ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
УДК 658.7
Организация товародвижения розничных предприятий определяется уровнем развития производственного потенциала общественной системы, экономической ситуацией в стране, степенью развития розничной торговли.
Указанные обстоятельства повлекли за собой изменения подходов к решению проблемы организации товародвижения розничных предприятий: принципиально меняются содержание и формы организации товародвижения розничных предприятий, технологическая цепь процесса товародвижения.
Данная проблема требует научно-теоретического и научно-практического исследования. Проведенный монографический обзор по вопросам содержания «товародвижения розничных предприятий» определил множество позиций по проблеме содержания товародвижения, системы управления процессом товародвижения, организации товародвижения и т. д.
Так, М. С. Гарнова [1, с. 12] рассматривает содержание товародвижения исключительно с позиции системного подхода, представляя его в качестве сложной системы управления процессом доведения товаров от предприятий-изготовителей до ее потребителей - населения, внерыночных потребителей. Данная трактовка позволяет рассматривать товародвижение как единую систему, что является основным принципом логистического подхода. В данном случае целью является обеспечение наиболее полного удовлетворения населения и других потребителей в товарах с минимальными народнохозяйственными затратами, связанными с доведением товаров до потребителей. С данной позицией мы согласны, поскольку, на наш взгляд, она согласована с принципом логистического подхода.
Т. И. БУХТИЯРОВА, Е. В. ФЕДОРОВА
В целом, соглашаясь с позицией М. С. Гар-новой, на наш взгляд наиболее полное отражение сущности товародвижения в трактовке О. Б. Кацуба. Автор рассматривает товародвижение как объективно необходимый процесс воспроизводства, тем самым связывает организацию товародвижения не только с физическим перемещением грузов от производства до потребителя, но и с переработкой информации [2, с. 35]. Система информационно-аналитического обеспечения товародвижения является объективно необходимой и объективно обусловленной современными условиями хозяйствования, что определяет важность вопросов, рассматриваемых О. Б. Кацуба.
Процесс товародвижения О. Б. Кацуба разделяет на две системы: технологическая система, представляющая материально-вещественный поток товаров, и кибернетическая система, представляющая собой потоки и процесс переработки экономической (коммерческой) информации. Вопрос практической значимости представленной позиции не вызывает возражений, поскольку применение логистического подхода в организации товародвижения розничных предприятий позволит сократить расходы и обеспечить высокий уровень логистического сервиса.
В организации товародвижения розничных предприятий с использованием логистического подхода особый интерес представляет технологическая цепь товародвижения, которую представляет О. Б. Кацуба, оперируя совокупностью технологических операций. Схема технологической цепи товародвижения рассмотрена на рисунке 1. В основу технологической цепи положено товародвижение не только розничных торговых предприятий, но и товародвижение внемагазинных форм розничной торговли, что представляет интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Схема технологической цепи товародвижения [2, с. 37]
Рисунок № 1
Вопросы формирования схемы технологической цепи рассматривают и другие авторы [1, с. 18] - рисунок 2.
Хотелось бы отметить факт, что в представленной технологической цепи экономически целесообразным считается товародвижение через складскую сеть и исключается транзитная форма товародвижения. Данная технологическая цепь является объективно необходимой для
розничных торговых предприятий, находящихся вне зон деятельности производителей, а также реализующих товары сложного ассортимента.
Предложенная схема может быть уточнена, поскольку организация товародвижения розничных предприятий определяется большим количеством элементов, которые не отражены в представленной М. С. Гарно-вой схеме.
Схема технологической цепи товародвижения розничных предприятий
Рисунок № 2
Брокеры, торговые агенты, дистрибьюторы
Сфера материального -производства
Оптовая торовля
Республиканский уровень Районный уровень
Розничная торговля
Магазины
1. ТПС
2. Промтовары
3. Продукты
4. Минимаркеты
5. Магазин-заготпункт
6. Хозтовары
7. Стройматериалы
8. Универсамы
Сфера потребления (покупатель)
В целом, соглашаясь с перечнем технологических операций в рассмотренных технологических цепях товародвижения необходимо уточнение его составляющих применительно
к организации товародвижения розничных предприятий.
На наш взгляд, рассматриваемая схема может быть уточнена следующим образом (рисунок 3).
Схема технологической цепи товародвижения Рисунок № 3
розничных предприятий
Основу процесса товародвижения розничных предприятий составляет физическое перемещение грузов от производства до потребителя, сопровождающееся целым рядом необходимых логистических функций транспортировки, хранения, обработки и отпуска товаров в различных звеньях товародвижения.
Практическая значимость предложенной схемы связана с возможностью рассматривать товародвижение розничных торговых предприятий на федеральном и на региональном уровне с использованием транзитной и складской формы товародвижения.
При снабжении розничных торговых предприятий товарами непосредственно с предприятий-производителей число поставщиков будет максимальным из всех возможных вариантов организации товародвижения. При движении товаров через склады специализированных по товарному признаку оптовых предприятий число поставщиков для каждого розничного предприятия уменьшается по сравнению с транзитной формой товародвижения (особенно для универсальных розничных
предприятий или специализированных). При варианте товароснабжения через оптовые предприятия с универсальным ассортиментом товаров или с ассортиментом для определенных розничных предприятий количество источников товароснабжения будет наименьшим.
При изучении вопросов организации товародвижения розничных предприятий с использованием логистического подхода необходимо изучение фундаментальных принципов, которые выделяются авторами. Так, М. С. Гарнова [1, с. 23] к ним относит:
• экономическую самостоятельность предприятий, которая позволяет определять, какой продукт и в каком количестве производить и продавать;
• конкуренцию - продукт может быть предложен не одним предприятием; несколько производителей могут принять решение о производстве и продаже того же продукта;
• свободное ценообразование;
• принцип оплаты по труду - шанс на получение высокой заработной платы (для работающего или служащего) и прибыли (для
предпринимателя) является движущей силой рыночной экономики.
Соблюдение перечисленных принципов отражает значимость обеспечения высокой эффективности процесса товародвижения, но отсутствуют принципы оптимизации технологического процесса товародвижения, которые позволяют максимально сократить материальные затраты по доведению товаров до потребителей, что в рыночных условиях имеет первостепенное значение для розничных торговых предприятий.
Товародвижение розничных предприятий на современном этапе развития рыночных отношений отличается многообразием типов и форм организации. В связи с этим рассмотрение сущности товародвижения было бы неполным без уточнения типологии и форм организации товародвижения.
Так, наиболее содержательно Д. В. Стаханов [3, с. 21] различает девять основных классификационных признаков товародвижения, представленных в таблице 1. В данной классификации автор использует уже распространенные критерии (форма товародвижения, степень участия посредников, форма расчета, уровень сервиса), а также выявлены дополнительные критерии (характер регулирования, характер хозяйственных связей, виды рынков, масштаб распространения, форма представления).
Предложенные классификационные признаки подтверждают влияние формы и типа процесса на организацию товародвижения розничных предприятий, но каждый из них может быть самостоятельным вопросом для изучения.
Типология содержания и форм организации товародвижения Таблица № 1
в рыночной экономике [3, с. 21]
№ п/п Классификационный признак Тип товародвижения
1. Форма товародвижения транзитная складская
2. Степень участия посредников прямые эшелонированные смешанные
3. Уровень сервиса с частичным обслуживанием с комплексным обслуживанием
4. По характеру регулирования регулируемые государством саморегулируемые
5. По характеру хозяйственных связей прямые длительные хозяйственные связи краткосрочные хозяйственные связи спонтанные хозяйственные связи
6. По видам рынков рынок продукции производственно-технического назначения рынок товаров широкого потребления рынок услуг
7. По формам расчетов наличный оборот безналичный оборот бартер
8. Масштаб распространения локальный региональный национальный международный глобальный
реальное
9._Форма представления_виртуальное
Транзитная форма характеризуется отсутствием промежуточных звеньев в цепи товародвижения от производителя к потребителю. Складская форма товародвижения, напротив, предполагает наличие самых разнообразных коммерческих посредников, формирующих звенья логистической цепи товародвижения
[3, с. 21]. Эти основополагающие позиции нами рассматриваются в качестве условий выбора формы товародвижения. Мы считаем, что организация товароснабжения розничных предприятий с использованием логистического подхода предполагает складскую форму товароснабжения, при которой наиболее
эффективно оптимизируется товарный ассортимент и повышается уровень логистического сервиса.
Общепринятым считается дифференциация форм товародвижения по степени участия посредников на прямое, эшелонированное и смешанное. Прямые формы товародвижения характеризуются физическим отсутствием посредников между поставщиками и потребителями; эшелонированные нередко включают самых разнообразных посредников, начиная с транспортных организаций и заканчивая консалтинговыми фирмами; смешанные предполагают сочетание прямых и эшелонированных форм товародвижения в процессе организации рыночных трансакций [3, с. 22].
В настоящее время компании стремятся оптимизировать процесс товародвижения за счет аутсорсинга отдельных логистических операций, таких как транспортировка, хранение, грузопереработка и др. В связи с этим эшелонированная форма товародвижения становится все в большей степени основным направлением развития взаимоотношений между рыночными субъектами. В основе аутсорсинга лежит идея специализации и разделения труда, это в свою очередь снимает часть логистических операций, как с производителя, так и с розничного предприятия, с одной стороны, с другой - повышает качество логистического обслуживания и сокращает тор-гово-технологический процесс по доведению товаров от производителя до розничного предприятия.
Аутсорсинг отдельных логистических операций позволяет высвободить финансовые и управленческие потоки и сосредоточить их на основных функциях производственных или розничных предприятий, которые обеспечивают им основные конкурентные преимущества. Проблема организации управления аутсорсингом логистических операций может и должна быть предметом самостоятельного изучения в решении комплексной проблемы организации товародвижения розничных предприятий с использованием логистического подхода.
В настоящее время в экономически развитых странах организация товародвижения имеет большую или меньшую степень сервисной поддержки, выделены две формы товародвижения с частичным обслуживанием и с комплексным обслуживанием клиентов [3, с. 22]. Данная типология организации товародвижения особо актуальна для логистических центров, которые классифицируются в зависимости уровня сервиса.
Повышение эффективности конкурентоспособности товарного рынка определяет необходимость взаимодействия государства и бизнеса в организации товародвижения. На рынке даже совершенной конкуренции нельзя обойтись без регулирующей роли государства в организации товародвижения. Крайней формой выражения регулирующей роли государства в организации товародвижения является фондирование и лимитирование ресурсов со стороны государства. По мере зрелости рыночных отношений происходит трансформация непосредственного государственного регулирования в механизмы саморегулирования товародвижения. Отсюда вполне допустимым считается выделение двух типов товародвижения: регулируемое государством и саморегулирование [3, с. 22].
В работе А. Ю. Никитаевой [4, с. 24] наиболее полно определяется важная роль государства в организации товародвижения, где отмечается, что «эффективное управление взаимодействием государства и бизнеса лежит в основе совершенствования государственного управления за счет обеспечения действия контура обратной связи и своевременного выявления реакции бизнес-сектора на управленческие воздействия государства, а также инкорпорирования потенциала бизнеса в стратегии экономического развития».
С позиции рассматриваемых вопросов дальнейшие исследования могут быть в части «теоретико-методологического аспекта целенаправленного управления межсекторными партнерскими отношениями», что, по мнению А. Ю. Никитаевой, реализует возможность применения «системно-нормативного подхода к управлению и повысить качество регулирующих воздействий государственных органов, обеспечивая возникновение положительного синергетического эффекта и повышение эффективности реализации стратегий, с одной стороны, и улучшение качества целеполагания и планирования (за счет получения более полной информации, инсти-туционализации новых управленческих подходов и методик, снижения неопределенности внешней среды, наращивания экспертного потенциала) - с другой» [4, с. 26].
Разнообразие форм товародвижения, если принять в расчет только срок действия хозяйственных связей можно свести в три группы: во-первых, это прямые длительные хозяйственные связи; во-вторых, это краткосрочные хозяйственные связи и, в-третьих, это разовые или спонтанные поставки товаров и услуг [3, с. 22].
Если рассматривать в качестве объекта рыночных трансакций продукцию производственно-технического назначения, товары широкого потребления и услуги, можно с полным основанием говорить об организации товародвижения соответственно на рынке продукции производственно-технического назначения, на рынке товаров широкого потребления и на рынке услуг (Д. В. Стаханов - [3, с. 23]).
Товародвижение, опосредованное наличными деньгами, можно определить как наличный оборот; опосредованное безналичной формой расчетов - как безналичный оборот и использующий различные формы взаимозачета - преимущественно бартер [3, с. 23]. В период экономического кризиса практическую значимость приобрели формы расчетов, возникающие в процессе товародвижения розничных предприятий. На наш взгляд, на этом этапе экономически целесообразными, а в некоторых экономических системах единственными, являются различные формы взаимозачета.
При организации товароснабжения розничных предприятий, когда в расчет принимаются в основном географические границы рынков, Д. В. Стаханов [3, с. 23] предлагает различать локальное товародвижение, ограниченное рамками муниципального образования; региональное товародвижение, охватывающее совокупность географически взаимосвязанных территорий; национальное товародвижение, которое преимущественно ограничивается рамками национальных образований; международное товародвижение, которое формируется на базе межгосударственного товарного обмена; глобальное товародвижение, которое охватывает практически все страны и континенты.
Автор уточняет [3, с. 23], что по мере развития информационных технологий товародвижения существенно меняется форма представления процесса товародвижения. Традиционная форма предполагает реальное физическое перемещение товаров и услуг, а на электронном рынке преимущественной формой товародвижения становится виртуальное товародвижение. Виртуальное товародвижение способствует значительному сокращению товарных запасов, сокращению времени прохождения как материальных, так и информационных и финансовых потоков, а это в свою очередь предполагает снижение логистических расходов на всей цепи товародвижения.
Организация товародвижения розничных предприятий с использованием логистического подхода в рамках эволюционной теории характеризуется основными чертами. Данные характерные черты наиболее подробно отражают современную организацию товародвижения, а именно:
• превалирование внешних трансакций под внутренними, что объясняется углублением процесса разделения труда и эффектами масштаба производства;
• максимальное использование преимуществ прогрессивных форм организации товародвижения, построенных на базе современных информационных технологий;
• постепенный переход от конкурентного соперничества по принципу «борьба всех против всего» к разнообразным формам сотрудничества контрагентов хозяйственных связей на основе взаимной экономической выгоды;
• развитие интеграции и кооперации в товарных потоках с использованием вертикальных договорных систем и финансово-промышленных групп;
• трансформация экономических приоритетов с максимизации прибыли на максимизацию полезного эффекта участников рыночных трансакций;
• оптимальное сочетание специализации и диверсификации с целью удовлетворении постоянно растущих запросов клиентов;
• постоянный поиск оптимального соотношения полезного эффекта товародвижения с расходами на его организацию;
• развитие рыночной инфраструктуры, способствующей материально-вещественному обеспечению логистической организации товародвижения;
• сокращение цикла движения товара от производителя к потребителю;
• активное развитие логистического сервиса, способствующего постепенному превращению товара по замыслу в товар с подкреплением. [3, с. 419]
Исследование процесса организации товародвижения розничных предприятий в контексте выявления новых классификационных признаков позволяет выделить классификационный признак, степень консументативности [5, с. 29]. При этом в научный оборот вводится категория «консументативные технологии товародвижения».
Рассматриваемая классификация технологий товародвижения на основе исследования проблемы организации товародвижения в розничной торговле приведена в таблице 2.
Таблица № 2
№ п/п Классификационный признак Классификационная группировка
1. По среде протекания Интерактивные Реальные
2. По форме организации Магазинные Внемагазинные
3. По конфигурации Сетевые Несетевые
4. По географии источника происхождения Отечественные Зарубежные
5. По уровню распространения На местном уровне На региональном уровне На межрегиональном уровне На международном уровне
6. По степени интегрированности Интегрированные Автономные
7. По степени консументативности Консументативные Неконсументативные
Классификация технологии товародвижения в розничной торговле [5, с. 29]
Консументативные технологии товародвижения [5, с. 38] рассматриваются как совокупность инструментарно-ресурсного обеспечения товародвижения, осуществляемого с участием потребителей-партнеров посредством межличностных и межфункциональных связей, направленных на достижение цели максимально возможного удовлетворения потребностей всех участников цепи физического распределения.
Особый интерес представляет выделенная Т. Н. Ильиным форма реализации консумен-тативных технологий товародвижения - многоуровневая розничная торговля, которая представляет собой внемагазинную форму прямой дистрибуции (прямых продаж) конечным
потребителям, осуществляемую на принципах многоуровневого сетевого маркетинга и основанную на консументативных технологиях товародвижения. На наш взгляд, позиции автора могут быть уточнены, поскольку при организации товародвижения не уделялось должного внимания внемагазинной форме прямой дистрибуции, которая может расширить известную практику прямых продаж, дополняя ее новыми механизмами и рычагами.
Таким образом, организация товародвижения розничных предприятий с использованием логистического подхода представляет собой многоуровневую проблему, элементы которой имеют научно-теоретическую и научно-практическую значимость.
1. Гарнова М. С. Организация товародвижения продовольственных товаров в потребительской кооперации Республики Коми [Текст] : дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / М. С. Гарнова. - М., 2002. - 211 с.
2. Кацуба О. Б. Совершенствование управления процессом товародвижения в организациях потребительской кооперации с использованием информационных технологий: на примере кооперативных организаций Саратовской области [Текст] : дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / О. Б. Кацуба. - Ростов-на-Дону, 2004. - 236 с.
3. Стаханов Д. В. Теоретико-методологические основы логистизации региональных систем товародвижения [Текст] : дис. доктора экон. наук: 08.00.05 / Д. В. Стаханов. - Ростов-на-Дону, 2002. - 486 с.
4. Никитаева А. Ю. Управление взаимодействием государства и бизнеса в экономической системе региона: методология, теория, механизмы [Текст] : автореф. дис. доктора экон. наук: 05.13.10 / А. Ю. Никитаева. - Ростов-на-Дону, 2008. - 50 с.
5. Ильин Т. Н. Логистическое обеспечение товародвижения в многоуровневой розничной торговле: на примере парфюмерно-косметического рынка Ростовской области [Текст] : дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Т. Н. Ильин. - Ростов-на-Дону, 2008. - 226 с.