потребности и умения использования научного содержания дисциплины в дальнейшей учебе и практике как средство целостного решения познавательных и профессиональных проблем; 3) воспитание направленности на непрерывное самообразование.

Удачной и примерной можно считать и форму связи, применяемую в Бакинском славянском университете. Университет вот уже несколько лет, взяв шефство, сотрудничая со школой № 190 Ясамальского района, создал в ней прочную базу. Учащиеся старших классов школы знакомятся жизнью университета, факультетами и специальностями, учебной деятельностью, направлениями деятельности студентов, библиотекой, учебно-материальной базой. Постоянная проводимая в этом направлении работа очень полезна в аспекте сотрудничества. Экскурсии учащихся в университет, встречи с профессорско-преподавательским составом, совместное участие со студентами в ряде мероприятий, а также ознокомление уча-

щихся в созданном в школе кабинете с видеофильмами, профессиограммами, документами и материалами, отражающими достижения университетета, приняли традиционный характер. Преподаватели университета периодически посещают школу, организуют с учащимися интересные и запоминающиеся мероприятия. Результатом проведенных мероприятий является то, что ежегодно из школы № 190 в университет поступает значительное количество студентов. Проведение большей части педагогической практики (два раза в учебном году) студентов педагогического факультета именно в этой школе еще больше укрепляет это сотрудничество, что оказывает значительное влияние на формирование профессиональных интересов и адаптаций учащихся.

Следует отметить, что в таких совместных мероприятиях университетов преподаватели как в педагогическом процессе, так и в других сферах должны проявлять активность в стимулировании научного мышления учащихся. Самое существенное для учителя обладание методикой формирования широкого мировоззрения, диагностики развития учащихся как личности, исследовательской технологии.

Наряду с другими такие подходы дают учащимся старших классов более полные знания о выбранной профессии, обеспечивают высокий научный уровень и творческий характер будущей профессиональной подготовки. Такой подход в сочетании с другими позволяет давать учащимся старших классов более полные знания о выбираемой профессии, обеспечивает высокий научный уровень и творческий характер их дальнейшей профессиональной подготовки.

THE ORGANIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN SYSTEM «HIGH SCHOOL AND ESTABLISHMENTS OF VOCATIONAL TRAINING» AS A CONDITION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS

© 2012 M.I.Iljasov Azerbaijani state pedagogical university. Baku

This article discusses actual problems of continuing education «high school - institution of vocational education» in terms of the growing contradiction between the need for specialists who knows how to operate in a rapidly changing education, and not enough high level of professional competence of the future professionals, three-stage sequence of professional motivation is revealed, by the example of Azerbaijan State Pedagogical University and the Baku Slavic University. The importance of the educational research and educational work of high school students in building a professional culture at the pre-university level is justified. Key words: a vacational guidance, a system, research, the activity, forms of connection, professional self-determination.

Museib Ibragim ogluy Iljasov, Candidate of Pedagogical Sciences, the assistant professor of faculty of pedagogics. E-mail: Museyib-11@hotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.