Научная статья на тему 'Организация цифровых цепей поставок'

Организация цифровых цепей поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / DIGITAL MANUFACTURING / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / SUPPLY CHAIN / ОЦИФРОВКА / DIGITIZATION / ЦЕПЬ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ / КОНСЬЮМЕРИЗАЦИЯ / VALUE CHAIN / CONSUMERIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Евгений Александрович, Карцева Екатерина Сергеевна, Зверева Анна Геннадьевна

Логистические системы и их транспортно-коммуникационная инфраструктура являются базовой ошибкой конкурентоспособности страны. Они обеспечивают объединение разных регионов страны, их центров народонаселения и занятости, а так же международный товарный обмен. Проявляется большой интерес к цифровым производствам и логистике, введению цифровых цепей поставок в новых условиях функционирования рынков и принятия решений. Одной из проблем, возникающей с ведением цифровых цепей поставок, является сам масштаб и его сложность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A basic mistake of the country competitiveness is logistics systems and its transport and communication infrastructure. It provides the integration of different regions, population centers and employment, and also the international commodity exchange. There is a big interest to digital manufacturing and logistics, introduction of digital supply chains into the new circumstances of trades and making decisions. One of the problem emerging by digital supply chains is the scale and its difficulties.

Текст научной работы на тему «Организация цифровых цепей поставок»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (49), 2018

59

Список литературы

1 Кольцова О. В. Назначение и особенности реализации бизнес-плана / О. В. Кольцова // Социально-экономические явления и процессы. - №1. -2015. - С. 64-67.

2 Маркова И. В. Проблемы составления и реализации бизнес-плана в интернет-торговле / И.В. Маркова // Вестник гуманитарного университета. -№ 3 - 2016. - С. 30-37.

3 Официальный сайт финансового портала -Структура бизнес-плана предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bank-explorer.ru.

4 Официальный сайт портала «Бизнес-навигатор МСП» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.smbn.ru.

5 Постановление Правительства Оренбургской области «О предоставлении грантов на поддержку потребительских кооперативов для развития материально-технической базы» № 974-п от 18.12.2015.

6 Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2012. - С. 352.

_ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК_

Лебедев Евгений Александрович

доктор технических наук, профессор кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский Государственный Технологический университет, г.Краснодар

Карцева Екатерина Сергеевна студент,2 курс, институт машиностроения и автосервиса (ИМА), Кубанский Государственный университет Зверева Анна Геннадьевна студент,2 курс, институт машиностроения и автосервиса (ИМА), Кубанский Государственный университет

АННОТАЦИЯ

Логистические системы и их транспортно -коммуникационная инфраструктура являются базовой ошибкой конкурентоспособности страны. Они обеспечивают объединение разных регионов страны, их центров народонаселения и занятости, а так же международный товарный обмен. Проявляется большой интерес к цифровым производствам и логистике, введению цифровых цепей поставок в новых условиях функционирования рынков и принятия решений. Одной из проблем, возникающей с ведением цифровых цепей поставок, является сам масштаб и его сложность.

ABSTRACT

A basic mistake of the country competitiveness is logistics systems and its transport and communication infrastructure. It provides the integration of different regions, population centers and employment, and also the international commodity exchange. There is a big interest to digital manufacturing and logistics, introduction of digital supply chains into the new circumstances of trades and making decisions. One of the problem emerging by digital supply chains is the scale and its difficulties.

Ключевые слова: цифровое производство, цепь поставок, оцифровка, цепь добавленной стоимости, консьюмеризация.

Keywords: digital manufacturing, supply chain, digitization, value chain, consumerization.

Объектом ретроспективного обзорно-аналитического исследования являются инфраструктурные проекты цифровой трансформации транспорта и особенности их реализации на транспортном пространстве РФ.

Целью данной работы является желание авторов внести долю своего труда в исполнение Указов Президента РФ по стратегиям научно-технологического развития РФ и её информационного общества [1;2], а так же определение направлений разработки цифровых цепей поставок и процессов, которые позволяют создавать максимальную прибыль для компаний.

В результате проведенного исследования установлены основные этапы оцифровки цепей поставок, их значение для РФ и используемый глоссарий.

Поддержание и совершенствование эффективной транспортной и логистической инфраструктур для движения пассажиров и грузов продолжает

оставаться важнейшими направлениями усилий в сегодняшних национальных и глобальных рынках. Сегодня особенно важно учитывать прогнозируемый рост численности населения и неизбежность кардинальных изменений в промышленности, энергетике (особенно в секторах нефти и газа) и сельскохозяйственном производстве. Высокоразвитые и современные транспортные и логистические системы являются сегодня ключевым факторами в экономической конкурентоспособности страны. Автомобильные и железные дороги, система внутренних водных путей, морские порты, аэропорты, как основные составляющие транспортно-логисти-ческой коммуникационной системы, обеспечивают объединение разных регионов страны, их центров народонаселения и занятости, а так же международный обмен. [4]

Движение товаров и компонент производств между их производителями, рост объемов городской логистики, международные цепи поставок уже являются местом стыка таких явлений, как цифровая экономика и новые индустрии.

Логистика в цифровой экономике становится сегодня своего рода "интеллектуальным клеем" очень многих понятий и инструментом способным отражать все, еще до конца не понятые, явления перехода к этому новому укладу экономики. Фактически формируется новая отрасль - интеллектуальная мобильность, способная объединить физические объекты и людей. Стираются различия в методах перемещения людей и предметов. Многие перевозочные компании используют для перемещения багажа пассажиров логистические технологии, обеспечивающие доставку его в удобное место и время. А это требует синхронизации двух процессов: передвижения пассажиров и их багажа. От понимания процессов становления и развития цифровой экономики, сегодня зависят экономический рост и конкурентоспособность предприятий и страны в целом. Поэтому компании начали активно пересматривать свои производства и бизнес-модели с учетом этих процессов. Их цель - стать более ориентированными на клиента и конкурентоспособными. Эти компании понимают, что управление цепями поставок становится ключевым фактором для достижения этой цели.

Транспортное пространство РФ очень велико и несопоставимо с территориями других государств и даже территориальных объединений на экономической или другой какой-либо основе. Поэтому является целесообразным в каждом регионе РФ определяться с базовым (основным) видом транспорта, на который было бы можно замыкать все другие виды транспорта и развивать транспортно-комму-никационную логистическую инфраструктуру. Особенно это важно для южного и дальневосточного регионов РФ, где каботажные перевозки водного транспорта нуждаются в обновленной инфраструктуре и современном уровне организации ее работы.

Но приоритетность того или иного вида транспорта или цифровой железной дороги надо рассматривать как смещение в сторону необходимости использования новых технических, технологических и экономических возможностей, которые они представляют чтобы эффективно выстроить новые методы работы с контейнерными технологиями.

Строительство современных инфраструктурных объектов нацелено на будущие потребности цифровой экономики и использование преимущественно готовых заводских изделий, которые изготавливаются для установки «по месту» и, как правило, значительное количество среди них являются негабаритными и тяжеловесными грузами. При переходе на технологии информационного моделирования (BIM) количество таких грузов и объемы их перевозок будут резко возрастать, как и проблемы логистики, их транспортировки. Вопрос цены такой логистической услуги крайне важен и даже крити-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (49), 2018 чен для многих видов бизнеса. Вопрос о новых возможностях логистики транспортного производства при транспортировке негабаритных и тяжеловесных грузов создается практикой работы и является важной темой как для транспортно-коммуникационной логистической инфраструктуры и промышленности, так и для оборонных вопросов.

Перемещение негабаритных или тяжеловесных грузов (OSOW) является сложным из-за ограничений инфраструктуры, регулирующих ограничений и разрешений.

Перевозчики таких грузов «пересекаются» с ограничениями по маршрутам, где имеются мосты и дороги с весовыми ограничениями или тоннели, мосты, воздушные коммуникации с ограничениями по высоте. Перевозчики так же сталкиваются с большим перечнем правил и ограничений, каждый из которых может иметь ограниченную продолжительность действия или особые требования к предоставляемым перевозчиком информационным данным.

Маршрутизация таких перевозок и процесс выдачи разрешений могут значительно усложниться, если груз перемещается через несколько административных или, тем более, государственных границ, т.к. юрисдикции этих территорий имеют различные регламенты, процессы выдачи разрешений, требования к информации и различные уровни сведений о маршрутах в пределах их собственных границ.

Эти проблемы усложняются в городах и коммунальных предприятиях, где есть такие же требования. Все это может привести к неоптимальному использованию транспортной системы, негативным внешним факторам и социальным издержкам.

Поэтому существует необходимость унификации нормативов и правил выдачи разрешений на использование оптимальных грузовых маршрутов для транспортировки негабаритных и тяжеловесных грузов, как для перевозчиков, так и для грузоотправителей, на которых также распространяются правила доставки. Эффективность процесса получения перевозчиками и грузоотправителями разрешений и маршрутизация, в конечном результате, должна сводить к минимуму затраты времени и средств на эти цели, что поможет им сосредоточиться на безопасности и надежности транспортировки. Это минимизирует сбои ее выполнения, социальные издержки, а также способствует безопасности движения и коммерческой работе (бизнесу). Целью этого проекта является предоставление ресурса, полезного для всех заинтересованных сторон: промышленности, генерирующей грузопотоки этих грузов; перевозчикам, обслуживающим их логистику и общественности, весьма заинтересованной в обеспечении своей безопасности, а так же оптимизировать движение этих грузопотоков по межгосударственным транспортным коридорам и дорогам федерального и регионального значения РФ.

Разработка цифровой цепи поставок от начала и до конца включает в себя, главным образом, трансформацию, как на концептуальном уровне,

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (49), 2018 так и в исполнении. Поэтому даже крупные компании должны организовывать у себя управляемые структуры, обладающие достаточным уровнем цифровых навыков и мышления.

Одной из проблем, возникающей с введением цифровых цепей поставок, является сам масштаб и его сложность.

Начало концептуализации цифровой цепи поставок можно представить в виде десяти ключевых этапов («сценариев»), раскрывающих компаниям понимание основных направлений, на которых оцифровка может оказать влияние на их организацию. Эти этапы приведены на рисунке 1.

3. Планирование работы предприятия в режиме реального времени

4. Гибкая автоматизация производства (предприятия)

2. Проектирование цифрового предприятия

1. Автоматизированный электронный поиск источников производства

10. Управление жизненным циклом продукта

внутренний

входящий

Предприятие

исходящий

первоначальное

покупатели поставщики

сквозное

5. Цифровые производственные процессы

6. Электронное коммерческое исполнение

7. Мониторинг расширенной цепи поставок в реальном режиме времени

Рисунок 1. Схема этапов построения цифровой логистики и цифровых цепей поставок

Приведенные этапы проясняют понимание необходимости разработки цифровых возможностей цепей поставок и стратегического подхода к оцифровке процессов, которые позволяют создавать максимальную прибыль для компаний.

Цепь поставок включает в себя поток всей информации, о продуктах, материалах и средствах между различными этапами создания и продажи продукта. Каждый шаг в этом процессе, от создания товара или услуги, его изготовления, транспортировки его к месту продажи, а затем его продавца находится в цепи поставок компании. Цепь поставок включает в себя все функции, связанные с получением и выполнения запаса клиента.

Разницей между цепью добавленной стоимости и цепью поставок является то, что цепь добавленной стоимости представляет собой совокупность взаимосвязанных действий всех участвующих сторон, чтобы создать и использовать конкурентное преимущество, в то время как цепь поставок является процессом всех сторон, участвующих в выполнении запроса клиента.

Цифровой сценарий цепи поставок это набор сценариев, которые демонстрируют возможности

расширенных операций эксплуатационных достижений в области цифровых технологий, устройств, анализа данных, интеграции данных и управления по всей цепи поставок.

Развитие связи на основе портативных многофункциональных средств вплотную приблизило компьютерные возможности непосредственно к человеку [6].

Одно из основных свойств цифровой экономики - это конвергенция технологий из одной отрасли в другую и появление тенденций, связанных с разрушающими и объединяющими технологиями.

Сегодня становятся необходимыми совсем новые дополнительные измерения реальной трехмерной реальности, новые языки описания деятельности в новых измерениях и новая стандартизация.

Из-за отставания ОАО РЖД в переходе на цифровую железную дорогу, дающую возможность резко сократить тарифы перевозки (до 50 %) по железной дороге, самый удобный и экономичный железнодорожный транспорт проигрывает во многих

случаях новым цифровым формам сервиса автомобильного такси (Яндекс такси), ранее считавшегося самым дорогим.

Поэтому в условиях новых парадигм логистики и промышленности, произошло резкое расширение зон применения фундаментальных наук: математики, физики. Они как раз помогают преодолевать возникшие трудности путем создания и применения новых искусственных языков. Тексты обсуждаемых новых стандартов написаны уже на этих искусственных и абстрактных языках, которые понимают только хорошо «обученные человеком» цифровые электронные вычислительные средства, что ускоряет и удешевляет их практическое применение. Сегодня без этих стандартов ничего не будет работать ни в цифровой экономике, ни в современных промышленных индустриях, транспорте и логистике. Но именно эти стандарты уже приносят огромные экономические выгоды, которые будут возрастать при грамотном и научном их использовании [5].

Но оцифровка производства и логистики способствует созданию рабочих мест с высоким интеллектуальным профессиональным уровнем и заработной платой. Возникают серьезные опасения, связанные с кибербезопасностью промышленных систем и сервисных услуг. Серьезной проблемой является и то, что при «оцифровке производств» применяется разнообразие языков и терминов, которые используются для описания технологических и организационных процессов и подготовки программ, предназначенных для поддержки преобразований.

Полезным направлением для определения различий в терминологии является обсуждения различий в терминологии в трех производственных направлениях:

- вертикальная интеграция, гибкие и рекон-фигурируемые производственные системы внутри предприятий («умные заводы» или «умные» производственные предприятия);

- горизонтальная интеграция внутригруппо-вых цепей формирования дополнительной стоимости (цепей поставок);

- интеграция жизненных циклов продуктов и цифровой инженерной деятельности по всей цепи создания стоимости продукта и связанной с ней системой производств.

Эти три направления позволяют понять генезис конкретных национальных и корпоративных инноваций.

Эта часть очень мощного процесса образования и становления, развивающегося явления фактора цифровой экономики, называется консьюме-ризацией. Она разрушает привычные рынка и производства и делает экономически возможными

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (49), 2018 совсем новые решения для инноваций и научных исследований [7].

Из приведенного материала следует, что:

1. Конвергенция транспортно-логистических технологий и их цифровизация создают основу для новых условий функционирования рынка и принятия решений[3].

2. РФ находится в географической позиции между практически всеми центрами новых производств и на новом евроазиатском транзитном и очень нужном пути и для неё естественное значение имеет приоритетное развитие условий для цифровой логистики и цепей поставок.

3. Создаются возможности для выявления конкурентоспособных отечественных производств и их включения в международное разделение труда, а так же позволяет размещать на нашей территории производства иностранных компаний для поставок продукции, как в Азию, так и в Европу. Такой опыт у России уже есть [8].

Список литературы

1. Указ Президента РФ «О стратегии научно-технологического развития РФ» от 1 декабря 2016г., №642.

2. Указ Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в РФ» от 9 мая 2017г., №2013.

3. Программа до 2035 года «Развитие цифровой экономики в России». Этап 1 «Цифровая экономика» от 28.07.2017г.

4. Куприяновский В.П., Евтушенко С.Н., Дунаев О.Н и др. Правительство, промышленность, логистика, инновации и интеллектуальная мобильность в цифровой экономике.//М.: Современные информационные технологии и ИТ-образование. Т.13, №1, 2017,- с.72-94.

5. Ярцев Д.И. и др. Экономика стандартизации в цифровую эпоху и информационно-коммуникационные технологии на примере британского института стандартов// /International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 4 no. 6 2016.

6. Brian Underdahl Enterprise Mobility For Dummies, Oracle 2nd Edition 2016 by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey

7. ROBOTICS IN LOGISTICS. A DPDHL perspective on implications and use cases for the logistics industry. DHL March 2016

8. Лебедев Е.А., Миротин Л.Б., Науменко М.А.. Цифровая трансформация транспорта.//Мате-риалы XVII международной научно-практической конференции «Логистика: современные тенденции развития. Часть 1. 19 С. Пб., 12-13 апреля 2018г.-с.279-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.