Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романовская Елена Вадимовна, Угарова Анна Владимировна, Халистова Алена Олеговна, Скороходов Иван Сергеевич

Актуальность темы данной статьи закулючается в том, что процесс воспитания является неотемлемым элементов в жизни каждого человека. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Социальное воспитание - это творческий целенаправленный процесс, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности. Социально-воспитательная деятельность в образовательной организации является неотъемлемой составляющей в процессе становления личности молодого человека: посредством ее формируется высоконравственная, духовно развитая, физически здоровая личность, способная к развитию личностных и профессионально-значимых качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романовская Елена Вадимовна, Угарова Анна Владимировна, Халистова Алена Олеговна, Скороходов Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN VOCATIONAL EDUCATION

The relevance of the topic of this article lies in the fact that the process of education is an integral element in the life of every person. Education is a process of purposeful formation of personality. Social education is a creative purposeful process based on the interaction of teachers and pupils to create optimal conditions, organize the development of the socio-cultural values of society and, as a result, the development of their individuality, self-actualization of the individual. Social and educational activities in an educational organization are an integral part in the process of becoming a young person’s personality: through it, a highly moral, spiritually developed, physically healthy personality is formed, capable of developing personal and professionally significant personality traits.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Научная статья Original article УДК 337

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_606

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ORGANIZATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN VOCATIONAL

EDUCATION

Ь & МОСКОВСКИЙ

ЩРШНОНШШ

^jlmyPHWl

Романовская Елена Вадимовна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: alenarom@list.ru

Угарова Анна Владимировна, студент, кафедры Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: annaugarova1@gmail.com Халистова Алена Олеговна, студент, кафедры Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: alena2003kh@gmail.com Скороходов Иван Сергеевич, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: skorohodovis@st.mininuniver.ru Romanovskaya Elena Vadimovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: alenarom@list.ru

Ugarova Anna Vladimirovna, student of the Department of Professional Education and Management of Educational Systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Email: annaugarova1@gmail.com

Khalistova Alena Olegovna, student of the Department of Professional Education and Management of Educational Systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Email: alena2003kh@gmail.com

Skorokhodov Ivan Sergeevich, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: skorohodovis@st.mininuniver.ru

Аннотация. Актуальность темы данной статьи закулючается в том, что процесс воспитания является неотемлемым элементов в жизни каждого человека. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Социальное воспитание - это творческий целенаправленный процесс, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности. Социально-воспитательная деятельность в образовательной организации является неотъемлемой составляющей в процессе становления личности молодого человека: посредством ее формируется высоконравственная, духовно развитая, физически здоровая личность, способная к развитию личностных и профессионально-значимых качеств личности.

Abstract. The relevance of the topic of this article lies in the fact that the process of education is an integral element in the life of every person. Education is a process of purposeful formation of personality. Social education is a creative purposeful process based on the interaction of teachers and pupils to create optimal conditions, organize the development of the socio-cultural values of society and, as a result, the development of their individuality, self-actualization of the individual. Social and educational activities in an educational organization are an integral part in the process of becoming a young person's personality: through it, a highly moral, spiritually developed, physically healthy personality is formed, capable of developing personal and professionally significant personality traits.

Ключевые слова: воспитание, социально-воспитательная деятельность, обучающийся, способы обучения, формы обучения, педагогическая деятельность

Keywords: education, social and educational activities, student, methods of education, forms of education, pedagogical activity

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Социальное воспитание - это творческий целенаправленный процесс, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие -развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Социально-воспитательная деятельность в образовательной организации является неотъемлемой составляющей в процессе становления личности молодого человека: посредством ее формируется высоконравственная, духовно развитая, физически здоровая личность, способная к развитию личностных и профессионально-значимых качеств личности.

В образовательной организации профессионального образования социально-воспитательная деятельность осуществляется директором и заместителем директора по воспитательной работе, а также педагогическим персоналом в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации». Данная деятельность подразумевает под собой развитие культурных, общечеловеческих, социально-этических ценностей, формирование ответственности перед собой и обществом, развитие творческих способностей, возрастных и личностных особенностей каждого обучающегося образовательной организации профессионального образования[4].

Важным условием эффективности воспитательного процесса является единство педагогического коллектива, что означает:

— наличие воспитательных целей и задач, над которыми совместно работает педколлектив,

— единое мнение в понимании концепции, методов и организации воспитательной системы, подкрепленное решениями педагогического совета;

— единство педагогических требований к учащимся;

— согласованность действий.

Социально-воспитательная деятельность имеет следующие цели:

1. Создание социально-культурной среды образовательной организации, которая позволяет самореализоваться обучающимся, работникам, а также осуществление социальных гарантий.

2. Формирование у обучающихся гражданской позиции, уважительного отношения к законодательству.

3. Удовлетворение культурных, интеллектуальных, нравственных потребностей.

4. Формирование профессиональной позиции и этики, понимание значимости своей профессии.

5. Повышение качества жизни, решение каких-либо социальных проблем, помощь в жизненно-трудных ситуациях.

Главная цель данной деятельности состоит в том, чтобы создать условия культурной и социальной компетентности личности, а также помочь подростку справиться с проблемами, связанными с влиянием общества, взаимоотношениями в окружающей среде и тд.

Обучающиеся профессионального обучения достаточно отстранены от участия в мероприятиях социально-воспитательной деятельности. Чтобы привлечь к участию в данных мероприятиях, следует замотивировать обучающихся, для этого необходимо установить награды в виде сувениров, хороших оценок, стипендии студентам профессионального обучения.

Социально-воспитательная деятельность в профессиональном образовании состоит из комплекса мероприятий, к ним относятся различные культурно-массовые мероприятия, включая концерты, посещения музеев; олимпиады и конкурсы по развитию здорового образа жизни, патриотичности, гражданственности и тд.

При воспитании студентов следует обращать внимание на принципы социально-воспитательной деятельности:

— системный принцип (процесс состоящий из нескольких этапов деятельности)[6];

—личностный принцип (уважение индивидуальности каждого обучающегося с учетом естественного процесса саморазвития формирующейся личности);

— принцип преемственности;

— принцип целенаправленности;

— принцип приоритетности;

— деятельностный принцип (связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка);

— аксиологический принцип (приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.);

— гуманистический принцип.

Рассмотрим модель социально-воспитательной деятельности в образовательной организации профессионального образования — рисунок 1.

Московский экономический журнал №10 2022

Принципы воспитания (системный, л ея тельное I ный.

личностный, аксиологический, антропологический)

Цели воептгганпя

I

Приоритетные стратегии и содержание воспитательной деятетьносш (нравственное, интеллектуальное, эстетическое, экологическое, ватеологнческое. правовое, физическое. 1фофесснональное и г л. воспитание)

т

Формы и методы воспитания

(восинт. деятельности педагога и др. субьектов воепш. ' деятельности

Процесс самовоспитания н саморазвнпи студентов

езудьтаты воспитания, развития интеллектуальны!, творческой, тлрентоспо'собной. профессионатьно подготовленной личности студента как человека культуры

щи качества воепшання

Создание благоприятной образовательной среды в вузе

Рисунок 1. Модель социально-воспитательной деятельности в образовательной организации профессионального образования

Цель социально-воспитательной деятельности - ожидаемые результаты деятельности. Согласно данной модели для того, чтобы добиться необходимого результата в социально-воспитательной деятельности, необходимо создать благоприятную среду для каждого обучающегося, развить необходимые принципы воспитания, учитывать приоритетные стратегии и содержание социально- воспитательной деятельности. Постоянно проводить мониторинг качества социально- воспитательной деятельности[4].

Содержание социально-воспитательной деятельности включает в себя комплексное изучение индивидуальных особенностей обучающегося; формирование личностной и деловой коммуникации с обучающимся; создание различных мероприятий, исходя из изучения обучающихся, и их реализация; социально-воспитательное регулирование способами и методами активизации самостоятельности обучающегося в процессе его самореализации; социально-воспитательная поддержка обучающегося в различных проблемных ситуациях[3].

Уровень необходимого социально значимого опыта для профессионально-личностного становления во многом зависит от методики воспитательной деятельности.

Организация социально-воспитательной деятельности рассчитывает на сотрудничество воспитанника и воспитателя, которые заинтересованы в том, чтоб добиться успеха в развитии нравственных, культурных ценностей.

Социально-воспитательная деятельность является одной из главных деятельностей образовательного учреждения, без нее никак нельзя обойтись. Данная деятельность позволяет обучающимся не только реализовать себя в разных видах деятельности, но и помоет развитию профессиональной педагогической культуры будущих специалистов.

Результатом социально-воспитательной деятельности является непосредственное развитие обучающегося: его личностное и индивидуальное развитие, становление его как личности.

Таким образом организация социально-воспитательной деятельности очень важная часть в образовательной организации профессионального образования. Следует уделять как можно больше внимания развитию данных качеств у обучающихся.

Список источников

1. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 78-80.

2. ГилязоваО.С. Модель развития современного российского университета: ретроспектива и перспектива. В сборнике: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2018. С. 39-43

3. Маркова С.М. Факторы интенсификации процесса профессионального обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. 2020. С. 40-42.

4. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

5. Пахневская О.Г., Романченко А.М., Романченко М.К. Системы профессионального образования России и зарубежных стран // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №1 (25). — с.34-42.

6. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 193-199.

7. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2 (35).

References

1. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsyplakova S.A. Theoretical foundations of the use of pedagogical technologies in teaching students in the system of secondary vocational education // Problems of modern pedagogical education. — 2019. — No. 63-2. — S. 78-80.

2. Gilyazova O.S. Development model of a modern Russian university: retrospective and perspective. In the collection: University of the XXI century: old paradigms and modern challenges Proceedings of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference. Editorial Board: L.A. Zaks, L.A. Myasnikova, S.D. Balmaeva, G.A. Brandt, A.V. Drozdova, S.A. Mitsek, N.V. Khmelkov. 2018. S. 39-43

3. Markova S.M. Factors of intensification of the process of vocational training // Innovative approaches to solving professional and pedagogical problems. 2020. S. 40-42.

4. Markova S.M. Retrospective analysis of the development of vocational education in Russia // Bulletin of the Minin University. 2019. Vol. 7, No. 3. From 3.

5. Pakhnevskaya O.G., Romanchenko A.M., Romanchenko M.K. Systems of vocational education in Russia and foreign countries // Vocational education in Russia and abroad. 2017. No. 1 (25). — p.34-42.

6. Prokhorova M.P., Bushueva V.V., Vaganova O.I. Practice-oriented technologies for the formation of professional competencies of university students//Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 56-8. pp. 193-199.

7. Frolova S.V. Professional education of the future teacher: a discussion about the conceptual provisions // Bulletin of the Minin University. — 2021. — T. 9. — No. 2 (35).

Для цитирования: Романовская Е.В., Угарова А.В., Халистова А.О., Скороходов И.С. Организация социально-воспитательной деятельности в профессиональном образовании // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-42/

© Романовская Е.В., Угарова А.В., Халистова А.О., Скороходов И.С., 2022. Московский

экономический журнал, 2022, № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.