Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ТЕХНИКУМЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ТЕХНИКУМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ТЕХНИКУМЕ»

НАСТАВНИЧЕСТВО

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ТЕХНИКУМЕ

Е. А. Зуенко, преподаватель Беловского политехнического техникума

Тема наставничества в нашей стране была всегда актуальна. Программа наставничества является моделью передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала. Студент первого курса в процессе наставничества получает поддержку, регулярные консультации, помощь в адаптации к новым условиям окружающей среды. Для студента-наставника эта деятельность дает возможность реализовать свой потенциал, возможность личностного развития и повышения уровня сфор-мированности компетенций.

В нашем техникуме эффективно работают такие формы программы, как «преподаватель — преподаватель», «студент — студент». Форма «студент — студент» направлена на адаптацию, социализацию, вовлечение первокурсников в общественную жизнь техникума (волонтерское движение, городские и внутритехникумов-ские мероприятия, движение «Стоп- наркотик»). Одним из направлений студенческого наставничества является помощь обучающимся первого курса в учебной деятельности.

У первокурсников техникума в учебной деятельности запланированы выполнение и защита индивидуальных проектов. Но не все обучающиеся имеют понятие о проектной деятельности. Анализ результатов входного тестирования и анкетирования обучающихся первого курса выявил проблему недостаточного уровня подготовки обучающихся к учебной деятельности, в том числе выполнению индивидуальных проектов. Из-за ограниченности аудиторного учебного времени, которое запланировано на выполнение индивидуальных проектов, первокурсникам необходима помощь на этапах создания и защиты проектов. С обучающимися старших курсов мы посчитали, что внедрение программы студенческого наставничества «Следуй за мной» может помочь в решении данной проблемы.

Совместно с активом техникума было принято решение организовать работу по программе проекта «Студенческое наставничество.

Следуй за мной» в три этапа. На первом (подготовительном) этапе решалась задача создания условия для запуска программы наставничества. Данный этап начался с выбора наставника. Наставником должен быть активный обуча- " у

ющийся второго курса,

обладающий лидерскими и организаторскими качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, участник внутритехнику-мовских, региональных и областных конкурсов (олимпиад, конференций), лидер группы. Первая ознакомительная встреча прошла в формате общего классного часа, на котором была представлена программа наставничества, цели, задачи. Также проведено анкетирование среди тех обучающихся, кто изъявил желание участвовать в программе для дальнейшего сопоставления с наставляемыми, совместно с наставниками разработана форма обратной связи (дневник наставника), система мотивации наставника и наставляемых, продумано время и место проведения обучения. Следующее мероприятие подготовительного этапа — формирование групп наставляемых. На занятии после ознакомления с темами индивидуальных проектов была выявлена группа обучающихся, заинтересованных в программе наставничества (это те ребята, у которых не сформированы умения и навыки проектной деятельности, а также проявили интерес те обучающиеся, которые испытывали трудности при выполнении индивидуальных проектов в школе). После выявления заинтересованной аудитории была организована встреча наставников и наставляемых. На этой встрече наставники выступили с презентациями своих достижений. Это помогло распределить наставляемых в группы к наставникам с ориентацией на темы индивидуальных проектов и психологическую совместимость.

На основном этапе проекта решалась задача по организации совместной работы наставни-

ческих групп. Был создан сайт «Студенческое наставничество. Следуй за мной» и оформлен информационный стенд, где была размещена следующая информация: положения о наставничестве, об индивидуальных проектах, темы индивидуальных проектов, график и время консультаций, контактные телефоны наставников, анкеты для наставников и наставляемых, программа наставничества. Наставниками постоянно оценивалась обратная связь, была собрана информация о тематике и количестве необходимых консультаций. В рамках времени, отведенного на основной этап проекта, происходило развитие умений наставляемых по разработке индивидуальных проектов. Были организованы и проводились групповые (индивидуальные) встречи-консультации «Час наставника». Студенты-наставники в социальной сети «ВКонтакте» создали наставническую группу, где также проводили консультации (в режиме видеозвонков). По завершении основного этапа проекта у наставляемых должны быть сформированы коммуникативные и презентационные навыки, которые можно было проверить на защите индивидуальных проектов. Итогом основного этапа проекта «Студенческое наставничество. Следуй за мной» являлось проведение внутритехникумовской студенческой

- НАСТАВНИЧЕСТВО -

конференции «Математика вокруг нас», на которой запланировано выступление наставляемых с лучшими проектами.

Заключительный этап проекта «Студенческое наставничество. Следуй за мной» — это завершение программы наставничества. На заключительной групповой встрече наставники отчитались о проделанной работе, высказались о личной удовлетворенности от участия в проекте. Также был проведен мониторинг качества реализации проекта, оформлены опубликованы на сайте итоги совместной работы наставнических групп и результаты программы наставничества.

Благодаря реализации проекта адаптация первокурсников к новым условиям обучения прошла успешнее. Через увеличение количества мероприятий, проведенных совместно с наставниками, участниками группы был получен продуктивный опыт работы в команде. Это, в свою очередь, повлияло на повышение уровня сформированности умений и навыков проектной деятельности: все наставляемые успешно защитили индивидуальные проекты.

Студенческое наставничество закладывает прочный фундамент для всестороннего и качественного образования первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.