Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСФЕРА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ США: ОПЫТ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСФЕРА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ США: ОПЫТ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР / ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / США / АТОМНАЯ ОТРАСЛЬ / INNOVATIONS / COMMERCIALIZATION / INTELLECTUAL PROPERTY / TECHNOLOGICAL TRANSFER / TECHNOLOGY / NATIONAL LABORATORY / USA / NUCLEAR INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файков Дмитрий Юрьевич, Байдаров Дмитрий Юрьевич

В работе рассматриваются проблемы формирования механизмов технологического трансфера, коммерциализации разработок оборонных предприятий и предприятий атомной промышленности с использованием опыта национальных лабораторий США. Актуальность тематики обусловлена необходимостью расширение производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения путем диверсификации деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, создания эффективных путей внедрения передовых разработок в производство. Особое внимание уделено проблеме регулирования института интеллектуальной собственности как ключевого элемента технологического трансфера. Цель статьи - проанализировать основные механизмы трансфера технологий национальных лабораторий США, выявить основные принципы, которые могут быть востребованы российскими организациями, сформулировать предложения по их использованию. Теоретической базой исследования являются концепции инновационного развития, институциональная теория, системный подход к вопросам технологического трансфера и коммерциализации. Использованные методы исследования - эмпирический анализ, графический метод, классификация, сравнительно-правовой анализ. Авторами проведена классификация используемых национальными лабораториями механизмов технологического трансфера по способам взаимодействия, выделены особенности каждой группы механизмов. Определено, что большинство механизмов технологического трансфера формализованы государством, что создает понятные, доступные, единые правила их использования. Выявлено, что базовыми принципами формирования технологического трансфера является мотивация предприятий частного сектора посредством финансирования совместных работ и защиты интеллектуальной собственности; мотивация персонала лабораторий на проведение поисковых исследований; аккумулирование знаний посредством создания научных сетей на основе инфраструктуры национальных лабораторий. Сделан вывод, что по ряду направлений (формирование научно-технологических парков, образовательной деятельности) российские предприятия атомной отрасли, входящие в Государственную корпорацию «Росатом», используют похожие механизмы, как и национальные лаборатории США. На основе полученных результатов предложены возможности дальнейшего развития современных механизмов и способов технологического трансфера для российских предприятий оборонно-промышленного комплекса и атомной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TECHNOLOGY TRANSFER AT THE NATIONAL LABORATORIES OF THE USA: RUSSIAN ENTERPRISES EXPERIENCE

The problems of development of technological transfer mechanisms, commercialization of defense plants and nuclear industry enterprises R&D on the basis of the US national laboratories experience are considered. The relevance of the topic is due to the need to expand the production of high-tech civilian industry products by diversifying the activities of enterprises of the military and industrial complex, creating effective ways to introduce advanced developments in production. Special attention is paid to the problem of regulating the institute of intellectual property as a key element of technological transfer. The purpose of the article is to analyze the main mechanisms of technology transfer in the US national laboratories, identify the main principles that may be in demand by Russian organizations, and formulate proposals for their use. The theoretical basis of the research is the concepts of innovative development, institutional theory, and a systematic approach to the issues of technological transfer and commercialization. Such research methods as empirical analysis, graphical method, classification, comparative legal analysis are used in the article. The authors classify the mechanisms of technological transfer used by national laboratories according to the methods of interaction, and highlight the features of each group of mechanisms. It is determined that most of the mechanisms of technological transfer are formalized by the state, which creates clear, accessible, uniform rules for their use. It is revealed that the basic principles of technological transfer formation are motivation of private sector enterprises through financing of joint work and protection of intellectual property, motivation of laboratory staff to conduct research, accumulation of knowledge through the creation of scientific networks based on the infrastructure of national laboratories. It is concluded that in a number of areas (the formation of science and technology parks, educational activities), Russian nuclear industry enterprises that are part of the State Corporation Rosatom use similar mechanisms, as do the US national laboratories. On the basis of the obtained results, the possibilities of further development of modern mechanisms and methods of technological transfer for Russian enterprises of the military and industrial complex and the nuclear industry are proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСФЕРА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ США: ОПЫТ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

вопросы инновационной экономики

Том 10 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

организация технологического трансфера в национальных лабораториях ОША: опыт для российских предприятий

Файков Д.Ю.1, Байдаров Д.Ю. 2

1 Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Саров, Россия

2 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В работе рассматриваются проблемы формирования механизмов технологического трансфера, коммерциализации разработок оборонных предприятий и предприятий атомной промышленности с использованием опыта национальных лабораторий США. Актуальность тематики обусловлена необходимостью расширение производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения путем диверсификации деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, создания эффективных путей внедрения передовых разработок в производство. Особое внимание уделено проблеме регулирования института интеллектуальной собственности как ключевого элемента технологического трансфера. Цель статьи - проанализировать основные механизмы трансфера технологий национальных лабораторий США, выявить основные принципы, которые могут быть востребованы российскими организациями, сформулировать предложения по их использованию. Теоретической базой исследования являются концепции инновационного развития, институциональная теория, системный подход к вопросам технологического трансфера и коммерциализации. Использованные методы исследования - эмпирический анализ, графический метод, классификация, сравнительно-правовой анализ. Авторами проведена классификация используемых национальными лабораториями механизмов технологического трансфера по способам взаимодействия, выделены особенности каждой группы механизмов. Определено, что большинство механизмов технологического трансфера формализованы государством, что создает понятные, доступные, единые правила их использования. Выявлено, что базовыми принципами формирования технологического трансфера является мотивация предприятий частного сектора посредством финансирования совместных работ и защиты интеллектуальной собственности; мотивация персонала лабораторий на проведение поисковых исследований; аккумулирование знаний посредством создания научных сетей на основе инфраструктуры национальных лабораторий. Сделан вывод, что по ряду направлений (формирование научно-технологических парков, образовательной деятельности) российские предприятия атомной отрасли, входящие в Государственную корпорацию «Росатом», используют похожие механизмы, как и национальные лаборатории США. На основе полученных результатов предложены возможности дальнейшего развития современных механизмов и способов технологического трансфера для российских предприятий оборонно-промышленного комплекса и атомной отрасли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, коммерциализация, интеллектуальная собственность, технологический трансфер, технологии, национальные лаборатории, США, атомная отрасль.

Organization of technology transfer at the national laboratories of the USA: Russian enterprises experience

FaykovD.Yu. 1, BaydarovD.Yu. 2

1 Russian Federal Nuclear Center - All-Russian Scientific Research Institute of Experimental Physics (RFNC-VNIIEF), Russia

2 State Atomic Energy Corporation «Rosatom», Russia

Введение

Для реализации задач, поставленных в области научно-технического прогресса в России, включая расширение производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения путем диверсификации деятельности оборонно-промышленного комплекса (ОПК), необходимо не только развитие новых направлений работ, но и организация технологического трансфера - системы передачи технологий, разработанных в научно-исследовательских организациях, в гражданский сектор экономики.

ABSTRACT:_

The problems of development of technological transfer mechanisms, commercialization of defense plants and nuclear industry enterprises R&D on the basis of the US national laboratories experience are considered. The relevance of the topic is due to the need to expand the production of high-tech civilian industry products by diversifying the activities of enterprises of the military and industrial complex, creating effective ways to introduce advanced developments in production. Special attention is paid to the problem of regulating the institute of intellectual property as a key element of technological transfer The purpose of the article is to analyze the main mechanisms of technology transfer in the US national laboratories, identify the main principles that may be in demand by Russian organizations, and formulate proposals for their use. The theoretical basis of the research is the concepts of innovative development, institutional theory, and a systematic approach to the issues of technological transfer and commercialization. Such research methods as empirical analysis, graphical method, classification, comparative legal analysis are used in the article. The authors classify the mechanisms of technological transfer used by national laboratories according to the methods of interaction, and highlight the features of each group of mechanisms. It is determined that most of the mechanisms of technological transfer are formalized by the state, which creates clear, accessible, uniform rules for their use. It is revealed that the basic principles of technological transfer formation are motivation of private sector enterprises through financing of joint work and protection of intellectual property, motivation of laboratory staff to conduct research, accumulation of knowledge through the creation of scientific networks based on the infrastructure of national laboratories. It is concluded that in a number of areas (the formation of science and technology parks, educational activities), Russian nuclear industry enterprises that are part of the State Corporation Rosatom use similar mechanisms, as do the US national laboratories. On the basis of the obtained results, the possibilities of further development of modern mechanisms and methods of technological transfer for Russian enterprises of the military and industrial complex and the nuclear industry are proposed.

KEYWORDS: innovations, commercialization, intellectual property, technological transfer, technology, national laboratory, USA, nuclear industry

JEL Classification: 031, 032, 033

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Faykov D.Yu. (cat16110mai[.ru)

CITATION:

Received: 08.07.2020 / Published: 30.09.2020

Faykov D.Yu., Baydarov D.Yu. (2020) Organizatsiya tekhnologicheskogo transfera v natsionalnyh laboratoriyakh SShA: opyt dlya rossiyskikh predpriyatiy [Organization of technology transfer at the national laboratories of the USA: Russian enterprises experience]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (3). - 1687-1710. doi: 10.18334/vinec.10.3.1 10658

Изучение передового иностранного опыта, в частности организации трансфера технологий национальными лабораториями Министерства энергетики США (по сути, похожими на российские организации атомной промышленности и ОПК), позволит выявить дополнительные возможности его организации в России.

Цель статьи - проанализировать основные механизмы трансфера технологий национальных лабораторий США, выявить основные принципы, которые могут быть использованы российскими организациями, сформулировать предложения.

Трансфер технологий, как будто бы понятный процесс - «процесс передачи технологии и соответствующих прав на них от передающей стороны к принимающей в целях их последующего внедрения и использования»1. Однако его фактическое воплощение вызывает значительное количество вопросов, сложностей, неоднозначностей. Даже само понятие «технологический трансфер» не имеет однозначного толкования как среди российских, так и среди зарубежных ученых [1-3] (Degtyareva, Barkova, 2020; Arenas, González, 2008; Latyntsev, 2017). С теоретической точки зрения, ведется поиск оптимальных схем взаимодействия субъектов инновационной системы, нашедший отражение в формировании большого количества моделей технологического трансфера [2, 4] (Stepchenko, Glushak, Glushak, Khlebnikov, 2019).

В качестве основных механизмов технологического трансфера обычно указывают лицензии, создание компаний, продажа разработки, передача знаний, найм носителя знаний, научные публикации и пр. [5] (Van Norman, Eisenkot, 2017). Важным вопросом при передаче технологий является защита прав интеллектуальной собственности (ИС). В большинстве случаев они защищены с помощью патентов, товарных знаков, авторских прав и коммерческой тайны. Для создания полноценной системы технологического трансфера необходима как эффективная организационная структура [7] (Cunningham, O'Reilly, 2018), так и развитие конкуренции, человеческого капитала и пр. [6] (Klyucharev, Arsentev, Trofimova, 2018). Государство является основным действующим лицом в отношении политики передачи технологий [2, 8, 9, 10] (Link, Scott, 2019; Guerrero, Urbano, 2019), что подтверждает опыт ведущих стран в глобальном рейтинге инноваций - Израиля, Южной Кореи, Швейцарии, США [6]. Теоретически это

1 ГОСТ Р 57194.1-2016 Трансфер технологий. Общие положения.

ОБ АВТОРАХ:_

Файков Дмитрий Юрьевич, доктор экономических наук, доцент, начальник отдела (cat16110mai1.ru) Байдаров Дмитрий Юрьевич, кандидат юридических наук, заместитель директора Блока по развитию и международному бизнесу - начальник управления поддержки новых бизнесов (d_baydarov0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. Организация технологического трансфера в национальных лабораториях США: опыт для российских предприятий // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 3. -С. 1687-1710. doi: 10.18334Мпес.10.3.1 10658

объясняется тем, что проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и передача технологий в промышленность - общественное благо [11, 12] (Bin-Nun, Chan, Anadón, Narayanamurti, Maxted; Pankova, 2016)). Результаты НИОКР накапливаются у их создателей и дают положительные внешние эффекты, дальнейшие области применения которых не всегда очевидны. Поэтому частные компании менее склонны инвестировать в НИОКР. Государство же не только финансирует исследования, но и стимулирует коммерциализацию изобретений, чтобы они превратились в частные блага. Эти схемы стимулирования принимают форму политики трансфера технологий [9, 11].

Российская система технологического трансфера находится пока на стадии развития. В 1990-2000-е годы в российском ОПК была создана эффективная система защиты интеллектуальной собственности от «утекания» за рубеж [13] (Gaponenko, 2019). Однако в производстве гражданской продукции имеющиеся научно-технологические заделы используются слабо [14, 15] (Abdikeev, Moreva, Bekulova, Dontsova, 2020; Izmaylova, 2019). Стоящие перед экономикой задачи требуют дальнейшего развития системы технологического трансфера, как на уровне государства, так и на уровне отраслей [16] (Gorin, 2018) и компаний [17] (Barinov, 2019). Особо подчеркивается необходимость вовлечения отечественных разработок в современные сферы производства, составляющие основу парадигмы «Индустрия 4.0» [16, 18]. Исследования в этих направлениях показали наличие ряда проблем (Samovarova, Zhurkina, Gorin, 2019).

Отмечается необходимость доработки законодательства в области технологического трансфера, инновационной деятельности. Указывается на отсутствие однозначного юридического, а иногда и смыслового определения основополагающих терминов «технология», «трансфер технологий», «результат интеллектуальной деятельности», хотя они достаточно активно используются в программных документах Правительства Российской Федерации [1, 13].

Серьезным барьером для финансирования инноваций является сложность распределения прав на интеллектуальную собственность между государством и разработчиком. Данная проблема особенно характерна для ситуации смешанного финансирования, которое в России встречается чаще всего [1]. В стране сложилась противоречивая правоприменительная практика, когда даже наличие патента не всегда защищает права собственности на изобретение [6]. Все это приводит к тому, что пока недостаточно тех, кому действительно нужны патенты. Бюджетные организации не могут распорядиться ими с коммерческой целью, для ученых патент часто нужен лишь как формальность для получения грантов [1, 6]. Российские эксперты делают вывод, что системы коммерциализации в стране нет ни на отраслевом, ни на государственном уровне, понятного механизма трансфера технологий не существует [1, 6, 13].

В этом плане опыт национальных лабораторий США может быть полезен для формирования в стране эффективной системы технологического трансфера.

Инновационная система и трансфер технологий в ОША

Для США вопросы инновационного развития и трансфера технологий являются одним из национальных приоритетов. Традиционно в США большую часть затрат на исследования и разработки несет частный сектор (рис. 1). Частное финансирование в США больше концентрируется на развитии, государственное - на фундаментальных и прикладных исследованиях2. То есть федеральные инвестиции в базовые исследования являются мотиватором для частных инноваций [2, 8, 9, 10].

■ Государственные ■ Частные

Рисунок 1. Государственные и частные расходы на исследования и разработки в США ,

2000-2018 годы, млрд долл. Источник: составлено авторами по: Gross domestic spending on R&D. [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm; Federalfunding for R&D and R&D ¡plant for national defense and civilian functions: FYs 1955-2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ncses. nsf.gov/pubs/nsf20305/ (дата обращения: 23. 06. 2020).

Инновационная система США ргализует модель «тройной спирали», основанную на постоянном сетевом взаимодействии науки, государства и бизнеса [19] (Petrovskiy, Pronichkin, Sternin, Shepelyov, 2018). Основными элементами инновационной системы являются университеты, федеральные лаборатории, научно-технологические парки, комгании, кластеры и др. [11]. Универси теты в большей части обеспечивают фундаментальные исследования [8], федеральные лаборатории - прикладные исследования, научно-технологические парки и частные компании - коммерциализацию и развитие [12].

Важгой составляющей иннгоацеонной системы являетсе правовая систем а трансфера технологий. США считаются мировым лидером в плане защиты интеллектуальной собственности. Правовая система позволяет организациям (в том числе частным)

2 Rising to the Challrnge: U.S. Innovation Policy Cor the Global Economy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK98691/ (дата обращения: 23.06.2020).

сохранять и использовать право собственности на любое изобретение, созданное с помощью государственного финансирования. Такая нормативная база заложена в 1980-х годах рядом законодательных актов, прежде всего, законами Бэя-Доула (1980) и Стивенсона-Уайдлера (1980), законом об инновационном развитии в малом бизнесе (1982), законом о торговых марках (1984), законом о передаче федеральных технологий (1986). Законом Стивенсона-Уайдлера введено Соглашение о совместных исследованиях и разработках (CRADA) между федеральной организацией и негосударственной компанией, которое регламентирует возможность передачи последней исключительной или неисключительной лицензии на любую интеллектуальную собственность, полученную в результате совместного исследования, выполненного за федеральные средства.

Основная форма технологического трансфера в США - сотрудничество в форме частно-государственного партнерства (ЧГП), часто - в рамках специально созданной инфраструктуры и федеральных программ [8]. Примером федеральных программ являются программы поддержки инноваций в сфере малого бизнеса - Программа инновационных исследований малого бизнеса (SBIR), Программа трансфера технологий малого бизнеса (STTR) и другие, которые обеспечивают до четверти финансирования технологий на ранних этапах [8].

Несмотря на развитость и наибольшую исследованность [10], система технологического трансфера в США имеет проблемы, например долгое принятие решений, в том числе при подготовке соглашений CRADA, частные компании плохо осведомлены о деятельности федеральных лабораторий, социокультурные проблемы (отмечаются сложности во взаимопонимании между представителями частных и государственных организаций) и пр. Отмечается и уменьшение государственных инвестиций в НИОКР, низкий эффект от них, снижение стимулов для инвестиций в НИОКР частного сектора3 и пр. Как результат, объемы трансфера технологий в США имеют тенденцию к снижению [11]. Это приводит к политическим дебатам и радикальным предложениям о пересмотре системы технологического трансфера - от полной централизации [8] до отказа от государственного вмешательства и полной передачи всей системы в частный сектор [11].

Одним из элементов инновационной системы США являются федеральные лаборатории. В США примерно 700 федеральных лабораторий [11], которые занимаются как вопросами национальной безопасности и обороны, так и развитием передовых направлений науки в критически важных сферах - энергетике, космосе, медицине и пр. [9]. Наиболее известные среди них - национальные лаборатории Министерства энергетики. Понятие «национальная лаборатория» не является юридическим понятием, закрепляющим существенные юридические признаки организационно-право-

3 National innovation policies: What Countries Do Best and How They Can Improve / Global Trade and Innovation Policy Alliance. 2019. June. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ccit.org.co/studios/ gtipa-national-innovation-policies/ (дата обращения: 10.06.2020).

вой формы, это бренд, идентифицируемый с набором уникальных исследовательских возможностей. Анализ всех научных публикаций в мире по базе ЫСИе за 2006-2015 годы показал, что по соотношению «количество публикаций на количество цитирований» национальные лаборатории занимают 4-е место в мире4.

Большинство национальных лабораторий было создано в 1940-1950-х годах в рамках «Манхэттенского проекта», и основной их задачей была разработка и создание ядерного оружия. В 1980-х годах проведена значительная конверсия деятельности национальных лабораторий, многие из них были переориентированы на развитие перспективных гражданских исследований в области энергетики, информационных технологий, моделирования, биологических наук, исследования климата. «Оружейными» остались три лаборатории: Лос-Аламосская национальная лаборатория (ЬЛМЬ), Ливерморская национальная лаборатория им. Лоуренса (ЬЬМЬ), Сандийские национальные лаборатории ($N1). В них также проводится диверсификация деятельности, хотя и в меньших масштабах.

Основное финансирование научной деятельности национальных лабораторий - федеральное. Оно составляет до 70% всех расходов на НИОКР Министерства энергетики.

Организация и механизмы технологического трансфера в национальных лабораториях США

Задачи технологического трансфера и коммерциализации технологий являются одними из приоритетных для национальных лабораторий. Эта деятельность в рамках Министерства энергетики имеет формальную организационную структуру, состоящую из офиса трансфера технологий, офисов отдельных программ в министерстве, офисов трансфера технологий в национальных лабораториях, которые помогают определить механизмы сотрудничества, координируют работу лаборатории в области сотрудничества.

В национальных лабораториях применяется широкий набор механизмов передачи технологий, коммерциализации и взаимодействия с частным сектором. Среди них есть как общегосударственные механизмы (СЯЛБЛ, $БШ, $ТТБ и пр.), так и созданные внутри Министерства энергетики (Программа лабораторных исследований и разработок, направляемых лабораторией (ЬВЯБ), Фонд коммерциализации технологий Министерства энергетики (ТСБ), Центры коллективного пользования). Все механизмы по способам взаимодействия можно разделить на следующие группы: финансовые механизмы (федеральное финансирование или финансы лабораторий), кооперационные, информационные, организационные, образовательные (рис. 2). Эти механизмы часто применяются совместно.

4 Уравниловка и утечка мозгов. Как в США оценивают продуктивность ученых // Новая газета 02.03.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/03/02/84133-uravnilovka-i-utechka-mozgov (дата обращения: 14.06.2020).

Рисунок 2. Механизмы трансфера технологий в национальных лабораториях США Источник: составлено авторами.

Финансовые механизмы (табл. 1) основаны на передаче технологий путем финансирования совместных работ с другими организациями, это может быть как финансирование, полностью федеральное, то есть предусмотренное в федеральном бюджете и переданное в Министерство энергетики и далее в национальные лаборатории для целевого использования, так и финансирование проектов из средств лаборатории (хотя эти средства частично тоже формируются из федеральных источников, их распределение не требует утверждения в министерстве).

Программы внутреннего финансирования и мотивации сотрудников особенно интересны для «оружейных» лабораторий, которые имеют серьезные ограничения для использования любых кооперационных механизмов5

Кооперационные механизмы основаны на выполнении национальными лабораториями работ по заказам других организаций с использованием имеющихся ресурсов (знаний, технологий, оборудования). В основе механизмов лежат соглашения, которые распределяют право собственности на результаты работ. Соглашения различаются способами регулирования со стороны государства, условиями распределения прав на интеллектуальную собственность и пр. (табл. 2).

Особенности кооперационных механизмов.

1. Большинство механизмов имеют ограничения со стороны государства. Это обусловлено защитой государственных интересов, но именно эти ограничения входят в противоречие с быстрым и эффективным трансфером технологий. Используемый сегодня путь - формализация разных вариантов взаимодействий (совместные разработки, работа по заказу, предоставление оборудования и пр.) - снимает ряд нефор-

5 DOE Lab-Directed R&D Program Praised in Official Review. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.aip.org/fyi/2017/doe-lab-directed-rd-program-praised-official-review (дата обращения: 23.06.2020).

Финансовые механизмы технологического трансфера

Программа Объект и цели финансирования Источник финансирования, годовая сумма Уп равление программой Софинансиро-вание Результаты программы

Агентство перспективных исследований в области энергетики (ARPA-E). Проекты НИОКР, реализуемые национальными лабораториями, промышленностью, университетами, связанные с энергетикой. Высокопотенциальные и высокорисковые проекты, которые не финансируются частным сектором. Цель - преодоление разрыва между НИОКР и производством. Федеральный бюджет, объем средств утверждается ежегодно - 343 млн долл. (2019 год) ARPA-E, подразделение Министерства энергетики Необязательно С 2009 года профинансировано более 800 проектов, выделено около 2,5 млрд долл. бюджетных ассигнований, привлечено более 3,2 млрд долл. из частного сектора. Создано 82 новые компании, 219 проектов сотрудничают с другими государственными учреждениями. По результатам опубликовано 3658 рецензируемых журнальных статей, получено 385 патентов

Программы инновационных исследований малого бизнеса (SBIR) и трансфера технологий малого бизнеса (STTR) БВ1Р- финансируются занятые в малом бизнесе. БТТР - финансируются занятые в малом бизнесе или сотрудники исследовательских учреждений, совместно реализующие проекты. Исследования в области производства и использования энергии, фундаментальных наук об энергетике, экологического менеджмента и ядерного нераспространения. Федеральный бюджет, объем средств утверждается ежегодно - 280 млн долл. (2018 год) Офис программы SBIR/STTR Министерства энергетики Не предусмотрено Ежегодно Министерство энергетики финансирует около 600 проектов на сумму более 300 млн долл.

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6

Фонд коммерциализации технологий Министерства энергетики (TCF) Увеличение количества коммерциализированных и переданных в производство энергетических технологий, разработанных национальными лабораториями, выработка эффективных механизмов технологического трансфера Федеральный бюджет. 0,9% от суммы, выделяемой ежегодно Министерству для прикладных энергетических исследований и разработок не оборонной тематики - 24 млн долл. (2019 год) Управление по технологическим преобразованиям Министерства энергетики Индустриальный партнер (частный) -50% Ежегодно Фонд финансирует проекты на сумму порядка 30 млн долл.

Программа лабораторных исследований и разработок, направляемых лабораторией (LDRD) Финансирование исследований сотрудников национальных лабораторий, которые могут принести прорывные открытия и изобретения, расширить сферы деятельности лаборатории, создать заделы для перспективных направлений Национальная лаборатория. Не более 6% от всех доходов лаборатории. -565,5 млн долларов (2016 год) Руководство национальной лаборатории без согласования с Министерством энергетики Необязательно В 2016 году профинансировано 1788 проектов. В 2019 году только в SNL профинансировано 404 проекта на 177,7 млн долл. Более 30% исследований постдокторантов полностью или частично финансируются за счет средств LDRD, в «оружейных» лабораториях - более половины

Источник: составлено авторами по: ARPA-E budget. [Электронныйресурс]. URL: https://arpa-e.energy.gov/?q=arpa-e-site-page/arpa-e-budget$; https://arpa-e.energy.gov/?q=site-page/arpa-e-impact; DOE's SBIR and STTR Programs. [Электронный ресурс]. URL: https:// science.osti.gov/-/media/sbir/pdf/Application_Resources/FY20_Phase_I_Release_2_FOA_slides.pdf?la=en&hash=726798BE5C549B2AC674C 60301245D73429232EF; https://www.energy.gov/osdbu/funding-opportunity-announcements-and-grants; Department of Energy Announces 2019 Technology Commercialization Fund Projects. 2019. June 25. [Электронный ресурс]. URL: https://www.energy.gov/articles/department-energy-announces-2019-technology-commercialization-fund-projects; Technology Commercialization Fund. [Электронный ресурс]. URL: https://www.labpartnering.org/TCF/about; Fiscal Year 2016 Report to Congress on Laboratory Directed Research and Development at the DOE National Laboratories. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aip.org/sites/default/files/aipcorp/images/fyi/pdf/fyl6-doe-ldrd-report-to-congress.pdf; FY 2019 LDRD Annual Report / Sandia NL. [Электронный ресурс]. URL: https://user-cd6tqbe.cld.bz/Sandia-Natl-Labs-FY19-LDRD-Annual-SAND2020-3752-R-2-S/8/ (дата обращения: 17.06.2020).

Кооперационные механизмы трансфера технологий

Соглаше- Стороны Финанси- Право Защита Национальные Особенности Результаты

ние и предмет соглашения рование работ собственности на результаты работ интересов государства ограничения

Согла- Совместные Частное По Ограни- Преференции Совместные исследо- 702 соглашения в 2014

шения о исследова- или госу- догово- ченная США: про- вания; ограниченная году

сов- ния наци- дарствен- ренности лицензия дукты, содер- лицензия государства

местных ональных ное сторон государства жащие ИС, на 5 лет; 739 соглашения в 2016

исследо- лабораторий на 5 лет полученную установленные зако- году

ваниях и с государ- в результа- ном условия Согла-

разра- ственными те CRADA, шения;

ботках или частны- должны утверждение каждого

(CRADA) ми организациями производиться в основном в США Соглашения Министерством энергетики

Согла- Выполнение Частное Заказчик Собст- Преферен- Возможно применение Крупнейшими парт-

шения о работ по за- финанси- может венность ции США (см. ограниченной государ- нерами в рамках SPP

проекте казам госу- рование выбрать заказчика выше) ственной лицензии; являются Министерство

стратеги- дарственных право на резуль- существует ряд требо- обороны США, Мини-

ческого и частных собст- таты работ с ваний Министерства стерство социальных

парт- организаций венности исключени- энергетики для Согла- служб США, HACA и

нерства на ре- ями шений, например по Комиссия по ядерному

(SPP) зультаты работ обязательной предоплате работ, гарантии исполнения и пр.; соглашения утверждаются Министерством энергетики регулированию

Государ- Лабо- Государст- Преферен- Доступ иных государ-

ственное ратория венная соб- ции США (см. ственных организаций

финанси- может ственность выше) к уникальным объек-

рование выбрать право на результаты работ там и опыту лабораторий.

1 2 3 к 5 6 7 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собственности на результаты работ Существует ряд требований Министерства энергетики для Соглашений, например, по предоплате работ, гарантии исполнения и пр. Соглашения утверждаются Министерством энергетики

Соглашения 0 коммерциализации технологий (ACT) Выполнение работ по заказам частных организаций Частное финансирование (заказчик не имеет права использовать федеральные средства) Заказчик может выбрать право собственности на результаты работ Частная собственность заказчика на результаты работ с ограниченными исключениями Преференции США (см. выше) Пилотная экспериментальная программа; гибкие условия для выбора права собственности на результаты работы;гибкие условия по предоплате, гарантии исполнения И пр.; возможные исключения собственности Заказчика: - может применяться ограниченная государственная лицензия; - частная собственность на результаты может быть доступна не на всех объектах Программа пока доступна только в шести национальных лабораториях

Работа в Центрах коллективного Лаборатория - владелец (управляющий) Центра Частное финансирование Пол ьзо- ватель может выбрать право Частная собственность Пол ьзова-теля Доступ к уникальному оборудованию предоставляется на основе научного опыта Пользователя; результаты В 2015 году в центрах коллективного пользования проводили исследования более 32000 ученых из США

1 2 3 4 5 6 7 8

пользо-вания* (с патентованием результатов Пол ьзо-вателем) коллективного пользования. Пользователь, проводящий исследования собственности на результаты работ работ рассматриваются как частные и 68 стран мира, представлявшие более 1300 исследовательских центров, университетов. В исследованиях участвовало более 1120 индустриальных партнеров, среди которых 55 компаний, входящих в топ-500 мирового бизнеса

Работа в Центрах коллективного пользо-вания* (без патентования результатов Пол ьзо-вателем) Лаборатория - владелец (управляющий) Центра коллективного пользования. Пользователь, проводящий исследования Государственное финансирование По договоренности сторон Государственная собственность Преференции США (см.выше) Доступ к уникальному оборудованию предоставляется на основе научного опыта Пол ьзователя. Пользователь не несет никаких затрат при некоммерческом использовании результатов.

Лицензии Запатентованная или защищенная авторским правом интеллектуальная собственность, разработанная в национальных лабораториях Частное финансирование (лицензионные платежи) По договоренности сторон Могут устанавливаться особые условия Лицензионные соглашения включают некоторые особые условия, например, выдача принудительной лицензию на использование ИС, созданной за счет федерального финансирования, право на исключительное использование в государственных целях и пр. Лицензионные платежи: 74 млн долл. 2016 год

Окончание табл. 2

1 2 3 h 5 6 7 8

Большинство технологий потребуют в дальнейшем доработки для коммерческого использования, поэтому применяется опционное соглашение, которое разрешает партнеру лаборатории лицензировать доработанную технологию в будущем

*Центр коллективного пользования - уникальные установки и оборудование национальных лабораторий, которые предоставляются сторонним ученым и организациям для проведения исследований и экспериментов. К ним относятся: ускорители, коллайдеры, суперкомпьютеры и пр. Всего в национальных лабораториях насчитывается 206 Центров коллективного пользования.

Источник: составлено авторами по: Annual Report on the State of the DOE National Laboratories 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.energy.gov/downloads/annual-report-state-doe-national-laboratories; Guide to partnering with DOE's national laboratories / Technology Transfer Working Group. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ornl.gov/sites/default/ffles/2019-02/TTWG_ Partnering_Guide.pdf; DOE Office of Science User Facilities. Fiscal Year 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://science.osti.gov/User-Facilities/User-Statistics/Reports (дата обращения: 11.06.2020) [20, 21].

Таблица 3

Информационные механизмы трансфера технологий

Механизм

Описание

Лабораторная партнерская служба (LPs)

Набор онлайн-приложений, обеспечивающих единую точку доступа к ведущим экспертам, инновациям и патентам всех национальных лабораторий Министерства энергетики США_

Федеральный лабораторный консорциум по передаче технологий (FLC)

Общенациональная сеть из более чем 300 федеральных лабораторий, агентств и исследовательских центров, которая способствует коммерциализации технологий, разрабатываемых лабораториями, и выведению их на рынок.

FLC предоставляет предприятиям единую базу данных, включающую: технологии, доступные для лицензирования; лабораторные помещения и оборудование для исследований; финансовые программы и возможности; специальные программы разных лабораторий

Соглашения о технической поддержке (ТАА)

Оказание лабораториями поддержки малому бизнесу. Для малого бизнеса эта поддержка оказывается бесплатно. Примеры поддержки:

- консультирование по существующим или новым продуктам;

- предоставление передовых технологий для аппаратных и программных приложений;

- совершенствование производства и производственных процессов;

- решение технических проблем;

- выполнение научных рецензий;

- рекомендации по энергосбережению и экологическим технологиям

Источник: составлено авторами по: Lab Partnering Service: [Электронный ресурс]. URL: https://www.labpartnering.org/about; New DOE partnering service provides simplified access to national labs. [Электронный ресурс]. URL: https://ssti.org/blog/new-doe-partnering-service-provides-sim-plified-access-national-labs; Federal Laboratory Consortium for Technology Transfer. [Электронный ресурс]. URL: https://www.federallabs.org/about-the-flc; Federal Laboratory Consortium Excellence in Technology Transfer Awards. [Электронный ресурс]. URL: https://science.osti.gov/About/Honors-and-Awards/FLC; Guide to partnering with DOE's national laboratories. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ornl.gov/sites/default/files/2019-02/TTWG_Partnering_Guide.pdf (дата обращения: 23.06.2020).

мальных барьеров (Можно или нельзя? Что скажет начальство? Возможности злоупотреблений и пр.). Появляются экспериментальные соглашения, упрощающие возможности технологического трансфера.

2. Использование оборудования сторонними учеными создает сети исследователей, которые делятся получаемыми данными, методиками и пр. Эти результаты накапливаются в национальных лабораториях. Пользователи применяют для своих работ программное обеспечение, некоторые методики национальных лабораторий, таким образом, тестируя и распространяя их.

Научно-технологические парки, созданные национальными лабораториями

Научно-техноло-гический парк Инициатор создания Цель создания Год создания Расположение, территория, площади Количество резидентов, персонал Особенности

Открытый кампус Ливер-морской долины ЦУОС) LLNL, SNL Расширение взаимодействия двух национальных лабораторий с частным сектором и академическим сообществом. Обеспечение качественной будущей рабочей силы за счет более широкого участия научного сообщества 2011 г. Ливермор (штат Калифорния) Территория - 44 Га. Офисные и производственные площади -1300 кв. м 8 (2020 год) Кроме компаний-резидентов расположены объекты ШМЬ и БЫЬ: Инновационный центр высокопроизводительных вычислений, Центр исследования горения, Центр инфраструктурных исследований и инноваций, Лаборатория кибербезопасных технологий, Биотехнологический Центр сотрудничества, Лаборатория аддитивного производства

Сан- диий- ский научно- техноло- гический парк (ББТР) SNL Сотрудничество компаний с БЫЬ по широкому кругу технологий, продуктов и услуг 1998 г. Альбукерке (штат Нью-Мексико) Территория -120 Га 49 Общий персонал - 2371 чел.(2020 год) Расположены объекты БЫЦ Исследовательской лаборатории ВВС (АРРЬ), учебные заведения и учреждения штата Нью-Мексико, компании. Объекты БЫЬ в ББТР: Центр глобальной безопасности и сотрудничества, Центр интегрированных нанотехнологий, Институт компьютерных наук, Институт кибербезопасных технологий

Источник: составлено авторами по: Livermore Valley Open Campus. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sandia.gov/locations/ lvoc/index.html; Open for business: NNSA, LLNL celebrate the dedication of new Advanced Manufacturing Laboratory. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lhil.gov/news/open-business-nnsa-lhil-celebrate-dedication-new-advanced-manufacturing-laboratory; Sandia Science & Technology Park. [Электронный ресурс]. URL: https://sstp.org/about-sstp (дата обращения: 11.06.2020).

3. Использование уникального оборудования сторонними учеными и организациями дает как долгосрочный эффект (в плане научных результатов), так и возможность окупать расходы на приобретение и содержание оборудования.

Информационные механизмы направлены на упрощение доступа потенциальных партнеров к информации о лабораториях и установлению взаимодействия (табл. 3).

Организационные механизмы включают создание новых компаний и инфраструктуры, в частности спин-компаний (обычно спин-аут), научно-технологических парков (табл. 4). В научно-технологических парках кроме предоставления необходимой инфраструктуры доступны и все остальные механизмы трансфера технологий -финансовые, кооперационные, образовательные. Лаборатории позиционируют парки, прежде всего, как открытые площадки для расширения сотрудничества с частным бизнесом, академическим сообществом.

Спин-аут-компании создаются национальными лабораториями для вывода на рынок новых технологий и продукции вне лаборатории, что снимает многие ограничения секретности, особенностей закупок, вопросов интеллектуальной собственности и пр.

Образовательные механизмы. Важным аспектом технологического трансфера являются работники лабораторий. Подготовка, переподготовка специалистов, выработка коммерческих навыков привлечение лучших студентов, выпускников, постдоков, профориентация школьников и пр. являются важной сферой деятельности национальных лабораторий. Это подтверждается количеством сотрудников с учеными степенями, а также студентов и стажеров (на примере «оружейных» национальных лабораторий) (табл. 5).

Таблица 5

персонал «оружейных» национальных лабораторий, 2019 год

национальная лаборатория Численность, чел. доктора наук (phD), чел. студенты и постдоки, чел.

Лос-Аламосская национальная лаборатория 12752 2413 (19%) 2083

Ливерморская национальная лаборатория им. Лоуренса 7909 н.д. 575

Сандийские национальные лаборатории 14120 2076 (15%) 1200

Источник: составлено авторами по: Los Alamos National Laboratory. Facts, Figures. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lanl.gov/about/facts-figures/index.php; Lawrence Livermore National Laboratory. Lab At A Glance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.llnl.gov/sites/www/ files/2020-01/LAB_AT_A_GLANCE_vFY2019_final_0.pdf; Sandia National Labs. Facts & Figures. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sandia.gov/about/facts_figures/index.html (дата обращения: 11.06.2020).

Также уделяется внимание подготовке ученых и инженеров в сфере коммерциализации и трансфера технологий. В частности, программа интенсивного двухмесячного

обучения для исследователей и разработчиков Energy I-Corps, на которой объединенные из разных лабораторий команды взаимодействуют с наставниками из бизнеса и промышленных предприятий для подготовки своих инноваций к рынку. В ходе совместной работы участники получают необходимые знания и навыки, образовывают отраслевые связи и связи с промышленностью6.

заключение

На основании анализа рассмотренных механизмов технологического трансфера, используемых в национальных лабораториях США, можно сделать ряд выводов:

1. Развитие науки и разработок федеральная власть США ставит в приоритет, общие расходы увеличиваются, государственное финансирование НИОКР является катализатором увеличивающихся частных инвестиций.

2. Используется широкий спектр механизмов технологического трансфера, учитывающий особенности лабораторий, защиту государственных интересов, необходимость мотивации персонала и пр., что позволяет привлекать к сотрудничеству разных контрагентов на разных условиях.

3. Большинство механизмов технологического трансфера формализованы государством, то есть именно государство создает правовую основу для трансфера технологий. Несмотря на то, что это несколько увеличивает время принятия решений, формализация позволяет избегать ряда сложностей и дает понятные, доступные, единые правила.

4. Государство финансирует НИОКР и внедрение технологий частными компаниями через национальные лаборатории (владельцев технологий) - это обеспечивает не только финансовую поддержку, но и образует устойчивую связь промышленности с национальными лабораториями.

5. Использование ряда механизмов (центры коллективного пользования, научно-технологические парки, образование) формирует вокруг национальных лабораторий сети исследователей. Ученые делятся получаемыми данными, своими методиками и пр. Эти результаты накапливаются в национальных лабораториях. Пользователи применяют для своих работ программное обеспечение, некоторые методики национальных лабораторий, таким образом, тестируя и распространяя их. Лаборатории становятся аккумулятором знаний, центром исследовательской сети.

6. Возможность самостоятельного распределения части ресурсов, как выделяемых государством для национальных лабораторий, так и получаемых от контрагентов, на исследования позволяет мотивировать собственный персонал для проведения поисковых научных работ, расширять их спектр, привлекать наиболее активных и заинтересованных сотрудников.

6 DOE Office of Science. [Электронный ресурс]. URL: https://www.energy.gov/technologytransitions/ energy-i-corps (дата обращения: 16.06.2020).

Анализ деятельности национальных лабораторий США дает материал, который может использоваться для формирования системы технологического трансфера в России, прежде всего, для оборонных предприятий и предприятий атомной отрасли. Видятся целесообразными следующие направления:

1. Создание системы государственного регулирования технологического трансфера, включая основные принципы, механизмы, конкретные соглашения. Первый вопрос, на который необходимо обратить пристальное внимание: распределение прав на интеллектуальную собственность и возможность передачи их от государственных организаций в частный сектор, в производство.

2. Создание эффективной системы оценки технологий на наличие государственных и военных секретов. Система защиты технологий от несанкционированной передачи сегодня выстроена. Новая задача - сделать ее более гибкой для расширения сотрудничества с частным сектором.

3. Государственное финансирование НИОКР и производства продукции гражданского назначения промышленными партнерами через научно-исследовательские организации (то есть через владельцев технологий) обеспечит не просто передачу технологии, но и создание действующей цепочки «разработка - производство».

4. Формирование исследовательских сетей путем использования уникального оборудования, финансирования и проведения совместных исследований, передачи прав на результаты работ и пр.

Определенный опыт в этом направлении есть. Государственная корпорация «Росатом» организует деятельность технопарка «Саров» при участии Российского федерального ядерного центра-ВНИИЭФ (Нижегородская область); созданы организации-интеграторы, которые объединяют компетенции предприятий атомной отрасли по определенным направлениям, привлекают внешних партнеров.

5. Расширение видов и направлений работ по привлечению лучших кадров с аспирантами, студентами, школьниками. Расширение взаимодействия с вузами в области НИОКР, в том числе с привлечением студентов и аспирантов.

В этом направлении также есть положительный опыт - в «Росатоме» созданы и проводятся программы «Бизнес-мастерская», «Экономика конструирования», принципиально похожие на программы, проводимые национальными лабораториями США для подготовки научно-технических сотрудников к рыночной деятельности.

6. Внедрение механизмов мотивации сотрудников на инициирование и проведение поисковых исследований, выбор перспективных тем и направлений. Формирование фондов предприятий для финансирования таких исследований.

ИСТОЧНИКИ:

1. Дегтярева И.В., Баркова Е.В. Механизм реализации трансфера технологий в России:

проблемы и источники финансирования // Цитисэ, 2020. - № 1. - с. 312-325. -

10.15350/24097616.2020.1.29.

2. Arenas J.J., González D. Technology Transfer Models and Elements in the University-Industry Collaboration // Administrative Sciences, 2008. - № 19. - doi: 10.3390/adm-sci8020019.

3. Латынцев А.В. Предложения по определению термина «трансфер технологии» // Журнал российского права, 2017. - № 4. - doi: 10.12737/article_58e39ece83 6e75.34264006.

4. Степченко В.Г., Глушак Н.В., Глушак О.В., Хлебников К.В. Анализ моделей технологического трансфера - экономического механизма преодоления инновационного «разрыва» // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2019. - № 8.

5. Van Norman G.A., Eisenkot R. // JACC: Basic to translational science, 2017. - № 1. - url: http://dx.doi.org/10.1016Aj.jacbts.2017.01.003.

6. Ключарев Г.А., Арсентьев М.В., Трофимова И.Н. Институты и практики стимулирования инноваций: мнение экспертов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2018. - № 4. - c. 668-679. - doi: 10.22363/23132272-2018-18-4-668-679.

7. Cunningham J.A., O'Reilly P. Macro, meso and micro perspectives of technology transfer // J Technol Transf. - 2018. - № 43. - p. 545-557. - doi: 10.1007/s10961-018-9658-4.

8. Управление инновациями в США. Дирекция по инновациям. ФГБУ «РЭА» Минэнерго России. 2019 г. / Инновации в ТЭК. 29.07.2019. Минэнерго России. [Электронный ресурс]. URL: https://in.minenergo.gov.ru/energynet/analytics/ upravlenie-innovatsiyami-v-ssha-obzor (дата обращения: 10.06.2020).

9. Link A.N., Scott J.T. The Economic Benefits of Technology Transfer from U.S. Federal Laboratories // UNC Greensboro Department of Economics Working Paper Series. 2019. Working Paper 19-06. Ideas.repec.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ideas.repec. org/p/ris/uncgec/2019_006.html (дата обращения: 10.06.2020).

10. Guerrero M., Urbano D. Effectiveness of technology transfer policies and legislation in fostering entrepreneurial innovations across continents: an overview // The Journal of Technology Transfer, 2019. - № 44. - doi: 10.1007/s10961-019-09736-x.

11. Bin-Nun A.Y., Chan G., Anadon L.D., Narayanamurti V., Maxted S.J. The Department of Energy National Laboratories. Organizational design and management strategies to improve federal energy innovation and technology transfer to the private sector. Report. Belfer Center for Science and International Affairs. Harvard Kennedy School. 2017. November. Www.belfercenter.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www. belfercenter.org/sites/default/files/files/publication/enrp-stpp-lab-report-final-1. pdf (дата обращения: 10.06.2020).

12. Панкова Л.В. Военная экономика, инновации, безопасность. - М.: ИМЭМО РАН, 2016.

13. Гапоненко М.А. Вопросы правового регулирования трансфера технологий из военной в гражданскую сферу // Управление, 2019. - № 3. - doi: 10.33873/26866706.2019.14-3.459-476.

14. Абдикеев Н.М., Морева Е.Л., Бекулова С.Р., Донцова О.И. К проблеме использования науки и технологий для развития российской экономики // Вопросы инновационной экономики, 2020. - № 1. - doi: 10.18334/vinec.10.1.100496.

15. Измайлова М.А. Российские компании в условиях интеллектуальной экономики: проблемы становления, оценки и развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2019. - № 3. - doi: 10.18184/2079-4665.2019.10.3.326-339.

16. Горин Е.А. Современная промышленная политика: постановка задачи // Бюллетень науки и практики, 2018. - № 5. - url: http://www.bulletennauki.com/gorin-5.

17. Баринов В.А. Альтернативные направления диверсификации для компаний высокотехнологичных производств // Инновационная экономика и современный менеджмент, 2019. - № 1. - url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36929798.

18. Самоварова О.В., Журкина С.В., Горин Е.А. Механизм инновационного трансфера для высокотехнологичной промышленности // Инновации, 2019. - № 9. - doi: 10.26310/2071-3010.2019.251.9.002.

19. Петровский А.Б., Проничкин С.В., Стернин М.Ю., Шепелев Г.И. Национальная инновационная система США: характеристики, особенности, пути развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2018. - № 2. - с. 343-352. - doi: 10.18413/2411-38082018-45-2-343-352.

20. Maximizing University-Industry Engagement with DOE National Laboratories. Quick Guide / University-Industry Demonstration Partnership. The National Academies. 2014. Nanopdf.com. [Электронный ресурс]. URL: https://nanopdf.com/download/ maximizing-u-i-engagement-with-doe-national-labs_pdf (дата обращения: 12.06.2020).

21. Federal Laboratory Technology Transfer. Fiscal Year 2016. Summary Report to the President and the Congress / National Institute of Standards and Technology U.S. Department of Commerce. 2019. September. Www.nist.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nist.gov/system/files/documents/2019/10/30/fy2016_fed_lab_tech_ transfer_rept_fina_9-10-19.pdf (дата обращения: 11. 06. 2020).

REFERENCES:

Abdikeev N.M., Moreva E.L., Bekulova S.R., Dontsova O.I. (2020). Kprobleme ispol-zovaniya nauki i tekhnologiy dlya razvitiya rossiyskoy ekonomiki [On the problem of using science and technology for the development of the Russian economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). (in Russian). doi: 10.18334/ vinec.10.1.100496.

Arenas J.J., González D. (2008). Technology Transfer Models and Elements in the University-Industry Collaboration Administrative Sciences. 8 (19). doi: 10.3390/ad-msci8020019.

Barinov V.A. (2019). Alternativnye napravleniya diversifikatsii dlya kompaniy vysokotekh-nologichnyh proizvodstv [Alternative areas of diversification for high-tech companies]. Innovatsionnaya ekonomika i sovremennyy menedzhment. (1). (in Russian).

Bin-Nun A.Y., Chan G., Anadon L.D., Narayanamurti V., Maxted S.J. The Department of Energy National Laboratories. Organizational design and management strategies to improve federal energy innovation and technology transfer to the private sector. Report. Belfer Center for Science and International Affairs. Harvard Kennedy School. 2017. NovemberWww.belfercenter.org. Retrieved June 10, 2020, from https://www.belfercenter.org/sites/default/files/files/publication/enrp-stpp-lab-report-final-1.pdf

Cunningham J.A., O'Reilly P. (2018). Macro, meso and micro perspectives of technology transfer J Technol Transf. (43). doi: 10.1007/s10961-018-9658-4.

Degtyareva I.V., Barkova E.V. (2020). Mekhanizm realizatsii transfera tekhnologiy v Rossii: problemy i istochniki finansirovaniya [Mechanism for the implementation of technology transfer in russia: problems and sources of financing]. Tsitise. (1). (in Russian). doi: 10.15350/24097616.2020.1.29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federal Laboratory Technology Transfer. Fiscal Year 2016. Summary Report to the President and the Congress / National Institute of Standards and Technology U.S. Department of Commerce. 2019. SeptemberWww.nist.gov. Retrieved June 11, 2020, from https://www.nist.gov/system/files/documents/2019/10/30/fy2016_fed_lab_ tech_transfer_rept_fina_9-10-19.pdf

Gaponenko M.A. (2019). Voprosy pravovogo regulirovaniya transfera tekhnologiy iz voennoy v grazhdanskuyu sferu [Legal regulation of technology transfer from the military to the civil sphere]. Administration. 14 (3). 459-476. (in Russian). doi: 10.33873/2686-6706.2019.14-3.459-476.

Gorin E.A. (2018). Sovremennaya promyshlennaya politika: postanovka zada-chi [Current industrial policy: problem statement]. Byulleten nauki ipraktiki. 4 (5). (in Russian).

Guerrero M., Urbano D. (2019). Effectiveness of technology transfer policies and legislation in fostering entrepreneurial innovations across continents: an overview The Journal of Technology Transfer. (44).. doi: 10.1007/s10961-019-09736-x.

Izmaylova M.A. (2019). Rossiyskie kompanii v usloviyakh intellektualnoy ekonomiki: problemy stanovleniya, otsenki i razvitiya [Russian companies in terms of intellectual economy: problems of formation, estimation and development]. MIR (Modernization. Innovation. Research). 10 (3). (in Russian). doi: 10.18184/20794665.2019.10.3.326-339.

Klyucharev G.A., Arsentev M.V., Trofimova I.N. (2018). Instituty i praktiki stimu-lirovaniya innovatsiy: mnenie ekspertov [Institutions and practices for innovation incentives: experts' opinion]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. 18 (4). (in Russian). doi: 10.22363/2313-2272-2018-18-4-668-679.

Latyntsev A.V. (2017). Predlozheniya po opredeleniyu termina «transfer tekh-nologii» [Scientific proposals for the definition of the term "technology transfer"]. Journal of Russian Law. (4). 62-69. (in Russian). doi: 10.12737/article_58e39e ce836e75.34264006.

Link A.N., Scott J.T. The Economic Benefits of Technology Transfer from U.S. Federal Laboratories // UNC Greensboro Department of Economics Working Paper Series. 2019. Working Paper 19-06Ideas.repec.org. Retrieved June 10, 2020, from https:// ideas.repec.org/p/ris/uncgec/2019_006.html

Maximizing University-Industry Engagement with DOE National Laboratories. Quick Guide / University-Industry Demonstration Partnership. The National Academies. 2014Nanopdf.com. Retrieved June 12, 2020, from https://nanopdf.com/download/ maximizing-u-i-engagement-with-doe-national-labs_pdf

Pankova L.V. (2016). Voennaya ekonomika, innovatsii, bezopasnost [Military economy, innovation, security] Moscow. (in Russian).

Petrovskiy A.B., Pronichkin S.V., Sternin M.Yu., Shepelyov G.I. (2018). Natsionalnaya innovatsionnaya sistema SShA: kharakteristiki, osobennosti, puti razvitiya [National innovation system of the usa: features, peculiarities, ways of development]. Scientific bulletins of the Belgorod State University. Series: The Economy. Computer science. 45 (2). (in Russian). doi: 10.18413/2411-3808-2018-45-2-343-352.

Samovarova O.V., Zhurkina S.V., Gorin E.A. (2019). Mekhanizm innovatsionnogo transfera dlya vysokotekhnologichnoy promyshlennosti [Innovation transfer mechanism for high-tech industry]. Innovations. (9). (in Russian). doi: 10.26310/20713010.2019.251.9.002.

Stepchenko V.G., Glushak N.V., Glushak O.V., Khlebnikov K.V. (2019). Analiz mod-eley tekhnologicheskogo transfera - ekonomicheskogo mekhanizma preodoleniya innovatsionnogo «razryva» [Analysis of models of technological transfer - economic mechanism of overcoming innovation "gap's"]. Vestnik Altayskoy akademii eko-nomiki i prava. (8). (in Russian).

Van Norman G.A., Eisenkot R. (2017). Technology Transfer: From the Research Bench to Commercialization JACC: Basic to translational science. 2 (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.