Научная статья на тему 'Организация смыслового пространства "Power" и методы его построения'

Организация смыслового пространства "Power" и методы его построения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ / ФРЕЙМ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ / CONCEPTUAL SPACE / CONCEPTUAL BASIS / FRAME / SEMANTIC DOMINANTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Градышкевич-Радышкевич И.И., Шевелева Е.О.

В статье продемонстрирована методика построения структуры смыслового пространства «Power». На основании комплексного анализа единицрепрезентантов «Power» в структуре смыслового пространства выявлены основные поля и микрополя, представлена их иерархическая организация. Показано, что структура смыслового пространства определяется единым концептуальным основанием фреймом, представления о «Power» базируются на конфигурациях семантических доминат в составе каждого из полей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Градышкевич-Радышкевич И.И., Шевелева Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL SPACE "POWER"AND THE METHODS OF ITS CONSTRUCTION

The present paper aims to demonstrate the methods of constructing the conceptual space ‘Power’. The complex analysis of lexical units verbalizing ‘Power’ allows to identify the basis semantic fields and microfields within the conceptual space, and reveal their hierarchical arrangement. The material of the article shows that the structure of the conceptual space ‘Power’ is determined by configurations of semantic dominants within each of the fields.

Текст научной работы на тему «Организация смыслового пространства "Power" и методы его построения»

Раздел II

МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

УДК 81'373.421

И. И. Градышкевич-Радышкевич, Е. О. Шевелева

Градышкевич-Радышкевич И. И., кандидат филологических наук, профессор кафедры лексикологии английского языка факультета английского языка МГЛУ; тел. : 8 (916) 693 24 95

Шевелева Е. О., кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры лексикологии английского языка факультета английского языка МГЛУ; e-mail: shevelev28@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА «POWER» И МЕТОДЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ

В статье продемонстрирована методика построения структуры смыслового пространства «Power». На основании комплексного анализа единиц-репрезентантов «Power» в структуре смыслового пространства выявлены основные поля и микрополя, представлена их иерархическая организация. Показано, что структура смыслового пространства определяется единым концептуальным основанием - фреймом, представления о «Power» базируются на конфигурациях семантических доминат в составе каждого из полей.

Ключевые слова: смысловое пространство; концептуальное основание; фрейм; семантические доминанты.

Gradishkevich-Radishkevich I. I.

Ph. D. (Philology), Associate Professor, Professor, Department of English Lexicology, The Faculty of English; tel. : 8 (916) 693 24 95

Sheveleva E. O.

Ph. D. (Philology), Senior Lecturer, Department of English Lexicology, Ehe Faculty of English; tel. : e-mail: shevelev28@mail.ru

THE CONCEPTUAL SPACE «POWER» AND THE METHODS OF ITS CONSTRUCTION

The present paper aims to demonstrate the methods of constructing the conceptual space 'Power'. The complex analysis of lexical units verbalizing 'Power' allows to identify the basis semantic fields and microfields within the conceptual space, and reveal their hierarchical arrangement. The material of the article shows that the structure of the conceptual space 'Power' is determined by configurations of semantic dominants within each of the fields.

Key words: conceptual space; conceptual basis; frame; semantic dominants.

На современном этапе развития когнитивной лингвистики изучение и постижение сущности сложных по структуре, содержанию и характеру отражаемой действительности объектов лингвистического исследования приобретает актуальность и значимость. Подобными идеальными объектами, анализ которых требует привлечения целого комплекса исследовательских методов и данных смежных с лингвистикой наук, являются смысловые пространства.

Термин «пространство», наряду с ключевыми терминами современной когнитивно-дискурсивной парадигмы, получает широкое распространение в работах отечественных и зарубежных лингвистов последнего десятилетия. Несмотря на то, что этот термин не нов и обязан своему появлению работам Ж. Фоконье и М. Тернера середины прошлого века, современные исследователи употребляют термин «пространство» недискретно по отношению к самым разнообразным объектам лингвистического анализа. Помимо термина «ментальное пространство» (Ж. Фоконье, М. Тернер), в работах других лингвистов находим такие термины, как «когнитивное пространство» (Л. С. Гу-ревич, М. А. Егорова), «концептуальное пространство» (Н. Н. Болдырев), «смысловое пространство» (А. А. Филатова, Н. Ю. Шведова), «когнитивно-смысловое пространство» (М. А. Кулькова). Анализ трактовок этих терминов указывает на неоднозначность и некоторый разнобой в определении их границ, содержания и спектра применения. Нередко при объяснении используемого ключевого термина авторы оперируют уже укрепившимися терминами когнитивной лингвистики, такими как «концепт» и «фрейм», что, на наш взгляд, лишь затрудняет понимание их соотношения. Не ставя перед собой задачу критиковать других исследователей, мы постарались выделить в их представлениях о термине «пространство» то, что легло в основу нашего собственного понимания этого термина. Прежде всего, это безусловное

признание сложности, «полиструктурности» (термин Л. С. Гуревича), а также многоуровневости любого пространства. Во-вторых, применимость термина «пространство» по отношению к организации знаний в ментальном мире человека. В-третьих, применимость термина «пространство» по отношению к организации системы языка. Второе и третье положения крайне важны для понимания сущности «пространства» в настоящей работе, поскольку «пространство», не имея границ и пределов, обладает «протяженностью во всех измерениях и направлениях» [2, с. 63] и, соответственно, существует как на ментальном, так и на языковом уровне.

Опираясь на вышеизложенные положения, под смысловым пространством (далее - СП) мы понимаем двухуровневую сущность, которая соотносится как с концептуальным, так и с языковым уровнем. На концептуальном уровне смысловое пространство структурируется единым концептуальным базисом, представленным в виде фрейма. Сквозь эту концептуальную сетку пропускаются значения языковых единиц, которые образуют системные группировки, члены которых связаны определенными семантическими отношениями. Соответственно, всю ту совокупность языковых единиц (в нашем случае, лексических), семантика которых обусловлена единым концептуальным основанием, мы называем «семантическим макрополем», которое, в свою очередь, представляет СП на языковом уровне.

Приведенное выше понимание сути СП соответствует общеизвестному тезису о том, что воспринимаемая человеком информация о различных фрагментах объективного мира откладывается в его сознании в виде структур особого порядка - ментальных репрезентаций, служащих коррелятами объектов окружающей действительности и находящих свое воплощение в языке, в частности в семантике [3, с. 176]. Иными словами во внутреннем устройстве упомянутых ментальных образований в свернутой форме заложено наше понимание мира в целом. При трансформации концептуального содержания, заложенного в абстрактных конструктах (ментальных образованиях), в языковые формы само это содержание проецируется в систему языковых значений, определяя их [1, с. 167]. Таким образом, на сегодняшний день единственным доступным наблюдению способом фиксации когнитивных структур знаний служат языковые значения репрезентантов СП.

В настоящей статье рассматривается методика построения структуры СП «Power», получающего в современном английском языке

разнообразные и многочисленные средства объективации. Идеографический словарь П. М. Роже «Roget's International Thesaurus» под редакцией Р. Л. Чэпмена (1977) включает в рубрику «Power» порядка 4,5 тыс. языковых единиц [5]. Помимо собственно существительных, глаголов, прилагательных и наречий, многочисленными вербализа-торами «Power» служат свободные словосочетания (a man of strong character, a violent attack, a weighty opinion и др), фразеологизмы (to put a spoke in one's wheels, to turn smb around one's little finger, to lead smb by the nose, to cut the mustard и др.), заимствования (joie-de-vivre [Fr], brio [It], vis vitae [L] и т. п.) [5] и другие лексические единицы разной морфологической структуры, отличающиеся происхождением и стилистической отнесенностью. В рамках настоящей работы мы ограничились исследованием 460 однословных стилистически нейтральных лексических единиц (далее - ЛЕ).

Проведенный дефиниционный анализ имени СП - лексической единицы power - показал, что конкретные виды «Power», закрепленные семантикой слова, сводятся к таким разновидностям, как ability, control, energy, force, influence, strength1. На лексическом уровне выделенные дескрипторы именуют семантические поля, образующие семантическое макрополе «Power».

Материал исследования показал, что семантическое макрополе «Power» образовано семью семантическими полями, названия которых соответствуют исходным концептуальным составляющим. Особым статусом в рамках исследуемого СП обладает семантическое поле «power / potency». Единицы, входящие в состав этого поля, передают смысловое содержание «Power» в наиболее общем виде, а само семантическое поле «power/potency» соответственно служит центром и организующим звеном СП «Power». Более того, именно в рамках этого поля вычленяется поле «ability», что свидетельствует об отношениях включения между ними (powern1 - the ability to control people or things; powern3 - the ability or opportunity to do something [9]).

В составе семантического поля «energy» выделяются два микрополя, представляющие «energy», с одной стороны, как физическую

1 Такие концептуальные составляющие «Power», как «authority» («власть») и «right» («право») в настоящей работе не рассматриваются, поскольку, «authority» достаточно подробно изучена современными лингвистами (см. например, работы В. И. Карасика, Е. И. Шейгал, И. С. Черватюк), а «right» сопряжена с социальной компонентой и является важнейшей категорией политико-правового дискурса.

величину (1), с другой - как качество одушевленного субъекта (2): (1) powern3 - energy obtained from oil, gas, coal, the sun, used for operating machines and equipment [8]; (2) effortnl - physical and mental energy that is needed to do something [7]. Семантическое поле «strength» образовано тремя микрополями, единицы которых реализуют представления о «strength», как о физическом параметре (to bracev4 - (techn) to make something stronger or more solid by supporting it with something [9]), физической и / или психической силе (sinewya -(of a person or animal) having a thin body and strong muscles [9; 4]), а также социальной силе (to invigoratev2 - (economy, department, organization) to make or become stronger, effective, successful [9; 8]. Как показал материал исследования, семантическое поле «force» имеет достаточно простое строение, не предполагающее выделения в его составе микрополей (harda6 - using a lot of physical force [8]). Смысловое содержание семантического поля «influence», представленного тремя микрополями, реализует представление о феномене «influence» как о способности достигать эффекта (impressionabilityn -somebody's ability to be easily impressed and influenced by other people [8]), о самом эффекте или результате влияния (consequencen1 - the result or effect of something [8]), или о процессе его достижения (potencyn4 - the tendency to produce violent physical or chemical effects [6]). Семантическое поле «control» образовано двумя микрополями, единицы которых передают идею контроля, с одной стороны, как способности управлять (leadershipn2 - the ability to be a leader ^ a person who is in control [9], с другой - как непосредственного процесса управления (to governv3 - to control the way an organization such as business or society operates [8]).

Помимо отношений включения структурная организация семантического макрополя «Power» характеризуется и отношениями пересечения, которые объективируются единицами смешанной семантики. В ходе исследования были выделены единицы, семантическое содержание которых позволяет отнести их сразу к нескольким полям.

Структурная организация семантического макрополя «Power» представлена на рисунке 1. Лексическое наполнение изучаемого СП на семантическом уровне и его организацию в систему семантических полей, репрезентирующих «Power» в языке, определяет фрейм «Power».

Рис. 1. Структурная организация семантического макрополя «Power» Первый этап построения фреймовой структуры1 позволил выделить четыре концептуальных элемента, совокупность которых в наиболее общем виде определяет представления о «Power» в концептуальной картине мира англоговорящего социума (см. схему 1).

Схема 1

Субъект + Способность 6 Активная деятельность 6 Объект

Элементы выявленного фрейма отражают важнейшие, сущностные характеристики «Power» самого высокого уровня абстракции, определяя «Power» в сознании носителей английского языка прежде всего как способность субъекта совершать направленное действие на объект.

В рамках каждого семантического поля построенный фрейм обладает собственной спецификой, сводя свои элементы к определенным комбинациям (конфигурациям), фокусируясь на одних элементах и затемняя другие. Этим объясняется и наличие в СП «Power» двух подпространств - статического («Power» как качество) и динамического («Power» как воздействие) - и своеобразие организации полей в составе каждого подпространства. Семантические поля «energy», «strength» и «force» входят в подпространство I, смысловое содержание которого характеризует «Power» как потенциальную способность активного деятеля. Семантические поля «influence» и «control» отнесены нами

1 Методика построения фрейма представлена в диссертации Е. О. Шевелевой.

к подпространству II, которое характеризует «Power» как воздействие активного деятеля на объект. Графически структура СП «Power» показана на рисунке 2.

Отличительной чертой СП «Power» является не только его многомерность, но и гетерогенность смыслового содержания. Специфику совокупной семантики «Power» определяют наиболее значимые, сущностные признаки - семантические доминанты, отражающие квинтэссенцию того, что есть «Power» в английской языковой картине мира.

Ход проведенного исследования на всех его этапах подтвердил правомерность выделения таких доминант «Power», как «субъект», «способность», «активная деятельность» и «объект». Кроме того, всесторонний анализ морфемно-деривационной структуры, семантики и контекстных реализаций единиц разных семантических полей, образующих макрополе «Power», позволил выявить признаки, дополнившие список доминант «Power», а именно - «источник», «интенсивность» и «результат».

В нашей работе мы исходим из того, что семантические доминанты служат семантическими аналогами концептуальных составляющих

Рис. 2. Концептуальный уровень

фрейма «Power». Таким образом, семантический анализ позволил выделить три дополнительных концептуальных элемента «Power». Уточненный фрейм графически представлен на схеме 2.

Схема 2

Источник

5

Субъект + Способность 6 Активная деятельность 6 Объект 6 Результат

5

Интенсивность

В каждом семантическом поле выявленный фрейм предстает различными гранями. Такая особенность, иначе говоря фокусировка, фрейма, позволяет представить конфигурации доминантных признаков «Power» в целом и в рамках его отдельных подсистем. Так специфику представлений об «ability» отражают следующие выявленные в ходе анализа семантические доминанты: «источник», «субъект», «активная деятельность», «интенсивность» (skilln1 - an ability to do something (активная деятельность) well, especially because you (субъект) have learned or practiced (источник) it [7]). Для представлений об «energy» как о термине из области физики важны шесть из указанных выше доминант, а именно «источник», «субъект», «способность», «активная деятельность», «интенсивность», «объект» (powern3 -energy obtained from oil, gas, coal, the sun (источник) used for operating (активная деятельность) machines and equipment (объект) [8]). При реализации «energy» как качества субъекта значение имеют три семантические доминанты: «источник», «субъект» и «способность» (invigoratinga - making (источник) you feel that you have (субъект) more energy (способность) [8]). Указанная способность носит потенциальный характер и при использовании характеризуется еще двумя семантическими доминантами, а именно - «активная деятельность» (сопряженная с признаком «целевое использование») и «интенсивность». Комбинация трех доминант «источник», «субъект» и «способность» характеризует представления англоязычного социума о «strength» (to toughenv2 - to become or make somebody physically and mentally stronger [8]). Своеобразие представлений о «force» определяется четырьмя доминантами - «субъект», «способность», «активная деятельность» и «объект». Смысловое содержание понятия «influence» базируется на

шести доминантах: «источник», «субъект», «способность», «активная деятельность», «объект» и «результат». Представления англичан о «control» определяются конфигурацией четырех СД: «субъект», «способность», «активная деятельность» и «объект». Несмотря на доминантный характер признаков «субъект» и «способность», в семантике единиц-репрезентантов полей «influence» и «control» в смысловом плане акцент в представлениях англоязычного социума об этих концептуальных разновидностях «Power» все же смещается в сторону их процессуальности.

В результате специфического комбинирования доминант в рамках смыслового пространства возникают зоны пересечения, обеспечивающие взаимопроникновение полей и непрерывность всего смыслового пространства.

Итак, опыт анализа 460 лексических репрезентантов смыслового пространства «Power» позволил разработать определенную методику выявления структурной организации смысловых пространств, которая заключается в последовательном осуществлении ряда исследовательских шагов:

1) построение фрейма, служащего концептуальным основанием

СП;

2) установление иерархии семантических полей и микрополей в составе изучаемого СП;

3) выявление набора значимых семантических признаков -семантических доминант, отражающих смысловое содержание СП;

4) установление комбинации (конфигурации) семантических доминант в составе каждого из полей СП.

Разработанная методика, с одной стороны, подтверждает тезис о полиструктурности СП и о гетерогенности его смыслового содержания, с другой - позволяет с ее помощью построить структуру иных смысловые пространства и, как следствие, создать сеть смысловых пространств, отражающих представления того или иного социума об окружающей их действительности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егорова М. А. «Когнитивное пространство» и его соотношение с понятиями «ментальное пространство», «когнитивная база», «концептосфера»,

«картина мира» // Вестник Иркутск. гос. лингвист. ун-та; вып. 3 (20). -

М., 2012. - с. 61 - 68.

2. Радбиль Т. Б. Основы изучения языкового менталитета: учеб. пособие. -М. : Флинта : Наука, 2010. - 328 с.

3. Шевелева Е. О. Семантические доминанты смыслового пространства «Power» («Сила») в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2015. - 230 с.

4. Cambridge Advanced Learner's Dictionary. - Third Edition. - Cambridge : Cambridge University Press., 2008. - 1700 p.

5. Chapman R. L. Roget's International Thesaurus. - Fourth ed. Thomas Y. -Crowell Company, INC. - New York, USA. - 1977. - 1239 p.

6. Collins English Dictionary. Harper Collins Publishers, Glasgow. 2010. -1899 p.

7. Longman Dictionary of Contemporary English. Third Edition with new words suppliment - Pearsons Education Limited. Harlow, Essex, England. 2001. -1668 p.

8. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners - Oxford : Bloomsbury Publishing Plc, 2002. - 1692 p.

9. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English by Hornby. -Oxford : Oxford University Press, 2005. - 1780 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.