Научная статья на тему 'Организация системы непрерывного медицинского образования как важнейшая составляющая процесса обеспечения качества медицинской помощи'

Организация системы непрерывного медицинского образования как важнейшая составляющая процесса обеспечения качества медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / THE PROCESS OF ENSURING QUALITY OF CARE / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукъянцева Дарья Валерьевна, Маркова Яна Валерьевна

Охарактеризованы основные законодательные и нормативные правовые документы, регламентирующие процесс подготовки специалистов в здравоохранении, сформулированы особенности организации образовательной деятельности. Обоснована роль непрерывного медицинского образования в процессе обеспечения качества медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукъянцева Дарья Валерьевна, Маркова Яна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION AS IMPORTANT COMPONENTS OF THE PROCESS OF ENSURING THE QUALITY OF CARE

Article describes the main legislative and regulatory documents regulating the process of training in health care, especially formulated organizing educational activities, as well as it substantiates the role of continuing medical education in ensuring quality of health care.

Текст научной работы на тему «Организация системы непрерывного медицинского образования как важнейшая составляющая процесса обеспечения качества медицинской помощи»

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Д.В. Лукъянцева1, Я.В. Маркова2

Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья, Москва

Охарактеризованы основные .законодательные и нормативные правовые документы, регламентирующие процесс подготовки специалистов в здравоохранении, сформулированы особенности организации образовательной деятельности. Обоснована роль непрерывного медицинского образования в процессе обеспечения качества медицинской помощи.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, федеральные государственные образовательные стандарты, процесс обеспечения качества медицинской помощи, система менеджмента качества

Важнейшим условием поддержания на должном уровне процесса обеспечения качества медицинской помощи становится непрерывное образование медицинских работников для осуществления ими медицинской деятельности на высоком профессиональном уровне [1].

Министерство здравоохранения РФ, признавая, что одним из наиболее важных аспектов исполнения стратегических программ в сфере здравоохранения является повышение квалификации медицинских работников, проводит модернизацию всей системы среднего, высшего и последипломного медицинского образования, которую в совокупности обоснованно называют системой непрерывного медицинского образо-

1 Лукъянцева Дарья Валерьевна — канд. мед. наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья; 125445, Москва, Беломорская ул. 19/38, 4 этаж; тел.: (499) 400-47-64; e-mail: lukdaria@yandex.ru.

2 Маркова Яна Валерьевна — канд. экон. наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья; 125445, Москва, Беломорская ул. 19/38, 4 этаж; тел.: (499) 458-95-62; e-mail: mmmarkova@yandex.ru.

вания. Главным критерием оценки целесообразности тех или иных мероприятий и успешности проведения образовательной модернизации служит соответствие требованиям общества, отрасли, медицинской науки, что требует создания четкой законодательной и нормативной правовой базы и следование ей [2].

Приказом Минздравсоцразвития России утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [3]. В данном нормативном правовом документе приводится исчерпывающий список обязанностей каждого медицинского работника, требований к его образованию, стажу работы, квалификации, содержится указание на законодательные, нормативные правовые документы, которые он обязан знать.

Разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение». Образовательные стандарты должны формироваться на основе

профессиональных стандартов оказания медицинской помощи, клинических протоколов (протоколов лечения), по крайней мере, соотноситься с ними. Однако полноценный массив стандартов профессиональной деятельности, содержащий такие требования, — это перспектива. Вместе с тем ФГОС имеются практически по всем медицинским специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация и др.

Одной из главных новаций ФГОС стал компе-тентностный подход. Под компетенцией понимают способность и готовность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Основной принцип компетентностного подхода состоит в том, что акцент делается, прежде всего, на усвоение способов деятельности и приобретение опыта осуществления этой деятельности в различных ситуациях. ФГОС включают перечень компетенций, которыми должен обладать медицинский работник в соответствии с той или иной специальностью, что конкретизирует требования к специалисту как в процессе обучения в рамках повышения квалификации, так и в условиях его непосредственной работы в медицинской организации. Компетенции сосредоточены в разделе ФГОС, где сформулированы требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов, и подразделяются на: общекультурные и профессиональные, среди которых выделяют общепрофессиональные, а также профилактические, диагностические, лечебные, реабилитационные, психолого-педагогические, организационно-управленческие и научно-исследовательские виды деятельности.

Зачетные единицы трудоемкости — еще одна новинка ФГОС. Они представляют собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности (федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», гл. 2, ст. 13, п. 4) [4], учитывающую не только аудиторную нагрузку, но и трудозатраты на самостоятельную работу и подготовку к аттестации по соответствующей дисциплине. Применение зачетных единиц закладывает также основы организации непрерывного медицинского образования, являясь мерой

осуществления образовательного процесса медицинских кадров, подтверждаемой, в том числе, в ходе осуществления аккредитации специалистов (аккредитация специалистов вводится с 2016 г.)

Внедрение ФГОС влечет за собой формирование новых требований к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса. По всему перечню дисциплин должен обеспечиваться доступ каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, в том числе во время самостоятельной подготовки. Это ставит перед преподавательским сообществом, а в рамках непрерывного медицинского образования перед управленческим персоналом клиник и высшим руководящим звеном отрасли, задачу такого обеспечения медицинских кадров учебно-методическими материалами и информационными ресурсами на каждом рабочем месте [5].

Несмотря на преимущества ФГОС, возникает и ряд проблем, среди них основная — общая неготовность учиться «по-новому». Переход с аудиторной нагрузки на получение зачетных единиц, в которых учитывается и самостоятельная работа, требует изменений как от обучающихся, так и от педагогов и управляющего персонала клиник — самостоятельную работу надо обеспечить методически, и это не простая задача. В новых условиях для должной мотивации обучаемых необходимо применять больше активных методов обучения: ситуационных задач, дидактических ролевых игр, наглядных пособий, использовать при обучении возможности симуляционных центров. В условиях компетентностного подхода к процессу обучения должен применяться текущий контроль и промежуточная аттестация, так как измерять нужно не полученные знания, а профессиональные компетенции медицинских кадров, приобретаемые ими в процессе обучения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4] ввел ст. 82, где говорится об особенностях реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

С учетом повышенной ответственности медицинских и фармацевтических работников за результаты своей профессиональной деятельности, особого объекта их профессиональной деятельности — здоровье человека, здоровье нации, подготовка медицинских и фармацевтических работников строится с повышенными требова-

ниями к профессиональным образовательным программам. В них требования к освоению теоретических знаний сочетаются с требованиями к прохождению достаточной для развития соответствующих навыков практики в медицинских и фармацевтических организациях. Выше указанная статья закрепляет основной принцип получения медицинского и фармацевтического образования — реализацию профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, которая обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни. Кроме того, для медицинских и фармацевтических работников предусматривается постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации. Все это в совокупности является реализацией непрерывного медицинского образования кадров в здравоохранении.

Согласно п. 1 ст. 82 [4] «...Подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:

1) образовательные программы среднего профессионального образования;

2) образовательные программы высшего образования;

3) дополнительные профессиональные программы».

Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования характеризуется следующим:

— среднее профессиональное образование имеет целью подготовку медицинских и фармацевтических работников среднего звена по всем основным направлениям медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования;

— высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по направлениям медицинской и фармацевтической деятельности;

— к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, име-

ющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня;

— к освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование;

— подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков в рамках компетентностного подхода, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников и выполнять определенный род деятельности.

Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с ФГОС, утвержденными Минобрнауки России, по согласованию с Минздравом России. ФГОС по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения (гл. 10, ст. 16, п. 11) [4], в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника. Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается Минздравом России по согласованию с Минобрнауки России.

Согласно п. 3 ст. 82 [4] «...Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».

Совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и иных организация, осуществляющих образовательную деятельность, проводится медицинскими работниками с целью обновления имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований

к уровню квалификации, необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более «высокой» должности, а также получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Приказом Минздрава России № 66 н утверждены порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях [6]. Данным документом определены правила совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам и продолжительность данного обучения. Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности. Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздрав-соцразвития России № 415 н «Об утверждении

Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» [7], квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России № 541н [3].

Освоение программ дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации и профессиональной переподготовки завершается обязательной итоговой аттестацией, по итогам которой работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации, выдается свидетельство о повышении квалификации, а работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки, — диплом о профессиональной переподготовке.

Согласно п. 4 ст. 82 [4] «...Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:

1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);

2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);

3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [8] к иным орга-

низациям в сфере здравоохранения можно отнести:

— любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются требования к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

В области фармацевтики к иным организациям можно отнести любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). К фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.

Согласно п. 5 ст. 82 [4] «...Организация практической подготовки обучающихся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора, заключенного между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Указанный договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся, работников образовательных организаций, работников научных организаций в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, порядок участия работников медицинских организаций, орга-

низаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательной деятельности».

Таким образом, договор заключается между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья.

Такой договор должен содержать следующие существенные условия:

— порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки;

— порядок участия обучающихся, работников образовательных организаций, работников научных организаций в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности;

— порядок участия обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам;

— порядок участия работников медицинских организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательной деятельности;

— цену договора. Однако практическая подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, в государственных и муниципальных организациях, и использование необходимого для практической подготовки обучающихся имущества этих организаций осуществляются на безвозмездной основе (согласно п. 6 ст. 82 [4]).

Участие обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в

оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Приказом Минздрава России № 585 н «Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности» [9] определены правила участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам и получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности в рамках их практической подготовки.

Данным Порядком закреплено, что к участию в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности допускаются обучающиеся:

— успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку;

— имеющие практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в том числе приобретенные на моделях (симулято-рах) профессиональной деятельности, и (или) в фармацевтической деятельности;

— прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры.

Обязанности по обеспечению безопасных условий труда обучающихся, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности, возлагаются на руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья.

Контроль за участием обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам или в фармацевтической деятельности осуществляют:

— работники организации, осуществляющей обучение, назначенные из числа педагогических и (или) научных работников, которые несут от-

ветственность за проведение практической подготовки обучающихся;

— работники, замещающие штатные должности в организации, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья, и назначенные руководителем соответствующей организации ответственными за организацию и проведение практической подготовки обучающихся.

Участие обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам или в фармацевтической деятельности осуществляется при согласии пациентов или их законных представителей и соблюдении медицинской этики.

Организация, осуществляющая деятельность в сфере охраны здоровья, в которой обучающиеся участвуют в оказании медицинской помощи гражданам или фармацевтической деятельности, должна оказывать содействие в максимальном формировании, закреплении, развитии практических навыков и компетенции у обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В ст. 82 [4] также сформулированы особые требования, предъявляемые к педагогическим работникам организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан РФ и образовательную деятельность.

Для организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам, требования по допуску к педагогической деятельности установлены в отношении работников:

— медицинских и научных организаций;

— организаций, осуществляющих производство лекарственных средств;

— организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий;

— аптечных организаций;

— судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в РФ.

Работники перечисленных организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным про-

граммам, обязаны отвечать совокупности следующих требований:

1) иметь высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование;

2) пройти обучение в ординатуре или интернатуре.

Иные требования предъявляются к работникам перечисленных организаций, осуществляющим педагогическую деятельность по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам, они должны:

— иметь среднее или высшее медицинское образование либо среднее или высшее фармацевтическое образование;

— пройти соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования либо обучение в ординатуре или интернатуре.

Исходя из изложенного, следует заключить, что основными образовательными этапами для медицинских работников являются окончание высшего (среднего) медицинского учебного заведения, прохождение интернатуры, ординатуры, аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры и повышение квалификации. Данное многообразие форм подготовки, безусловно, вызвано публичной направленностью медицинской деятельности, многоаспектностью и сложностью работы с пациентом, защитой его, в первую очередь, такого неимущественного блага как здоровье. Успешное освоение медицинским работником всех необходимых этапов, требуемых для работы по определенной узкой специальности, гарантирует его качественную и квалифицированную трудовую деятельность.

Также сегодня необходимо понимать, что непрерывное медицинское образование подразумевает не только совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, что определяется общим понятием «компетенции», по выбранной специальности в соответствии с современными достижениями науки, результатами медицины, основанной на доказательствах, кли-нико-экономического анализа и др. Медицинскому работнику сегодня необходимо овладевать всеми бизнес-процессами как составной частью системы менеджмента качества (СМК) медицинской организации, обеспечивающими качествен-

ный процесс оказания медицинской помощи на каждом рабочем месте.

Например, в рамках системного подхода (принцип СМК) врач-хирург должен не только уметь провести оперативное вмешательство на должном уровне. Он также должен владеть процессом управления документацией, записями, подходами к рациональной антибиотикопрофи-лактике и терапии, профилактике тромбоэмболии легочной артерии, обладать достаточными знаниями, чтобы участвовать в оптимизации ресурсов и маршрутизации процессов, расчете затрат на выполнения медицинских услуг и формировании цены, формировании индикаторов качества и мониторировании процесса оказания медицинской помощи.

Для этого, с одной стороны, в медицинской организации в рамках внедрения СМК должны быть разработаны нормативные документы, регламентирующие все бизнес-процессы. Для врача-хирурга такими документами становятся: порядок госпитализации, формы юридического урегулирования, инструкция по ведению истории болезни пациента в стационаре, порядок использования наркотических средств, положение о консилиуме в стационаре, стандартные операционные процедуры (СОП), регламентирующие технологический процесс выполнения стандартов и др. С другой стороны, разработанные документы становятся основой для непрерывного обучения медицинских работников, а также оценки качества процесса оказания медицинской помощи на соответствие установленным параметрам принятия управленческих решений по его совершенствованию.

Стоит также отметить, что сегодня процесс оказания помощи пациентам носит мультидис-циплинарный характер. Так, особое значение СМК приобретает в медицинских организациях, оказывающих помощь пожилым пациентам, где требуются согласованные действия различных специалистов. И это не только медицинские кадры (врачи, медицинские сестры и др.), но и социальные работники, психологи и др. Обучение взаимодействию между этими специалистами для достижения наилучшего результата у таких пациентов также должно включаться в процесс непрерывного образования медицинских работников, быть регламентировано в документах медицинской организации в рамках СМК. Это поз-

волит оказывать помощь лицам пожилого и старческого возраста на высоком профессиональном уровне, управлять медицинским процессом, оценивать его результаты.

Таким образом, очень важно обеспечить качественную подготовку на каждом образовательном этапе и предусмотреть порядок ее прохождения в соответствии с законодательной и нормативной правовой базой, обеспечивая непрерывный образовательный процесс в ходе всей трудовой деятельности медицинских кадров как в образовательных организациях, так и на рабочих местах — в медицинских организациях. Чрезвычайно важно обеспечить надлежащий уровень подготовки медицинских работников на всех этапах непрерывного медицинского образования с установлением акцента на практическую составляющую. Непрерывное медицинское образование сегодня подразумевает, с одной стороны, обучение по дополнительным программам профессионального образования в обучающих организациях на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии со специальностью, с другой — постоянное внутрикорпоративное обучение в рамках создания и совершенствования процесса обеспечения качества в медицинской организации в зависимости от особенностей оказываемой ей медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукъянцева Д.В. Вопросы адаптации (разработки) и внедрения стандартов оказания медицинской помощи в деятельность медицинской организации // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2014. № 1—2. С. 3—12.

2. Лукъянцева Д.В. Стандартизация медицинских технологий как основа создания системы управления качеством медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2011. № 11 —12. С. 3—9.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541-н (г. Москва) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» // Российская газета. 27.09.2010. № 5296.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=173432 (дата обращения: 12.10.2014).

5. Лукъянцева Д.В., Гончаров Н.Г., Воробьев П.А., Тюрина И.В. и соавт. Создание системы управления качеством в центральной клинической больнице Российской академии наук // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2008. № 4. С. 3—7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». Зарегистрировано в Минюсте России 04 сентября 2012 г. № 25359 // Российская газета.

19.09.2012. № 215.

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения». Зарегистрировано в Минюсте России 09 июля 2009 г. № 14292 // Российская газета. 26.08.2009. № 158.

8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: [принят Государственной Думой 01.11.2011, одобрен Советом Федераций 09.11.2011, ред. от 28.12.2013] // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. N 585н «Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности». Зарегистрировано в Минюсте России 01 ноября 2013 г. № 30288 // Российская газета.

11.11.2013. № 253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.