Научная статья на тему 'Организация социальных изменений: управленческие инструменты и современная практика (рецензия на учебное пособие добренькова В. И. , жабина А. П. , афонина Ю. А. “современные механизмы управления социальными изменениями”)'

Организация социальных изменений: управленческие инструменты и современная практика (рецензия на учебное пособие добренькова В. И. , жабина А. П. , афонина Ю. А. “современные механизмы управления социальными изменениями”) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / SOCIAL CHANGE / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGULATION OF SOCIAL PROCESSES / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT PRACTICES / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА / MODERN MANAGEMENT THEORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барков Сергей Александрович

Данный материал представляет собой рецензию на учебное пособие Добренькова В.И., Жабина А.П., Афонина Ю.А. “Современные механизмы управления социальными изменениями”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the social change: management tools and modern practices Political culture of contemporary Russia in the light of sociological science Review of tutorial by V. I. Dobrenkov, A.P. Jzabin, Y.A. Afonin “Modern managerial mechanisms of the social change” (M., 2012)

This material is a review of the training manual of Dobren’kov V.I., Zhabin A.P., Afonin Y.A. “Modern management mechanisms of social change”.

Текст научной работы на тему «Организация социальных изменений: управленческие инструменты и современная практика (рецензия на учебное пособие добренькова В. И. , жабина А. П. , афонина Ю. А. “современные механизмы управления социальными изменениями”)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 4

РЕЦЕНЗИИ

С.А. Барков, докт. социол. наук, зав. кафедрой социологии организаций и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА (рецензия на учебное пособие Добренькова В.И., Жабина А.П., Афонина Ю.А. "Современные механизмы управления социальными изменениями")**

Данный материал представляет собой рецензию на учебное пособие Добренькова В.И., Жабина А.П., Афонина Ю.А. "Современные механизмы управления социальными изменениями".

Ключевые слова: социальные изменения, социальное управление, менеджмент, организация, организационные структуры, методы управления, современные теории менеджмента.

This material is a review of the training manual of Dobren'kov V.I., Zhabin A.P., Afonin Y.A. "Modern management mechanisms of social change".

Key words: social change, regulation of social processes, management, organisation, organizational structure, management practices, modern management theory.

Социальные изменения исключительно многообразны. Их можно классифицировать по продолжительности, радикальности, источнику, сфере протекания и множеству других оснований. Книга В.И. Добренькова, А.П. Жабина и Ю.А. Афонина посвящена одному из этих типов — изменениям, происходящим в организациях и инициированных субъектами управления, прежде всего менеджерами. Данный тип изменений относится к числу наиболее рациональных, предсказуемых, но не лишенных многочисленных проблем, связанных как с внутренним и внешним окружением организации, так и с управляющими структурами. Разобраться в лабиринте этих проблем и освоить наиболее эффективные методы осуществления организационных изменений и помогает рецензируемое учебное пособие.

Книга построена на обширном эмпирическом материале, касающемся как отечественного, так и зарубежного опыта функционирования организаций. В работе детально исследованы причины

* Барков Сергей Александрович, e-mail: barkserg@live.ru

** Добренькое В.И., Жабин А.П., Афонин Ю.А. Современные механизмы управления социальными изменениями. М.: Академический проект; Альма-матер, 2012.

и стратегии изменений в компаниях на протяжении прошлого и начала сегодняшнего столетия, алгоритмы и методы осуществления перемен. Именно непосредственная и творчески актуализированная связь теории с практикой делает пособие оригинальным и запоминающимся в ряду схожих по проблематике изданий.

Учебное пособие состоит из трех глав, последняя целиком посвящена кейсам, связанным с анализом современных управленческих ситуаций в российских компаниях. Эти живые иллюстрации изложенного в предыдущих главах теоретического материала позволяют читателю обобщить полученные знания, синтезировать их применительно к конкретным случаям из жизни отечественного бизнеса. Такая структура позволяет с интересом перечитывать книгу, находя все новые и новые аспекты исследуемых проблем, соотнося их с личным опытом и многочисленными бизнес-новостями, которыми пестрят сегодня средства массовой информации.

Первая глава "Организационно-функциональные подходы к управлению организацией" вводит читателя в мир организационного развития со всеми его объективными и субъективными составляющими. Объективные условия управления задаются в первую очередь организационной структурой. Раз построенная, эта структура предопределяет многие аспекты жизни людей в организации, а также приоритетные направления управленческой деятельности. В работе показана эволюция организационных структур и приведена современная инновационная модель организации, основанная на выделении из нее бизнес-единиц (business unit management). Данная модель основана на широком делегировании полномочий и реальном хозяйственном и финансовом самоуправлении в подразделениях фирмы. Главное ее достоинство авторы видят в том, что "такое структурное деление напоминает деление подводной лодки на отсеки. Возникновение проблем в одном отдельно взятом отсеке быстро обнаруживается его персоналом, который в первую очередь заинтересован в устранении проблемы, поскольку отсек задраивается и проблема локализуется. При этом подводная лодка в целом не теряет живучести и продолжает выполнять задание. Аналогичная ситуация складывается в корпорации, которая нарезана на локальные центры финансовой ответственности"1.

Внешним объективным обстоятельством, существенно повлиявшим на практику современного управления, является его связь с развитием IT-технологий и электронной коммерции. В книге уделено особое внимание воздействию систем телекоммуникаций на построение и развитие организаций. Современный этап разви-

1 Там же. С. 18-19.

тия организаций тесно связан со становлением систем телекоммуникаций как системообразующего элемента управления внутриор-ганизационной жизнью и взаимодействиями компаний с внешним окружением. Развитие современных телекоммуникационных технологий и, в частности, электронной коммерции представляет собой одну из наиболее насущных проблем современной России. Данная сфера жизнедеятельности общества приобретает особое значение в последние годы, ибо обретение реальной конкурентоспособности российской экономикой возможно в современных условиях только на основе массового использования достижений информационной цивилизации.

К субъективным элементам управленческой деятельности в целом и управления изменениями, в частности, прежде всего относятся различные концепции, в соответствии с которыми можно выстраивать реальные организационные процессы. В первой главе работы приведена многоцветная палитра таких концепций. В какой-то степени данная часть книги представляет собой мини-энциклопедию современной теории менеджмента. Аутсорсинг и франчайзинг, реинжиниринг и всеобщее управление качеством, бенчмаркинг и система сбалансированных показателей — этим и множеству других понятий и теорий современного менеджмента уделено здесь внимание. Авторы очень точно почувствовали специфику освоения постиндустриального управленческого знания. Структура этого знания совсем не похожа на традиционную пирамиду идей, которая столетиями выстраивалась в области естественных наук. В рамках такого строения обучение представляет собой постепенное и единонаправленное движение от аксиом к теоремам, а от них — к конкретным вычислениям, все более и более сложным. В теории менеджмента сегодня нет такой единой пирамиды, в которой идеи и концепции выстраивались бы по принципу от простого к сложному, в ней существует выставка идей, по которой своими собственными маршрутами бродят тысячи директоров, менеджеров разных уровней и всех тех, кто изучает современное управление. При этом, как и на художественной выставке, один посетитель может часами любоваться одним экспонатом, а другой пробежит рядом и даже не обратит на него внимания. Оригинальным образом синтезируя, а иногда и компилируя разнообразные концепции менеджмента, добавляя в это соединение нечто свое, реально действующие управленцы создают конкурентоспособные организации. В современных условиях конкурентоспособность и лидерство на рынке во многом связаны с оригинальностью и самобытностью, а не с усвоением общего теоретического материала. Последнее ведет к единообразию и некритическому копированию хорошо отрекламированных концепций, что в современной

экономике неизбежно оборачивается отставанием и зависимостью от тех, кто внедрил ту же концепцию годом раньше. Авторы представили в своем пособии выставку наиболее популярных управленческих идей, а читатели смогут выбрать наиболее близкие для себя, адаптировать их к условиям конкретного бизнеса, оценить целесообразность внедрения в организационную практику одной или нескольких из них.

Следует обратить также внимание на то, что три параграфа в первой главе освещают один из наиболее сложных вопросов менеджмента в постиндустриальную эпоху — управление креативностью. Знания, информация и в особенности их приращение, несомненно, составляют базу современной социальной системы любого уровня. Организация обладает своим особым знанием, не сводимым только к тем навыкам и умениям, которые используют ее члены в своей деятельности. В этом плане одним из важнейших приоритетов менеджеров становится наращивание этого знания. Делать это можно разными способами. Целостной концепцией, нацеленной на оптимизацию как генерации организационного знания, так и на его распространение и использование, служит теория самообучающейся организации. Она ориентирует менеджеров не столько на администрирование, сколько на развитие подчиненных посредством непрерывного обучения и поощрения их инициативы. Отдельными ее элементами служат управление знаниями (knowledge management) и управление талантами (talent management). Сущность всех этих концепций системно изложена в учебном пособии. Авторы выделяют два базовых подхода к развитию данной сферы: 1) персонифицирующий, или интуитивистский, основанный на том предположении, что главными хранителями знаний являются люди, а задача управления заключается в том, чтобы они широко делились своими знаниями, и 2) информационный, или технологический, делающий акцент на создании баз данных и специальных технологий для их наиболее полной и точной обработки. Оба подхода имеют право на существование, но для их реализации необходимо пространство, структурированное особым образом: "Talent Management дает высокую отдачу в компаниях с гибкой структурой, с развитой системой горизонтальной и вертикальной ротации, где приоритет отдается командам, нацеленным на результат в определенной области"2.

Вообще, вся книга проникнута пониманием того, что в рамках современной системы управления работа с группами и командами, ориентированными на творческую деятельность, становится краеугольным камнем построения эффективной организации. В этом

2 Там же. С. 38-39.

видится весьма заметное отличие современной социологии организаций и менеджмента от традиционных представлений о творчестве и креативности. Творческие акты, интуиция, разного рода "прозрения" всегда связывались с исключительными личностями. Даже если вокруг последних возникала некоторая группа соратников, последние выполняли прежде всего вспомогательные, а не творческие функции. Александр Дюма (отец) активно использовал литераторов-подмастерьев для написания своих книг и в результате стал наиболее "плодовитым" автором, когда бы то ни было жившим на Земле. С незапамятных времен многие художники используют своих учеников для написания очень крупных полотен. Однако ни в том, ни в другом случае речь не идет и даже не может идти о креативной команде. В информационном обществе именно в рамках групповой работы и построения команды менеджеры видят основу развития креативных качеств персонала. Стимулирование творческой активности происходит благодаря специфической групповой мотивации (боязни показаться отстающим), активным дискуссиям и экспериментам, синергетическому сложению талантов людей в раскрепощенной небюрократизированной обстановке.

Вторая глава книги "Социальные аспекты управления организацией" содержит в себе конкретные приемы достижения эффективности организационной системой. Здесь комплексно, во взаимном дополнении друг к другу изложены приоритетные подходы к осуществлению лидерства, властных отношений, личностного развития менеджеров. Наряду с вопросами оптимизации внутри-организационных процессов здесь рассмотрены приоритетные подходы к взаимодействию с внешним окружением. Принципиально значимым направлением в этой сфере менеджмента является создание имиджа и репутации фирмы, а затем и управление ими. В современном мире организации конкурируют не только ценами, товарами или их параметрами, важнейшим конкурентным преимуществом являются бренд, имидж и репутация компании в глазах широкого общественного мнения. Формирование имиджа компании становится сегодня важнейшей задачей менеджмента. Позитивный имидж способен решить многие задачи управления: привлечь дополнительных потребителей, облегчить процедуры рекрутирования кандидатов на вакантные должности, повысить мотивацию персонала. Отдельный параграф посвящен наиболее сложной проблеме, с которой сталкиваются многие российские предприятия, — восстановлению репутации. "Главная задача, — пишут авторы, — понять, какая репутация у компании в данный момент и, исходя из полученных сведений, разработать ряд РЯ-инструментов по устранению негатива, а также проинформировать аудиторию об изменении. При особо сложных обстоятельствах (смена менедж-242

мента, изменение состава акционеров и т.д.) для улучшения репутации требуются серьезные бизнес-решения (ребрендинг, рестай-линг и т.д.)"3.

В целом данное учебное пособие содержит подробный анализ экономических и социальных основ организации как общественного феномена. В нем подробно рассмотрены вопросы, связанные с развитием организаций в современном мире, а также различными аспектами глобализации экономики. Делается вывод о том, что для руководителей современных организаций особую значимость приобретают такие особенности поведения, как этические предпочтения, знание организационных основ деятельности с зарубежными партнерами, наконец, высокая степень цивилизованного патриотизма.

Следует также обратить внимание на структуру книги. Она выстроена четко, в соответствии с общей логикой исследования поставленных вопросов. Авторы последовательно рассматривают многочисленные аспекты исследуемых проблем, связывая их в единую цепочку рассуждений. К достоинствам учебника следует отнести также хороший научный стиль изложения, делающий материал доступным для широкого круга читателей; основательную эмпирическую базу исследования; отражение в выводах самых последних изменений, произошедших в развитии организаций и менеджмента как в России, так и за рубежом.

Выводы авторов находят свое отражение в использованных схемах, таблицах и рисунках, что делает работу наглядной и помогает восприятию содержания. Особым достоинством учебного пособия является научная оригинальность авторов, которая выразилась в выборе объектов исследования, компоновке материала, а также в умении выделить главное в многочисленных трактовках организационно-управленческих механизмов социальных изменений.

Учебное пособие В.И. Добренькова, А.П. Жабина, Ю.А. Афонина содержит уникальную систематизацию концепций и практик современного менеджмента. Можно с уверенностью утверждать, что, ознакомившись с ним, читатель сможет серьезно углубить свои представления об организации как инструменте социальных изменений, избежать многих ошибок в управлении людьми и сформировать свое собственное видение развития организационных систем как в бизнесе, так и в обществе в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Добренькое В.И., Жабин А.П., Афонин Ю.А. Современные механизмы управления социальными изменениями. М., 2012.

3 Там же. С. 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.