Научная статья на тему 'Организация сопровождения студентов на начальном этапе обучения в вузе'

Организация сопровождения студентов на начальном этапе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICALLY-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудкова Светлана Геннадьевна

Представлены оптимальные условия психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов младших курсов в вузе. Обоснованы сложности адаптации студентов на начальном этапе обучения, определён механизм адаптации, обеспечивающий субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF ACCOMPANIMENT OF STUDENTS AT THE TRAINING INITIAL STAGE IN HIGH SCHOOL

Optimum conditions of psychologically-pedagogical accompaniment of adaptation of students of the first years in high school are presented. Complexities of adaptation of students at the training initial stage are allocated, the adaptation mechanism, the providing subject-subject character of pedagogical interaction is defined

Текст научной работы на тему «Организация сопровождения студентов на начальном этапе обучения в вузе»

Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8) 2011. Тематический выпуск

«Распространение инновационного опыта создания условий психолого-педагогического

СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»

УДК 378 С. Г. Рудкова

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Представлены оптимальные условия психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов младших курсов в вузе. Обоснованы сложности адаптации студентов на начальном этапе обучения, определён механизм адаптации, обеспечивающий субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация.

Rudkova Svetlana G. THE ORGANIZATION OF ACCOMPANIMENT OF STUDENTS AT THE TRAINING INITIAL STAGE IN HIGH SCHOOL (Far Eastern State Academy for Social and Humanity Studies).

Optimum conditions of psychologically-pedagogical accompaniment of adaptation of students of the first years in high school are presented. Complexities of adaptation of students at the training initial stage are allocated, the adaptation mechanism, the providing subject-subject character of pedagogical interaction is defined.

Keywords: psychologically-pedagogical accompaniment, adaptation.

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления [1; 2].

Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, которое порождает своеобразный отрицательный эффект, называемый в педагогике дидактическим барьером между преподавателем и студентом. Кроме этого, слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие ме-

тодики и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. Поскольку все эти трудности вызываются «дидактическим барьером», можно заключить, что одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации — это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента за счет организации способов учения [2].

Взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения долгое время рассматривалось как система, в которой управляющие функции принадлежат преподавателю, что задерживало формирование активной позиции студента в учебном процессе [3].

Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной (способный к приспособлению внешним требованиям) и адаптирующей деятельности (состояние активности; характеристика тенденции соответствия между целями и достигаемыми результатами активности человека), варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций. Основа этого — высоко осознанная творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой с обществом в целом, способствующие качественному обновлению среды, личности или группы, переходу их на новый, более высокий уровень.

Основным механизмом адаптации студентов является система сопровождения, а также сама среда в этом процессе рассматривается как пусковой механизм, благодаря которому студент ориентируется на воспитательную среду, принимает среду в виде комплекса условий и потенциалов для собственного саморазвития.

Сопровождение — это процесс деятельности, который направлен на создание специальных психолого-педагогических условий для успешного развития, саморазвития студентов на начальном этапе обучения. Оно связано с индивидуальным сопровождением адаптации студентов младших курсов, осуществляемого тьютором, психологом, деканатом, преподавателями, студентами старших курсов в совокупности представляющих — службу сопровождения. В основе, которой лежит единство четырёх функций: диагностик существа возникающей проблемы; информация о существе проблемы и путях её решения; консультации на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы; оказание первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Процесс сопровождения адаптации личности и состоит в развитии способности человека преодолеть отчуждённость, принимать и понимать

свои социальные роли и роли окружающих. Данная способность возможна во взаимодействии с другими людьми посредством различных социальных, социально-психологических и социально-педагогических механизмов.

Организация сопровождения становится возможной, если последовательно реализуется задача — помочь в процессе адаптации студенту сделать осмысленный выбор тех или иных средовых форм жизни, оказать сопровождение в его взаимодействии со средой, чтобы противостоять трудностям роста, найти свою социальную, нравственную нишу в окружающем его микросоциуме.

Следовательно, необходимо оптимизировать педагогический процесс на основе личностно-ориентированной, субъект-субъектной модели взаимодействия. В ней преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры общения. Задачами становятся создание условий психологопедагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения; в образовании единого психологического пространства для успешного достижения конечного результата обучения. При личностно-ориентированном обучении происходит совместная с преподавателем выработка и постановка целей и задач, определяющая стратегию и тактику как совместной с преподавателем работы, так и самообучения студента. Такой подход к организации педагогической деятельности может быть осуществлен только при условии использования инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля.

В организации сопровождения студентов принципиальное значение придаётся развитию изначально присущей человеку сопричастности к общему делу. В основе данного критерия лежат освобождение от страданий и мучительных мыслей, компенсация ударов судьбы, стремление к независимости и др.

Для выявления сопричастности первокурсников к общему делу использовалась методика по определению заинтересованности в творческой деятельности, которая была представлена одним вопросом: «Если на факультете будет проводиться интересное коллективно-творческое дело, какую роль вы бы предпочли?». Сравнительный анализ ответов студентов, находящихся на высоком уровне адаптации (20 чел.) и низком (60 чел) (всего было задействовано 80 студентов), говорит о низком уровне сопричастности (таблица 1).

Мотивационно-потребностный компонент сопричастности к общему делу, как показывает анализ ответов, сформирован у 40 % студентов, готовых проявить инициативу в любом мероприятии.

Таблица 1

Методика определения сопричастности студентов в творческой деятельности

№ Варианты ответов Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во чел. % Кол-во чел. %

1. Мне безразлично любое дело. 3 7,5 2 5

2. Предпочитаю заниматься своими делами. 8 20 9 22,5

3. Предложу свою помощь. 6 15 9 22,5

4. Буду участвовать, но особой инициативы проявлять не буду. 10 25 6 15

5. Могу организовать мероприятие сам (а). 5 12,5 4 10

6. С большим интересом буду участвовать в составлении сценария и его реализации. 9 22,5 7 17,5

7. Приму участие, если сильно попросят. 15 37,5 12 30

8. Буду зрителем. 6 15 5 12,5

9. Предпочитаю свободное время проводить в своей компании. 12 30 9 22,5

Низкий уровень сопричастности объективен. Большинство студентов не хотят выделяться и усложнять себе жизнь. Пассивность данных студентов в творческих начинаниях является показателем низкой адаптации.

Результаты, позволяют сделать ряд диагностических выводов:

1) пассивность студентов не способствует успешной адаптации,

2) низкий уровень заинтересованности в творческой деятельности указывает на слабую мотивированность такой деятельности и поведения.

Приведённые в таблице результаты говорят о том, что стремление к развитию, самосовершенствованию есть в каждом студенте, но оно может быть глубоко «скрыто под несколькими слоями ржавых психологических защит; оно может быть спрятано за искусным фасадом» (К. Роджерс).

Каждый преподаватель должен быть убеждён в том, что это стремление есть в каждом студенте, и ожидает только подходящих условий для своего освобождения и проявления. Именно оно является главной мотивацией творчества, когда студент вступает в принципиально иные взаимоотношения с преподавателем, студенческой группой, окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой [3].

Решая задачи сопровождения необходимо создать атмосферу сотворчества, профессионального диалога педагогов и студентов, взаимной ответственности и заботы обо всём происходящем в его стенах, о своём профессиональном и личностном росте.

Положительное влияние на успешность адаптации студентов младших курсов в образовательном пространстве вуза могут оказывать следующие факторы:

- изучение личностных и профессионально-значимых качеств студентов;

- гуманизация отношений «педагог — студент»;

- создание положительного социально-психологического климата в студенческой группе;

- формирование студенческого коллектива, выявление статусного положения каждого студента в этом коллективе;

- создание условий для реализации творческого потенциала каждого студента через его вовлечение в различные виды социально-организованной деятельности (учебная, научно-исследовательская, художественная, техническая, спортивная, творческая, организационно-коммуникативная и другие).

Основные причины низкой адаптации студентов младших курсов связаны взаимоотношениями с преподавателями:

- эмоциональные и смысловые барьеры между преподавателем и студентом;

- субъективный подход преподавателей к разрешению противоречий, возникающих в процессе взаимодействия;

- доминирование в педагогическом общении в системе «преподаватель-студент» общения-дистанции.

Для подтверждения данных выводов мы провели анкетирование студентов первых курсов (50 человек) с целью выявления форм общения в системе «преподаватель — студент». Проведённое ранжирование различных форм общения указывает на далеко не гуманистическую позицию преподавателей, которая не создаёт условий для успешной адаптации студентов младших курсов (таблица 2).

Таблица 2

Формы общения в системе «преподаватель-студент»

Формы общения Количество ответов Ранжирование

чел. %

Общение-устрашение 20 50 1

Общение авторитарное 4 10 5

Общение-доверие 8 20 3

Общение-дистанция 9 22,6 2

Общение-сотрудничество 4 10 5

Общение панибратское 5 12,5 4

С целью получения представления о реализации педагогами вуза сопровождения адаптации студентов младших курсов проведён их опрос.

В опросе приняли участие 48 преподавателей разного возраста. Предлагалось ответить на ряд вопросов. Первый вопрос позволил выяснить, как оценивают преподаватели свои знания психологических, личностных и индивидуальных особенностей студентов младших курсов.

Выяснилось, что большинство преподавателей (56 %) считают свои знания особенностей юношеского возраста достаточными, часть преподава-

телей считает свои знания высокими (12,5 %), и очень высокими (8 %). Недостаточными считают свои знания особенностей возраста студентов младших курсов 14,5 % педагогов.

Целью следующего вопроса было выяснить, могут ли преподаватели свои знания применить на практике. Были получены следующие результаты: небольшая группа преподавателей (20 %) оценила свои знания и умения достаточными для оказания помощи в трудные периоды жизни студентов; большинство преподавателей считают свои знания не всегда достаточными (52 %); совсем недостаточными (16,6 %).

Здесь мы наблюдаем адекватную оценку уровня своих теоретических знаний психологических и личностных особенностей возраста и применение этих знаний на практике.

Ответы на следующие вопросы помогли выявить степень готовности преподавателей оказать помощь студентам в трудные периоды жизни. Выяснилось, что большинство преподавателей готовы оказать содействие студентам в период адаптации (66,6 %). Не всегда готовы оказать такую помощь 29 %, вовсе не готовы оказывать содействие 4 %.

Цель следующего вопроса — выяснить причины нежелания сопровождать студента младших курсов. Анализ ответов на данный вопрос позволяет сделать выводы, что основными причинами нежелания оказать сопровождение студентам в адаптационный период обучения в вузе являются: отсутствие времени (39 %), недостаток опыта (20 %), отсутствие личной заинтересованности (25 %).

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

- в практике вуза наблюдается неуверенность, тревожность студентов младших курсов;

- основные волнения и страхи студентов младших курсов связаны с установлением позитивных отношений с преподавателями, с однокурсниками;

- для успешной адаптации студентов младших курсов необходимо сопровождение со стороны преподавателей, которые этот процесс не считают достаточно актуальным;

- существуют противоречия между знанием преподавателями особенностей возраста первокурсников и реализацией их на практике;

- пассивность преподавателей в оказании поддержки студентам младших курсов в успешной адаптации в стенах вуза;

- необходимо оптимизировать степень востребованности студентами младших курсов психологического консультирования [3].

Таким образом, трудности адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе во многом объясняются не только сложившимися в общест-

ве социально-экономическими проблемами, но и теми противоречиями, которые накопились сегодня в системе высшей школы.

Литература

1. Бодалев А.А. Акмеология как научная дисциплина. М.: Российская Академия Управления, 1993. 47 с.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990, 117 С.

3. Рудкова С.Г Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе. Дис. ... к.п.н. (13.00.01). Комсомольск-на-Амуре, 2005. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.