Научная статья на тему 'Организация снабжения и обеспечения армии в Самарской губернии во время первой мировой войны'

Организация снабжения и обеспечения армии в Самарской губернии во время первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
378
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / САМАРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / СНАБЖЕНИЕ АРМИИ / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМИТЕТЫ / THE FIRST WORLD WAR / SAMARA PROVINCE / SUPPLYING OF THE ARMY / MILITARY-INDUSTRIAL COMMITTEES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стёпочкина Елена Владимировна

Показаны организационная структура и направления деятельности военно-промышленных комитетов и иных организаций Самарской губернии по снабжения армии в годы Первой мировой войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisation of supply and ensure of the army in the province of Samara during the First World War

Showing the organizational structure and activities of the military-industrial committees and other organizations of the Samara province to supply the Army during World War I.

Текст научной работы на тему «Организация снабжения и обеспечения армии в Самарской губернии во время первой мировой войны»

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Сообщения и заметки

Стёпочкина Елена Владимировна

Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина

ОРГАНИЗАЦИЯ СНАБЖЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ АРМИИ В САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В современных условиях экономического кризиса в России, с учетом традиционно высокой роли государства в хозяйственной жизни страны изучение опыта Первой мировой войны представляет значительный практический интерес.

Первая мировая война оказала огромное влияние на социально-экономическое и политическое развитие России. Воюющая многомиллионная армия требовала от тыла неимоверных усилий. Фронт необходимо было обеспечить боеприпасами, снаряжением, обмундированием, продовольствием, медикаментами. В этой связи вставал вопрос о взаимодействии государства и общества, привлечения к снабжению фронта общественных организаций.

Интересные документы отложились в этом плане в фондах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. Они могут быть разделены на несколько основных групп. К первой относятся уставы организаций, занимающихся снабжением армии, где отразились их цели и задачи, источники доходов, направления деятельности. Ко второй могут быть отнесены отчеты, доклады, протоколы заседаний различных комиссий и отделов о состоянии отдельных категорий заготовок в Самарской губернии. Следующая группа содержит инструкции по изготовлению предметов и правила для продовольственных заготовок, из которых можно узнать не только о необходимых для армии товарах, но и требования к их качеству и используемым материалам. Отдельную группу составляет финансовая документация, в которой отразились цены на продукцию и сырье. Весь этот документальный комплекс дает возможность представить, как выстраивалась работа по снабжению армии в период Первой мировой войны в Самарской губернии.

- 58 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Сообщения и заметки

Вопрос снабжения армии встал с первых же дней начала военных действий. Незамедлительно были приняты законодательные акты, направленные на перестройку промышленности, транспорта, создание централизованного управления закупками и заготовками необходимых для армии и фронта предметов и материалов, топливного и продовольственного обеспечения. 29 августа 1914 г. был выпущен именной высочайший указ, в котором оговаривались условия работы на нужды армии и флота. На каждого сапожника в городах было наложено обязательство выделять по две пары сапог в неделю из собственного товара за плату из казны от 7 руб. до 8,5 руб. за пару в зависимости от качества. Всех портных и портняжные мастерские привлекали для пошива обмундирования, а шорные мастерские - для изготовления снаряжения. Для нужд армии отчуждались новые полушубки по цене 8 руб. за укороченный и 9 руб. за удлиненный. Кроме того, кожевенные заводы лишались права продавать продукцию выше цен, установленных на местах. Было прекращено производство сукна военного образца для частного рынка и отчуждались изготовленные для частной продажи подходящие для обмундирования ткани. Также предлагалось принять меры для повышения производительности фабрик по изготовлению сукна. Организация привлечения специалистов и мастерских на местах разрабатывалась губернатором или градоначальником при участии земств и городского самоуправления1.

Для более точного исполнения данного указа Главное интендантское управление рассылало инструкции по пошиву одежды и обмундирования и перечень требований к их качеству. Так, 20 октября 1914 г. было выпущено описание шитья сапог: они должны были быть спарены, с одинаковыми каблуками, задниками, длиной подошв, голенищ и т.д., не должны были иметь существенных пороков в служебной части - в головках или быть узкими внизу голенищ. В инструкции также указывались этапы работы и описание каждой части сапога: ушек, подшивки, крюков, переда, голенища, задников, стельки, простилки, подошвы, каблука, прошвы, ниток и дратвы2.

В 1915 г. появились новые руководства (телогрейки с рукавами, укороченные шаровары на вате, гвардейские, армейские и кавалерийские сапоги и т.д.), включавшие в себя не только описания, но и лекала3.

Общее неудовлетворительное состояние обеспечения армии и недоверие к способности бюрократического аппарата наладить ее снабжение способствовало

1 Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина (далее - СОИКМ). КП-6541/18. Л. 46-48.

2 Там же. КП-6541/9. Л. 19-20.

3 Там же. КП-6541/13. Л. 6-10; КП-6541/15. Л. 2-5.

- 59 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Сообщения и заметки

созданию для этих целей общественных организаций - военно-промышленных комитетов.

25-27 июля 1915 г. съездом представителей военно-промышленных комитетов (ВПК) было принято «Положение о военно-промышленных комитетах и их съездах». Согласно этому Положению, ВПК являлись общественными организациями, не занимающимися коммерческой деятельностью. Их целью было содействие снабжению армии и флота всем необходимым, при этом предметы снаряжения и довольствия с хозяйственных предприятий, принадлежащих комитетам, поставлялись по себестоимости.

Координационным центром являлся Центральный военно-промышленный комитет в Петрограде. Областные комитеты образовывались в Архангельске, Астрахани, Баку, Варшаве, Владивостоке, Гельсингфорсе, Грозном, Иркутске, Екатеринбурге, Екатеринославе, Казани, Киеве, Москве, Нижнем Новгороде, Омске, Одессе, Пензе (или Тамбове), Петрограде, Риге, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Ташкенте, Тифлисе, Томске, Харькове, Харбине, Челябинске. В район деятельности Самарского комитета входили Самарская, Уфимская и часть Оренбургской губернии4.

Постоянными членами Центрального военно-промышленного комитета являлись:

- председатель и его заместитель;

- 10 человек от Совета съездов представителей промышленности и торговли;

- представители областных военно-промышленных комитетов в количестве трех человек от каждого;

- представители отделов Центрального военно-промышленного комитета;

- по три человека от Городского и Земского союзов;

- делегаты от Петроградского и Московского городских самоуправлений в количестве двух человек от каждого;

- представители ведомств по назначению соответствующих министерств;

- 5 человек от Комитета военно-технической помощи;

- 2 человека от Всероссийской сельскохозяйственной палаты;

- 10 представителей рабочих;

- лица, избранные в состав Комитета по его постановлению (не более восьми)5.

Председатель и его заместитель избирались на съезде представителей,

товарищи председателя избирались комитетом. Исполнительным органом являлось Бюро, в составе председателя, его заместителя и товарищей.

Всероссийский съезд представителей военно-промышленных комитетов созывался по постановлению Центрального комитета, а также по требованию не

4 СОИКМ. КП-8337. Л. 1, 6.

5 Там же. Л. 2.

- 60 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Сообщения и заметки

менее четверти общего числа областных комитетов. Областные съезды созывались по постановлению областного комитета или по требованию половины местных комитетов. Порядок деятельности съездов определялся их постановлениями6.

Состав областных и местных комитетов устанавливался аналогично составу Центрального комитета. Местные комитеты в пределах каждого района образовывались по предложению областных комитетов или по собственной инициативе (в Самарском районе их было четыре: Самарский, Уфимский, Оренбургский, Тургайский).

Все комитеты пользовались правами юридических лиц и имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договорные отношения как с частными лицами, так и с казенными и общественными учреждениями, принимать на себя всякого рода обязательства, в частности, поставки и подряды по заказам казны, организовывать по соглашению с Военным и Морским ведомствами сдачу и прием нужных для армии и флота предметов и т.д. При этом труд членов военно-промышленных комитетов являлся безвозмездным.

В состав Центрального комитета входили специальные отделы, сотрудниками которых являлись члены комитета, выразившие желание участвовать в его деятельности, и лица, приглашенные в состав отдела по его постановлению. Все они обладали равными правами голоса. Каждый отдел избирал из своего состава председателя, совет и составлял инструкцию, определяющую порядок его действий. В случае необходимости образовывались подотделы. При рассмотрении в Бюро вопросов, относящихся к ведению какого-либо отдела, было обязательно присутствие его председателя.

Порядок деятельности центрального, областных и местных ВПК определялся постановлениями самих комитетов и съездов.

Все отношения областных комитетов с центральными правительственными учреждениями производились либо через посредничество Центрального военнопромышленного комитета, либо самостоятельно, но при условии извещения о том Центрального комитета. Местные комитеты обязаны были действовать через областные.

Средства комитетов составлялись из добровольных взносов учреждений и предприятий, ассигнований правительства и отчислений из сумм заказов, передаваемых через посредство ВПК в размере не выше 1%. При ликвидации деятельности комитетов остатки средств должны были передаваться в казну.

Для проверки деятельности Центрального комитета создавалась Особая контрольная комиссия, в состав которой входили два представителя от Совета

6 СОИКМ. КП-8337. Л. 4.

- 61 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Сообщения и заметки

съездов представителей промышленности и торговли, по одному от Земского и Городского союзов и два по назначению Государственного контроля7. Областные и местные комитеты проверялись контрольной комиссией в составе двух представителей по выбору промышленных и торговых организаций, входивших в состав комитета и по одному от Городского и Земского союзов.

Самарский военно-промышленный комитет был утвержден заседанием Бюро Центрального военно-промышленного комитета 25 ноября 1915 г.8 Постоянными членами его являлись:

- двенадцать представителей Самарского биржевого общества;

- три человека от Самарского городского комитета по снабжению и снаряжению армии;

- три представителя Самарского городского самоуправления;

- три человека от Самарского губернского земского собрания;

- двенадцать делегатов от Самарского отдела Императорского технического общества;

- двенадцать рабочих;

- председатели отделов Самарского военно-промышленного комитета;

- представители местных комитетов: по три от объединенного Оренбургско-Тургайского и Уфимского и по два от остальных;

- лица, избранные в состав комитета по его постановлениям (не более 12)9.

Кроме того, в заседаниях комитета участвовали представители ведомств

Самарского местного комитета на правах действительных членов. Также могли быть приглашены оказывающие содействие лица с правом совещательного голоса.

Представители рабочих выбирались по следующим правилам. По одному представителю от рабочих в ВПК имели все фабрично-заводские и ремесленные предприятия г. Самары и пригородов с числом рабочих не менее 20. Для выборов предварительно избирались выборщики: один от предприятий с количеством рабочих менее 500, с большим числом рабочих - по одному от каждой тысячи. Торгово-промышленные служащие выбирали 12 выборщиков на общегородском избирательном собрании. Их избрание проходило закрытой баллотировкой, посредством подачи бюллетеней, в которых указывались имя и фамилия предлагаемого кандидата. Если в бюллетене указывалось большее число кандидатов, то учитывались только первые. Подсчет голосов проводился в течение двух дней при посредничестве представителей от рабочих в местной больничной

7 СОИКМ. КП-8337. Л. 4.

8 Там же. КП-6541/3. Л. 32.

9 Там же. Л. 32-33.

- 62 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Сообщения и заметки

кассе или через трех уполномоченных, избираемых рабочими в присутствии двух представителей рабочей комиссии. Избранными считались выборщики, получившие относительное большинство голосов, при равном числе голосов выбор осуществлялся жребием. После составления списков выборщиков назначалась дата избирательного собрания, на котором выбирались 12 представителей от рабочего собрания10.

Делами Самарского областного комитета управляло общее собрание его членов и президиум11. Общее собрание созывалось председателем комитета по постановлению президиума по мере необходимости, не менее двух раз в месяц и решало вопросы, внесенные на его рассмотрение президиумом. Кроме того, общее собрание могло созываться по требованию контрольной комиссии или шести членов комитета. Кворум составлял не менее трети участников, вопросы решались простым большинством голосов.

Обязательному рассмотрению общего собрания подлежало:

- избрание новых членов комитета;

- выборы председателя комитета и его товарищей;

- образование отделов и учреждение инструкций президиумом;

- утверждение отчетов и смет комитетов;

- вопросы, внесенные по требованию шести членов комитета;

- ликвидация дел комитета12.

Договоры и обязательства по подрядам и поставкам подписывал председатель комитета или его заместитель с согласованием управляющего делами комитета. Чеки и требования на обратное получение сумм из кредитных учреждений подписывал казначей Комитета на основании ордера, выписанного по постановлению Президиума.

Особый интерес представляет организация военно-промышленными комитетами собственных предприятий. Следует отметить, что в программе ВПК данная работа не являлась основной. Она проводилась для корректировки планов деятельности при выполнении казенных заказов там, где не было местных заводов или не хватало их производственных мощностей. Данные по собственному производству частично освещены на страницах «Известий Московского военнопромышленного комитета». В июльском номере 1917 г. указано, что Самарскому областному военно-промышленному комитету принадлежало 3 предприятия13.

10 СОИКМ. КП-6541/2. Л. 21.

11 Там же. КП-6541/3. Л. 34.

12 Там же.

13 Известия Московского Военно-Промышленного комитета. 1917. № 38. С. 3.

- 63 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Сообщения и заметки

14 июля 1915 г. был образован Самарский городской комитет по снабжению и снаряжению армии. Он состоял из несколько отделов: финансового, технического, продовольственно-обмундировочного, материального, контрольного, секретариата и канцелярии.

Финансовый отдел заведовал всеми денежными вопросами: поиском средств и распределением их по другим отделам.

Технический отдел отвечал за разработку технических вопросов, распределение и прием заказов Военного ведомства по фабрикам и заводам своего района, снабжение фабрик необходимыми материалами, оборудованием и приспособлением специальных мастерских для нужд армии, кроме того, участвовал в приеме исполненных заказов.

Продовольственно-обмундировочный отдел организовывал артели кустарей по изготовлению необходимых армии предметов, склады, холодильники, консервные фабрики, швальни и сапожные мастерские, санитарные отряды, подвижные бани и прачечные.

Материальный отдел занимался снабжением других отделов топливом, чугуном, металлами, кожей, мукой, мясом и т.д., организацией запасных складов для этих материалов14.

Одним из основных видов деятельности Самарского комитета по снабжению и снаряжению армии являлись поставки изделий из дерева (ободов, спиц, колес для повозок и т.д.). Для этого была создана лесная комиссия при его Исполнительном бюро, которая производила хозяйственную разработку леса в лесных дачах удельного ведомства: Кильдюшевской, Сенгилеевской (Симбирского удельного округа), Черемшанской (Самарского удельного округа), около станции Суры и Ночки (Казанского удельного округа). В марте 1916 г. было приобретено от 50 до 60 десятин леса, исходя из расчета, что для выработки 4 500 станов ободьев потребуется от 3 тыс. до 3,5 тыс. дубовых деревьев диаметром на высоте груди 7-8 вершков. Кроме того, комитетом рассматривался вопрос об оборудовании лесопилки15.

Подводя итоги, можно отметить, что в начале войны проходил поиск форм организации снабжения армии. Основными инструментами стали государственные заказы, предельные цены, ограничение свободы торговли, отчуждение продукции. В 1915 г. в Самаре стали создаваться местные и областные комитеты для организации снабжения армии и флота, к осени была сформирована всероссийская сеть военнопромышленных комитетов. Происходит постепенное расширение функций,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 СОИКМ. КП-6541/21. Л. 69-70.

15 Там же. КП-6541/6. Л. 24.

- 64 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Сообщения и заметки

полномочий и направлений деятельности областного и городского военнопромышленных комитетов в Самаре, что сопровождалось усложнением структуры организаций. Они развернули активную работу по снабжению армии всем необходимым, увеличению производства снаряжения и обмундирования. Их деятельность можно охарактеризовать постоянным ростом производственной и снабженческой работы.

- 65 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.