Научная статья на тему 'Организация учебно-воспитательного процесса в негосударственных средних учебных заведениях Западно-Сибирского учебного округа в начале ХХ века'

Организация учебно-воспитательного процесса в негосударственных средних учебных заведениях Западно-Сибирского учебного округа в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / ЧАСТНАЯ ГИМНАЗИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / THE WEST SIBERIAN EDUCATIONAL DISTRICT / PRIVATE GYMNASIUM / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гач О. Б.

Статья посвящена деятельности частных средних учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа в начале XX в. Особое внимание автор уделяет вопросам содержания образования и воспитания в частных гимназиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS IN PRIVATE SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE WEST SIBERIAN EDUCATIONAL DISTRICT AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

The article deals with the activity of the private secondary educational institutions of the West Siberian educational district at the beginning of the 20th century. Particular attention is given to the issues of educational content in private gymnasia.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-воспитательного процесса в негосударственных средних учебных заведениях Западно-Сибирского учебного округа в начале ХХ века»

УДК: 94(470): 373(091)

О. Б. Гач

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Статья посвящена деятельности частных средних учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа в начале XX в. Особое внимание автор уделяет вопросам содержания образования и воспитания в частных гимназиях.

Ключевые слова: Западно-Сибирский учебный округ, частная гимназия, образование, воспитание.

Появление негосударственных средних учебных заведений в Западно-Сибирском учебном округе (ЗСУО) в начале XX в. было вызвано несовершенством образовательной системы: малочисленность средних школ, недостатки образовательных программ, устаревшие методы обучения и воспитания. Обсуждение проблем среднего образования на государственном уровне затянулось на годы и не давало практических результатов, что стимулировало общественную активность.

Содержание образовательных дисциплин большинства частных средних школах, согласно требованию законодательных документов, соответствовало программам Министерства народного просвещения (МНП). Однако некоторые различия в учебном плане с правительственными гимназиями существовали и зависели от запросов родителей учащихся, интересов руководителя и финансовых возможностей учебного заведения для оплаты труда учителей, покупки инвентаря и учебных пособий, наличия помещений для классов. Направление образовательного процесса определялось учредителем. Так, в женской гимназии О. В. Миркович (Томск) акцент был сделан на классическое образование с эстетическим уклоном. Неотъемлемой частью учебного плана являлись иностранные языки, в том числе латинского, хотя во многих гимназиях к этому времени отказались от преподавания древних языков. Обязательными для учениц являлись рукоделие, пение, танцы, рисование [1, л. 394]. Из докладной записки учредительницы барнаульской женской гимназии М. Ф. Будкевич попечителю ЗСУО становится известно, что «расширена программа русского языка - в младших классах для лучшего усвоения ученицами грамматики, а в старших для более серьезного и глубокого ознакомления с отечественной и иностранной литературой; усилено преподавание новых языков и направлено основным образом к тому, чтобы окончившие курс учебного заведения свободно владели иностранной разговорной и литературной речью... Танцы, пение, рисование и рукоделие, причем последнее введено в весьма обширном объеме, входят также в число обязательных предметов преподавания. » [2, л. 25-26 об.].

На одном из первых заседаний педагогического совета омской частной гимназии О. Я. Хвориновой в

1907 г. было принято решение об углубленном преподавании каждой из обязательных дисциплин программы [3, л. 1]. В женской гимназии М. П. Эйнаро-вич (г. Омск) непременным для всех учениц было изучение французского и английского языков [1, л. 519]. Учредительница частной женской гимназии в Томске Н. А. Тихонравова, будучи выпускницей школы Врачебно-педагогической гимнастики С. Я. Эй-нгорна в Санкт-Петербурге, в собственном учебном заведении делала акцент на физическом развитии учениц, введя в курс обучения во всех классах гимнастику [4, л. 228 об.-229].

Проблема здоровья и физического развития детей в начале XX в. была актуальной в обсуждениях педагогической общественности. Педагогами и врачами разрабатывались теоретические основы рационального физического развития ребенка, которые использовались и в практике сибирских, в первую очередь частных, школ. Так, в частном реальном училище Новониколаевска работали по чешской гимнастической системе, так называемой сокольской гимнастике [5, л. 412]. В женской гимназии М. Ф. Будкевич были введены физические игры и упражнения: летом занятия проводились в саду и во дворе, а зимой - на катке [2, л. 26 об.].

Руководители частных средних школ в стремлении выдержать конкуренцию на рынке платных образовательных услуг вырабатывали особую образовательную и воспитательную концепцию учебного заведения. Так, товарищество педагогов, содержащих в Томске частную мужскую гимназию, ориентировали образовательный процесс на развитие индивидуальных способностей учеников по названной ими «бифуркационной» системе, что определяло индивидуальную нагрузку учеников и влияло на распределение в старших классах научных дисциплин в соответствии с интересами и возможностями учащихся [6, л. 1]. О. В. Миркович, ориентируясь на классическое воспитание «благородных девиц», создала школу для состоятельного населения Томска. По данным 1908 г., более 80 % учениц являлись дочерьми дворян, купцов и чиновников [1, л. 393 об.]. Учебные заведения Н. А. Тихонравовой - детский сад, начальная школа, женская гимназия - представляли собой пример преемственности ступеней образова-

ния, от дошкольного к среднему. Акцентируя внимание на педагогическом образовании, Н. А. Тихонра-вова логически выстроила педагогическую практику учениц 8-го класса, которая проходила в детском саду и начальной школе при гимназии. Основная идея образования в ее гимназии, по признанию самой Натальи Андреевны, - дать ученицам помимо научных знаний практические навыки работы с детьми, поэтому выпускницы педагогического класса данной гимназии выходили не только с теоретическим знаниями, но и умениями практической деятельности [7, л. 29-30].

Частные учебные заведения, имея больше свобод в образовательном пространстве, чем государственные, использовали прогрессивные методы и приемы обучения. Широко применялись наглядность, эксперименты, обучающие экскурсии и др. Например, в гимназии О. Я. Миркович учителем биологии работал известный профессор Томского университета В. В. Сапожников, который активно использовал на своих занятиях экскурсии на природу с целью ознакомления учениц с растительным и животным миром, географическими объектами [8, л. 36]. Учредительница гимназии в Барнауле М. Ф. Будкевич летом 1907 г. организовала ученицам 8-го класса поездку в Томск. Воспитанницы посетили первый в Сибири университет, научную библиотеку университета, ботанический сад и музей, прослушали лекции по физиологии профессора А. А. Кулябко с демонстрацией опытов [1, л. 199]. Возможно, что посещение Томского университета было связано с предоставлением женщинам в 1906 г. прав на обучение в вузах в качестве вольнослушательниц, и М. Ф. Будкевич ориентировала выпускниц своей гимназии на получение высшего образования.

Вопрос проведения экскурсий с различными образовательными и воспитательными задачами детально разрабатывался в гимназии О. Я. Хвориновой, причем к организации экскурсий активно привлекались родители. В выступлении преподавателя русского языка А. И. Покровского на одном из заседаний педагогического совета отмечена важность данного метода обучения: «Экскурсии являются одним из действительнейших средств наглядного обучения, восполняя, а главное и уясняя, реализуя и одухотворяя сообщаемые школой знания. Жизнь и школа должны быть сближены, или лучше: жизнь введена в школу в доступном масштабе, чтобы быть непрерывным источником для живых образов.» [9, л. 150].

Изучение иностранных языков в гимназии О. В. Миркович, как отмечено в отчете о деятельности учебного заведения, проводилось по «натуральному» методу. Говоря современным языком, ученицы погружались в «виртуальную языковую среду». Для этой цели преподавателями и классными надзирательницами специально приглашены француженки и немки, которые помимо уроков проводили в свободное время игры, чтения стихов, беседы на иностранных языках [8, л. 89].

Часто передовые педагогические технологии учителей частных гимназий вызывали сомнение государственных чиновников. Так, по сообщению окружного инспектора А. Е. Алекторова, в томской частной мужской гимназии довольно известный преподаватель М. А. Слободский использовал нетрадиционный метод обучения детей грамоте, без заучивания правил, а путем анализа текста. Результаты такого метода могли быть видимы лишь после прохождения всего курса, что не удовлетворило инспектора [6, л. 31-36 об.]. Инспектор М. Л. Иванов подверг критике урок алгебры учителя той же гимназии Сорокина, назвав его «оригинальным», и предложил «подождать конца опыта над учениками, которые. не должны оказаться достаточно тверды в знаниях этого предмета» [10, л. 53]. Опасения М. Л. Иванова не оправдались. В докладной записке попечителю ЗСУО (1913 г.) инспектор С. К. Конюхов сообщает об успешно проведенных экзаменах первого выпуска частной мужской гимназии г. Томска: «.ученики восьмого класса в большой половине явились прекрасно подготовленными по математике во всех ее отделах, по физике, космографии. Полное понимание изученного, быстрая сообразительность, уверенность в ответах, - все это было на лицо на экзаменах.» [6, л. 228 об.].

В архивных документах освещена и воспитательная сторона частных гимназий прежде всего в протоколах заседаний педагогических советов и отчетах классных надзирателей. По их свидетельству, воспитанию нравственности учащихся, этикету общения и поведения, развитию интереса к искусству и науке отводилось достаточно много времени.

В отчетах окружных инспекторов прослеживается неоднозначность в оценке нравственного облика воспитанников частных учебных заведений. Так, учащиеся томской мужской гимназии по сообщениям инспектора М. Л. Иванова не отмечались особой воспитанностью и приличным внешним видом: «Относительно дисциплины учеников я совсем невысокого мнения. Во время перемен между уроками в училище весьма шумно; слаб надзор. Сами ученики имеют вид не совсем привлекательный...» [10, л. 51 об.-52]. Между тем положительную оценку окружного инспектора А. В. Попова получили воспитанницы частной гимназии О. В. Миркович: «Во время перемены между уроками и на самых уроках наблюдается полная благовоспитанность учениц. Держат они себя вообще скромно при встрече с учредительницей и преподающими лицами не только в стенах учебного заведения, но и вне стен оного.» [8, л. 38-38 об.]. Классная надзирательница 3-го класса гимназии О. Я. Хвориновой так характеризовала учениц: «Большинство учениц отличались живым характером, подвижностью, но на уроках были внимательны и проявляли интерес к изучаемым предметам. Почти все ученицы вели себя. хорошо: отличались примерным по-

слушанием, опрятностью, прилежанием и дружелюбием» [9, л. 106-106 об.]

Учет индивидуальных особенностей был неотъемлемой частью деятельности негосударственных школ, что привлекало родителей при определении ребенка в школу. В практике частных учебных заведений было освобождение от некоторых дисциплин учащихся со слабым здоровьем. Например, в гимназии О. В. Мир-кович было разрешено ученицам с плохим зрением не посещать занятия рисования и рукоделия, а также уроки немецкого языка - тем ученицам, которым дается язык «в ущерб слабому здоровью» [11, л. 1-3]. Для определения времени подготовки домашнего задания и психологического состояния учениц в гимназии О. Я. Хвориновой проводилось анкетирование. По рассмотрении анкет педагогический совет сократил курс изучения по некоторым дисциплинам [9, л. 53-58]. Педагогический совет гимназии О. В. Миркович совместно с родителями учащихся разработал анкету для выявления утомляемости учениц на занятиях и в процессе выполнения домашнего задания с последующей ликвидацией негативного влияния перегрузок [8, л. 59-62]. Сохранение психологического комфорта учениц, по мнению педагогических коллективов некоторых частных женских гимназий, являлось важной задачей школы. Для этой цели практиковалась отмена текущих оценок (баллов) с последующей объективной оценкой успехов, выявленных в результате проведенных четвертных контрольных срезов. Однако в старших классах женских гимназий, и особенно в мужских, балловая система оставалась, что требовалось законодательством при сохранении права частного учебного заведения претендовать на получение выпускниками государственных аттестатов.

В томской частной мужской гимназии особое внимание уделялось иногородним ученикам, живущим на съемных квартирах. Регулярно преподаватели посещали воспитанников, следили за их бытовыми условиями, качеством питания, самочувствием [6, л. 131-131 об.]. Эта гимназия представляла собой пример наиболее демократичных отношений учеников, педагогов и родителей. Родители были включены во все мероприятия, проходившие в гимназии, и всегда были осведомлены об успеваемости своих детей. Еженедельно из классных журналов преподаватели выписывали оценки в дневники и сообщали родителям. Для ведения учета четвертных оценок и результатов экзаменов для каждого ученика существовали индивидуальные «ведомости об успехах и поведении». Приглашение родителей в гимназию осуществлялось посредством передачи специального пригласительного бланка, форма которого была разработана педагогическим советом [6, л. 104-106]. Свобода и непринужденность отношений учителей и учащихся часто возмущало учебное начальство. Например, в отчете о ревизии частной мужской гимназии в Томске (1909 г.)

окружной инспектор А. Е. Алекторов сообщал: «. нельзя не обратить внимание... на то, что при ответах некоторые ученики слишком свободно себя держат: то закинет кто-нибудь из них на соседнюю скамейку ногу, то прислонится спиною или боком к стене, если она близко; то обопрется руками на парту. затем необходимо искоренить обычай обращаться с различными вопросами к преподавателям во время урока. Эти вопросы бывают настолько часты, что положительно нарушают классную дисциплину. » [6, л. 45]. Возможно, стремясь к ликвидации недостатков казенных гимназий, в собственной школе товарищество педагогов преувеличило степень свободы в отношениях между учениками и учителями.

При большинстве негосударственных учебных заведений существовали родительские комитеты. Создание таких организаций при частных школах демонстрировало возможность самоуправления, самостоятельность как в финансовой, так и в учебно-воспитательной сфере. Родительские комитеты участвовали в решении вопросов относительно деятельности и перспектив развития учебного заведения, в заботе об учащихся, организации различных мероприятий, брали обязанности контроля над учениками во внеурочное время. Родительские комитеты, представляющие нечто новое в работе средней школы, иногда вызывали споры в среде педагогов о необходимости их создания. Так, члены педагогического совета гимназии О. Я. Хвориновой разошлись во мнении о целесообразности родительского комитета в их учебном заведении, что отложило его создание на продолжительный срок. Председатель педагогического совета В. И. Истомин, поддержанный учредительницей гимназии, высказал мысль о невозможности в Сибири «отдать воспитание детей в руки родителей», имеющих низкий образовательный и культурный уровень [3, л. 14]. Авторитетный преподаватель омской мужской гимназии В. И. Истомин смог убедить коллег в том, что инициатива в учебно-воспитательном вопросе должна исходить от школы, а для родителей необходимо разработать правила или указания по воспитанию детей.

В результате деятельность родительских комитетов распространялась в большей степени на улучшение материального благополучия учебного заведения и помощь в организации досуга учеников: вечеров, праздников и др. Право решающего голоса на общих заседаниях частных школ родительские комитеты не приобрели. Тем не менее это был положительный опыт совместной работы семьи и школы.

Демократичные отношения между учащимися и преподавателями, индивидуальный подход к каждому ученику делали частные средние учебные заведения более привлекательными на фоне казенных гимназий, с царящим в них бюрократическим порядком, отчужденностью от семьи, невниманием к личным особенностям детей. Вот как охарактеризо-

вала деятельность педагогического персонала своей гимназии О. В. Миркович: «.Деятельность как начальствующих, так и лиц воспитательного персонала направлена главным образом к тому, чтобы расположив детей своей любовью и полнейшим дове-

рием к ним иметь возможность успешно нравственно воздействовать на их душу. Вообще в основание отношений между учащимися и воспитателями было положено взаимное доверие, уважение и любовь» [1, л. 392 об.].

Список литературы

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2270.

Там же. Д. 1926 а.

Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 62. Оп. 1. Д. 1. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2559.

Там же. Д. 2133.

Там же. Д. 1943.

Там же. Ф. р. 28. Оп. 1. Д. 986 а.

8. Там же. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1810.

9. ГАОО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 4.

10. ГАТО. Ф. 192. Оп. 1. Д. 1.

11. Там же. Ф. 157. Оп. 1. Д. 1.

Гач О. Б., старший научный сотрудник.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 05.11.2009

O. B. Gach

MANAGING TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS IN PRIVATE SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE WEST SIBERIAN EDUCATIONAL DISTRICT AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

The article deals with the activity of the private secondary educational institutions of the West Siberian educational district at the beginning of the 20th century. Particular attention is given to the issues of educational content in private gymnasia.

Key words: the West Siberian educational district, private gymnasium, education.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.