РАЗДЕЛ 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 3 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 37.04
Л.А. Воробьева
Центр медико-психолого-социального сопровождения Омской области.
Н.Б. Гребенникова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлено описание структурного и деятельностного компонентов системы ранней психолого-медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, основанной на концептуальных идеях позитивного подхода.
Ключевые слова: позитивный подход, «раннее вмешательство», межведомственное взаимодействие, домашнее визитирование, модель семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Модернизация системы образования в рамках гуманизации социальных отношений направлена на смену ценностных ориентиров в коррекционно-педагогической и психологической деятельности. В центр внимания педагогической науки становится личность ребенка во всем многообразии индивидуальных особенностей. Происходит смещение смыслового акцента специального образования в сторону личностного и социального развития.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья основным направлением общего и специального образования является интеграция детей в единое образовательное пространство.
Исчезает понятие: «необучаемый ребенок», ведущим направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-медико-социальное сопровождение индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.
Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») - система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и
их семьям. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, терапевты, психологи, а также социальные работники.
Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в период дошкольного, так и в период школьного детства. За счет раннего овладения определенными компетенциями в младенчестве и раннем возрасте у ребенка появится больше возможностей для овладения спектром академических компетенций[1, с.7].
Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на образование возможно при соблюдении ряда условий:
Выявление нарушений и недостатков в развитии детей и организации коррекционной работы на максимально раннем этапе.
Создание доступной среды, позволяющей решать задачи инклюзивного образования.
Широкий спектр вариативности образовательных программ.
Включение семьи в реабилитационный и образовательный процессы.
Мониторинги, проведенные казенным образовательным учреждением Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения», демонстрируют необходимость в оказании ранней, психолого-медико-педагогической и комплексной помощи. В течение двух лет наблюдается рост обращений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ раннего возраста.
Результаты мониторинга представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Статистический анализ обращений по вопросам ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Центр ранней диагностики Омской области
Год Общее количество обращений родителей детей дошкольного возраста/ человек Количество обращений родителей детей раннего (от 0до 3-х лет) возраста/человек % отношение
2013 961 90 9,4
2014 1221 123 10, 1
В связи с открытием Центра ранней диагностики в феврале 2012 года у родителей появилась возможность обращения к специалистам Центра по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ, и таких обращений было только 5. Данные, приведенные в таблице, показывают в 2014 году рост количества обращений семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет.
Всего в Омской области проживает 3546 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, из них 211 человек в возрасте до трех лет, которые нуждаются в психолого-медико-социальном сопровождении.
Таким образом, статистически подтверждена необходимость разработки и реализации инновационной системы раннего вмешательства в Омской области.
Процесс разработки и реализации данной системы включает следующие этапы:
Создание экспериментальной группы специалистов по разработке и апробации инновационных технологий ранней помощи, включающих родителей в реабилитационный и образовательный процесс.
Организацию деятельности ресурсного центра, обеспечивающего научно-методическое сопровождение процессов ранней помощи, разработку и внедрение инновационных технологий психолого-медико-социальной помощи.
Обеспечение функционирования пяти структурных подразделений КОУ «Центр ПММС» в 32 районах Омской области по вопросам ранней помощи.
Обеспечение работы полипрофессиональных бригад по раннему вмешательству в рамках эффективного межведомственного взаимодействия.
Организацию проведения мониторинговых мероприятий по результатам работы.
Инновационные технологии базируются на идеях позитивного подхода. Позитивный подход означает «исходящий из действительного». В отличие от традиционного взгляда на процессы реабилитации, в поле зрения специалистов попадают не только недуги, болезни, печали, но и способности, личностные ресурсы детей, позволяющие сделать адаптационные процессы более эффективными.
Таким образом, в рамках позитивного подхода реабилитация и коррекция рассматриваются как многокомпонентные процессы, включающие медицинский, педагогический и психологический аспекты.
Основной целью процесса реабилитации становится научение каждого ребенка ощущению радости жизни, получению удовлетворения от взаимодействия с людьми, от результатов своей самостоятельной деятельности.
Достижение этой цели становится возможным, если базовым основанием подбора методов и технологий для реабилитационного процесса является позитивное видение человека. «Как содержащее в себе способности зерно пробивает себе путь в окружающей среде, взаимодействуя с землей, дождем, садовником, так и каждый человек развивает свои способности в тесных отношениях с окружающим миром» [2, с.38].
Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая является главным организатором социального взаимодействия между ребенком и обществом.
Следует отметить, что позиции семьи в отношении развития ребенка могут быть различными, что влияет на успешность реабилитационного процесса.
Так, нашими коллегами из научно-практического реабилитационного Центра «Бонум» города Екатеринбурга выделены типичные варианты влияния семьи на жизненный путь ребенка. К наиболее часто встречающимся вариантам влияния семьи на жизненный путь ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует отнести:
- развитие,
- нормализацию,
- невмешательство в ситуацию,
- опеку.
Первый тип влияния семьи, который можно обозначить термином «развитие», характеризуется адекватным отношением к ребенку и его проблемам развития. Такие родители имеют положительный настрой, выявляют способности ребенка, позволяющие компенсировать дефект его развития, стремятся проявлять инициативу в преодолении трудностей процессе интеграции ребенка в общество. В такой семье поощряются успехи ребенка, развивается его самостоятельность, создаются условия для освоения ребенком конструктивного социального опыта.
Второй тип влияния семьи соответствует термину «нормализация», который характеризуется стремлением родителей приблизить образ жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья к организации жизни здорового ребенка. Большинство таких семей имеют оптимистичный настрой и уверены в том, что жизненный путь ребенка с ОВЗ будет таким же, как и у здоровых детей. Такой тип влияния семьи на развитие ребенка во многом конструктивен, однако такие родители часто перегружают ребенка, не учитывают специфику его развития. Иногда завышенные требования к ребенку с ОВЗ являются для него травмирующими факторами.
Третий тип влияния семьи на жизненный путь ребенка можно охарактеризовать как «невмешательство в ситуацию». Семьи, ориентированные на «невмешательство в ситуацию», дистанцируются от социального окружения, стесняются своего ребенка, пессимистично настроены относительно его будущего. Члены семьи часто находятся в состоянии хронического стресса, смирения и пассивности. В таком случае семья является фактором, затрудняющим социализацию ребенка с ОВЗ.
Четвертый тип влияния семьи на процесс социализации ребенка обозначен как «опека». При данном типе влияния члены семьи жалеют ребенка, оберегают его от проблем, стремятся сделать за него как можно больше дел. Семья центрирует всю жизнь вокруг ребенка, не доверяя его возможностям, что приводит к ограничению его инициативы и активности. Таким образом, семья становится фактором, который негативно влияет на процесс социализации ребенка с ОВЗ.
Описание перечисленных видов влияния семьи на жизненный путь ребенка позволяет сделать вывод о том, что самым конструктивным является тип «развитие». Он в полной мере отражает идеи позитивного подхода, поэтому становится ориентиром для работы специалистов с семьями других типов.
Принимая во внимание, что семья формирует у ребенка самооценку, систему ценностных отношений к себе и миру, закладывает основы стратегий поведения, помогает осваивать социальные нормы и роли, которые являются основанием для построения перспективных жизненных планов ребенка, важным условием успешной социализации ребенка является сотрудничество специалистов и родителей. [3, с.28]
Так как появление в семье ребенка-инвалида приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи. Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, таким какой он есть, направляли свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование. Таким образом, реабилитация должна быть направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью.
Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка. Наиболее эффективно раннее вмешательство в семью, когда возраст ребенка находится на границах от 0 до 3 лет, а специалисты опираются на идеи позитивного подхода.
Таким образом, в пределах программы раннего вмешательства необходимо:
- определение потребностей и ресурсов ребенка и семьи;
- формулирование кратковременных и долгосрочных целей;
- определение круга специалистов для реализации реабилитационных и образовательных программ, способных вести разработку и реализацию инновационных технологий в русле позитивного подхода.
Очевидно, что программа психолого-медико-социального сопровождения каждой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями развития, носит интегра-тивный характер и осуществляется по следующему алгоритму, включающему:
Обеспечение всех членов семьи достоверной информацией о состоянии здоровья и перспектив развития ребенка.
Комплексную диагностику и выработку рекомендаций по вопросам участия родителей в реабилитационном и образовательном процессах.
Помощь в выборе программ обучения.
Помощь в организации взаимодействия родителей и ребенка.
Помощь родителям в использовании возможностей различных учреждений для развития ребенка (учреждений дополнительного образования, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания и др.).
Структурными компонентами областной системы раннего вмешательства являются: ресурсно-методический Центр, который находится в городе, и четыре его подразделения, которые базируются в Омской области и объединяют 32 центра ранней диагностики и реабилитации.
Деятельность сети центров раннего выявления и реабилитации детей с особенностями развития осуществляется по определенному алгоритму.
В каждом, уже существующем Центре раннего развития, определяется специалист, который осуществляет профессиональную деятельность в рамках данной программы. Его функционал включает следующие позиции:
- информирование семей, проживающих на территории, о данной программе;
- сотрудничество с учреждениями здравоохранения по раннему выявлению детей с особенностями развития в возрасте до 3 -х лет и составление банка данных;
- заполнение листа ожидания и инициирование семей к обращению к специалистам полипрофессиональной бригады;
- организацию встречи с родителями (матерью), проведение первичной диагностики.
- организацию взаимодействия семьи (матери) и ребенка со специалистами полипрофессиональной бригады;
- участие в консилиуме специалистов по обсуждению вариантов раннего терапевтического вмешательства;
- участие в оформлении заключения - рекомендаций для родителей и специалистов, отражающих траекторию индивидуального развития ребенка;
- сопровождение процесса комплексной реабилитации семьи и ребенка;
- в случае необходимости - организацию участия родителей ребенка в видеоконсультациях со специалистами ресурсно-методического центра;
- сбор информации об эффективности раннего терапевтического воздействия в отношении ребенка и семьи.
По итогам года работы специалисты предоставляют информацию в виде аналитической справки. Сотрудниками ресурсного центра осуществляется изучение, обобщение опыта работы центров и публикации методических рекомендаций.
Для эффективной реализации перечисленных выше функций специалистам центра необходимо скоординировать деятельность сотрудников различных сфер жизнедеятельности: образования, здравоохранения, социального обслуживания.
Зарубежный опыт организации межведомственного взаимодействия включает три модели: мультидисциплинарную, междисциплинарную и трансдисциплинарную.
В рамках мультидисциплинарной модели специалисты работают с ребенком и семьей независимо друг от друга. Они используют свои возможности практически без взаимодействия и определения четких профессиональных границ. Это приводит к недостаточно эффективному результату работы и неполному описанию профиля развития ребенка.
Более эффективной является междисциплинарная модель, в рамках которой более четко определены каналы взаимодействия специалистов различных учреждений. Важным компонентом данной модели является проведение консилиумов специалистов и интегративный подход во взаимодействии специалистов и родителей. В зависимости от потребностей ребенка и семьи обязанности ведущего и координатора реабилитационного процесса меняются. Очевидно, что члены полипрофессиональной бригады должны владеть навыками групповой работы, необходима системная работа по профилактике профессиональных конфликтов.
Трансдисциплинарная модель включает гибкое встраивание терапевтического вмешательства специалистов в жизнь семьи и ребенка. Важным компонентом данной модели является взаимозаменяемость членов полипрофессиональной бригады, что требует от специалистов компетентности в различных областях.
Проведение «круглого стола» с участием специалистов различных сфер жизнедеятельности на базе одного из Центров раннего развития выявило следующую проблему:
1. Межведомственное взаимодействие специалистов часто опирается на личные контакты или соответствует мультидисциплинарной модели.
2. Необходим переход к междисциплинарной модели межведомственного взаимодействия, ответственность за который и выполнение координационных функций следует делегировать сотрудникам Министерства образования Омской области.
Переход от мультидисциплинарной к междисциплинарной модели межведомственного взаимодействия должен осуществляться средствами комплекса мероприятий:
- организацией и проведением заседаний координационного совета специалистов по данной проблеме (1 раз в квартал);
- комплектованием полипрофессиональных бригад;
- привлечением общественных и волонтерских организаций к участию в программе;
- проведением областной научно-практической конференции по проблемам раннего вмешательства (1 раз в год);
- организацией участия специалистов различного профиля в видеоконференциях и «горячих линиях» на телефоне доверия.
- описанием функционального регламента взаимодействия.
Нами создана структура межведомственного взаимодействия специалистов, участвующих в процессе раннего вмешательства и работающих в учреждениях различных сфер жизнедеятельности: здравоохранения, образования, социального обслуживания, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура межведомственного взаимодействия по организации медико-психолого-социальной помощи ребенку раннего возраста
Учреждения социального обслуживания
Учреждения здравоохранения Возраст от 0 до 3 лет Центры ранней диагностики Возраст от 0 до 3 лет Дошкольные образовательные учреждения Возраст от 3 до 7 лет
1. Выявление детей с факторами риска в родильных домах и при детских поликлиниках. 2. Диспансерное наблюдение в поликлиниках участковыми педиатрами. 3. Проведение скринингового обследования детей первого года жизни (каждые три месяца) и последующее наблюдение детей группы риска каждые полгода с участием узких специалистов детской поликлиники и анализом полученных данных на клинико-экспертных комиссиях. Проведение дифференциальной диагностики с целью уточнения структуры нарушения, определения коррекционных мероприятий и направлений дальнейшего психолого-педагогического воздействия. Направления проведения диагностики: 1.Консультативное от 0 до 3 лет. 2.Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование от 2 до 3 лет. Осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии с раннего возраста в условиях дошкольных учреждений, групп кратковременного пребывания и в рамках организации домашнего визитирования.
Семья
Инновационным компонентом системы раннего вмешательства является организация домашнего визитирования детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Для организации домашнего визитирования все дети раннего возраста закрепляются за дошкольным образовательным учреждением или КОУ «Центр ПМСС», с родителями (законными представителями) заключается договор о получении услуг образования на дому. В учреждении определяется специалист, который профессионально оказывает услуги в рамках домашнего визитирования. В ходе работы специалистом выполняются следующие функции:
- оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;
- обучение родителей приемам ухода за детьми раннего возраста, методам обучения и воспитания;
- формирование у родителей активной жизненной позиции и включение их в процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Эффективность реализации технологии домашнего визитирования является оценкой эффективности деятельности специалиста-консультанта. Она включает в себя:
- количество домашних визитов,
- количество проведенных коррекционно-развивающих занятий,
- количество проведенных консультаций с родителями.
Качественная оценка деятельности специалиста определяется результатами коррекци-онно-педагогической работы:
- динамикой в развитии ребенка;
- уровнем включенности родителей и семьи в коррекционно-развивающий процесс.
Внедрение инновационных технологий работы с ребенком раннего возраста и с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, требует научного и методического обоснования, что свидетельствует о необходимости организации деятельности ресурсно-методического Центра.
Поскольку значительное место в создании системы раннего выявления нарушений в развитии детей и своевременного получения ими коррекционно-педагогической и психологической помощи отводится деятельности казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения», то и организация деятельности ресурсно-методического центра осуществляется ее специалистами.
Специалистами ресурсно-методического центра проводятся следующие мероприятия:
- организация постояннодействующего семинара по вопросам диагностики, коррекции и реабилитации детей с особенностями развития в возрасте от 0 до 3-х лет (1 раз в месяц формы проведения как очная, так и дистанционная);
- выпуск методических материалов для сотрудников центров, полипрофессиональной бригады и родителей (1-2 пособия в год);
- участие в организации и проведении научнопрактической конференции;
- создание банка методических материалов по вопросам раннего вмешательства.
Одним из направлений деятельности научно-методического центра является открытие
экспериментальной площадки по вопросам научно-методического сопровождения ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.
Организация деятельности экспериментальной лаборатории по вопросам научно-методического сопровождения ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, осуществляется на основании пакета локальных актов учреждения. Научно-методическое руководство осуществляется преподавателями Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омского государственного педагогического университета им. А.М. Горького, БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Сюда включены: разработка и внедрение инноваций в деятельность Центров ранней помощи, исследование эффективности внедрения инноваций, обобщение инновационного опыта специалистов-
практиков, проведение научно-практической конференции по реализации модели ранней помощи в Омской области.
Эффективность функционирования системы ранней психолого-медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, определяется двумя видами характеристик: количественной и качественной.
Нами используются следующие количественные характеристики:
- количество обратившихся семей;
- количество диагностических исследований;
- количество проведенных консультаций и занятий;
- количество проведенных консилиумов;
- количество методических разработок;
- количество проведенных научно-методических разработок;
- количество публикаций в СМИ или научных изданиях.
Профессиональную компетентность специалистов, обеспечивающих функционирование системы, отражают следующие качественные характеристики:
- динамика развития детей;
- социологическое исследование субъективной оценки удовлетворенности родителей услугами по вопросам ранней помощи;
- социологическое исследование оценки специалистов, участвующих в реализации модели методических материалов;
- анализ динамики образовательных маршрутов детей с ОВЗ раннего возраста.
Таким образом, система ранней психолого-медико-социальной помощи детям с ОВЗ в
Омской области разработана с учетом ряда аспектов:
Концептуальными основаниями данной системы являются позитивный и интегратив-ный подходы.
Структура данной системы включает: ресурсно-методический Центр в городе и четыре Центра раннего развития в районах Омской области, а также структуру взаимодействия специалистов из различных сфер жизнедеятельности: здравоохранения, образования, социальной защиты.
Деятельностный аспект представляет собой описание алгоритма действий специалистов различных учреждений, включенных в данную систему.
Инновационный компонент функционирования данной системы обеспечивается сотрудниками ресурсно-методического Центра в рамах научно-методического сопровождения.
Эффективность функционирования системы определяется в результате мониторинга ряда количественных и качественных показателей.
Библиографический список
1. Орлова, Е.В. Комплексное медико-социальное и психолого - педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Омск, 2014г., Издат.-полигр. Центр Ом-ГМА- 70с.
2. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. Москва. Медицина,1996г.-463с.
3. Раннее вмешательство: методики оценки развития ребенка и работа с семьей. Учебно-методическое пособие / под общей редакцией А.В. Старшиновой.-Екатеринбург: НПЦ «Бонум»,2010.-180с.
L.A. Vorob'eva,
Omsk RegionMedical and Psychosocial Support Center.
N.B. Grebennikova Omsk F. M. Dostoevsky State University. ORGANIZATIONS OF SYSTEM OF EARLY PSYCHO-MEDICO-SOCIAL ASSISTANCE TO CHILDREN
WITH DISABILITIES IN THE OMSK REGION.
The article describes the structural and the active components of the system of early psycho-medic-social assistance to children with disabilities, based on the conceptual ideas of the positive approach.
Key words.Positive approach, "early intervention", interagency cooperation, home visiting, model of the family raising children with disabilities.
References
1. Orlova E.V. Kompleksnoemediko-sotsial'noeipsikhologo-pedagogicheskoesoprovozhdenie v sistemeranneypomoshchidetyam s ogranichennymivozmozhnostyamizdorov'ya [Comprehensive medical, social and psycho-pedagogical support in the system of early intervention for children with disabilities]. Omsk, 2014,OmGMAPubl. Center. 70 p.
2. Pezeshkian N. Psikhosomatikaipozitivnayapsikhoterapiya [Psychosomatics and positive psychotherapy]. Moscow,Medicina,1996.463 p.
3. Ranneevmeshatel'stvo: metodikiotsenkirazvitiyarebenka i rabota s sem'ey.Educational-methodicalmanualed. by A.V. Starshinova. [Early intervention: assessment of child development and working with families]. Ekaterinburg: Bonum,2010.180 p.
Авторы статьи:
Лариса Анатольевна Воробьева, заместитель директора Центра медико-психолого-социального сопровождения Омской области;
Наталья Борисовна Гребенникова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. Тел. 8 908 319 31 40. [email protected]
Рецензенты:
М.П. Ланкина, доктор педагогических наук, профессор, Омский госурственный университет им. Ф.М. Достоевского.
Е.Б. Штучная, доктор педагогических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения.
УДК 378+316.472.45
Р.А. Заякина, С.Е. Ильин Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)
ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ ДЛЯ РЕАЛЬНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ ПАРТНЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ Г. НОВОСИБИРСКА)1
В статье анализируются самопрезентации трех университетов г. Новосибирска, входящих в число ведущих (НГУ, НГПУ, НГТУ). Признается актуальным такое рассмотрение материалов данных самопрезентаций, которое учитывало бы ключевые концептуальные положения сетевого подхода. Предлагается сопоставление четырех аспектов самопрезентаций. Во-первых, образов партнерского сетевого сообщества, включающего вуз; во-вторых, образов места и роли вуза в этом сообществе; в-третьих, образа перспектив развития партнерского сетевого сообщества вуза; в-четвертых, образа перспектив развития вуза в указанном сообществе. На основании проведенного сопоставления, с одной стороны, выявляются черты, объединяющие самопрезентации названных вузов, с другой - черты, придающие уникальность имиджу каждого из них. Ключевые слова: научно-образовательные сети, сетевое партнерство, современный университет, самопрезентация.
Сетевые формы учебного, научного и организационно-управленческого взаимодействия в сфере высшего образования являются сегодня своеобразным трендом. Стремительному развитию социальных процессов сетевого типа в образовании способствуют как внешние, так и внутренние причины. С одной стороны, общая социальная ситуация диктует необходимость мобильного реагирования на глобальные вызовы и изменения, выработку стратегий вхождения в мировые интеллектуальные и коммуникационные сети. С другой стороны, университетами изнутри поощряются предпринимательство и производство инно-