Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАННИК ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА / УРБАНИЗИРОВАННАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИМПРИНТИНГ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ НАЖИМ / ПОДРАЖАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гонохова Т.А., Благовская Е.В.

В статье подчеркнута роль специально организованной работы по социализации воспитанников школ-интернатов и формированию уровня социальной готовности выпускников к урбанизированной среде. Представлены направления, психологические и социально-педагогические механизмы, а также условия социализации старшеклассников интернатных учреждений в урбанизированной среде, описана функционирующая учебная социальная квартира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS RESIDENTIAL INSTITUTIONS IN AN URBANIZED ENVIRONMENT

The article emphasizes the role of specially organized work on socialization of pupils of boarding schools and formation of the level of social readiness of graduates for urbanized environment. There are presented directions, psychological and socio-pedagogical mechanisms, as well as conditions of socialization of high school students of residential institutions in an urbanized environment, a functioning educational social apartment is described.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ»

программ демонстрируют детоцентрированный подход, не охватывая психолого-педагогической помощью семьи детей с аутизмом [1]. Тогда как, по нашему мнению, в качестве адресата психолого-педагогической помощи следует рассматривать всю семью, в которой воспитываются дети с РАС.

Семья является важнейшим ресурсом развития любого ребенка, но особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Она не только обеспечивает удовлетворение большинства возникающих потребностей, но и способствует формированию духовно-нравственных основ личности, самореализации, предоставляет первый опыт социального взаимодействия и влияет на дальнейшую социализацию и социальную адаптацию [2].

Семья ребенка с РАС существенным образом влияет на динамику его развития, эффективность проводимых реабилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий [2]. Родители ребенка с РАС выполняют не только все функции, которые возлагаются на семьи нейротипичных детей, но и ряд специфических, обусловленных заболеванием ребенка. Они ответственны за выбор эффективных стратегий помощи, поиск специалистов и координацию их усилий, становятся сами участниками психолого-педагогической коррекции, обеспечивая необходимый интенсивный режим занятий, осуществляют генерализацию навыков ребенка и множество других.

Потенциально семья ребенка с РАС обладает широкими возможностями для создания благоприятных условий для его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество, однако на практике сталкивается с большим количеством трудностей и из положительного может стать деструктивным фактором развития ребенка [1].

Проблемы семьи ребенка с РАС многообразны и затрагивают все сферы жизни: это финансовые трудности, связанные с возрастанием экономических потребностей и сокращением доходов; целый спектр медицинских проблем, связанных с постановкой диагноза, отсутствием стандартизированного маршрута помощи, коммерциализацией медицинских услуг; проблемы воспитания, обучения и ухода, включающие отсутствие соответствующих знаний и навыков у родителей, зачастую формальный характер услуг, оказываемых в государственных центрах; психологические проблемы: пролонгированный стресс, отсутствие моральной поддержки, конфликты с членами семьи и окружающими, «аутизация» семьи в целом, и соматические, включая, повышенный риск смерти.

Названные проблемы, накладываясь на личностные особенности родителей, создают неблагоприятный психологический климат в семье, порождают неправильные модели воспитания, тем самым, усиливая выраженность нарушений развития у ребенка с РАС.

Все это обусловливает необходимость оказания психолого-педагогической помощи семье ребенка с РАС. Такая помощь должна быть направлена на повышение родительской компетентности, нейтрализацию психологических проблем, гармонизацию отношений в семье, активацию ресурсов семьи, обеспечение максимально возможной самостоятельности и независимости детей с РАС и их семей, носить комплексный, адресный и систематический характер и включать в себя консультационные услуги, психокоррекционные мероприятия и коррекционно-развивающую работу, как с ребенком, так и с членами его семьи.

Библиографический список:

1. Захарова, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с аутизмом / Е. В. Захарова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. -№ 45. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-semey-vospityvayuschih-detey-s-autizmom (дата обращения: 07.05.2020) - Текст: электронный.

2. Аптикиева, Л. Р. Семья как фактор личностного развития ребенка / Л. Р. Аптикиева, А. Х. Аптикиев, М. С. Бурсакова // Вестник ОГУ. - 2014. - № 7 (168). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 25.04.2020). - Текст: электронный.

УДК 37.063

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ ORGANIZATION OF SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS RESIDENTIAL INSTITUTIONS IN AN URBANIZED ENVIRONMENT

Гонохова Т. А., канд. психол. наук, доцент Благовская Е. В., канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск tgonohova@yandex.ru, e9236646707@yandex.ru

Аннотация. В статье подчеркнута роль специально организованной работы по социализации воспитанников школ-интернатов и формированию уровня социальной готовности выпускников к урбанизированной среде. Представлены направления, психологические и социально-педагогические ме-

ханизмы, а также условия социализации старшеклассников интернатных учреждений в урбанизированной среде, описана функционирующая учебная социальная квартира.

Ключевые слова: социализация, личность, воспитанник школы-интерната, урбанизированная среда, социальная готовность, десоциализация и ресоциализация, импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия.

Abstract. The article emphasizes the role of specially organized work on socialization of pupils of boarding schools and formation of the level of social readiness of graduates for urbanized environment. There are presented directions, psychological and socio-pedagogical mechanisms, as well as conditions of socialization of high school students of residential institutions in an urbanized environment, a functioning educational social apartment is described.

Key words: socialization, personality, boarding school pupil, urbanized environment, social readiness, desocialization and resocialization, imprinting, existential pressure, imitation, identification, reflexion.

В настоящее время одним из главных аспектов деятельности государства становится политика в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство стремится создать все необходимые условия для интеграции и социального функционирования выпускников в обществе, разрабатывает и применяет на практике новые пути и способы работы с данной категорией детей. На уровне Российской Федерации, принятая законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно важных сферах. В соответствии с условиями норм международного права, ребенок, который постоянно или временно лишен семьи или не может больше оставаться в данной среде, имеет право на защиту и помощь, со стороны государства на основании статьи 20 Конвенции ООН о правах ребенка. Такой ребенок имеет право на проживание в учреждении интернатного типа.

Главный институт социализации личности - семья, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует, в полной мере, либо косвенно; состав агентов социализации ограничен числом воспитанников интерната; у них наблюдается дисбаланс социально-психологических, познавательных, психологических, и функциональных процессов, задержка или отсутствие решения многих социально-психологических задач в определенные возрастные этапы.

Вопросам, связанным с социализацией личности учащихся, посвятили свои исследования Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. Г. Асмоловым, В. А. Караковский, Н. А. Каргапольцева, А. В. Мудрик и др.

Для полной социализации человек должен иметь адекватный уровень физического и психического развития, достаточный уровень образования и социальный статус и др. В случае, если в какой-либо области человек не отвечает принятой норме, следует говорить о неполной социализации. Наряду с полной социализацией, неполная социализация означает, что часть объема информации, необходимой человеку для функционирования в группе, не усвоена.

К числу особых видов социализации можно отнести десоциализацию и ресоциализацию: 1) десоциализация - это выход или отстранение человека от социальной группы в результате потери усвоенных ранее ценностей и социальных норм; 2) ресоциализация - это формирование системы новых ценностей, нового социального мира взамен ранее утраченных [2].

Социализация молодого поколения в урбанизированной среде имеет свои особенности. М. И. Рожков утверждает, что социализация подростков в условиях городской среды в настоящее время осуществляется в сложных условиях: единая система семейной социализации, характерная для нашего общества, разрушена институциональными заменителями семейного воспитания, которые часто действуют неэффективно. В сложившейся ситуации успех социализации зависит от консенсуса различных общественных институтов, главной из задач которых является препятствие раз-нонаправленности воздействия на личность [1].

Мы изучали эту проблему на базе КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им Г. К. Жукова», в которой уже проводится определенная работа по социализации воспитанников в урбанизированной среде.

Роль школы-интерната в социализации личности сводится не только к обеспечению её различными знаниями и умениями (это достигается с помощью такого процесса как обучение), но и к усвоению различных ценностей, правил и норм поведения. Последнее достигается с помощью целенаправленного процесса воспитания.

К концу 9 или 11 классов ученик довольно чётко должен осознавать, чему он хочет посвятить свою жизнь. Поэтому в школе-интернате очень часто организуют уроки и мероприятия профессиональной ориентации. Ученики могут самостоятельно выбрать для изучения какой-либо предмет из вариативной части содержания образования. Воспитательная деятельность она носит «добровольно принудительный» характер, то есть когда в различных мероприятиях участвуют школьники не зависимо от их воли или желаний, или участвуют так называемые «активы» классов [2].

Как показывают многочисленные исследования, процесс социализации старшеклассников интернатных учреждений в урбанизированной среде, будет эффективным, если соблюдать следующие психолого-педагогические условия:

- разработать и реализовать программу социализации старшеклассников интернатных учреждений в урбанизированной среде;

- создать на базе интернатного учреждения Центр, обеспечивающий социализацию выпускников интернатных учреждений в урбанизированной среде;

- разработать и реализовать технологию педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений;

- осуществлять совместное с выпускниками проектирование их индивидуальной программы социализации в урбанизированной среде [1].

Для решения поставленных задач с февраля 2016 г. в школе-интернате имени Г. К. Жукова г.Горно-Алтайска функционирует учебная социальная квартира. Цель создания квартиры: проживание в учебной социальной квартире, подготовка воспитанников к дальнейшей жизни вне школы-интерната, исходя из их индивидуальных возможностей и реальных условий, удовлетворяющих личные интересы и потребности воспитанников.

Задачи:

- создание условий, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанников;

- получение воспитанниками опыта самостоятельного проживания по средствам постепенного увеличения их самостоятельности;

- обеспечение развития навыков самообслуживания.

Существует и социально-правовая страничка на сайте Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени Г. К. Жукова, содержащие следующие разделы: образование; работа; жилье; здоровье, медицинское обслуживание, где представлена вся необходимая правовая информация по указанным выше вопросам. Представлены перечни необходимых документов, для получения тех или иных льгот, пособий и пр. Рассматриваются такие важные вопросы, как устройство на работу, оплата услуг ЖКХ, составление трудового договора и многое другое. Указаны адрес, номера телефонов, электронная почта прокурора и курирующего школу-интернат помощника прокурора.

Можно сделать вывод, что для успешной социализации старшеклассников интернатных учреждений в урбанизированной среде необходимы следующие условия: наличие интересных социальных программ, особенностей процесса воспитания и обучения; социально-правовые знания; профессиональная и трудовая ориентация; понимание своей роли и роли своей семьи в жизни и обществе; социально-бытовые навыки; экономическая ориентация.

Библиографический список:

1. Гонохова, Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов из сельской местности в урбанизированной среде : монография / Т. А. Гонохова [и др.]. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2009. -290 с.

2. Социализация и ресоциализация детей в школе-интернате / Л. Ю. Боликова, И. Ф. Белякова. - Москва : Академия, 2016. - 128 с.

3. Сайт КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Г. К. Жукова». - URL: https://internat04.obr04.ru/ (дата обращения 30.01.2020). - Текст: электронный.

УДК 37.012; 37.013;37.031.1

ЛИЧНОСТЬ РЕАЛЬНОГО И ВИРТУАЛЬНОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ REAL AND VIRTUAL STUDENT'S PERSONALITY IN DISTANCE LEARNING

Корчажкина О. М, канд. техн. наук Институт кибернетики и образовательной информатики ФИЦ «Информатика и управление» РАН,

Россия, г. Москва olgakomax@gmail.com

Аннотация. В статье обсуждаетсявозможное негативное влияниедлительного дистанционного обучения на формирование личности подростка. Рассматривается трансформацияряда когнитивныхи социально-психологических характеристик личности учащихся под воздействием вынужденных мер самоизоляции весной 2020 года.

Ключевые слова: дистанционное обучение, виртуальный ученик, личность учащегося, когнитивные характеристики личности, социально-психологические характеристики личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.