Павел РАЗОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ЗА РУБЕЖОМ (на примере Великобритании, Канады, Австралии)
В статье, основанной на анализе систем социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в зарубежных государствах, формируется комплексное представление о структуре и содержании их организации.
On the base of the analysis of the systems of social adaptation of citizens, dismissed from military service, and members of their families in the foreign states, the complex idea of structure and content of such institute is formed.
Ключевые слова:
социум, адаптация, социальная адаптация, военнослужащие, члены семей военнослужащих; community, adaptation, social adaptation, servicemen, servicemen family members.
В современных условиях проблема организации социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей находится во всем мире в ряду актуальных. Наиболее эффективно она решается в странах, которые имеют активно разви -вающиеся вооруженные силы, задействованные в т.ч. и в различ -ных миротворческих и антитеррористических программах по всему миру, например в Великобритании, Канаде и Австралии.
Британская система адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей пережила по ходу своей эволюции доста -точно большое число социальных и политических пертурбаций. Ее фактическое формирование может быть отнесено к временам расцвета Британской империи, когда ежегодно с военной службы увольнялось большое число подданных британской короны, кото рые поначалу самостоятельно, а позднее — при поддержке государ -ства искали себе место в гражданской жизни1.
Сегодня организация социальной адаптации граждан, уволен -ных с военной службы, и членов их семей осуществляется в соот -ветствии с «Соглашением Вооруженных сил» (The Armed Forces Covenant). Идейной основой этого соглашения выступает утверж -дение о том, что первая обязанность правительства — защита го -сударства. Вооруженные силы, выполняющие эту задачу от имени правительства, жертвуют некоторыми гражданскими свободами, сталкиваются с опасностью и иногда получают серьезные травмы или погибают в результате исполнения этих обязанностей. Семьи также играют важную роль в поддержке эффективности воору -женных сил. В свою очередь, вся страна имеет моральное обяза -тельство перед военнослужащими, равно как и перед их семьями. Они заслуживают всеобщего уважения, поддержки и справедливого отношения.
Те, кто служит или служил в вооруженных силах, в регулярных или запасных частях, и их семьи, не должны сталкиваться ни с какими неудобствами по сравнению с другими гражданами в полу
1 См.: The Armed Forces Covenant:Today and Tomorrow. An Enduring Covenant between the People of the United Kingdom Her Majesty’s Government — and — All those who Serve or Have Served in the Armed Forces of the Crown and their Families.
— London : Ministry of Defense, 2010, p. 3.
РАЗОВ
Павел
Викторович — к.соц.н., докторант кафедры социологии Военного университета МО РФ
pav-razov@yandex.ru
чении коммунального обслуживания и коммерческих услуг. Особенно это отно -сится к тем, кто получил травму на службе или к семьям военнослужащих, которые понесли утрату. В выполнение этих обя -зательств вовлекается все общество. Их выполнение включает добровольную и благотворительную составляющую дей -ствий по поддержке вооруженных сил со стороны частных организаций и простых людей. Признание заслуг тех, кто выпол -нил свой воинский долг до конца, объе -диняет страну и демонстрирует высокую оценку их вклада.
Структурно британскую систему орга -низации социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей можно подразделить на две боль шие части. Это собственно механизмы перехода от воинской службы к граждан ской жизни и поддержка, которую демо -билизованные военнослужащие получают впоследствии до конца жизни. Это деле ние в значительной степени условно, т.к., по мнению британских специалистов, это единый процесс адаптации бывших воен нослужащих и членов их семей.
Итак, вопросы перехода от военной службы к гражданской жизни в соответствии с британским «Соглашением Вооруженных сил» базируется на ряде принципов:
1) поддержка должна быть доступной для всего кадрового состава вооруженных сил, чтобы помочь их переходу от службы к гражданской жизни;
2) адаптация должна включать обуче -ние, образование, соответствующее здра воохранение, направление на подходя щую работу или подготовку и помощь в ее поисках;
3) поддержка должна также включать информацию, консультации и содействие по таким вопросам, как жилье и финансо вый менеджмент;
4) поддержка должна быть доступной и со стороны правительственных ведомств, и добровольного сектора, и сектора бизнес сообщества;
5) уровень поддержки будет зависеть от конкретных обстоятельств1.
На современном этапе главным акто -ром адаптационных процессов бывших военнослужащих и членов их семей в Великобритании является министерство обороны. На переднем плане его работы
стоят вопросы существенной поддержки граждан, которые переходят от военной службы к гражданской жизни, включая содействие в поисках новой работы, жилья и обеспечения здравоохранения.
Одной из наиболее крупных программ выступает помощь в переселении с после -дующим трудоустройством для прослу -живших более 4 лет. Реализация этой про -граммы осуществляется совместно мини стерством обороны и Товариществом карьерного перехода (Career Transition Partnership (CTP) при содействии кадро -вого агентства Right Management Limited2. У каждого из участников этого механизма существует четко очерченный круг обязан -ностей. Так, МО Великобритании берет на себя обязанности по координации и финансированию адаптационных процедур. В свою очередь, СТР как фактор, непосредственно взаимодействующий с военнослужащими, осуществляет про граммы по обучению отставников, кон сультационное содействие в подготовке их резюме, объективной оценке их возможностей и поиску и подбору рабочих мест. Наконец, Right Management Limited осу -ществляет правовое сопровождение всей процедуры перехода.
Лица, уволенные из рядов британских вооруженных сил, делятся на две части: это прослужившие менее 4 лет и прослу жившие 4 года и более. Основной упор во всех программах поддержки делается на лиц, прослуживших более 4 лет. Так, по условиям программы «Расширенный кре -дит на образование» (Enhanced Learning Credit) военнослужащий со стажем в 6 лет может получить бесплатный доступ к получению дальнейшей квалификации или полного высшего образования на уровне, по которому они академически аттестованы при демобилизации. Лица же, прослужившие в ВС Великобритании менее 4 х лет, получают предложения о трудоустройстве через различные органи зации, включая Товарищество карьерного перехода, Британскую ассоциацию заня -тости, Королевский британский легион, Конфедерацию британских ветеранских организаций. При этом для прослуживших менее 4 х лет, если с ними нет специаль ных договоренностей, обязательства МО по адаптации заканчиваются информа
1 Ibid., р. 48.
2 Подробнее см.: http://www.rightmanagement. co.in
ционными и консультационными мерами поддержки.
Среди непосредственных задач, стоя -щих перед британской системой органи -зации социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, министр обороны Великобритании в 2010 2011 гг. Л. Фокс называл:
1) работу с банками и строительными организациями по обеспечению постройки жилья для семей демобилизованных воен -нослужащих по месту трудоустройства на льготных условиях;
2) организацию системы поддержки переездов и переселений демобилизован ных военнослужащих (и членов их семей), не имеющих полной выслуги;
3) формирование специальных программ обучения и получения высшего образования для демобилизованных воен нослужащих;
4) привлечение демобилизованных военнослужащих в добровольческие объ -единения;
5) формирование в вооруженных силах специальных программ поддержки вете ранов и их семей;
6) активизацию взаимодействия с наци -ональными благотворительными учреждениями1.
Современная канадская система орга -низации социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей существует и развивается под лозунгом: «Не оставим никого!» (No Man Left Behind). Ее формирование началось в 1939 г., когда в Канаде был принят первый закон о ветеранах, предусматривавший финансовые меры поддержки для демо -билизованных военнослужащих — пенсию до 1 000 кан. долл. Такая система просу -ществовала до 2006 г., когда был принят новый закон о ветеранах2. Практическая реализация процедур социальной адап тации в его рамках осуществляется по положениям Ветеранского соглашения (Veterans Charter), подписанного в том же году.
Эта программа предусматривает под -держку увольняемых военнослужащих по следующим направлениям:
— услуги социального сопровождения по принципу «один - на- один»;
1 См.: The Armed Forces Covenant: Today and Tomorrow, р. 48—50.
2 См.: William Ray: No Man Left Behind! // The
Dominion, 2010, April 19.
— реабилитация;
— денежные выплаты;
— групповое страхование здоровья;
— содействие в поиске работы;
— единовременные выплаты по времен -ной нетрудоспособности;
— другие денежные выплаты и меры поддержки.
Ветеранское соглашение также вклю -чает широкий спектр мер поддержки семей военнослужащих, которые ранее не предусматривались3.
Непосредственная реализация программы перехода бывших военнослужа -щих к гражданской жизни возложена на службу транзита министерства по делам ветеранов Канады. Ее непосредственная задача заключается в содействии бывшим военнослужащим в прохождении фазы перехода к гражданской жизни. Эта работа осуществляется в непосредственном вза -имодействии министерства по делам ветеранов и ВС Канады. Она предусма -тривает обращение демобилизованного военнослужащего в специальную службу через ее представительства или через сеть Интернет.
Представительства службы транзита министерства по делам ветеранов Канады существуют во всех местах расположения подразделений канадских ВС. Их воз -главляют региональные советники мини стерства по делам ветеранов (VAC Area Counselors), а непосредственно с военно -служащими и членами их семей работают представители отдела по работе с клиен -тами (VAC Client Service Team). Именно они осуществляют консультации и поддержку по вопросам, которые важны для воен нослужащих, увольняемых в запас, и чле нов их семей. В структуре работы службы транзита с конкретным военнослужащим существует строгая последовательность действий.
1. Проводится опрос военнослужащего для выяснения, как офис министерства по делам ветеранов может помочь ему и его семье перейти на гражданское положение.
2. Проводится встреча с региональным советником, которая призвана наиболее четко определить насущные потребности в адаптации граждан, уволенных с воен ной службы, и членов их семей.
3. Военнослужащий получает информа -
3 См.: Transition Services. Helping CF Members and Their Families Make the Change to Civilian Life.
- Ca, Ministry of Veterans Affairs, 2006.
цию о тех услугах, которые ему может ока зать офис службы транзита, и тех выплатах и льготах, которые он получит по факту увольнения.
4. В случае трудностей с получением рабочего места или переездом оказыва ется помощь и поддержка.
5. Военнослужащему предоставляются рекомендации по вхождению в различные государственные и частные социальные программы (обучение, переподготовка, тренинги и пр.).
6. Осуществляется поддержка при обра -щении в другие службы, которые могут понадобиться1.
Центральным вопросом практического взаимодействия между офисом службы транзита и военнослужащим, увольняю щимся в запас, является собеседование по вопросам перехода на гражданское поло жение (Transition Interview).
Современная система организации социальной адаптации граждан, уволен ных с военной службы, и членов их семей в Австралии сформирована директивой министра обороны Австралии от 23 авгу -ста 2007 г.2 В соответствии с этим докумен -том военнослужащим, увольняющимся из австралийских вооруженных сил, пола -гаются всесторонние меры поддержки, составляющие комплексную систему социальной адаптации. Центральным государственным институтом, непо средственно осуществляющим работу с военнослужащими, выступает служба поддержки перехода, являющаяся под разделением МО Австралии. Основным назначением этой службы выступает под держка перехода к гражданской жизни военнослужащих, уволенных со службы, и членов их семей в плане подготовки их к гражданской жизни после увольнения и гарантии, что МО Австралии выполнит все принятые на себя обязательства. В любом региональном центре службы под держки перехода военнослужащий может получить информацию относительно форм поддержки перехода к гражданской жизни, которые выражаются в основном
1 Ibid., c. 4.
2 Cm.: Secretary and Chief of the Defense Force Directive on Support to our Australian Defense Force Personnel. // http://www.defence.gov.au/transitions/ documents/joint_directive_08_2007.pdf
в реабилитации, получении компенсаций и содействии в обучении3.
Эта система в 2011 г. подверглась серьез -ной критике. Поводом к этому послужило исследование под названием «Проект “Трудное возвращение”» (The Difficult Return Project), проведенноеУниверситетом Гриффина в 2010 г. Исследование пока -зало, что около 20% военнослужащих после увольнения в запас испытывают серьезнейшие трудности с переходом к гражданской жизни. Для разрешения этих трудностей было создано специаль -ное агентство, получившее наименова ние «Переход на гражданку» (Transition to Civilian, или Trans-Civ).
В сферу деятельности Trans-Civ входит:
1) помощь в составлении качественного резюме военнослужащего, включающая специальные рекомендации по наибо лее эффективному использованию его на собеседованиях с работодателями;
2) всестороннее содействие в формиро -вании новой карьеры, в т.ч. услуги консуль -танта по профессиональному развитию, который знакомит с соответствующими навыками интервьюирования, способами построить ответы, с типичными поведен ческими и ситуативными вопросами.
3) поиск вакансий, наиболее подходящих военнослужащему по его уровню образования и квалификации;
4) поддержка и содействие при перего ворах с работодателем о зарплате, об усло -виях трудоустройства, при выборе вари -антов занятости, предоставление сопро -водительных писем и рекомендаций, консультационная и экспертная помощь в оценках предлагаемой работы4.
Таким образом, проводимая в различных зарубежных государствах работа по соци альной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при звана обеспечить устойчивый канал тран зита между вооруженными силами и эко номикой, в рамках которого профессиона лизм и уровень подготовки по специаль ности увольняющегося военнослужащего будут адекватно оценены обществом, что создаст комфортные условия для адаптации военнослужащих в гражданской сфере.
3 См.: ADF Transition Handbook. Australian Government. Department of Defense. 2010.
4 См.: http://www.transciv.com.au/?content=templ ate&sid=52&id=81