Научная статья на тему 'Организация службы внутреннего аудита на предприятии'

Организация службы внутреннего аудита на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3493
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривко И. В.

С ростом размеров компании и усложнением процессов управления собственнику необходимо наличие достоверной финансовой информации для принятия решений, системы оценки эффективности деятельности топ-менеджеров компании, а также создание системы контроля, направленной на предотвращение мошенничества со стороны персонала и управляющих. Все эти задачи можно решить путем создания внутри компании эффективной системы внутреннего аудита. В статье приводится порядок создания отдела внутреннего аудита, отражены конкретные направления деятельности отдела аудита, представлены этапы проверки по циклам хозяйственных операций и др. Завершает статью примерная форма Положения о системе внутреннего аудита открытого акционерного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация службы внутреннего аудита на предприятии»

аудит

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

И.В. КРИВКО,

кандидат экономических наук,

заместитель главного бухгалтера ОАО «Молодая гвардия»

Необходимость создания службы внутреннего аудита

В настоящее время в полиграфической отрасли активно продолжается процесс приватизации государственных предприятий. В результате в отрасли государство максимально уходит из бизнеса и фактически его судьба будет находиться в руках самих субъектов полиграфического рынка.

Сейчас на полиграфических предприятиях закладывается основа взаимоотношений собственник — управляющий, появляется институт собственников и соответственно доверенных руководителей, топ-менеджеров этих предприятий.

Собственник заинтересован в эффективном использовании различного рода ресурсов — людских, финансовых, материальных. Поэтому основой взаимоотношений собственник — управляющий является принцип повышения эффективности использования капитала, вкладываемого собственником в развитие производства.

С ростом размеров компании и усложнением процессов управления собственнику необходимо наличие достоверной финансовой информации для принятия решений, системы оценки эффективности деятельности топ-менеджеров компании, а также создание системы контроля, направленной на предотвращение мошенничества со стороны персонала и управляющих.

Все эти задачи можно решить путем создания внутри компании эффективной системы внутреннего аудита.

Внутренний аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задача менеджеров — управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. В процессе проведения внутреннего аудита изучается информация по всем аспектам деятельности

компании и производится обобщение и анализ данных о финансовом положении компании, поэтому тесное взаимодействие с отделом внутреннего аудита повышает эффективность принятия решений менеджментом.

Внутренний аудит можно определить как закрепленную во внутренних стандартах организации деятельность по контролю за различными аспектами функционирования организации, осуществляемую представителями независимого контрольного органа, наделенными специальными функциями, в рамках помощи органам управления организации (общему собранию акционеров, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

В настоящее время внутренний аудит перерастает из функции, первоначально ориентированной на проверку финансово-бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов, в функцию, охватывающую все аспекты деятельности компании.

Целями осуществления внутреннего аудита являются:

• обеспечение полноты и достоверности финансовой, бухгалтерской, статистической, управленческой и иной отчетности;

• обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов РФ, решений органов управления компании и ее внутренних документов;

• обеспечение сохранности активов компании;

• обеспечение выполнения поставленных компанией целей наиболее эффективным путем;

• обеспечение эффективного и экономичного использования ресурсов компании;

• обеспечение своевременного выявления и анализа финансовых и операционных рисков, которые могут оказать существенное негативное (отрицательное) влияние на достижение целей компании, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью.

Порядок создания отдела внутреннего аудита

Решение о том, необходим ли в компании внутренний аудит, определяется многими факторами, к которым, прежде всего, относятся разделение функции владения и управления бизнесом; размеры и структурная разветвленность компании; уровень рисков, присущих деятельности компании.

Главными факторами, определяющими необходимость создания отдела внутреннего аудита, являются:

• создание системы эффективного контроля за автономными подразделениями организации;

• выявление резервов производства и наиболее перспективных направлений развития в рамках проводимых внутренними аудиторами целевых контрольных проверок и анализа;

• выполнение внутренними аудиторами консультативных функций в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Создаваемая на предприятии служба внутреннего аудита должна работать на основе внутренних стандартов и методик, разработанных с учетом современного опыта проведения внутреннего аудита, и учитывать специфику деятельности конкретного предприятия. Все основные цели и принципы работы отдела внутреннего аудита, порядок осуществления проверок, ответственность и место отдела в организационной структуре компании должны быть описаны в Положении о системе внутреннего аудита компании. Примерная форма Положения о системе внутреннего аудита открытого акционерного общества приведена в приложении 1.

В функции службы внутреннего контроля могут входить следующие основные элементы:

• проверка бухгалтерской и оперативной информации, предоставляемой подразделениями компании, проведение оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

• проверка соблюдения законодательства и внутренних нормативных документов компании, а также исполнения решений органов управления и указаний руководства компании;

• проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества компании;

• специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблении;

• разработка и представление в установленном порядке органам управления компании заключений по результатам проверок, а также предложений по устранению выявленных в ходе проведения проверок нарушений и недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

• определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой предприятия;

• определение основных функций, выполняемых работниками отдела;

• объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализированных на выполнении этих функций;

• определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы в должностных инструкциях и положениях об отделе внутреннего аудита;

• определение статуса отдела и разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

• описание порядка взаимодействия отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

• разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита.

Основные вопросы, которые должны быть решены в процессе организации отдела внутреннего аудита, приведены в табл. 1.

Организация работы отдела внутреннего аудита

Конкретные направления деятельности отдела внутреннего аудита в организации зависят от целей создания отдела, размеров, организационной структуры, масштабов и видов деятельности организации.

В стандартах, регулирующих осуществление внутреннего аудита по конкретным направлениям, должны быть освещены соответствующие методики с указанием целей и задач различных видов проверок (например, проверка качества управленческой информации, проверка на соответствие с политикой, планами и процедурами, нормативными актами, проверка сохранности и эффективного использования ресурсов, проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и т. д.), объектов и предметов данных проверок, методов про-

Таблица 1

Требования к организации работы отдела внутреннего аудита

Требование к организации работы отдела Содержание требования

Кто входит в отдел Только работники, которые состоят в штате организации. Их количество определяет высший руководящий орган

Организационный статус отдела Отдел внутреннего аудита не должен быть подотчетен исполнительным органам управления Внутренний аудитор должен быть независим от тех лиц, чью работу он проверяет

Взаимоотношения отдела с советом директоров, оплата труда Подчиняются собственникам компании либо совету директоров. Заработную плату начисляют по штатному расписанию

Права и обязанности отдела Определяются должностными инструкциями. Должны быть учтены, в частности, следующие моменты: внутренний аудитор не должен обладать правом требования исполнения своих рекомендаций (предложений), а также не должен быть ответственным за организацию их внедрения и результаты, не должен принимать участие и нести ответственность за корректировку обнаруженных им отклонений

Компетенция и порядок работы отдела Определяются советом директоров или исполнительной структурой компании. Детали прописывают в Положении об отделе внутреннего аудита и в Стандартах внутреннего аудита

Информационное обеспечение системы внутреннего контроля (обеспечение доступа к внутренней информации компании) Для осуществления проверок необходима качественная информация о реальном состоянии или действии компании. Внутреннему аудитору должно формально предоставляться право доступа к любой необходимой для контроля информации независимо от ее носителей, стадии ее формирования или прохождения

Перед кем отчитывается отдел, срок его полномочий Перед советом директоров либо другим высшим руководством компании. Учредители своим решением могут в любой момент ликвидировать отдел внутреннего аудита

Ответственность отдела Перед советом директоров либо исполнительной структурой за качество и своевременность выполнения должностных обязанностей, а также за превышение полномочий

Организация работы отдела Ей занимается главный внутренний аудитор. Свои решения он согласует с высшей исполнительной структурой компании

Результаты работы отдела Отражают в отчетах и заключениях по форме, утвержденной советом директоров либо исполнительной структурой компании. Необходимо, чтобы содержание отчетов (заключений) соответствовало целям проведенных проверок. Аудиторы должны составить рекомендации по устранению выявленных недостатков

Профессионализм Внутренние аудиторы должны иметь определенный уровень подготовки, опыта и квалификации

верок, рабочих и отчетных документов внутреннего аудитора, возможных видов ошибок и нарушений, последовательности работ и порядка действий внутренних аудиторов (в том числе при возникновении нестандартных и конфликтных ситуаций).

Порядок осуществления работы отдела и непосредственно проверок должен быть закреплен в соответствующем регламентном документе, где должны быть указаны сроки проведения проверки, программа проведения проверки, лица, ответственные за предоставление информации, порядок составления отчетности по результатам проверки и перечень контрольных мероприятий, проводимых для устранения выявленных нарушений.

Одним из важнейших условий эффективной работы отдела внутреннего аудита является его независимость. Это может быть обеспечено тем, что отдел работает на основании положения, утверждаемого высшим руководством организации, и подчиняется только высшему руководству или собственнику. Выполнение этого условия делает

службу внутреннего аудита относительно независимой от руководителей тех подразделений, деятельность которых проверяется.

Основными стадиями внутреннего аудита являются следующие:

• подготовка и планирование аудита;

• проверка системы внутреннего контроля и оценка риска контроля;

• выборочная проверка хозяйственных операций, сальдо счетов и данных регистров, сбор, документирование и оценка доказательств;

• обобщение и оценка результатов проверки, составление отчета внутреннего аудитора и его реализация.

Отдел внутреннего аудита осуществляет проверки в соответствии с годовым планом-графиком проверок, который подлежит согласованию с высшим руководящим органом компании, и утверждается председателем совета директоров (иным высшим должностным лицом). Необходимо отметить, что деятельность органов внутреннего

аудита должна осуществляться по программам конфиденциального характера во избежание подтасовок фактов со стороны лиц, деятельность которых намечено подвергнуть аудиторскому контролю.

Программа внутреннего аудита — это документально оформленный план реализации определенных контрольных мероприятий, указывающий их цели и задачи, объекты контроля, источники информации, последовательность и сроки их осуществления, предусматривающий необходимые ресурсы, исполнителей, порядок их действий.

По каждой проверке отдел внутреннего аудита формирует и утверждает программу проведения проверки.

Организационное обеспечение и представление необходимых документов для проведения проверок осуществляются руководителями подразделений компании по запросам отдела внутреннего аудита в срок, определяемый регламентами проведения проверок.

Примерная форма программы аудита на определенный период может быть составлена по форме, представленной в табл. 2.

Выборочная проверка хозяйственных операций, сальдо счетов и данных регистров, сбор, документирование и оценка доказательств представляют собой детальную проверку сальдо и (или) оборотов по счетам и аналитические процедуры. Проводятся они в целях подтверждения достоверности информации, формируемой в проверяемом подразделении.

Проверки хозяйственных операций рекомендуется проводить с использованием циклического подхода (аудита по циклам финансово-хозяйственной деятельности, циклам хозяйственных операций).

Выделяют различные наборы основных циклов — от трех (цикл покупки, цикл получения дохода, цикл производства) до почти десятка. Общепринятый набор включает:

• цикл приобретения (закупок);

• цикл производства (переработки, оказания услуг);

• цикл продаж и формирования финансовых результатов (получения дохода);

• цикл расчетов (цикл оплаты);

• цикл использования прибыли и формирования

капитала;

• цикл инвестирования.

В данной классификации используется сложившееся общепринятое понятие «цикл хозяйственных операций», хотя фактически названные выше разделы — это элементы единого цикла финансово-хозяйственной деятельности.

Представленная структура циклов хозяйственных операций повторяет все бизнес-процессы на предприятии и соотносится с объектами бухгалтерского учета.

Данные циклы можно расширить и дополнить циклами нескольких подуровней, как представлено в табл. 3.

Для каждого цикла рекомендуется выявить приоритетные направления проверки исходя из особенностей деятельности организации.

На основании классификации бизнес-процессов предприятия рекомендуется выявить виды хозяйственных операций, подлежащие обязательной проверке. Это могут быть типовые операции, совершаемые в процессе обычной деятельности предприятия, операции, наиболее существенные по объему, операции, не типичные для основной деятельности организации, операции, связанные с финансовыми рисками.

В соответствии с выявленными направлениями проверок составляется регламент проведения проверок, в котором указываются направления проверки, проверяемые документы, периодичность проверок и ответственные лица, проводящие проверку.

Пример такого регламентного документа, который может использоваться сотрудниками отдела внутреннего аудита в процессе проведения проверки, приведен в табл. 4.

Результаты проведенных отделом внутреннего аудита проверок оформляются актом проверки, который подписывается сотрудниками этого отдела и руководителями подразделений компании, деятельность которых проверялась. К акту прилагаются объяснения по изложенным в нем

Таблица 2

Общая программа аудита

Проверяемый период:

№ п/п Планируемые виды работ Объект проверки Источник информации Руководитель проверяемого подразделения Период проведения Исполнитель

Подготовил (руководитель проверки)_Дата

Утвердил (руководитель компании)_Дата _

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этапы проверки по циклам хозяйственных операций

Циклы первого уровня Циклы второго уровня Циклы третьего уровня

1. Циклы текущей деятельности

1.1. Цикл приобретения ресурсов Закупка материалов Услуги, аренда и др. в зависимости от специфики деятельности По группам материалов, по группам поставщиков и т. д. В зависимости от существенности и организации учета

1.2. Цикл использования ресурсов Использование материалов Использование труда и др. в зависимости от специфики деятельности По производственным процессам (переделам и др.), по видам продукции, по подразделениям (цехам) и т. д.

1.3. Цикл продаж По сегментам рынка, по видам продукции, по группам покупателей и т. д.

1.4. Цикл расчетов По сегментам рынка, по видам продукции, по группам покупателей и т. д.

2. Циклы инвестиционной деятельности

2.1. Цикл приобретения активов Приобретение основных средств Создание основных средств Приобретение нематериальных активов Финансовые вложения и др. По видам активов, по сегментам деятельности, по подразделениям и т. д. В зависимости от существенности и организации учета

2.2. Цикл использования активов Амортизация Расходы на содержание и эксплуатацию Модернизация и реконструкция Доходы от владения и др. По видам активов, по сегментам деятельности, по подразделениям и т. д.

2.3. Цикл ликвидации активов Продажа Прочее выбытие По видам активов, по сегментам деятельности, по подразделениям, по видам выбытия и т. д.

2.4.Цикл расчетов По видам активов, по группам контрагентов, по сегментам деятельности и т. д.

3. Циклы финансовой деятельности

3.1. Цикл привлечения капитала Привлечение собственного капитала Привлечение заемного капитала По видам акций, иных ценных бумаг, по видам кредитов и займов, по срокам привлечения, по целям привлечения и т. д. В зависимости от существенности

3.2. Цикл использования капитала Использование целевых средств Начисление доходов собственников Начисление процентов и др. По видам акций, иных ценных бумаг, по видам кредитов и займов, по срокам привлечения, по целям привлечения и т. д.

3.3. Цикл возврата капитала Расчеты с учредителями по дивидендам Расчеты по выкупу акций и др. Расчеты с заемщиками и др. По видам акций, иных ценных бумаг, по видам кредитов и займов, по срокам привлечения, по целям привлечения и т. д.

фактам, а также копии необходимых документов за подписью руководителя проверяемого подразделения компании.

Отдел внутреннего аудита информирует высшее руководство о выявленных в результате проверок нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности и осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе проверок.

Отчеты о проделанной работе и выявленных нарушениях составляются по форме, разработанной непосредственно в самой организации. Такие отчеты должны включать:

• перечень выявленных отклонений;

• перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

• оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

• рекомендации по возможному устранению данных отклонений;

• предложения по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе. В конце отчетного периода органам управления должны предоставляться итоговые отчеты о деятельности внутренних аудиторов. В этих отчетах должны сравниваться фактическая работа по видам и участкам внутреннего аудита с запланированной, должны отражаться имевшие место недостатки в работе отдела с указанием их причин и принятых мер к их устранению.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день складываются благоприятные условия для того, чтобы внутренний аудит продемонстрировал свои широкие возможности и доказал свою необходимость как собственникам, так и менеджменту компаний. У собственников же и менеджмента компаний может появиться мощный инструмент повышения эффективности бизнеса.

Таблица 4

Проверка операций по учету ТМЦ

Направление проверки Проверяемый документ Порядок и срок проверки

Проверка правильности проведения инвентаризации материально-производственных запасов (МПЗ) и отражения ее результатов в бухгалтерском учете Приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации Приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости Протоколы заседания инвентаризационной комиссии Решения руководства по утверждению результатов инвентаризации Бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации Раз в год, по итогам инвентаризации

Проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ Договоры, спецификации, накладные поставщиков Выборочно, по всем новым поставщикам в обязательном порядке

Проверка правильности оформления первичных документов по учету МПЗ Формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике График документооборота Первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.) Регистры аналитического учета Выборочно по разным группам материалов

Проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете Первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.) Регистры аналитического учета Выборочно по разным группам материалов

Проверка правильности списания отклонений расхода материалов от установленных лимитов Первичные документы на списание материалов (требования, накладные, лимитно-заборные карты, акты на списание и т.д.) Отраслевые нормативы, установленные лимиты, технологические нормы расхода материалов Регистры аналитического и синтетического учета Ежемесячно

Проверка полноты отражения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете Первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.) Регистры аналитического учета Внезапно, проверяемый период — месяц

Проверка полноты отражения в учете операций по отгрузке МПЗ на сторону Отгрузочные документы на реализуемые МПЗ Журнал прибывающих и отправляемых грузов, журнал учета пропусков Внезапно, проверяемый период — месяц

Проверка правильности формирования стоимости МПЗ при их приобретении Договоры поставки, спецификации, накладные, счета-фактуры поставщиков Акты приемки МПЗ Договоры на оказание информационных и консультационных, транспортных и складских услуг, договоры страхования, договоры займа, кредитные договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ Договоры на доработку материалов, осуществляемую сторонними организациями Аналитические данные о себестоимости выполнении работ вспомогательными службами организации, акты сдачи-приемки выполненных работ Таможенные декларации Платежные документы Накладные на отпуск, акты списания материалов Регистры аналитического и синтетического учета Выборочно

Приложение 1

Примерная форма Положения о системе внутреннего аудита открытого акционерного общества

1. Основные положения

Положение о системе внутреннего аудита устанавливает правила организации внутреннего аудита на предприятии.

Главная цель разрабатываемого Положения — определение задач, функций, методов и порядка осуществления внутреннего аудита ведения финансово-хозяйственных операций.

Система внутреннего аудита предприятия включает следующие элементы:

• положение о системе внутреннего аудита;

• положение о ведении налогового учета;

• учетная политика;

• положение о документообороте;

• компьютерная система учета и обработки данных;

• автоматизированная система налогового учета;

• использование утвержденных регистров налогового учета;

• информационное обеспечение деятельности бухгалтерских и финансовых служб (периодическая литература, справочно-информацион-ные электронные базы);

• положение о материально ответственных лицах;

• приказы о материальной ответственности с сотрудниками, работающими в местах хранения ТМЦ;

• должностные инструкции;

• инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов;

• приказ о составе лиц, имеющих право подписи финансовых документов и документов об отпуске ТМЦ;

• приказ о составе лиц, имеющих право приобретать ТМЦ за наличный расчет;

• приказ о перечне материалов, завозимых, минуя склад (транзитом);

• положение о системе нормирования материальных и трудовых ресурсов;

• приказ о постоянно действующей инвентаризационной комиссии;

• приказ о проведении плановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств;

• приказ о постоянно действующей комиссии по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств.

2. Цели и функции системы внутреннего аудита

2.1. Внутренний аудит осуществления финансово-хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского и налогового учета в ОАО внедряется в целях:

2.1.1. Обеспечения соблюдения всеми сотрудниками, ответственными за формирование внутренней и внешней отчетности о финансово-хозяйственной деятельности ОАО, требований российского бухгалтерского и налогового законодательства, а также внутренних документов, определяющих и регулирующих деятельность ОАО;

2.1.2. Обеспечения достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей);

2.1.3. Обеспечения соблюдения законодательства по налогам и сборам и формирования достоверной информации для исчисления налогов и сборов;

2.1.4. Обеспечения контроля за своевременным принятием мер по исправлению выявленных нарушений в ведении бухгалтерского и налогового учета.

2.2. Функции внутреннего аудита включают:

• проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

• проверки соответствия внутренних распоряжений и приказов нормативным правовым актам;

• проверки систем бухгалтерского учета, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

• проверки бухгалтерской и оперативной информации, используемой для составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

• проверки точности и полноты документации бухгалтерского учета;

• проверки своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

• создание условий для предотвращения ошибок и искажений;

• проверки деятельности различных звеньев управления;

• оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в структурных подразделениях ОАО;

• проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества ОАО;

• работу над совершенствованием системы внутреннего контроля и контроль за отдельными элементами ее структуры;

• специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

• разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков.

3. Принципы и методы осуществления внутреннего аудита

3.1. Основными принципами осуществления внутреннего аудита являются:

3.1.1. Регулярность. Осуществление функций внутреннего аудита производится на регулярной основе. Это позволяет создать систему постоянного мониторинга ведения учета финансово-хозяйственной деятельности и снижает риски возникновения ошибок и нарушений.

3.1.2. Гибкость. Отельные направления проверок и объекты контроля определяются в соответствии с масштабами деятельности, характером операций и сделок, совершаемых ОАО. Это позволяет менять направления проверок, уделять особое внимание особо сложным направлениям и крупным финансово-хозяйственным сделкам.

3.1.3. Полный охват всех направлений деятельности предприятия. Проверки должны осуществляться по всем направлениям деятельности ОАО, объектом проверки может являться любое подразделение и финансово-хозяйственная операция на предмет соответствия налоговому законодательству и экономической обоснованности производимых операций.

3.1.4. Приоритетность проверок по особо сложным направлениям. Проверки могут быть сплошные, выборочные, тематические, комплексные и др. Форма и периодичность проверок определяются исходя из сложности операций, их регулярности, степени влияния на финансовый результат.

3.2. При осуществлении проверок используются следующие основные методы:

3.2.1.Чтение документов, т. е. определение подлинности и правильности оформления документов, а также проверка отражения первичных документов в бухгалтерском учете.

3.2.2. Арифметическая проверка, заключающаяся в оценке арифметической точности данных, отраженных в первичных документах и в бухгалтерском учете.

3.2.3. Сопоставление документов, т. е. сверка документов с документами, оформленными другими подразделениями для проверки достоверности хозяйственных операций и выявления нарушений и ошибок.

3.2.4. Анализ и оценка формируемой информации, сравнение взаимозависимости финансовой и нефинансовой информации, в целях выявления существенных изменений в деятельности организации, необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

3.2.5. Проверка соответствия совершаемых операций действующему законодательству.

4. Права и обязанности сотрудников в рамках осуществления внутреннего аудита

4.1. Сотрудники, осуществляющие проверки, имеют право:

4.1.1. Получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников проверяемого подразделения все необходимые для проведения проверки документы и копии документов и иной информации, а также любые сведения, необходимые для осуществления контроля.

4.1.2. Определять соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками ОАО, требованиям действующего законодательства, внутренним документам ОАО, определяющим организацию учета и отчетности, порядок проводимых операций (заключаемых сделок), участвовать в согласовании внутренних документов ОАО.

4.1.3. По необходимости привлекать сотрудников других структурных подразделений для решения задач внутреннего контроля.

4.2. Сотрудники, осуществляющие проверки, обязаны:

4.2.1. Организовать постоянный контроль путем регулярных проверок деятельности бухгалтерии и других подразделений ОАО, а также других контрольных процедур на предмет соответствия их действий требованиям законодательства Российской Федерации, а также внутренних документов ОАО, регулирующих деятельность предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2.2. Разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений.

4.2.3. Осуществлять контроль за полнотой, эффективностью и своевременностью исполнения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.

4.2.4. Обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению.

4.2.5. Своевременно информировать руководство бухгалтерии и дирекцию:

• обо всех выявленных случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов,

внутренних распоряжений;

• обо всех выявленных нарушениях, связанных с функционированием системы внутреннего контроля;

• о рекомендуемых мероприятиях для устранения выявленных недостатков;

• о мероприятиях по устранению допущенных нарушений и результатах их выполнения. 4.2.6. Осуществлять обзор разрабатываемых на

предприятии внутренних распорядительных документов и принимать участие в их утверждении на предмет эффективности и адекватности системы внутреннего контроля. Предоставлять рекомендации разработчикам документов.

5. Требования, предъявляемые к сотрудникам отдела внутреннего аудита

5.1. Руководитель отдела обязан:

• иметь высшее экономическое образование и аттестат профессионального аудитора;

• иметь стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее 2 лет;

• не иметь судимости;

• знать работу всех подразделений ОАО.

Иные требования, предъявляемые к руководителю отдела, определяются должностной инструкцией.

5.2. Сотрудники отдела обязаны:

• иметь высшее экономическое образование;

• стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее 1 года;

• не иметь судимости;

• знать работу подразделений ОАО, проверку которых осуществляют;

Иные требования, предъявляемые к сотрудникам отдела, определяются должностными инструкциями.

6. Подотчетность и ответственность сотрудников отдела внутреннего аудита

6.1. Отдел внутреннего аудита действует под непосредственным контролем председателя Совета директоров и в своей деятельности подчиняется Совету директоров ОАО.

6.2. Руководитель отдела докладывает Совету директоров ОАО о вопросах, возникающих в ходе осуществления отделом своих функций, и предложениях по их решению, а также предоставляет эту информацию руководителю ОАО.

6.3. Руководитель отдела должен обеспечивать наличие необходимых для работы отдела ресурсов, а также компетентность и обучение сотрудников отдела.

6.4. Руководитель отдела несет дисциплинарную ответственность в случае неинформирования или несвоевременного информирования председателя Совета директоров ОАО о результатах деятельности отдела.

6.5. Ответственность сотрудников отдела за

соблюдение настоящего Положения и исполнение возложенных задач определяются должностными инструкциями и трудовыми контрактами.

7. Организация проведения проверок и порядок фор-

мирования и рассмотрения их результатов

7.1. Направления проверок, перечень проверяемых вопросов, сроки, порядок осуществления проверок предусмотрены соответствующими стандартами.

7.2. Осуществляемые проверки проводятся в соответствии с рабочими документами, формы и порядок заполнения которых предусмотрены соответствующими стандартами.

7.3. Контроль за принятием мер по устранению выявленных нарушений осуществляется путем:

• повторных проверок;

• анализа отчетов ответственных за ведение учета сотрудников об устранении выявленных нарушений;

• ведения общей базы (сводной таблицы в электронном виде) со всеми замечаниями, выявленными по результатам проверок, и на регулярной основе осуществления контроля за устранением указанных замечаний.

7.4. В течение 2 недель после проведения проверок лицами, в работе которых выявлены нарушения, предоставляется отчет об устранении указанных замечаний.

7.5. В случае выявления в ходе проверки существенных нарушений, т. е. нарушений, которые потенциально могут оказать влияние на финансовое положение предприятия, руководитель отдела внутреннего аудита незамедлительно информирует о выявленных нарушениях руководство ОАО.

7.6. Сотрудники подразделений, ответственных за формирование информации о ведении финансово-хозяйственной деятельности, должны своевременно предоставлять запрашиваемые документы, давать устные и письменные разъяснения по вопросам, возникшим в результате проверки.

8. Разработка, порядок утверждения, внесения изме-

нений и дополнений в настоящее Положение

8.1. Настоящее Положение утверждается председателем Совета директоров ОАО.

8.2. Ответственность за организацию работ по проведению проверок возлагается на руководителя отдела внутреннего аудита.

8.3. В случае вступления отдельных пунктов настоящего Положения в противоречие с новыми законодательными актами эти пункты утрачивают юридическую силу и до момента внесения изменений в Положение следует руководствоваться действующим законодательством РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.