Научная статья на тему 'Организация страховой защиты предприятий туризма и гостеприимства'

Организация страховой защиты предприятий туризма и гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
777
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА / СТРАХОВОЕ СОБЫТИЕ / ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ / ВИДЫ СТРАХОВЫХ ПОКРЫТИЙ / TOURISM / HOSPITALITY / INSURANCE PROTECTION / INSURANCE EVENT / INSURANCE TYPES / INSURANCE COVERAGE TYPES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шариков В. И.

Развитие страхового дела рассмотрено в условиях современной рыночной экономики. Представлены виды страхования, используемые в сфере гостеприимства, а также существующие виды страховых покрытий. Дан ряд рекомендаций для потенциальных страхователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arrangement of insurance protection for tourism and hospitality companies

Insurance business development in a modern market economy is considered. Hospitality insurance types as well as permanent insurance coverage types are revealed. A few recommendations for potential policyholders are listed.

Текст научной работы на тему «Организация страховой защиты предприятий туризма и гостеприимства»

его принятии. Чем больше ЧДД. тем эффективнее проект.

Для определения индекса доходности в начале рассчитывалась величина приведенных капитальных вложений (Кпр) по формуле

Кцр X х а,.

К„р составила 296 тыс. руб.

Индекс доходности (ИД) представляет собой соотношение суммы приведенных доходов к величине капиталовложений и рассчитывается по следу ющей формуле:

ИД=1/Кпр2(Р,-К’,)ха,.

Рассчитанный ИД составил 70. Если показатель индекса доходности больше единицы, то проект экономически эффективен.

Срок окупаемости (Т0|С) - минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный экономический эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Срок окупаемости определяется исходя из следующего условия:

Т<ж = ГТПП х. при котором

]Г(р,-к\ )а, = К&1,

где т - временной интервал, за пределами которого ЧДД становится неотрицательным.

Срок окупаемости (Ток) определяется по промежуточным значениям ЧДД. Из расчета ЧДД было установлено, что уже за первый год реализации проекта образуется положительный результат в виде прибыли 3 811 тыс. руб. Следовательно, срок окупаемости наступит уже в первом году реализации проекта По рассчитанным показателям внедрение проекта стратегии управления персоналом в турфирме в 2010-2012 гг. может быть признано экономически эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

/. Управление персоналом организации Кибанов А. Я. 3-є изд., доп. и перераб. М: ИНФРА-М, 2006.

2. ВиханскиО О. С. Стратегическое упражнение. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 1998.

3. Волохов А. А. Формирование системы стратегического управления персоналом предприятия: дисс. М., 1998.

В. И. Шариков

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

УДК 338.482.2

Paieiunue страхового дела рассмотрено в условиях современной рыночной экономики. Представлены виды страхования, ucuo. ibiye.mie в сфере гостеприимства, а также существующие виды страховых: покрытии. Дан ряд рекомендации <*• ш потенциии,пых страхователей.

Ключевые слова: туризм, гостеприимство, страховая защита, страховое событие, виды страхования, виды страховых покрытии.

Insurance business development in a modern market economy is considered Hospitality insurance types as well as permanent insurance coverage types are revealed A few recommendations for potential policyholders are listed

Key words: tourism, hospitality, insurance protection, insurance event, insurance types, insurance coverage types.

В условиях рыночной экономики страхование принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся отраслей хозяйственной деятельности. Страховой рынок в целом поступательно развивается, обладает потенциалом, так как общий объем страховых платежей составляет порядка I % годового уровня ВВП. Для сравнения, в развитых странах этот показатель составляет примерно 8-10 %.

В условиях рыночной экономики страхование можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, оно высту пает как средство защиты имущественных интересов физических и юридических лиц. а с другой - как коммерческая деятельность, приносящая прибыль.

Цель организации страхового дела состоит в защите имущественных интересов различных субъектов при наступлении страховых случаев. В соответствии с действующим российским законодательством такими субъектами являются: физические и юридические лица; Российская Федерация: субъекты Российской Федерации и муниципальных образований.

Под имущественным интересом понимают имущество, которое является объектом страхования. Имущественный интерес, не противоречащий российскому законодательству, связан:

• с жизнью, здоровьем, пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

• владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

• возмещением причиненного вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Страхованию как экономической категории присущи следующие признаки:

1) замкнутые перераспределительные отношения, связанные с раскладкой суммы ущерба между участниками страхования;

2) формирование целевого страхового фонда за счет взносов страхователей и последующих страховых выплат при наступлении страховых случаев;

3) зависимость размера страхового платежа (взноса) от количества участников создания страхового фонда;

4) получение прибыли как от самой страховой деятельности, так и от инвестиционной деятельности.

Таким образом, страхование всту пает в денежные отношения, закрепляет их юридическими доку ментами, имеет следующие характерные черты:

• случайный характер наступления страхового случая и величины причиненного ущерба;

• вероятностная оценка возможного ущерба и расчета страховых тарифов.

с помощью которых формируются страховые фонды;

• формирование и использование страхового фонда основаны на принципе солидарной раскладки ущерба между участниками страхования.

Страхование в туризме охватывает две сферы экономической деятельности: страхование и туризм. Страхование в туризме - это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в гостиницах. турпоездках, путешествиях, круизах и т. п.

Личное страхование туристов относится к рисковым видам страхования, наиболее характерной чертой которых является их кратковременность, а также большая степень неопределенности ВОЗМОЖНОГО у щерба при насту плении страхового случая.

Основными страховыми событиями, на случай которых производится личное страхование туристов, являются: страхование от несчастного случая, страхование от болезней, страхование на случай смерти.

В туризме применяются следующие виды страхования:

1. Страхование от несчастных слу чаев (индивидуальное, страхование детей, коллективное страхование за счет юридических лиц и др.);

2. Медицинское страхование ту ристов, выезжающих за рубеж;

3. Иму щественное страхование туристов и туристских организаций;

4. Страхование ответственности (туристских организаций, владельцев автотранспортных средств, перевозчиков);

5. Страхование финансовых рисков туристских организаций.

В настоящее время страхование является одним из основных инструментов у правления рисками гостиничных комплексов, отелей и инфраструктуры развлечений.

Деятельность предприятий гостеприимства сопряжена с потенциальной возможностью причинения вреда иму ществу самого предприятия, здоровью третьих лиц и персонала.

Рассмотрим виды страхования, используемые в сфере гостеприимства.

Страхование имущества. Объектом страхования выступает иму щество, находящееся в собственности, распоряжении или под контролем на основании договоров аренды или иных договоров (здания и сооружения, принадлежащие и/или арендуемые помещения; внутренняя отделка зданий и помещений; инженерные коммуникации; внешние сооружения; технологическое, электронное, торговое и иное обору дование).

Страхование убытков от перерыва в деятельности предприятия. Объектом страхования выступают условно-посто-янные (независящие от оборота) расходы предприятия (заработная плата сотрудников, включая социальные отчисления; амортизационные отчисления; суммы процентов по банковским кредитам; суммы налоговых отчислений; арендные платежи; чистая прибыль). Страховые суммы по вышеуказанным объектам рассчитываются по балансовым показателям предприятия на среднегодовой основе пропорционально периоду возмещения, выбранному страхователем. Страхованием покрывается убыток в виде неполученной чистой прибыли (понесенных условно-постоянных расходов), наступивший вследствие остановки (приостановки) деятельности предприятия

в результате наступления страхового случая.

Данный вид страхования является дополнительным покрытием к страхованию имущества от огня (сопутствующих рисков), позволяет компенсировать предприятию косвенные убытки, которые оно терпит в результате наступления страхового события в отношении застрахованного имущества.

Страхование потери рентных платежей. Объектом страхования являются рентные поступления. Данный вид является дополнительным покрытием к страхованию имущества от огня и сопутствующих рисков. Применяется при наличии компаний-арендаторов (магазинов и т. п.). Позволяет оградить предприятие от убытков, причиненных потерей рентных платежей, прекратившихся из-за невозможности предоставления арендных площадей в результате насту пления страхового события. Страховая сумма рассчитывается по фактически заключенным договорам аренды на среднегодовой основе пропорционально выбранному страхователем периоду возмещения. Страховым риском является прекращение (приостановка) заключенных договоров аренды в результате уничтожения и/или повреждения застрахованного имущества, вызванного наступлением страховых событий.

Страхование ответственности. В слу чае страхования гражданской ответственности перед третьими лицами объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с обязанностью возместить ущерб имуществу, жизни и здоровью третьих лиц, включая постояльцев и посетителей гос-тинично-туристского комплекса в силу гражданского законодательства. Данный вид страхования позволяет переложить

на страховую компанию все расходы, связанные с ответственностью компании перед третьими лицами. Дополнительное страховое покрытие предусмотрено при страховании ответственности за имущество постояльцев (посетителей); за причинение вреда жизни и здоровью, а также имуществу постояльцев (посетителей) в ресторанах, барах, кафе; за причинение иму щественного ущерба автотранспорту , принятому на хранение.

Страхование ответственности работодателя. Данный вид страхования позволяет переложить на страхову ю компанию все расходы, связанные с ответственностью компании перед сотрудниками. Объектом страхования являются имущественные интересы предприятия, связанные с обязанностью возместить вред жизни и здоровью сотрудникам. Страховым случаем признается событие, непосредственно связанное с осуществлением деятельности, для предъявления требований сотрудниками по возмещению причиненного им вреда и/или ущерба в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Страхование гражданской ответственности арендаторов гостиничного комплекса. По данному виду страхования страхователями выступают арендаторы помещений. Это позволяет оградить предприятие от нежелательных финансовых потерь, возникающих по вине арендаторов. Все убытки, произошедшие по вине арендаторов, возмещает страховщик. Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, возникающие в связи с эксплуатацией арендуемых помещений, связанные с обязанностью возместить ущерб, причиненный имуществу предприятия, жизни и здоровью третьих лиц.

Страхование предприятия источника повышенной опасности. По данному виду страхования покрывается ответственность при эксплуатации опасных объектов. имеющихся в зданиях (например, пассажирские лифты). Данный вид страхования является обязательным по закону. Объектом страхования являются имущественные интересы предприятия, связанные с обязанностью возместить ущерб имуществу, окружающей природной среде, жизни и здоровью третьих лиц.

Гостиничная индустрия в целом не может пока похвастаться высоким уровнем страховой защиты. В страховании отелей (гостиниц) есть своя специфика. Они могут страховаться по полису страхования иму щества от всех рисков. В этом слу чае страховой защите подлежит само здание и его содержимое от всех рисков, кроме специально исключенных. Также можно застраховать отель по так называемому комплексному страхованию отельных рисков.

Возникновение обособленного страхового проду кта связано с тем, что современный отель - это не просто здание, а целое предприятие. При этом в имущественном разделе, как правило, выделяются отдельные лимиты по разным рискам. Например, по риску землетрясения, пожара или залива, кражи и т. д. Также применяются различные виды франшизы.

Страхование ответственности имеет свои особенности. Обычно покрывается ответственность отеля за телесные повреждения, которые могут быть причинены постояльцам как в самом отеле, так и во время отдыха на территории отеля или в ходе экскурсионной программы, организованной отелем. Объем покрытия за нанесение телесных повреждений может быть весьма обширным. Отдельно

покрываются пищевые отравления. Каждому риску соответствуют свои лимиты по страховому событию по одному лицу и агрегатно за год.

Очевидно, что собственникам отеля хотелось бы иметь комплексну ю страхову ю защиту, а не раздельное покрытие по каждому «виду» страхования. В этом случае разрабатывается комплексный страховой проду кт.

Единственное исключение в комплексном продукте составляет страхование у бытков, связанных с террористическими актами. Как правило, такое покрытие приобретается отдельно у специализированных страховщиков.

У профессиональных андеррайтеров за рубежом отношение к подобным рискам не всегда положительное. Некоторые предпочитают вообще не участвовать в этом бизнесе, поскольку рассматривают страхование отелей как риск с потенциально очень высокой ответственностью по разделу «Ответственность перед третьими лицами».

В любом слу чае отличительной чертой в страховании отелей являются очень большие страховые суммы как по самому отелю, так и по потере прибыли. Общая страховая сумма по материальным убыткам и потере прибыли при страховании одного отеля может превысить сотни миллионов долларов США. При этом продолжительность периода возмещения по отдельным объектам может доходить до года. И хотя для отелей более характерны частые мелкие у бытки. тем не менее, масштабные страховые случаи время от времени происходят. Именно поэтому участвовать в этом сложном бизнесе могут только серьезные страховые и перестраховочные компании.

Как отмечают эксперты, выбор видов страхования зависит от величины гости-

ницы. Крупные отели уже имеют свои бренды и не хотят рисковать имиджем. Поэтому они изначально ориентированы на то. чтобы максимально защитить свой бизнес от возможных рисков. Владельцы небольших отелей более склонны оптимизировать стоимость страховой защиты за счет исключения тех или иных видов страхования или рисков из покрытия. Чаще всего востребовано стандартное покрытие, называемое «от огня и сопутствующих рисков», так как покрывает наиболее вероятные риски, которые угрожают имуществу (пожар, техногенный взрыв, стихийные бедствия, повреждение водой из водопроводных систем, злоумышленные действия третьих лиц). Предпочтения по видам страхования зависят скорее не от размера а от стату са отеля, например стоимости отделки.

При отсутствии документов, подтверждающих реальную стоимость имущества целесообразно заказать комплексную оценку стоимости всей гостиницы и содержащихся в ней ценностей, определить их рыночную стоимость. Это позволяет приблизить размер выплачиваемого при насту плении страхового случая возмещения к реальной стоимости восстановления объекта. Такая оценка позволяет уберечь владельца мини-гостиницы от неоправданных материальных потерь.

В последние годы в России был построен или реконструирован ряд гостиниц. Это как крупные отели, являющиеся представительствами всемирно известных брендов, так и частные гостиницы, ничем не уступающие первым по качеству сервиса. Однако по роду своей деятельности эти гостиницы подвержены специфическим рискам. Учитывая объем вложенных средств, работу с большим количеством клиентов и немалый спектр оказываемых услуг, ущерб при наступле-

нии определенных событий может быть просто несоизмеримым.

Поэтому страховые компании предлагают следующие виды страховых покрытий в сфере гостеприимства:

• страхование здании и сооружений -покрытие предоставляется на возмещение ущерба, нанесенного зданию отеля, включая повреждение отделки, а также дополнительных сооружений, включенных в полис страхования (хозяйственные пристройки, бассейны и пр.);

• страхование содержимого имущества - предполагает возмещение ущерба, нанесенного мебели, оборудованию, спортивному инвентарю и пр.;

• страхование перерыва в деятельности гостиницы - включает возмещений убытков, насту пивших в результате непредвиденных ситуаций, включенных в область страхового покрытия полиса;

• страхование ответственности перед постояльцами - покроет расходы, связанные с выплатой материального и морального у щерба а также с оплатой необходимых медицинских услуг клиенту, вызванных несчастным случаем, прямо или косвенно связанным с персоналом отеля или произошедшим на территории отеля;

• страхование персонала от несчастных случаев - может высту пать в качестве дополнительного условия оплаты труда работодателем. Приобретая покрытие по этому разделу', персонал отеля в случае произошедших несчастных случаев во время работы получит компенсацию от страховой компании.

Как правило, имуществу, содержащемуся в гостиницах, покрытие предоставляется отдельно. Следует отметить, что страхование гостиничного бизнеса включает в себя покрытие широкого спектра рисков, сопутству ющих данному бизнесу .

Страховые компании также предлагают покрытие от рисков, которые не входят в обычное покрытие страхового проду кта гостиничного бизнеса (страхование ответственности за загрязнение окружающей среды, нанесение вреда флоре и фауне определенной местности и т. д.).

Организация гостиничного хозяйства требует больших капиталовложений, так как большинство новых гостиниц в міфе частично или полностью строятся за счет кредитных средств Поэтому' на начальном этапе деятельности перед каждой гостиницей наряду с другими стоит первоочередная цель - погашение кредита. В некоторых слу чаях это приводит к необдуманной экономии средств на страховании. Владелец гостиницы (страхователь), стараясь снизить ставки, часто отказывается от какого-либо покрытия, не задумываясь о последствиях. Следует признать, что с развитием туризма и строительством новых гостиниц этот вопрос стал актуальным и для России. Безусловно, как экономить и на чем экономить. является правом страхователя. Однако на страховании экономить не стоит, так как незначительное вложение в страховку сегодня может спасти от колоссальных расходов на покрытие ущерба завтра.

В этой связи потенциальным страхователям следует учитывать ряд рекомендаций:

1. Необходимо узнать размер ставки и вид покрытия, предоставляемые страховой компанией (на рынке предлагаются четыре основных вида покрытия: страхование иму щества, перерыва в деятельности, несчастные случаи с персоналом, ответственность перед постояльцами).

2. Определить стоимость данных видов покрытия с учетом обычных мер предосторожности (установление противопо-

жарных систем, сигнализации, обучение персонала правилам безопасности или другие меры, рекомендованные страховой компанией).

3. Сравнить, во сколько могут обойтись эти же покрытия, если установить франшизу (часть ущерба, которую страхователь обязуется покрывать сам). При этом можно, повышая размеры франшизы, снижать плату за страхование.

Если после выполнения этих рекомендаций страхователю покажется, что плата за страхование его гостиничного бизнеса все еще остается высокой, он может отказаться от некоторых покрытий. Но и в этом случае необходимо проявить разумную осторожность и исключить наиболее маловероятные риски. Например. по покрытию имущества необходимо выбрать страхование от пожара, кражи и стихийных бедствий, а некоторые другие риски (падение летательных аппаратов, наводнение) исключить.

Только комплексное страхование предоставляет наиболее полную защиту от различных рисков. При комплексном страховании имеется возможность получить более обширное покрытие различных рисков по относительно низким ставкам страховых премий. В нашей стране страхование гостиничного бизнеса набирает обороты. Сейчас некоторые отечественные страховые компании могут предоставить комплексную страховую защиту гостиничного бизнеса на у ровне между народных стандартов.

Таким образом, страхование в сфере туризма и гостеприимства позволяет: значительно сократить расходы по возмещению вреда причиненного клиентам; предоставить дополнительные гарантии клиентам; повысить качество предоставляемых услуг и их конкурентоспособность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. ЛЬ 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

(в ред. Федеральных законов: от 32.12.1997 г.

№ 157-ФЗ; от 20.11.1999 г. № 204-ФЗ; от 21.03.2002 г. ЛЬ 31-ФЗ; от 25.04.2002 г.

№ 41-ФЗ; от ОН. 12.2003 г. ЛЬ 169-ФЗ; от 10.12.2003 г. ЛЬ 172-ФЗ; от 21.06.2004 г.

ЛЬ 57-ФЗ; от 20.07.2004 г. ЛЬ 67-ФЗ; от 07.03.2005 ЛЬ 12-ФЗ).

2. Акинин 11. В., Русецкая Э. А. Практикум по курсу «Страхование»: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. 144 с.

3. Гвозденко А. А. Страхование: учеб. М.: Проспект, 2008. 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг, гостеприимство, туризм. М.: Прогресс, 2006. 512 с.

5. Кузнецов О. А. Основы страхового дела: договорные отношения: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2007. 136 с.

6. Организация туризма: учеб. пособие А. П. Дурович и др. 2-е изд. Мн.: Новое знание, 2005. 640 с.

7. Рудаков А. П. Сборник практических заданий по курсу «Страхование»: учеб.-

практич. пособие. М.: МЭСИ, 2004. 57 с.

8. Страхование: учеб. /подред. Т. А. Федоровой. 3-є изд. М.: Магистр, 2009. 1006 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.