Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центр помощи детям / принимающая семья / клуб / среда клубной деятельности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буршит Е.Л.

В статье рассматривается одна из форм работы центра помощи детям по направлению сопровождения принимающих семей через организацию деятельности родительского клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА»



ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «ГГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог

E-mail: burshit_elena65@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается одна из форм работы центра помощи детям по направлению сопровождения принимающих семей через организацию деятельности родительского клуба.

Ключевые слова: центр помощи детям, принимающая семья, клуб, среда клубной деятельности.

Сопровождение принимающих семей является особым видом деятельности специалистов центра помощи детям, направленность которой заключается в создании социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и функционированию семей данной категории.

В качестве одного из вариантов работы с принимающими семьями, мы применяем форму деятельности родительского клуба.

Клуб - это добровольное объединение группы людей в целях общения, связанного с общими интересами в какой-либо области, совместного отдыха, развлечений и пр.

Клубы, в том числе и родительские, в своей деятельности направлены с одной стороны, на то, чтобы предоставить возможность клиентам интересное общение и конструктивное время препровождение, а с другой стороны, как правило, создаются с целью социализации, адаптации, коррекции поведения, повышения активности и ответственности, оказания разнообразной помощи клиентам, ресоциализации [1,2,4].

Выбранная нами форма сопровождения принимающих родителей направлена на организацию их взаимодействия между собой, предполагающую взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

способствующую углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

Целью деятельности родительского клуба принимающих семей является повышение психолого - педагогической компетенции приемных родителей, опекунов, усыновителей.

К задачам клубной работы с приемными родителями и детьми можно отнести:

- укрепление детско-родительских отношений;

- профилактику эмоционального выгорания принимающих родителей;

- развитие личностного и творческого потенциала детей и взрослых;

- повышение педагогической компетентности принимающих родителей;

- обмен родительским опытом;

- формирование стремления к сотрудничеству и взаимопомощи;

- содействие повышению общей культуры семьи, воспитанию и социализации детей;

- профилактику конфликтов, повторного сиротства.

Приоритетные направления деятельности:

1. Психолого - педагогическое консультирование, направленное на оказание помощи опекунским семьям и приемным родителям в воспитании и развитии и детей.

2. Психологическое просвещение семей данных категорий, ориентированное на создание условий для активного присвоения и использования родителями социально-психологических знаний в процессе воспитания, общения и личностного развития.

3. Культурная организация досуга.

Клуб предполагает групповую форму работы. Форма занятий носит комплексный характер, интегрирует упражнения с элементами тренинга, беседы, диспуты, решения практических заданий «кейс-стади», элементы арт-терапии и

др.

В процессе работы организатору занятия важно создать атмосферу доброжелательности между участниками общения и стимулировать их открытость, уважительное отношение друг к другу, принятие любых высказываемых мнений и утверждении, тактично аргументируя свою точку зрения и позицию.

Принципы деятельности родительского клуба мы частично заимствовали из опыта работы специалистов центра социального обслуживания семей и детей г. Санкт-Петербурга, представленного в научно-методическом сборнике «Социальное обслуживание семей и детей» под редакцией В.А. Барабохиной

[3]:

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

1. Периодичность.

Определение периодичности и времени работы Клуба.

2. Прогнозируемость.

Структурирование внутреннего содержания дня в Клубе является важным для участников, так как знание о том, что их ожидает, внутренне мотивирует к активности, а также помогает спланировать занятость своего дня.

3. Совместность.

Совместность, творческость и эмоциональная привлекательность деятельности в клубе имеет важный характер. Анализ результатов совместной деятельности и поиск новых идей и перспектив развития должно быть коллективным.

4. Добровольность.

Посещение клуба форм занятий и предлагаемой тематики на добровольной основе. Также возможно присутствие члена клуба в качестве наблюдателя или пассивного участника.

5. Соблюдений правил Клуба.

Родители должны:

- приносить еду для своего малыша, если ему требуется специальное питание;

- приносить с собой сменную обувь для себя и своего ребенка;

- отвечать за безопасность своего ребенка.

Родители не должны:

- наказывать ребенка.

Следование принципам организации среды клубной деятельности является важным фактором для стимулирования развития социальной компетентности родителей и детей.

На базе центра помощи детям № 5 г. Таганрога, родительский клуб организован и начал свою работу с сентября 2015 года.

Целевой аудиторией являются 6 семей принявших на воспитание 10 детей. Из них 2 семьи, взявших на воспитание детей с особыми возможностями здоровья.

На период учебного года разработан план клубной деятельности, периодичность встреч.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Таблица 1

План занятий в клубе «Моя семья» для замещающих семей 2015-2016

№ Тематика Форма Сроки Ответственные

п/п встречи

1 Праздник, Досуговое мероприятие с при- сентябрь зам.директора по

посвящен- глашением выпускников детско- УВР,

ный 1 сен- го дома, семей, принявших на педагог

тября воспитание воспитанников детского дома доп.образования, библиотекарь

2 Осенняя спартакиада Спортивное мероприятие сентябрь воспитатель, педагог-психолог

3 «Прелести Интерактивное занятие с эле- октябрь педагог-психолог,

осени» ментами арт-терапии воспитатель

4 «Семейные Интерактивное занятие с эле- ноябрь педагог-психолог,

традиции» ментами сазко-терапии. Презентация «Как игрушки царей воспитывали» воспитатель

5 «Новый год Изготовление новогодних суве- декабрь педагог-психолог,

- семейный ниров - тарелок и подставок под инструктор

праздник» чашечку в технике декупаж по труду

6 «Счастье по Интерактивное занятие. Мастер- февраль педагог-психолог,

-мужски» класс по изготовлению «Дерева счастья» в технике топиари инструктор по труду

7 «Милой, Изготовление открыток к 8 мар- март педагог-психолог,

нежной, та инструктор

доброй...» по труду

8 «Театр - это Представление кукольного спек- апрель педагог-психолог,

маленькая такля воспитатель,

жизнь» библиотекарь

9 «Моя се- Интерактивное занятие с эле- май педагог-психолог,

мья - самая ментами тренинга библиотекарь

лучшая!»

Занятия в клубе проводятся один раз в месяц, каждое из них имеет тематическую разработку и ответственного специалиста или группу специалистов, проводящего/проводящих занятие.

Для обеспечения эффективной работы Клуба проводятся совещания специалистов по планированию текущей работы в клубе. Проведение такого совещания целесообразно осуществлять заблаговременно в целях своевременного обеспечения необходимыми материалами для предстоящей

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

работы, а также в случае болезни кого- либо из сотрудников, подготовить ему замену.

Для этого необходимо:

- определить день совещаний по планированию текущих работ в Клубе;

- назначить координатора, осуществляющего распределение работ во время работы Клуба. Он может быть постоянным или назначаться на очередной клубный день новый (из числа команды специалистов, работающих в клубе);

- назначить ответственного за организацию «зон активности» в пространстве Клуба;

- определить механизм приглашения посетителей Клуба. Для этого используются следующие формы приглашения в Клуб:

- с помощью Интернет;

- информирование по телефону;

- четко зафиксированные дни и период времени работы Клуба.

Эти дни могут быть заранее согласованы с посетителями;

- взаимное сообщение посетителей - участков Клуба.

Частота проведения встреч объясняется тем, что семья как открытая социальная ячейка может и должна иметь возможность общения и взаимодействия с разными социальными объектами, к которым относятся учреждения социальной культуры, семьи родственников и близких друзей. Предполагая средне статистически наличие одного выходного в течение недели и четырех выходных в месяц, нами было предложена именно такая периодичность проведения клубных занятий, чтобы семьи не были ограничены в возможности других, вышеперечисленных контактах.

Форма занятий видоизменяется в целях обеспечения вариативности и поддержания интереса посещения клуба в первую очередь детьми, так как для родителей клуб предоставляет возможность дополнительного контакта со специалистами, неформального обсуждения «жизненных» вопросов, являющихся общими для родителей, воспитывающих приемного ребенка. Время до очередной встречи является периодом осмысления полученной информации, применением в практике возможных воспитательных идей и моделей поведения, а также приобретения своего опыта, которым можно поделиться.

За непродолжительный период были проведены мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству на осеннюю тематику, декупажу посуды -изготовление сувениров на Новый год и Рождество, создание топиарий -«Дерево счастья», участие в Международной дистанционной интеллектуальной олимпиаде с использованием Интернет-ресурсов, проведение игровых занятий с использованием элементов арт-терапии и др.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

На занятиях в клубе используются различные формы деятельности: беседа, игра, обсуждение, анализ, мастер-класс, обмен опытом и др.

Наибольшее значение в совместной творческой деятельности взрослых и детей имеет личностно ориентированное общение, которое может принимать форму делового взаимодействия. В таком общении значимы и содержание, и форма - общий тон, подбор выражений, интонации и громкость голоса. Оптимальное общение родителя с ребенком характеризуется условиями создания наилучших условий для активного творческого участия ребенка в деятельности, способствующей его развитию.

Акцент же делался на активных формах проведения встреч, которые могли бы помочь участникам найти свои собственные решения. Это обсуждения, мини-тренинги, разнообразные творческие задания в малых группах или парах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, на встрече «Семейные традиции» родители и дети рассказали о своих любимых игрушках, прослушали сказку Астрид Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», узнали исторические факты «.как игрушки царей воспитывали». Участники занятия имели возможность создать мини спектакль в театре кукол. В конце проведен мастер-класс по изготовлению куклы-мартенички (из ниток) - связанной со встречей весной, русскими традициями.

Родители вспоминали о семейных традициях, которые они запомнили с детства, делились воспоминаниями и придумывали правила семейной жизни.

В плане перспективы деятельности клуба нами приглашены в творческие родительские группы «выпускники» школы принимающих родителей, прошедших программу подготовки на базе нашего центра. Такое предложение предполагает плавный переход к перспективе сопровождения семьи на базе установленного контакта и некоторого представления о потенциале семьи, принимающей ребенка на воспитание. В процессе такого взаимодействия со специалистами центра через работу клуба находится 4 семьи.

Результатом работы Клуба, мы предполагаем, станет:

- расширение кругозора детей;

- расширение социально-бытового опыта подростков;

- получение родителями новых знаний и приобретение нового опыта;

- предоставление дополнительных возможностей для социализации семей и укрепления детско-родительских отношений;

- повышение родительской компетентности.

- улучшение качества детско-родительской привязанности.

Проведение досуга в Клубе содействует гармонизации отношений в семье,

созданию и развитию семейных традиций.

Об эффективности клубной деятельности так же могут свидетельствовать сохранение контингента и привлечение новых участников, постоянно

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

проявляющийся интерес к встречам.

Родительский клуб помогает решить следующие задачи:

- посреднический обмен между клиентами;

- общение;

- самосознание существующих проблем;

- принятие социальных норм и ценностей, как одного из эффективных методов групповой социальной работы, способствуют расширению жизненного пространства его участников, осознанию и приобретению ими социальных и жизненных ценностей, улучшению социального функционирования, социализации, укреплению ресурсов семьи, развитию социального капитала семей и сетей поддержки.

Клуб уникален тем, что является совокупностью социально-педагогической, досуговой, оздоровительной, спортивной, информационной, просветительской, трудовой, творческой видов деятельности.

Литература:

1. Галко Е. Н. Семейный клуб как средство социализации ребенка [Текст]: авто-реф. дис. канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2003.

2. И.И. Развитие клубных любительских объединений в условияхсоциально-педагогического комплекса / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., 1999. Т. 2.

3. Семейный клуб: опыт учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга / под ред. В.А. Барабохиной, к. п. н., Ю.Ю. Ивашкиной, О.В. Костейчука, С.П. Павлова; СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья». - СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2013. - Социальное обслуживание семей и детей; научно-методический сборник; вып. № 1 (1)

4. Фирсов М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. М.: Академия, 2005. 432 с.

5. Скуратов И.В., Железняк А.В. Влияние глобализации на функции государства // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. - 2014. - № 22. - С. 25-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.