Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ И ПАНТЮРКИЗМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ И ПАНТЮРКИЗМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
617
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Организация тюркских государств / пантюркизм / Центральная Азия / Турция / регионализм / международные организации.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сунь Чэнгуан

я. В статье отмечается роль Организации тюркских государств как региональной международной структуры созданной на базе исторических, культурных и геополитических процессов в современном мире. Анализируется главенствующая роль Турции как государства продвигающего идеи пантюркизма на мировой арене. Автор отмечает, что возрождение пантюркизма в современных условиях окажет важное влияние на геополитику Центральной Азии и прилегающих регионов на континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ И ПАНТЮРКИЗМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-357-361 NIION: 2018-0076-2/23-132 MOSURED: 77/27-023-2023-2-132

СУНЬ Чэнгуан,

магистрант Ланьчжоуского университета, Китай, e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ И ПАНТЮРКИЗМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Аннотация. В статье отмечается роль Организации тюркских государств как региональной международной структуры созданной на базе исторических, культурных и геополитических процессов в современном мире. Анализируется главенствующая роль Турции как государства продвигающего идеи пантюркизма на мировой арене. Автор отмечает, что возрождение пантюркизма в современных условиях окажет важное влияние на геополитику Центральной Азии и прилегающих регионов на континенте.

Ключевые слова: Организация тюркских государств, пантюркизм, Центральная Азия, Турция, регионализм, международные организации.

SUN Chengguang,

master student, Lanzhou University,

China

ORGANIZATION OF TURKIC STATES AND PAN-TURKISM: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

Annotation. The article notes the role of the Organization of Turkic States as a regional international structure created on the basis of historical, cultural and geopolitical processes in the modern world. The leading role of Turkey as a state promoting the ideas of Pan-Turkism on the world stage is analyzed. The author notes that the revival of pan-Turkism in modern conditions will have an important impact on the geopolitics of Central Asia and adjacent regions on the continent.

Key words: Organization of Turkic States, pan-Turkism, Central Asia, Turkey, regionalism, international organizations.

Организация тюркских государств (Organization of Turkic States) - региональная международная организация, созданная для укрепления сотрудничества между тюркоязычными странами [5]. Её предшественником был Совет сотрудничества тюркоя-зычных государств, созданный уже в далёком октябре 2009 г. в Нахичевани лидерами Турции, Казахстана, Кыргызстана и Азербайджана. А 1 мая 2018 г. и Узбекистан официально вступил в эту региональную международную структуру, став её новым государством-членом. В настоящее время в региональном международном объединении представлено и два государства-наблюдателя - Венгрия и Туркменистан.

I. История пантюркизма

Тюрки были древним кочевым племенем, которое постепенно сформировалось путем непрерывной интеграции других племен. Тюркский каганат было основано в 552 г. н.э. и разделилось на Восточным тюркским каганатом и Западным тюркским каганатом в 583 году. В 630 г. Восточный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

тюркский каганат был подчинен династии Тан, а Западный тюркский каганат был уничтожен династией Тан в 657 г. Впоследствии потомки тюрки были ассимилированы в процессе интеграции с другими этническими группами.

Пантюркизм, подобно «пангерманизму» и «панславизму», является крайним националистическим идеологическим течением. Он был популярен на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и прилегающих районах в течение последних двухсот лет [1]. Она считает «тюркскими народами» все страны и регионы алтайско-тюркской языковой группы, от полуострова Малая Азия на западе до Синьцзяна на востоке и Кавказа на севере, и хочет создание единого тюркского государства, включающего Европу и Азию. На практике, тюркские языки только являются лишь лингвистическим понятием и не имеют этнографической основы для их этнической идентификации. Определение нации как социального явления дал И.В. Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос»: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе

общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» [6, с. 6]. Тюркские народы, как и арабы, лишены множества элементов, которые как единое целое составляют нацию, т.е. не могут называться таковой в современном смысле.

Пантюркизм как светская националистическая доктрина была впервые позиционирована в государствах, населенных тюркскими народами еще во второй половине 19 веке, в основе которой лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Пантюркизм как идеологическое движение проявил себя в Крыму и бассейнн реки Волги в Российской империи. Татары, подавленные царским правлением, создали «пантюркизм», призывающий к объединению тюркоязыч-ных народов, в лице Исмаила Гаспринского (18511914), который известен как отец пантюркизма. Он создал универсальный тюркский язык (Фай-далы эглендже) и использовал его как средство для создания газеты «Терджиман» (Переводчик), которая служила рупором для пропаганды пантюркизма [8]. Он также предложил тюркским народам «Единство в словах, мыслях и делах!». Венгерский востоковед Арминий Вамбери отмечал значительное влияние Турции на жителей центрально-азиатского региона. Исследователь писал: «народ в Средней Азии связывает с названием "Рум" (как здесь именуют Турцию) все могущество и блеск древнего Рима, считая эти названия одинаковыми» [2, с. 190].

И настоящее организованное и спланированное политическое развитие пантюркизма относится к началу ХХ века в Османской Турецкой империи. Примерно во время Октябрьской революции группа татарских пантюркистов во главе с Исмаилом Гаспринским отправилась в Турцию и способствовала развитию пантюркизма в этой стране. Если раньше турецкая элита предпочитала «османизм» из-за уничижительных коннотаций слова «тюркский», то развитие западной тюркологии и дальнейшее усиление внутреннего кризиса привело их к новому осознанию пантюркизма. Один из них, Зия Гёкальп ^уа Gбkalp, 1876-1924), был ярым сторонником и пропагандистом пантюркизма, он написал «шедевр» по пропаганде пантюркизма, известный как «Основы тюркизма». В своей книге он делит турок на три категории:

- турки в Турции;

- турки-Огузы, включая туркмен Азербайджана, Ирана и Хорезма, которые в основном имеют ту же культуру, что и турецкие турки, и объединены с Турцией в Огусистан;

- более отдаленные турки Якутии, киргизы, узбеки, чинчи и татары, которые имеют давние

языковые и кровные связи с Они имеют давние языковые и кровные связи и похожи, но не идентичны тюркским культурам [10]. Позже пантюркизм поддерживали младотурки, находившиеся у власти в то время, а Энвер Паша (Enver Passha,1881-1922), глава Младотурецкого триумвирата, был его горячим сторонником. Представители экспертного сообщества отмечают, что он был убежден, что в будущем эта доктрина должна сыграть особенно важную роль в качестве экспансионистской политики. Этот османский военный и политический деятель всегда мечтал создать великое тюркское государство, простирающееся от Турции до Китая, со столицей в Самарканде» [11]. Но поражение в Первой мировой войне привело к распаду Османской турецкой империи и краху мечты Энвер-паши о тюркской империи. Он продолжал выступать за пантюркизм в Центральной Азии. Но был убит в ходе противостояния басмаческих формирований Красной Армией на Памирском плато. В дальнейшем, исходя из политики советского правительства по этнической идентификации в Центральной Азии, определившей разделение на пять национальных республик, пантюркизм как национальная идея перестал стоять в повестке дня в этом регионе на долгие десятилетия.

II. Распространение современного

пантюркизма в Центральной Азии

В конце 1980-х гг. под влиянием идей Михаила Горбачева о «новом мышлении» в Центральной Азии росло чувство национального самоопределения и государственного суверенитета. После распада Советского Союза Центральная Азия превратилась в «вакуум» идей и верований, а панисламизм и пантюркизм стали возвращаться. Турция, центр пантюркизма, была разочарована после подачи заявки на вступление в Европейский Союз в 1987 г. Группа экспертов, представленная тогдашним президентом Тургут Озалом, объявила , что Турция столкнулась с возможностью, которой не было 400 лет, и что в этой новой ситуации Турция должна иметь «имперское видение» и стремиться к лидерству в бывшем регионе, управляемом Османской империей [12]. Это привело к смещению акцента в сторону пяти недавно возникших тюркоязычных государств в Центральной Азии и на Кавказе, где пантюркизм широко распространялся как инструмент геополитической выгоды. В первые годы своей независимости государства Центральной Азии, которые были основаны на политике этнической идентификации Советского Союза, приняли тюркскую культуру в качестве своей культурной основы, чтобы ослабить влияние советского периода и сохранить

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

национальную стабильность, чтобы восстановить свою национальную идентичность и объединить свой народ, тем самым достигая цели так называемой «дерусификации», в то время как Турция, как модель для тюркоязычных стран в Турция, как модель секуляризации, демократизации и вестер-низации, стала опорой для тюркоязычных стран. С другой стороны, в связи с экономическими трудностями государств Центральной Азии после распада Советского Союза, эти постсоветские государства тоже стремились получить экономическую помощь от Турции, оказывая определенную поддержку пантюркизму. В 1992 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев публично предложил идею создания Тюркского союза. По словам Назарбаева, «Между Средиземноморьем и Алтайскими горами живут более 20 миллионов наших соотечественников, и если они объединятся, мы станем страной с большим влиянием в мире». Президент Узбекистана Ислам Каримов предложил провести всестороннюю и объективную переоценку таких вопросов, как «пантюркизм» [6]. Президент Азербайджана Ильхам Алиев еще более открыто выступал за «тройное объединение» (единство в словах, мыслях и делах) от Югославии до китайского Туркестана. Он, в частности, подчеркнул, что смысл лозунга «Тюркиза-ция, модернизация и исламизация» отражен на государственном флаге Азербайджана [13]. Под влиянием этих идей, первый саммит тюркоязыч-ных стран был учрежден Турцией, Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Азербайджаном по инициативе Сулеймана Деми-реля (Suleyman Demirel,1924-2015), тогдашнего премьер-министра Турции, и впервые собрался в Анкаре 30-31 октября 1992 г. где Турция, в частности, активно предложила странам Центральной Азии «латинизировать» свои языки, как один их шагов в реализации идеи пантюркизма.

III. Современное состояние и перспективы пантюркизма

Как мы все помним, 27 сентября 2020 г. между Арменией и Азербайджаном в Нагорно-Ка-рабахском регионе проявилась очередная фаза крупномасштабного вооруженного конфликта. И Турция предоставила Азербайджану большую помощь оружием и отправила солдат и наемников воевать в Азербайджан, что внесло решающий вклад в победу Азербайджана. Победа в нагор-но-карабахском противостоянии также повысила престиж Турции среди тюркоязычных стран. Что способствовало полной поддержке предложения турецкой стороны об изменении названия Совета сотрудничества тюркоязычных стран на Организацию тюркоязычных стран. Это событие произо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

шло на 8-м саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшемся в Стамбуле 12 ноября 2021 г. Что означало новый этап в сотрудничестве тюркоязычных стран и, бесспорно, отражало дальнейшее развитие пантюркизма. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «благодаря новому названию и структуре Организация тюркских государств будет активнее развиваться, укрепляться и усиливаться». Это событие стало еще одним инструментом дальнейшего расширения турецкого влияния в Центральной Азии и на Кавказе, продвижения процесса тюркской интеграции. И представляет собой новый этап сотрудничества между тюркоязычными странами.

Но на данный момент мы видим, что существует ряд ограничений для развития пантюркизма: во-первых, государства Центральной Азии постепенно теряют интерес к пантюркизму под руководством Турции. Страны Центральной Азии дорожат своей с таким трудом завоеванной независимостью и опасаются, что пантюркизм поставит под угрозу их государственный суверенитет. Как обозначил тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века: записки президента»: «У нас общие корни, у нас общие предки, у нас много общего в культурном плане, но мы долгое время были отделены друг от друга. Я предлагаю цивилизованное восстановление утраченных связей и уважение к вновь обретенной независимости и суверенитету каждой нации» [14]. Во-вторых, Турция, как лидер пантюркизма, не имеет достаточно мощного потенциала в мировой политике. Турция не обладает ни экономической мощью, как, например, ЕС, который является одной из международно-правовых моделей региональных интеграционных объединений [3, с. 42], ни военной мощью, которой обладают на сегодняшний день США [4, с. 124]. Турецкое государство является лишь региональной державой, пока не способной охватить в полной мере своим влиянием регион Центральной Азии и Кавказа, доминировать в экономическом развитии Центральной Азии или обеспечить сильную военную защиту этих постсоветских стран. Можно констатировать, возглавляемые Турцией сообщество тюркоязычных стран не в состоянии оказать существенное влияние на ситуацию в этом регионе на сегодня. В-третьих, имеющиеся влияние России и Китая. Россия всегда рассматривала Центральную Азию и Кавказ как сферу своего влияния, а поскольку военная мощь России намного превосходит турецкую и ее военные базы расположены во многих странах Центральной Азии, госуларства Центральной Азии также не откажутся от своего традиционного союз-

ника России и полностью не перейдут на сторону Турции. Китай, как крупный экономический инвестор в Центральной Азии и важный торговый партнер стран этого региона, исходя из имеющейся поддержки Турцией сил «Восточного Туркестана» в китайском регионе Синьцзян, представляется маловероятным. Китай не будет игнорировать рост пантюркизма в Центральной Азии. В-четвертых, противоречия внутри тюркоязычных стран. Поскольку влияние Турции в Центральной Азии ограничено, И Казахстан, в качестве крупнейшей страны Центральной Азии, не желает становиться «вассалом» Турции. Казахстан присоединился к тюркоязычным странам, чтобы, с одной стороны, ослабить влияние России в Центральной Азии, а с другой - использовать его для объединения стран Центральной Азии и продвижения региональной интеграции.

Можно констатировать, путь к пантюркизму в Турции будет долгим и непростым. И мы не должны не учитывать реальные амбиции Турции в реализации геополитического проекта. К тому же, на фоне российско-украинского конфликта, который во многом понизил влияние России в Центральной Азии, что способствовало, в свою очередь, усилению международного влияния Турции на государства данного региона.

Список литературы:

[1] Албанви А. Пятая колонна России и отцы основатели пантюркизма [Электронный ресурс]. Проза.ру. - Режим доступа: URL: https://proza. ru/2011/09/02/1320 (дата обращения: 20.11.2022).

[2] Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. - М.: Восточная литература. 2003. - 320 с.

[3] Рыжов В.Б. Европейский союз: динамика развития и накопившиеся проблемы [Электронный ресурс] // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2018. № 2. - С. 42-50.

- Режим доступа: URL: https://e-notabene.ru/wl/ article_25693.html (дата обращения: 20.11.2022).

[4] Сирота Н.М., Мохоров Г.А. США versus Китай: военно-политическое соперничество [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 4-2 (82).

- С. 123-127. - Режим доступа: URL: https:// doicode.ru/doifile/lj/47/lj-02-2019-39.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

[5] Сман А., Дусанбекова М.А., Гахарманова Н.Б. О некоторых аспектах создания и деятельности Организации тюркских государств [Электронный ресурс] // Danish Scientific Journal. 2022. № 65.

- С. 17-22. - Режим доступа: URL: http://www. danish-journal.com/ru (дата обращения: 20.11.2022).

[6] Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Марксизм и национально-колониальный вопрос. Сборник избранных статей и речей. - М.: Партийное издательство, 1934. - C. 3-45.

[7] §aban Çali§. Turkey's Balkan Policy in the Early 1990s // Turkish Studies. 2001. Vol. 2. № 1. - Р. 136.

[8] гшшг^м^ш^штдак

^,2000(02):31-39.

[9]

jbK^W^,2014(03):23-34.D0I:10.16486/j.cnki.62-1035/d.2014.03.018.

[10] гшшг^м^яш^штдак

^,2000(02):31-39.

[11] —шя-Й

2010.

(01):10-19+52. D0I:10.16486/j.

cnki.62-1035/d.2010.01.009.

[12]

Щ). 2016. 37 (05): 69-76. D0I:10.14100/j.cnki.65-1039/ g4.2016.05.009.

[13]

2004. (04): 60-68.

[14] [^^•т^ещ^ш^швк

Пй-&ШШ , 1997^,

Spisok literatury:

[1] Albanvi A. Pyataya kolonna Rossii i otcy osnovateli pantyurkizma [Elektronnyj resurs]. Proza. ru. - Rezhim dostupa: URL: https://proza. ru/2011/09/02/1320 (data obrashcheniya: 20.11.2022).

[2] Vamberi A. Puteshestvie po Srednej Azii. -M.: Vostochnaya literatura. 2003. - 320 s.

[3] Ryzhov V.B. Evropejskij soyuz: dinamika razvitiya i nakopivshiesya problemy [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. 2018. № 2. - S. 42-50. - Rezhim dostupa: URL: https://e-notabene.ru/wl/article_25693. html (data obrashcheniya: 20.11.2022).

[4] Sirota N.M., Mohorov G.A. USA versus Kitaj: voenno-politicheskoe sopernichestvo [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2019. № 4-2 (82). - S. 123-127. - Rezhim dostupa: URL: https://doicode.ru/doifile/lj/47/lj-02-2019-39.pdf (data obrashcheniya: 20.11.2022).

[5] Sman A., Dusanbekova M.A., Gaharmanova N.B. O nekotoryh aspektah sozdaniya i deyatel'nosti Organizacii tyurkskih gosudarstv [Elektronnyj resurs] // Danish Scientific Journal. 2022. № 65. - S. 17-22. - Rezhim dostupa: URL: http://www.danish-journal. com/ru (data obrashcheniya: 20.11.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

[6] Stalin I.V. Marksizm i nacional'nyj vopros // Marksizm i nacional'no-kolonial'nyj vopros. Sbornik izbrannyh statej i rechej. - M.: Partijnoe izdatel'stvo, 1934. - C. 3-45.

[7] §aban Qali§. Turkey's Balkan Policy in the Early 1990s // Turkish Studies. 2001. Vol. 2. № 1. - R. 136.

[8]

^,2000(02):31-39.

[9]

^K^W^,2014(03):23-34.DOI:10.16486/j.cnki.62-1035/d.2014.03.018.

[10]

^,2000(02):31-39.

[11] -

2010.

(01):10-19+52. D01:10.16486/j.

cnki.62-1035/d.2010.01.009. [12]

Ш). 2016. 37 (05): 69-76. D01:10.14100/j.cnki.65-1039/ g4.2016.05.009.

[13]

2004. (04): 60-68.

[14] mm^rnifr

Hffi-йШ^Ш , 1997^,

J

4

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru

Л

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.