Научная статья на тему 'Организация современной системы государственного финансового контроля в Российской государственности'

Организация современной системы государственного финансового контроля в Российской государственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCE CONTROL / ИЕРАРХИЧЕСКИЙ РАНГ / HIERARCHICAL RANK / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ECONOMIC ENTITIES / СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ / STRUCTURAL UNITS OF THE SYSTEM / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минитаева Алина Мажитовна

В статье рассмотрены вопросы организационного обеспечения формирования эффективной системы государственного финансового контроля через оценку результатов его деятельности. Показаны место того или иного органа ГФК в оргструктуре их системы, его функциональная направленность, структура, численность и характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое, информационное и иное обеспечение органа, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри органа. Отмечены особенности структуры взаимоотношений органа с другими оргзвеньями ГФК, зависящие от многих факторов, например, от цели и задач создания органа, государственного устройства, принципов государственного управления, развития государственных систем. Предлагаются основные пути организации и развития современной системы государственного финансового бюджетного контроля в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минитаева Алина Мажитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues of organizational support necessary for shaping the efficient system of state finance control through assessing the results of its work. The place of various bodies of state finance control was shown in the organizational structure of its system, as well as its functional orientation, structure, strength and characteristics of staff, material, technical, finance, information and other support of the body, peculiarities of interaction and order of functional and administrative subordination within the body. The article shows the structure of relations between different bodies of state finance control, which depends on many factors, for example aims and objectives of the body, state structure, principles of state management, development of state systems. The author puts forward key ways of organizing and developing modern system of state finance budget control in Russia.

Текст научной работы на тему «Организация современной системы государственного финансового контроля в Российской государственности»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Минитаева Алина Мажитовна

кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 177997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: alinaglower@rambler.ru

В статье рассмотрены вопросы организационного обеспечения формирования эффективной системы государственного финансового контроля через оценку результатов его деятельности. Показаны место того или иного органа ГФК в оргструктуре их системы, его функциональная направленность, структура, численность и характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое, информационное и иное обеспечение органа, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри органа. Отмечены особенности структуры взаимоотношений органа с другими оргзвеньями ГФК, зависящие от многих факторов, например, от цели и задач создания органа, государственного устройства, принципов государственного управления, развития государственных систем. Предлагаются основные пути организации и развития современной системы государственного финансового бюджетного контроля в России.

Ключевые слова: финансовый контроль, иерархический ранг, хозяйствующие субъекты, структурные единицы системы, системный подход.

ORGANIZING MODERN STRUCTURE OF STATE FINANCE CONTROL IN RUSSIAN

STATE SYSTEM

Minitaeva, Alina M.

PhD, Assistant Professor of the Department for Information Technologies of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: alinaglower@rambler.ru

The article discusses issues of organizational support necessary for shaping the efficient system of state finance control through assessing the results of its work. The place of various bodies of state finance control was shown in the organizational structure of its system, as well as its functional orientation, structure, strength and characteristics of staff, material, technical,

finance, information and other support of the body, peculiarities of interaction and order of functional and administrative subordination within the body. The article shows the structure of relations between different bodies of state finance control, which depends on many factors, for example aims and objectives of the body, state structure, principles of state management, development of state systems. The author puts forward key ways of organizing and developing modern system of state finance budget control in Russia.

Keywords: finance control, hierarchical rank, economic entities, structural units of the system, system approach.

В результате реформ, разрушив вертикали тоталитарного контроля, Россия оказалась в ситуации, когда нет адекватной общегосударственной контрольной системы, ориентированной на новые демократические задачи. Следует признать, что существующая в стране система государственного финансового контроля (ГФК) в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. Примеров нецелевого использования и невозврата государственных средств, нерационального управления ими, иных финансово-хозяйственных нарушений множество. Факты таких нарушений приводятся в опубликованных в печати отчетах контрольных органов.

Усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, тенденция к преобразованиям последних, увеличение информационных потоков - все это требует организации адекватной системы ГФК, в первую очередь на основе создания надежного правового фундамента реформирования существующей его структуры и преобразования методов действия. Если и дальше не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответст-

вовал уровню развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований.

Функционирующие в настоящее время в России органы ГФК инкорпорированы в систему государственной власти в соответствии с необходимостью соблюдения баланса полномочий ее ветвей. В то же время система ГФК существует, можно сказать, с большой натяжкой. И хотя деятельность отдельных органов ГФК (как парламентского, так и президентского и правительственного контроля) в отрыве от общей картины контроля в стране и их, к сожалению, весьма незначительное, по крайней мере фактически, влияние на происходящие перестроечные процессы можно было бы оценивать положительно (ведь при любом раскладе хоть что-то все равно ими делается), в общем и целом они не представляют систему. Ни у кого не вызывает сомнений то, что система как таковая может функционировать слаженно, без каких бы то ни было коллизий, столкновений интересов только в случае четкого разграничения сфер деятельности и конкретных задач органов ГФК. К тому же количество органов должно быть адекватно целям и структуре системы.

Как свидетельствует практика, многочисленные, но несистемно связанные государственные контролирующие органы оказывают незначительное влияние на состояние порядка и дисциплины в стране, что в целом подрывает саму суть, сам настрой социально-экономических преобразований. При этом ситуацию усугубляет отсутствие скоординированности в деятельности контрольных органов и слажен-

ности в работе. Их функции пересекаются, ответственность размывается. Происходит явное и неявное дублирование и, как следствие этого, снижение действенности и нерациональное использование весьма ограниченных ресурсов.

Серьезным препятствием для повышения роли государства в успешном осуществлении экономических реформ является в числе прочего не совсем оптимальная, а точнее говоря, громоздкая структура ГФК, обусловливающая разобщенный и недостаточный контроль за поступлением, расходованием и сохранностью государственных средств. Эффективность ГФК в таких условиях труднодостижима, что способствует расширению криминальных проявлений во всех сферах экономики, росту дефицита бюджета, государственного долга, а также стало серьезным препятствием на пути экономической стабилизации и оздоровления финансовой системы. Иными словами, успех реформирования ГФК, действенность его системы напрямую зависят от успешного решения организационно-структурных вопросов.

Проанализируем основные вопросы организационного обеспечения формирования эффективной системы ГФК.

Формирование структуры системы органов ГФК является весьма сложным процессом, требующим решения ряда аналитических и организационно-технических задач.

Упрощенно формирование данной структуры можно разбить на несколько этапов:

1) выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется система органов ГФК, определение цели ее создания в соответствии с политикой государства;

2) определение основных задач, необходимых для достижения поставленной цели ГФК;

3) объединение однотипных задач в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) системы, специализированных на выполнении этих

задач (при этом должны быть учтены принципы разделения властей, функции и роль каждой ветви власти в контроле);

4) разработка схем взаимоотношений, определение целей, задач, функций, прав и ответственности для каждой структурной единицы (органа ГФК), документальное закрепление всего этого в соответствующих нормативно-правовых актах;

5) соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - систему органов ГФК, определение оргстатуса каждого органа ГФК в их системе и в общей системе государственных органов, определение механизма координации разрозненных усилий органов ГФК (регулирующего органа), разработка и документальное закрепление специального правового акта о системе органов ГФК;

6) интеграция системы органов ГФК с другими звеньями системы управления государством;

7) разработка важных вопросов деятельности органов ГФК, мониторинг и совершенствование структуры и т. д.;

8) разработка и реализация иных вопросов формирования и развития системы ГФК.

Решение таких вопросов, как место того или иного органа ГФК в оргструктуре их системы, его функциональная направленность, структура, численность и характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое, информационное и иное обеспечение органа, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри органа (в том числе при наличии у него децентрализованных отделений), особенности структуры взаимоотношений органа с другими оргзвень-ями ГФК, зависит от многих факторов, например, от цели и задач создания органа государственного устройства, принципов государственного управления, развития государственных систем и т. д.

Структура и иерархический ранг органов ГФК, определение их места в общей системе во многом определяются тем, на-

сколько верна позиция руководства страны по отношению к государственному контролю, т. е. насколько правильно понимает руководство роль ГФК в управлении государством. Они также формируются по мере организационного развития государственного управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала государства.

Описано несколько упрощенных процедур формирования организационного обеспечения системы ГФК, применимых лишь в идеальных или начальных условиях организации государства (или разработки концепции нового государства). Естественно, в существующих условиях необходимо исходить из уже имеющейся системы, предпринять попытку ее реформирования и совершенствования.

Как видно, рассмотренные вопросы весьма актуальны, в целом же они объединены в одну общую проблему - создание в России системы ГФК, не уступающей по

Организационно-структурная основа системы ГФК нам представляется двухуровневой:

- первый уровень - ядро структуры -включает органы ГФК (локальные центры ответственности) и координирующий их орган (координационный центр ответственности), а также иные непосредственно связанные с ними организации;

- второй уровень - периферия структуры - все иные государственные органы и их аппараты, законодательно наделенные контрольными функциями как составной частью своих непосредственных управленческих обязанностей. Принципиальная схема рекомендуемой нами оргструктуры системы органов ГФК наглядно представлена на рис. 1. С позиции системного подхода показана взаимосвязь основных структурных элементов.

своему уровню соответствующим системам развитых государств. Эту проблему сейчас нужно решать всем специалистам в данной области: государственным финансовым

Информационно-коммуникационная инфраструктура ГФК

Информационное обеспечение ГФК (статистическая, оперативная, плановая, учетная, отчетная, нормативно-справочная и другая информация, унифицированные и специальные системы документации, системы баз данных, информационно-аналитические технологии, подразделения обеспечения информацией и т. д.). Системы коммуникаций ГФК (процедуры взаимодействия между органами ГФК, координация их деятельности, совместное решение рабочих вопросов, обмен информацией, инициирование информационных потоков с соблюдением установленного порядка использования информации, механизмы взаимодействия с государственными и негосударственными организациями, общественностью)

Методическая основа ГФК Нормативно-правовая база, методическое обеспечение ГФК Организационные структуры ГФК Научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение ГФК Материально-техническое и финансовое обеспечение ГФК

Определение понятий, сущность, значение, функции, цели, задачи, принципы, требования, классификация видов (по типам, формам, методам, субъектам, объектам, предметам и т. д.), критерии эффективности ГФК Система нормативно-правовых актов, стандартизация, контрольные процедуры, оргмодели, методики, тесты, блок-схемы, органайзеры, контрольные анкеты и др. Структуры системы ГФК, состав центров ответственности, их статус, разграничение направлений деятельности, порядок их взаимодействия. Научно-исследовательские и учебные учреждения (центры, институты и т. д.), программы, курсы, кадры ГФК Финансовые ресурсы, техника и технология (включая электронную), помещения и т. д.

Рис. 1. Принципиальная схема системы государственного финансового контроля

во взаимосвязи ее элементов

контролерам (аудиторам, инспекторам, ревизорам), научным работникам, преподавателям. Достижение цели ГФК обеспечивается решением основных задач, которые должны реализовываться субъектами ГФК в соответствии с их компетенциями.

Но основная роль при этом все же отведена регламентированной законодательством деятельности специальных государственных контрольных органов (рис. 2). Такие органы целесообразно разграничивать в соответствии с их компетенциями (рис. 3).

Рис. 2. Предполагаемая структура системы органов ГФК и ее взаимоотношения с органами негосударственного контроля (принципиальная схема)

Рис. 3. Классификация органов ГФК в зависимости от характера их компетенций

Следует отметить, что в современных условиях ГФК можно охарактеризовать как довольно сложную систему, состоящую из следующих элементов:

- организационные структуры (включая их звенья - центры ответственности, статус и порядок взаимосвязей последних);

- методологическая основа (понятия, цели, задачи, принципы, требования, виды ГФК и т. д.);

- нормативно-правовая база, методическое обеспечение;

- научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение;

- материально-техническое и финансовое обеспечение (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, техника, помещения);

- информационно-коммуникационная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций).

Таким образом, если не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.

Список литературы

1. Власова О. В., Минитаева А. М. MES-системы в России: проблемы развития // Двадцать седьмые Международные Плехановские чтения. 24-27 марта 2014 г. : тезисы докладов студентов. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014. - С. 192-193.

2. Карпова О. С. Учет и контроль как объекты институционального моделирования экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 3 (81). - С. 44-54.

3. Колесов Р. В., Юрченко А. В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы : монография. - Ярославль : МФЮА, 2013.

4. Лагутин И. Б. О становлении института финансового контроля в России: к 200-летию Государственного контроля // Финансовое право. - 2011. - № 3. - С. 19-26.

References

1. Vlasova O. V., Minitaeva A. M. MES-sistemy v Rossii: problemy razvitiya [MES-system in Russia: Problems of Development]. Dvadtsat' sed'mye Mezhdunarodnye Plekhanovskie chteniya. 24-27 marta 2014 g., tezisy dokladov studentov [27th International Plekhanov Readings. 24-27 March 2014: theses of students' reports]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2014, pp. 192-193. (In Russ.).

2. Karpova O. S. Uchet i kontrol' kak ob#ekty institutsional'nogo modelirovaniya ekonomiki [Accounting and Control of the Institutional Modelling of the Economy]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 3 (81), pp. 44-54. (In Russ.).

3. Kolesov R. V., Yurchenko A. V. Sistema gosudarstvennogo finansovogo kontrolya RF: problemy i perspektivy, monografiya [State Financial Control System of the Russian Federation: Problems and Prospects, monograph]. Yaroslavl', MFYuA, 2013. (In Russ.).

4. Lagutin I. B. O stanovlenii instituta finansovogo kontrolya v Rossii: k 200-letiyu Gosudarstvennogo kontrolya [About Formation of the Institute of Financial Control in Russia: the 200-year Anniversary of State Control]. Finansovoe pravo [Finance Law], 2011, No. 3, pp. 1926. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.