Научная статья на тему 'Организация системы внутреннего контроля при аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета'

Организация системы внутреннего контроля при аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / АУТСОРСИНГ / ACCOUNTING / TAX ACCOUNTING / THE FINANCIAL STATEMENTS / INTERNAL CONTROL SYSTEM / CONTROL PROCEDURES / ОUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешкова Г.В.

В статье рассматриваются основные проблемы организации системы внутреннего контроля при аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета, в частности разделения зон ответственности за учетными операциями: инвентаризации, документирования, синтетического и аналитического учета, оценки, формирования бухгалтерской отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM IN OUTSOURCING ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING

The article discusses the main problems of the organization's internal control system in outsourcing of accounting and tax accounting, in particular, the division of responsibilities for accounting operations: inventory, documentation, synthetic and analytical accounting, valuation, financial statements formation.

Текст научной работы на тему «Организация системы внутреннего контроля при аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 1 яФевраль

недостатками налогового законодательства в РФ в данной области. В связи с этим появляются различные нелегальные методы оптимизации, которые, как показывает практика, широко применяются налогоплательщиками. Становится очевидным, что методы, применяемые в России по борьбе с уходом от уплаты налогов должны совершенствоваться в будущем. Можно в качестве примера рассмотреть опыты разработки концепций, применяемых в международной практике.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 1,2. (ред. 13.07.2015). // Консультант Плюс. [Электрон. ресурс]. -Электрон. дан.- [М., 2015.] (Дата обращения: 20.12.2015).

2. Мешкова Г.В. Особенности учета и оценки биологических активов в соответствии с МСФО / Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета РУК.- Ярославль-Москва: Канцлер, 2015.- С. 271-278.

3. Мешкова Г.В., Мешков С.А. Особенности отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению земельных участков / Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета РУК.- Ярославль-Москва: Канцлер, 2015.- С. 278-283.

4. Мешкова Г.В. Современные аспекты учета биологических активов // Вестник Российского государственного аграрного университета. -2008.-№ 5 (10). -С. 300-304.

5. Мешков С.А. Агропромышленный комплекс в условиях вступления России в ВТО // Вестник Российского государственного аграрного университета. -2011.-№ 11 (16). -С. 165-167.

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii: Ch. 1,2,3. (red. 13.07.2015). // Konsul'tantPljus. [Jelektron. resurs]. -Jelektron. dan.- [M., 2015.] (Data obrashhenija: 20.12.2015).

2. Meshkova G.V. Osobennosti ucheta i ocenki biologicheskih aktivov v sootvetstvii s MSFO / Buhgalterskij uchet: dostizhenija i nauchnye perspektivy XXI veka. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 80-letiju kafedry buhgalterskogo ucheta RUK.- Jaroslavl'-Moskva: Kancler, 2015.- S. 271-278.

3. Meshkova G.V., Meshkov S.A. Osobennosti otrazhenija v buhgalterskom uchete operacij po priobreteniju zemel'nyh uchastkov / Buhgalterskij uchet: dostizhenija i nauchnye perspektivy XXI veka. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 80-letiju kafedry buhgalterskogo ucheta RUK.- Jaroslavl'-Moskva: Kancler, 2015.-

S. 278-283.

4. Meshkova G.V. Sovremennye aspekty ucheta biologicheskih aktivov // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2008.-№ 5 (10). -S. 300-304.

5. Meshkov S.A. Agropromyshlennyj kompleks v uslovijah vstuplenija Rossii v VTO // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2011.-№ 11 (16). -S. 165-167.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.44.093 Мешкова Г.В.

ORCID: 0000-0002-3795-0830, кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета, финансов и аудита, ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный заочный университет ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ АУТСОРСИНГЕ БУХГАЛТЕРСКОГО

И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы организации системы внутреннего контроля при аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета, в частности разделения зон ответственности за учетными операциями: инвентаризации, документирования, синтетического и аналитического учета, оценки, формирования бухгалтерской отчетности.

Ключевые слова: бухгалтерский учет; налоговый учет; бухгалтерская отчетность; система внутреннего контроля; контрольные процедуры; аутсорсинг.

Meshkova G.V.

ORCID: 0000-0002-3795-0830, PhD in Economics, Assistant Professor «Accounting, finance and audit»,

Russian State Agrarian Correspondence University

ORGANIZATION OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM IN OUTSOURCING ACCOUNTING

AND TAX ACCOUNTING

Abstract

The article discusses the main problems of the organization's internal control system in outsourcing of accounting and tax accounting, in particular, the division of responsibilities for accounting operations: inventory, documentation, synthetic and analytical accounting, valuation, financial statements formation.

Keywords: accounting; tax accounting; the financial statements; internal control system; control procedures; оutsourcing.

Аутсоринг бухгалтерского и налогового учета - это предложение обязанностей, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учёта, на стороннюю специализированную компанию, работники которой обладают необходимым опытом, навыками, знаниями, а также техническим оснащением для оперативного решения доверенных им задач.

32

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 1 яФевраль

Стоит отметить, что бухгалтерский аутсорсинг обладает рядом преимуществ. Использование услуги бухгалтерского аутсорсинга способствует снижению материальных и технических издержек, а также сводит к минимуму бухгалтерские и налоговые риски [3]. Такое «вмешательство» сторонней специализированной организации не противоречит нормам бухгалтерского законодательства (в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ руководителю экономического субъекта представлено право заключить договор на ведение бухгалтерского учёта специализированной организации) [1].

Внутренний контроль, являясь неотъемлемой частью системы управления любой организации, в учетном процессе имеет принципиально важное значение, поэтому вопросы разграничения обязанностей по организации и проведению контрольных процедур носят актуальный характер в бухгалтерском и налоговом аутсорсинге.

Обязанность организации внутреннего контроля - законодательно установлена, а также необходимо исключить возможные риски формирования недостоверной информации аутсорсера, помимо осуществления функции бухгалтерского и налогового учета.

Эффективность системы внутреннего контроля зависит от учета специфики как учетных процедур, так и деятельности заказчика. Однако следует различать систему внутреннего контроля самой организации-аутсорсера и систему внутреннего контроля, которую обязан организовать аутсорсер для заказчика, являющегося потребителем бухгалтерских услуг (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ системы внутреннего контроля организации - аутсорсера, организованной для

себя и организации-заказчика

№ п/п Сравнительный признак Система внутреннего контроля организации-аутсорсера Система внутреннего контроля

1 2 3 4

1 Цели Эффективное функционирование организации в целом; рациональное использование ресурсов организации; сохранность имущества; соблюдение законодательства в области регулирования деятельности организации; соблюдение требований законодательства по бухгалтерскому учету. Соблюдение требовании законодательства по бухгалтерскому учету

2 Объект Совершаемые операции; бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет.

3 Субъекты Руководитель организации (ответственность за организацию СВК); сотрудники организации Руководитель организации (ответственность за организацию СВК); сотрудники организации

4 Элементы Ввнутренняя среда; постановка целей; определение событий; оценка рисков; реагирование на риск; средства контроля; информация и коммуникации; мониторинг. Контрольная среда; учетная система; мониторинг.

Во-первых, следует отметить, что из объектов системы внутреннего контроля, организованной аутсорсером для заказчика, исключаются совершаемые клиентом операции. Ответственность за организацию и содержание системы внутреннего контроля за текущей деятельностью лежит на экономическом субъекте, а именно непосредственно на его руководителе.

Во-вторых, аутсорсер обязан организовать систему внутреннего контроля за учетной деятельностью заказчика, следовательно, в отношении данного объекта субъектами внутреннего контроля будут выступать все сотрудники аутсорсинговой компании.

В большинстве случаев организация, передающая функции бухгалтерского и налогового учета на аутсорсинг, имеет в собственном штате одного или двух бухгалтеров, отвечающих за документацию, ведение участка банка или кассы, в зависимости от условий договора на аутсорсинг и специфики и особенностей деятельности организации.

Для создания системы внутреннего контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета заказчика достаточно трех элементов: контрольной среды, учетной системы, мониторинга, так как остальные элементы остаются в компетенции заказчика.

Наличие учетной системы свидетельствует о существовании контроля за формированием бухгалтерской отчетности, так как ее элементы имеют контрольные точки, которые находятся в зоне внимания бухгалтера. Специалист, которому руководителем аутсорсинговой компании поручены функции ведения бухгалтерского и налогового учета заказчика, должен поддерживать систему внутреннего контроля за учетной деятельностью в целом и, в частности, за формированием бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями законодательства.

Сотрудники, осуществляющие действия по формированию учетной информации о состоянии экономического субъекта или принимающие результаты данной работы, должны параллельно производить контроль данной работы.

Конкретное распределение контрольных функций между аутсорсером и заказчиком зависит от условий договора (табл. 2).

33

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 1 яФевраль

Таблица 2 - Субъекты, осуществляющие контрольные процедуры в соответствии с условиями договора _______________________________на бухгалтерский аутсорсинг___________________________

№ п/п Элемент бухгалтерской системы Условие договора Субъект системы внутреннего контроля

1 2 3 4

1 Документация Первичные документы вводит в информационную базу аутсорсера Бухгалтер - сотрудник аутсорсера

Заказчик самостоятельно вводит первичные документы в информационную базу Штатный бухгалтер заказчика

2 Бухгалтерский счет, двойная запись, синтетический и аналитический учет Полный аутсорсинг бухгалтерского учета Главный бухгалтер, бухгалтер аутсорсера

Частичный аутсорсинг функций бухгалтерского учета Главный бухгалтер, бухгалтер аутсорсера, штатные бухгалтеры заказчика

3 Инвентаризация активов - Заказчик

4 Инвентаризация обязательств - Аутсорсер

5 Бухгалтерская отчетность - Аутсорсер

6 Оценка - Аутсорсер

7 Калькулирование себестоимости Калькулирование себестоимости -стандартная или дополнительная услуга по договору Аутсорсер

Калькулирование себестоимости производит заказчик самостоятельно Заказчик

По мнению Н.Н. Карзаевой и Э.Б. Кичиковой «документация как основной элемент бухгалтерского учета предполагает отражение всех совершаемых хозяйственных операций в первичных документах, установленных в соответствии с законодательством. В зависимости от условий договора на аутсорсинг, анализ документов или группы документов проводит непосредственно лицо, занимающееся их оформлением. В случае, когда заказчик передает уже готовые первичные документы аутсорсинговой организации, повторный документальный анализ проводит лицо, принимающее данные документы.

Инвентаризация - одна из основных форм контроля, заключающаяся в проверке соответствия учетных и фактических данных о состоянии имущества и обязательств организации. В зависимости от вида деятельности, в отношении активов в большинстве случаев за проведение инвентаризации отвечает руководитель организации-заказчика, возможным исключением являются денежные средства на счетах в банке, за инвентаризацию которых может отвечать бухгалтер аутсорсера, в отношении обязательств - бухгалтер (иное лицо) аутсорсера» [2, с. 74].

При переходе на аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета, одной из основных целей, преследуемых заказчиком, является получение качественных услуг, оказываемых квалифицированными, опытными профессионалами. За соблюдением соответствия применяемых оценок имущества и обязательств регламентированным законодательными актами видам отвечает главный бухгалтер аутсорсера.

Калькулирование себестоимости может быть предусмотрено договором аутсорсинга как стандартная или дополнительная услуга, за контроль над которой будет отвечать главный бухгалтер и бухгалтер, непосредственно составляющий калькуляции. В случае, когда себестоимость формирует заказчик самостоятельно, за контроль будет отвечать его штатный бухгалтер, экономист или руководитель организации.

Также в аутсорсинговой компании может быть создана ревизионная комиссия (ревизор), в компетенцию которой будет входить проверка ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности заказчика. В консалтинговых компаниях могут быть созданы отделы экономической безопасности, которые также будут отвечать и за контроль над текущей деятельностью экономического субъекта.

Литература

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.11.2011 № 402-ФЗ (ред. 04.11.2014). // КонсультантПлюс. [Электроный ресурс]. - Электрон. дан.- [М., 2016.] (Дата обращения: 25.01.2016).

2. Карзаева H. Н., Кичикова Э.Б. Организация системы внутреннего контроля при аутсоринге бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - 2015. - № 10.- С. 71-75.

3. Мешкова Г.В. Преимущества и недостатки аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inter-nauka.com/issues/conf-2015/december1/671.

4. Мешкова Г.В. Управление информационными рисками при использовании бухгалтерского аутсоринга / Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI междунар. науч. конференции.-Краснодар: Изд-во Магарин О.Г., 2016.-С. 214-220.

5. Мешкова Г.В. Бухгалтерские риски: сущность, проблемы управления и пути их сокращения / Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI междунар. науч. конференции.-Краснодар: Изд-во Магарин О.Г., 2016.-С. 214-221.

34

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 1 яФевраль

References

1. O buhgalterskom uchete: Federal'nyj zakon ot 06.11.2011 № 402-FZ (red. 04.11.2014). // Konsul'tantPljus. [Jelektron. resurs]. - Jelektron. dan.- [M., 2016.] (Data obrashhenija: 25.01.2016).

2. Karzayeva H. N, Kichikova of E.B. Organizatsiya sistemyi vnutrennego kontrolya pri autsoringe buhgalterskogo ucheta // Buhgalterskiy uchet v selskom hozyaystve. - 2015. - №. 10. - S 71-75.

3. Meshkova G.V. Preimuschestva i nedostatki autsorsinga buhgalterskogo i nalogovogo ucheta [Jelektron. resurs]. -Access mode: http://www.inter-nauka.com/issues/conf-2015/december1/671.

4. Meshkova G.V. Upravlenie informatsionnyimi riskami pri ispolzovanii buhgalterskogo autsoringa / Informatsionnoe

obespechenie effektivnogo upravleniya deyatelnostyu ekonomicheskih sub'ektov: materialyi VI mezhdunar. nauch.

konferentsii.-Krasnodar: Izd-vo Magarin O.G., 2016.-S. 214-220.

5. Meshkova G.V. Buhgalterskie riski: suschnost, problemyi upravleniya i puti ih sokrascheniya / Informatsionnoe

obespechenie effektivnogo upravleniya deyatelnostyu ekonomicheskih sub'ektov: materialyi VI mezhdunar. nauch.

konferentsii.-Krasnodar: Izd-vo Magarin O.G., 2016.-S. 214-221.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.44.023 Москаленко А.А.

ORCID: 0000-0002-3838-763X, Кандидат экономических наук, ПАО «ЛУКОЙЛ»,

Российский государственный нефтегазовый университет имени И.М. Губкина ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ,

ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные тренды в производственном секторе экономики и ситуация на глобальном рынке труда, проблемы нефтяных компаний в сфере обучения и развития персонала, основные пути их решения. Ключевые слова: персонал, кадровый потенциал, обучение и развитие, инновационный вектор развития.

Moskalenko A.A.

ORCID: 0000-0002-3838-763X, PhD in Economics, PJSC «LUKOIL», Gubkin Russian State University of Oil and Gas TRAINING AND DEVELOPMENT OF PERSONNEL IN OIL COMPANIES:

TRENDS, CHALLENGES, SOLUTIONS

Abstract

The article describes the main trends in the manufacturing sector of the economy and the situation in the global labor market, the problems oil companies face in relation to training and staff development, and ways to resolve these challenges. Keywords: staff, human resources, training and development, the innovative vector of development.

Обучение и развитие персонала (ОРП) в нефтяной компании является центральным и одним из важнейших элементов бизнес-процесса «Управление персоналом», оказывающим значительное влияние на результаты ее деятельности. Данное утверждение справедливо не только для предприятий нефтегазового сектора экономики, но и для иных хозяйствующих субъектов вне зависимости от их организационно-правовой формы, масштабов и сферы деятельности. Следует отметить, что именно процессы обучения и развития персонала обеспечивают формирование и поддержание кадрового потенциала компании на необходимом уровне, соответствующем вызовам времени, предопределяют ее конкурентоспособность на рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно сложившейся в российских нефтяных компаниях практике ОРП является следствием консолидации стратегических инициатив функциональных подразделений компании и четко соответствует программе стратегического развития организации. Вместе с тем, в силу своей оперативности ОРП выступает достаточно динамичным и гибким инструментом реализации кадровой стратегии, способным учесть угрозы и возможности, сформированные под влиянием разнообразных глобальных и частных факторов.

В настоящее время в мире сложилась экономико-политическая ситуация, предопределяющая необходимость формирования новых подходов к развитию государства, региона, корпорации. Наиболее перспективными в данной ситуации видятся подходы, ориентированные на повышение инновационной активности всех участников рынка -государства, представителей бизнеса, науки, образования.

Как показал анализ стратегий управления персоналом крупных российских государственных и частных нефтяных компаний, инновационность выступает приоритетом при выборе вектора развития человеческих ресурсов, техники и технологии на долгосрочную перспективу. Вместе с тем, эксперты отмечают значительное влияние внешних факторов на возможности организаций реализовать выбранный инновационный путь развития. В частности, в сфере организационного развития и управления персоналом к основным трендам, вносящим коррективы в деятельность нефтяных компаний, следует отнести такие, как:

- изменение геополитической ситуация в мире, а также последствия ее влияния на мировые рынки углеводородов;

- развитие глобального рынка и, как следствие, повышение требований к персоналу нефтяных компаний (знание международных стандартов; владение иностранными языками; умение работать в международных командах); - появление на рынке новых игроков, повышение конкуренции за таланты;

- недостаток высококвалифицированного персонала; дефицит специалистов, владеющих передовыми технологиями, а также экспертов мирового уровня;

- увеличение доли работников новой формации, ориентированных на мобильность, дистанционные коммуникации, потребительское мировоззрение;

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.