УДК 331.5 (09) (571.13)
Г. Г. МАМАЕВА А. А. ЛЮБИМОВ
Омский государственный технический университет
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 80-е—90-е ГГ. ХХ ВЕКА
В статье рассматриваются актуальные вопросы занятости низкоконкурентных на рынке труда групп населения, опыт социальных учреждений по организации трудовой занятости пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями, анализируются формы работы социальных учреждений Омской области в сфере занятости в 80-е—90-е гг. ХХ века.
Ключевые слова: лица с ограниченной трудоспособностью, социальная защита, трудовая адаптация, профессиональная реабилитация, квотирование рабочих мест, специализированные предприятия.
Инвалиды и пенсионеры относятся к категории так называемого маломобильного, низкоконкурентного на рынке труда населения и являются наименее защищенной, социально-уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами физического состояния, вызванного заболеваниями и с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии инвалидов, с пониженной трудоспособностью лиц пенсионного возраста. Для этих категорий граждан большое значение имеет занятость. Работающие инвалиды и пенсионеры перестают ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, ограниченными возможностями в проявлении трудовой активности. Трудоустройство является важнейшим этапом профессиональной реабилитации инвалидов, дает им ощущение вос-требованости со стороны семьи и общества, помогает справиться с последствиями инвалидности, способствует их социальной интеграции. Занятые инвалиды и пенсионеры чувствуют себя полноправными членами общества и имеют дополнительный доход, позволяющий повысить их уровень жизни.
В России проживает 13 миллионов человек с ограниченными возможностями, при этом только 10—18 % заняты профессиональной трудовой деятельностью. Значительная часть инвалидов, среди которых люди трудоспособного возраста составляют 45 %, существуют на пенсию, балансирующую на уровне прожиточного минимума [1]. Растет и численность пенсионеров по старости. В Российской Федерации (РФ) получателями пенсий по старости являются 38 598 тыс. человек, в том числе в Омской области — 530 тыс. человек. По состоянию на сентябрь 2009 г. средний размер пенсии составлял в РФ 4546,3 руб., в Омской области — 4339,5 руб. Как следствие, инвалиды и пенсионеры традиционно входят в «зону бедности». Чтобы поддержать свой уровень благосостояния, инвалиды и пенсионеры вынуждены искать дополнительные
источники дохода: сдавать квартиры, заниматься разовой подработкой. Особую остроту проблема трудоустройства лиц с пониженной трудоспособностью, в частности инвалидов, приобрела в последние годы. Число инвалидов в РФ постоянно увеличивается. Ежегодно в нашей стране признаются инвалидами до 1,5 млн человек, следовательно, растёт численность лиц-получателей пенсий [2]. Влияние на рост численности инвалидов оказывает множество факторов, среди которых и изменение ситуации на рынке труда. Ограниченные возможности трудоустройства, случайные заработки не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать ее и принимать иждивенческую модель поведения. В то же время, социальная политика в отношении инвалидов переориентируется с реализации пассивных мер, на активные. Документально внимание фокусируется не столько на проблемах материального обеспечения инвалидов, сколько на проблемах их реабилитации, в том числе и профессиональной. В настоящее время всё большее значение приобретает разработка различных мероприятий по увеличению масштабов занятости инвалидов, их профориентации, профессиональной подготовки (или переподготовки), трудоустройству. Основными способами решения этих задач являются:
— осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов;
— установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов;
— стимулирование создания предприятиями и учреждениями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
— создание условии труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
— создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
— организация обучения новым профессиям лиц с ограниченной трудоспособностью.
В сложившейся практике организации занятости большое внимание уделяется квотированию и резервированию рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью. Квотирование рабочих мест — это апробированный экономически развитыми странами инструмент трудовой адаптации неконкурентоспособных групп населения. Но региональный опыт РФ показывает его невысокую эффективность в современных условиях. Около 2/3 рабочих мест, выделенных в счет исполнения квот, оказываются незамещёнными, но не из-за отсутствия спроса, а по ряду иных причин [3]. В частности, обострили проблему трудоустройства инвалидов, возрастающие требования работодателей к качеству рабочей силы, уменьшение объёмов производства и остановка работы многих предприятий, сокращение численности основных работников. В то же время региональное законодательство предусматривает альтернативу для предпринимателя: либо приём на работу определенного количества инвалидов и других социально-уязвимых категорий, либо ежемесячное перечисление в Фонд квотирования компенсационных выплат за каждого нетрудоустроенного в рамках установленных квот. Большинство работодателей предпочитает «откупиться», заплатить этот целевой налог, а вакантные рабочие места предоставить более производительным и непритязательным работникам.
В связи с этим возрастает роль эффективных мер по содействию профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов. Полноценная трудовая реабилитация состоит в том, чтобы восстановить и по возможности развить профессиональные навыки инвалида. Но для этого необходимы определенные условия. Только 9 % инвалидов работает в специально созданных условиях, подавляющее большинство (87 %) вынуждены мириться с отсутствием рабочих мест, учитывающих особенности их реабилитационного процесса. Отмечается и невысокая активность общественных организаций инвалидов в решении проблемы создания рабочих мест для трудовой адаптации своих членов. Из общего числа проектов, профинансированных из Фонда квотирования в последние три года, только около 3 % приходится на общественные организации [3]. В условиях кризисной экономики весьма актуальным становится исследование организации трудовой занятости лиц с ограниченными профессиональными способностями на региональном уровне и оптимизация системы социальной защиты этих групп населения.
В недавнем прошлом организация трудовой занятости инвалидов и пенсионеров Омской области являлась важным компонентом деятельности учреждений, относившихся к системе социального обеспечения граждан. Она включала в себя несколько направлений:
— обеспечение трудовой деятельности пациентов домов-интернатов;
— создание и развитие системы специализированных предприятий для лиц с пониженной трудоспособностью;
— привлечение к трудовой деятельности лиц пенсионного возраста;
— профессиональное обучение и профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями.
В 80-е гг. ХХ века организация трудовой деятельности клиентов являлась важным направлением работы стационарных учреждений, входивших в систему социального обеспечения Омской области. Лица пожилого возраста, инвалиды, пациенты с психическими заболеваниями, проживавшие в стационарных учреждениях привлекались к выполнению трудовых операций. В некоторых домах-интернатах Омской области весьма широко использовалась трудотерапия как значимое направление реабилитации. Организация трудовой деятельности для лиц с ограниченными возможностями была нацелена на восстановление их повседневных и профессиональных навыков.
Так, в Нежинском доме-интернате трудотерапией было охвачено 96 человек. Из них 46 человек трудились в швейных, вязальных, картонажных мастерских интерната, в овощеводческой бригаде летом, в зимнее время на сортировке овощей были заняты 16 человек. В бригаде подсобного хозяйства работало 6 человек, помощь по уходу за слабыми больными оказывали 17 человек. Только за 1980 г. в мастерских дома-интерната было изготовлено продукции на 8,2 тыс. рублей, объём продукции подсобного хозяйства составил около 7 тыс. рублей. Кроме того, лица, проживавшие в интернате, привлекались к самообслуживанию и дежурству по поддержанию порядка, уборке помещений, территории.
Трудотерапия применялась и в работе с пациентами Тарского психоневрологического дома-интерната. Здесь ею было охвачено 90 человек. Основная часть пациентов дома-интерната привлекалась к трудовой деятельности в подсобном хозяйстве.
Большое внимание уделялось трудотерапии и в учебно-воспитательной работе с детьми в Кировском доме-интернате. В 1982 г. ею было охвачено до 100 % воспитанников дома-интерната. В мастерских дома-интерната ежегодно изготовлялось для предприятий города Омска продукции на 100 тыс. рублей, объём полученной прибыли составил более 50 тыс. рублей [4].
Особую значимость в процессе решения проблемы занятости лиц с пониженной трудоспособностью в Омской области имело создание на предприятиях специализированных цехов и участков. Они были предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма. На территории Омской области в 80-е гг. ХХ века работали предприятия со специализированными цехами и участками, где были заняты инвалиды с детства, инвалиды труда и лица, страдающие психическими заболеваниями. Предприятия со специализированными цехами и участками для лиц с пониженной трудоспособностью относились к ведению Министерства местной промышленности РСФСР, Министерства бытового обслуживания РСФСР, Министерства лёгкой промышленности РСФСР. В целом, в региональной системе предприятий для лиц с пониженной трудоспособностью на 1 января 1985 г. были заняты 984 человека, в том числе 560 инвалидов (56,9 %) и 424пенсионера (43 %). В этот период времени в Омской области насчитывалось 10 предприятий со специализированными цехами и участками, относившихся к ведению Министерства местной промышленности РСФСР. Среди них можно выделить: предприятие «Сибирячка»; швейные цеха при Андреевском, Драгунском, Марьяновском и Омском домах-интернатах; швейный участок при Такмыкском доме-интернате; цех надомного труда при Омской ковровой фабрике. В системе предприятий Министерства местной промышленности, функционировавших
Таблица 1
Численность инвалидов и пенсионеров по возрасту на специализированных предприятиях, цехах и участках в Омской области на 1 января 1991 г.
Категории работающих Общая численность работающих Лица, занятые неполный рабочий день Лица, работающие в надомных условиях
Инвалиды 787 345 349
Пенсионеры по возрасту 551 293 236
Всего 1338 638 585
Итого 2548 785 1301
в Омской области, трудились 442 человека (44,9 %) с пониженной трудоспособностью, из них: 260 инвалидов (58,8 %); 182 пенсионера (41,1 %). В регионе функционировала сеть из пяти предприятий со специализированными цехами и участками, относившихся к ведению Министерства бытового обслуживания РСФСР. К таким предприятиям относились переплётно-картонный цех; швейные цеха при Кировском и Нежинском домах-интернатах; вязальный цех при Омском психоневрологическом доме-интернате. В целом, в специализированных цехах предприятий Министерства бытового обслуживания РСФСР трудились 254 человека (25,8 %) с пониженной трудоспособностью. Среди предприятий Министерства легкой промышленности РСФСР, использовавших труд маломобильных групп населения, в документах указан лишь цех надомного труда при производственном объединении «Большевичка». Здесь были заняты 65 человек с пониженной трудоспособностью, из них 15 человек (23 %) составляли инвалиды; 50 человек (76,9 %) — пенсионеры. Кроме того, в Омской области функционировали четыре предприятия со специализированными цехами и участками, ведомственную принадлежность которых документы не указывают. На них были заняты 223 человека (22,6 %) с пониженной трудоспособностью из них: 101 человек (45,2 %) составляли инвалиды; 122 человека (54,7 %) — пенсионеры [5].
Специалистами отделов социального обеспечения Омской области осуществлялась работа по увеличению численности работающих в надомных условиях и в режиме неполного рабочего времени. По состоянию на 1 января 1986 г. в надомных условиях трудились 1679 человек, в режиме неполного рабочего дня — 690 человек.
Изменения в социально-экономической сфере региона в начале 90-х гг. затронули и систему трудовой занятости населения. Численность и структура лиц занятых на специализированных предприятиях, цехах и участках в Омской области, представлена в табл. 1 [6] .
В структуре 43-х специализированных предприятий, цехов, участков, где было занято 2548 человек, 1338 человек (52,5 %) составляли лица с пониженной трудоспособностью. Общая численность работавших инвалидов составляла 787 человек (58,8 %), пенсионеров по возрасту 6 551 человек (41,1 %). В режиме неполного рабочего дня трудились 638 человек (47,6 %) из них 345 инвалидов (54 %) и 293 пенсионера по возрасту (45,9 %). В надомных условиях трудовой деятельностью был занят 1301 человек. Из общей численности лиц, занятых надомным трудом, 349 человек (26,8 %) составляли инвалиды; — 236 человек (18,1 %) — пенсионеры. В то же время, в сравнении с общей численностью сотрудников, занятых на специализированных предприятиях, цехах и участках доля инвалидов составляла только 30,8 %, а пенсионеров —
21,6 % [6]. Невысокий процент занятых инвалидов и пенсионеров обусловлен незаинтересованностью работодателей в использовании их труда в силу относительно низкой производительности, отсутствия перспективы развития предприятий, в условиях растущей конкуренции на товарных рынках.
Наряду с этим в районах Омской области стали развиваться новые формы трудовой занятости инвалидов. Так, в городе Калачинске был создан кооператив трудовой реабилитации инвалидов «Золушка». В его становлении существенную помощь оказали отдел социального обеспечения и районное общество инвалидов. В кооперативе трудились 5 инвалидов. Они осуществляли работы по пошиву и ремонту мужской и женской обуви. Возглавлял кооператив инвалид труда II группы Гришин Александр Викторович [7].
В рамках содействия занятости маломобильных групп населения учреждениями Омского областного отдела социального обеспечения на 1 января 1985 г. к трудовой деятельности было привлечено 86 236 пенсионеров по возрасту, инвалидов III группы — 9 726 человек, что составляло соответственно 37,7 % и 90,3 % от общей численности. Кроме того, дополнительно за 1984 г. в сферу трудовой деятельности было привлечено 5444 пенсионера.
На 1 января 1986 г. в отделах социального обеспечения состояли на учёте 238868 пенсионеров по возрасту, из них работающих было 55 144 человека (23,1 %). По данным отчёта Омского областного отдела социального обеспечения, «... в общее количество работающих пенсионеров по возрасту не были включены 32 597 человек, занятых на сезонных сельскохозяйственных работах и овощных базах г. Омска. С их учётом доля работающих пенсионеров в Омской области составляла — 36,7 %. Среди инвалидов III группы трудоспособного возраста 2 273 человека принимали участие в сезонных работах» [8]. В целях увеличения численности работающих пенсионеров по возрасту, специалистами отдела проводилась разъяснительная, информационно-справочная работа (беседы, выступления по местному радио и в печати), было налажено сотрудничество с предприятиями и организациями для привлечения пенсионеров к сезонным работам.
Опыт работы учреждений социального обеспечения показывает, что важным аспектом в решении проблемы трудовой занятости лиц с пониженной трудоспособностью была и остаётся организация профессионального обучения. Помощь в профессиональном обучении позволяет получить лицам с ограниченными возможностями, основы той или иной специальности, решать проблемы материального обеспечения и реализации своих потребностей.
В 80-е гг. органы социального обеспечения региона принимали непосредственное участие в организации профессиональной подготовки лиц с ограниченной трудоспособностью. В 1985 г. в техникумы и училища-интернаты органов социального обеспечения РСФСР
были направлены 44 инвалида, из них: в училища-интернаты — 40 человек; в техникумы-интернаты — четверо. Лица с ограниченными возможностями получили направление в Куртамышское училище — 15 человек, в Новосибирское училище — 13, Новокузнецкое училище — трое, в Калужский техникум-интернат — трое. Кроме того, двое были направлены в учебные заведения через организации Всесоюзного общества глухих (ВОГ); пять человек обучались на предприятиях бытового обслуживания населения [9].
В Российской Федерации наблюдается рост числа инвалидов с детства. Если в 1986 г. таких детей в возрасте до 16 лет было 91 тыс. (6,2 на 10 тыс. детей), то в 1995 г. — 399 тыс. человек (11,5 — на 10 тыс. детей). По статистике Пенсионного фонда, в России на 1 января 2009 г. насчитывалось 575 тысяч детей-инвалидов. По-видимому, тенденция увеличения числа детей-инвалидов сохранится и в будущем. В то же время только 60 % детей-инвалидов получают образование. Поэтому расширение возможностей профессиональной подготовки детей-инвалидов остаётся в поле зрения региональных учреждений социальной защиты населения. Данное направление деятельности требует дальнейшего развития и совершенствования.
Таким образом, рыночные преобразования в экономике резко снижают возможности трудоустройства инвалидов и пенсионеров на профессиональном рынке труда. Региональный опыт показывает, что специализированная занятость в большинстве случаев для инвалида и пенсионера предоставляет реальную возможность получить оплачиваемую работу с условиями труда адекватными их возможностям.
Тем не менее специализированная занятость имеет как преимущества, так и недостатки. К числу последних можно отнести невысокий уровень заработной платы и существование работников в замкнутой социальной системе. Организация трудоустройства инвалидов должна быть направлена на расширение применения гибких форм занятости.
В условиях «старения населения» профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством и занятость пенсионеров экономически выгодны для государства. Масштабы резервов трудовой активности этих категорий населения достаточно велики. Средства, инвестированные в програм-
мы содействия занятости, будут возвращаться государству в виде экономии на социальных выплатах при изменении назначения пенсии вследствие «пороговой» реабилитации, а также налоговых поступлений.
Создание необходимых условий для реализации потенциала людей с ограниченными трудовыми возможностями и разрешение комплексных проблем, мешающих трудоустройству, является наиболее вероятным при координации усилий различных ведомств и общественности. Возможно, элементы опыта организации трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями, использованные в нашем регионе в 80-е — 90-е гг. ХХ века, могут быть применимы в современных условиях.
Библиографический список
1. Егоршева, Н. Инвалид пришёл с деньгами / Н. Егоршева // Российская газ. — Центральный выпуск. — 2008. — 12 ноября.
2. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2008. - С. 27.
3. Html://www.budgetrf.ru
4. Любимов, А. А. Социальная защита населения Омской области в 1980-е гг. / А.А. Любимов // Вопросы методологии и истории в работах молодых учёных : сб. науч. ст. / Омский государственный педагогический университет. — Омск, 2009. — Вып. 13. — С. 86.
5. Подсчёты авторов: Государственное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» (далее — ГУ ИсА). Ф. 1128. Оп. 1. Д. 1066. ЛЛ. 3 — 5.
6. ГУ ИсА. Ф. 1128. Оп. 1. Д. 1253. ЛЛ. 7 — 7 об.
7. ГУ ИсА. Ф. 1128. Оп. 1. Д. 1235. Л. 53.
8. ГУ ИсА. Ф. 1128. Оп. 1. Д. 1102. Л. 1.
9. Любимов, А. А. Указ. соч. —С. 90.
МАМАЕВА Галина Георгиевна, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии. ЛЮБИМОВ Андрей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии.
Адрес для переписки: е-шаП: Socioomgtu@Yandex.ru
Статья поступила в редакцию 16.12.2009 г. © Г. Г. Мамаева, А. А. Любимов
Книжная полка
Падение Берлинской стены: до и после. Россияне о внешнеполитических процессах прошлого и настоящего [Текст] / РАН, Ин-т социологии ; под ред. М. К. Горшкова [и др.]. - М. : Весь Мир, 2010. -181, [2] с. : рис., табл. - (Российское общество в зеркале социологии). - Библиогр. в середине кн. -ISBN 978-5-7777-0483-2.
На протяжении последних десяти лет Институт социологии РАН совместно с Фондом им. Ф. Эберта проводит исследования, посвященные изучению восприятия гражданами нашей страны места России в мире, их отношению к другим странам и народам.
Настоящая монография подготовлена на основе всероссийского социологического опроса, проведенного в конце 2009 г., накануне знаковых дат в жизни не только нашей страны и Германии, но и всего мира. Эти события вызывают огромный интерес не только в среде специалистов, но и привлекают внимание широкой общественности.
Большое внимание в книге также уделено эволюции представлений россиян о внешнеполитических приоритетах нашей страны, характеру ее отношений с Европой и современной Германией, взаимоотношению россиян и немцев, особенностям их национальных характеров.