Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НДС В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НДС В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ВОЗМЕЩЕНИЕ НАЛОГА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ ФНС / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протасова И.И.

В статье автором исследован вопрос о возможности и необходимости использования инновационных цифровых решений при организации порядка работы налоговых органов с налогоплательщиками при возмещении НДС и применении ставки 0 процентов. Актуальность исследования обосновывается сокращением срока камеральной проверки, изменением законодательных условий применения заявительного порядка возмещения НДС, подготовки реестров документов, подтверждающих ставку 0 процентов, в электронном виде в связи с расширением возможностей информационных сервисов ФНС России. Методология исследования базируется на обобщении, анализе и синтезе нормативных документов, а также проведенных исследований. Новизна авторского предложения состоит в том, что на основе изучения практического опыта взаимодействия предприятий морского транспорта, налоговых и таможенных органов, с учетом изменения условий внешней среды (цифровизации всех социально - экономических процессов), разработаны практические рекомендации, направленные на реализацию возможности применения ускоренного порядка возмещения НДС и ставки 0 процентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Протасова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF TAXATION AND TAX CONTROL FOR VAT IN THE DIGITAL ECONOMY

In the article, the author explored the issue of the possibility and necessity of using innovative digital solutions in organizing the work of tax authorities with taxpayers when refunding VAT and applying the 0 percent rate. The relevance of the study is substantiated by a reduction in the period of a desk audit, a change in the legislative conditions for applying the declarative procedure for VAT refunds, and the preparation of registers of documents confirming the 0 percent rate in electronic form due to the expansion of the possibilities of information services of the Federal Tax Service of Russia. The research methodology is based on the generalization, analysis and synthesis of normative documents, as well as the conducted research. The novelty of the author's proposal lies in the fact that, based on the study of practical experience of interaction between maritime transport enterprises, tax and customs authorities, taking into account changes in environmental conditions (digitalization of all socio-economic processes), practical recommendations have been developed aimed at realizing the possibility of using an accelerated procedure for reimbursement VAT and 0 percent rates.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НДС В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

его финансового обеспечения. Недостаток собственных источников финансирования деятельности, ограниченность доступа к заёмным источникам, сложности привлечения иных источников финансирования создает трудности для функционирования и развития предприятий малого бизнеса, в то время как их деятельность должна способствовать решению целого ряда социально-экономических задач. Поэтому большая часть малых предпринимателей находится в постоянном поиске альтернативных источников финансирования деятельности. Важной задачей государства в этих условиях обеспечить принятие мер, связанных с популяризаций альтернативного финансирования для облечения доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.

Источники:

1. Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности/Т.М. Голубева. - Москва- ФОРУМ, 2022.- 256 с.

2. Ершова Н.А. Финансово-инвестиционная стратегия/Н.А. Ершова, О.В. Миронова, Т.В. Чернышева Т.В. - М: РГУП, 2021.-196 с.

3. Карпова Е.Н. Долгосрочная финансовая политика/ Е.Н. Карпова, О.М. Кочановская, А.М. Усенко, А.А. Коновалов А.А.- М: НИЦ ИНФРА-М, 2022.- 193 с.

4. Коптева Е.П. Современные представления о сущности финансовых ресурсов предприятия/Е.П. Коптева// УЭкС. 2011. №34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-predstavleniya-o-suschnosti-finansovyh-resursov-predpriyatiya

5. Кузнецов Н.В. Управление финансовым обеспечением предприятия в условиях экономического кризиса/Н.В. Кузнецов. - М: «Дашков и К°» - 2009 - 120 с.

6. Левчаев П.А. Финансы организаций/П.В. Левчаев.- М.: ИНФРА-М, 2021.-386 с.

7. Ледяева Н.Я. Внутрифирменное предпринимательство. Венчурное Финансирование/ Н.Я. Ледяева, Е.В. Мельникова, О.С. Мельникова.- СибГУ им. М.Ф. Решетнева.- Красноярск, 2020.- 94 с.

8. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент/Л.Н. Павлова. -М.: Юнити-Дана, 2015.- 110 с.

9. Райзберг Б.А. Курс экономики/ Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева Е.Б.- М.: ИНФРА-М, 2022.- 686 с.

10. Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов/М.К. Санин //Экономика и экологический менеджмент. -2015.- № 4.- с.57-63.

11. Улицкая Н.Ю. Концепция и тенденции земельного бизнеса в России/ Н.Ю. Улицкая, М.С. Акимова, Л.Н. Семеркова - М.: НИЦ ИНФРА -М, 2018.- 112 с.

12. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС КонсультантПлюс.

13. Фридман А.М. Финансы организаций/ А.М. Фридман.- М.: ИНФРА-М, 2021.- 202 с.

14. Чараева М.В. Стратегия управления корпоративными финансами: инвестиции и риски/ М.В. Чараева. - М.:Инфра-М, 2021. - 218 с.

EDN: KWTDYS

И.И. Протасова - к.э.н., доцент кафедры экономической теории, экономики и менеджмента, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия, ii.Protasova@mail.ru,

I.I. Protasova - candidate of economic sciences, docent of the economic theory, economics and management department, Ushakov maritime state university, Novorossiysk, Russia.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НДС В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF TAXATION AND TAX CONTROL FOR VAT IN THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация. В статье автором исследован вопрос о возможности и необходимости использования инновационных цифровых решений при организации порядка работы налоговых органов с налогоплательщиками при возмещении НДС и применении ставки 0 процентов.

Актуальность исследования обосновывается сокращением срока камеральной проверки, изменением законодательных условий применения заявительного порядка возмещения НДС, подготовки реестров документов, подтверждающих ставку 0 процентов, в электронном виде в связи с расширением возможностей информационных сервисов ФНС России.

Методология исследования базируется на обобщении, анализе и синтезе нормативных документов, а также проведенных исследований.

Новизна авторского предложения состоит в том, что на основе изучения практического опыта взаимодействия предприятий морского транспорта, налоговых и таможенных органов, с учетом изменения условий внешней среды (цифро-визации всех социально - экономических процессов), разработаны практические рекомендации, направленные на реализацию возможности применения ускоренного порядка возмещения НДС и ставки 0 процентов.

Abstract. In the article, the author explored the issue of the possibility and necessity of using innovative digital solutions in organizing the work of tax authorities with taxpayers when refunding VAT and applying the 0 percent rate. The relevance of the study is substantiated by a reduction in the period of a desk audit, a change in the legislative conditions for applying the declarative procedure for VAT refunds, and the preparation of registers of documents confirming the 0 percent rate in electronic form due to the expansion of the possibilities of information services of the Federal Tax Service of Russia. The research methodology is based on the generalization, analysis and synthesis of normative documents, as well as the conducted research. The novelty of the author's proposal lies in the fact that, based on the study of practical experience of interaction between maritime transport enterprises, tax and customs authorities, taking into account changes in environmental conditions (digitalization of all socio-economic processes), practical recommendations have been developed aimed at realizing the possibility of using an accelerated procedure for reimbursement VAT and 0 percent rates.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговая декларация, налоговое администрирование, возмещение налога, информационные сервисы ФНС, камеральная налоговая проверка, налоговые вычеты, мероприятия налогового контроля, цифровая экономика, электронный документооборот.

Keywords: value added tax, tax declaration, tax administration, tax refund, information services of the Federal Tax Service, desk tax audit, tax deductions, tax control measures, digital economy, electronic document management.

Введение

В условиях развития цифровизации деятельности налоговых органов происходит модернизация налогового администрирования путем расширения возможностей использования аналитических информационных

систем ФНС России. Целью является создание комфортных условий осуществления деятельности, в том числе внешнеэкономической, для добросовестных налогоплательщиков и повышение эффективности налогового контроля, направленного на пресечение и предупреждение совершения налоговых правонарушений. В настоящее время на официальном сайте ФНС России действуют более 70 онлайн - сервисов.

Миссия ФНС России - высокое качество услуг и комфортные условия для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса.

Вопросы организации налогообложения НДС, возмещения налога, в том числе путем применения заявительного порядка, подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов являются актуальными для налогоплательщиков, которые работают в сфере морского бизнеса, реализуют товары на экспорт, оказывают услуги перевалки, международной перевозки товаров, транспортно - экспедиторского обслуживания. Указанная категория экономических субъектов уже активно применяет электронный документооборот при взаимодействии между собой и с налоговыми органами.

Принимая во внимание законодательное изменение условий применения заявительного порядка возмещения НДС, сокращение сроков проведения камеральных налоговых проверок, упрощение порядка подготовки реестров документов, подтверждающих ставку 0 процентов путем использования информационных сервисов ФНС, видится необходимость подробной проработки данного вопроса.

Цель исследования: определение порядка возмещения налога на добавленную стоимость и особенностей предоставления документов для применения нулевой ставки НДС в контексте цифровизации экономики.

Методы: в ходе исследования был выполнен обзор нормативных документов посредством использования таких методов, как, анализ, сравнение и обобщение.

Результаты

Согласно существующему порядку, плательщики НДС обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, с соблюдением установленного срока: декларация должна быть передана в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев в соответствии со статьей 88 НК РФ, по окончании которой принимаются соответствующие решения.

С целью снижения административной нагрузки на экономических субъектов, повышения деловой активности и создания более комфортных условий налогового администрирования для добросовестных налогоплательщиков в отношении налоговых деклараций по НДС, которые содержат заявление на возмещение сумм налога из бюджета камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации по НДС.

Письмом ФНС России № ЕД-20-15/129 от 06.10.2020 установлены условия применения ускоренного порядка проведения проверки и возмещения НДС, в частности отсутствие ошибок и (или) противоречий в налоговой декларации, отсутствие признаков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, определены показатели налоговых вычетов и уплаченных налогов. Стоит подчеркнуть, что налоговым органом осуществляется оценка на соответствие условиям не позднее 10 календарных дней со дня представления налоговой декларации по НДС.

В случае если камеральным контролем обнаружены признаки, которые указывают на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель налогового органа или его заместитель, могут принять решение о том, чтобы увеличить длительность срока проведения камеральной налоговой проверки еще на один месяц.

Применение НДС при реализации товаров в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, данным в приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) помимо Российской Федерации, являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика.

В отношении налоговых деклараций участников внешнеэкономической деятельности налоговым органом проводятся мероприятия налогового контроля, которые регламентированы НК РФ и должны быть направлены на подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов (рисунок 1).

Оценка представленных н ал о го п л ате л ыцикам и документов

б рамках проверки обоснованности применения ставки 0 % и соответствия представленного пакета требованиям статьи 165 НК РФ в рамках проверки обоснованности применения налоговых вычетов и соответствия представленных документов требованиям статьи 169, 171, 172 НК РФ

Рисунок 1 - Организация налогового контроля

Налоговым кодексом РФ установлены условия, порядок и причины направления требований о предоставления пояснений и (или) документов (таблица 1).

Таблица 1 - Основания проведения мероприятий налогового контроля

№ п/п Мероприятия налогового контроля и правовое обоснование: требование представить Причины и условия проведения Документы, пояснения

1 пояснения или внести исправления в налоговую декларацию в течение пяти дней (ст. 88 НК РФ) Выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, данным, которыми располагает налоговый орган Предоставляются пояснения, также налогоплательщики дополнительно могут представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию

2 документы в течение 10 дней (ст. 88, 93, 171, 172 НК РФ) В случае предоставления налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога Предоставляются счета - фактуры, договора, документы бухгалтерского и налогового учета, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов

3 документы в течение 10 дней (ст. 88, 93, 153, 154, 171, 172 НК РФ) При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо при выявлении несоответствия сведениям, содержащимся в налоговой декларации, представленной другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Предоставляются счета - фактуры, первичные документы, договора, документы бухгалтерского и налогового учета, подтверждающие правильность формирования налоговой декларации

4 в течение 10 дней (ст. 88, 93, 165 НК РФ) В случае предоставления налоговых деклараций, в которых заявлено право на применение ставки 0 процентов и подтверждающие правомерность применения ставки документы не представлены или предоставлены с нарушением требований НК РФ 1) в случае реализации товаров на экспорт: - контракт; - таможенные декларации; - копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ. 2) в случае реализации услуг: - контракт; - копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают вывоз товаров из РФ (ввоз товаров в РФ). Перечень подтверждающих документов и особенности предоставления установлены статьей 165 НК РФ. 3) в случае реализации товаров в Таможенном союзе: - контракт; - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств); - транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

5 документы в течение 20 дней (ст. 165 НК РФ) В случае выявления несоответствия сведений, указанных в реестре документов, подтверждающих ставку 0 процентов, сведениям, имеющимся у налогового органа Предоставляются документы, подтверждающие сведения, указанные в реестрах.

Налоговые декларации, пояснения и документы по НДС направляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по установленным ФНС России форматам (Приказы ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме», от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме»). Также следует принимать во внимание, что не считаются представленными декларации и пояснения в случае представления их в налоговые органы с нарушением установленного формата, или на бумажном носителе.

Реализация Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» позволила осуществить переход большинства предприятий (и транспортной отрасли, в том числе) на цифровые рельсы, увеличить электронный документооборот, расширить информационный обмен между таможенными и налоговыми органами.

Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2020 N 34) предусматривает перевод до конца 2024 года в электронную форму 95 процентов, выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур и 70 процентов, формируемых транспортных и товарных накладных.

Цифровизация документооборота финансово-хозяйственной деятельности позволит при сокращении сроков проверки своевременно выявлять риски, снизить количество ошибок, связанных с обработкой документов и автоматизировать мероприятия налогового контроля.

Налогоплательщики могут возместить НДС в заявительном порядке при соблюдении условий, установленных статьей 176.1 НК РФ (рисунок 2).

Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещешпо в налоговой декларащт, до завершения камеральной налоговой проверки в случае предоставления:

банковской гарантии или договора поручительства, предусматривающих обязательство на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично налогоплательщиками заявления о применении заявительного порядка возмещения налога

Рисунок 2 - Заявительный порядок возмещения налога

Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» добавлено право на применение заявительного порядка на основании заявления налогоплательщика за налоговые периоды 2022 и 2023 годов. Налогоплательщики, имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога в сумме, заявленной к возмещению, не превышающей совокупную сумму налогов и страховых взносов (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента), уплаченную налогоплательщиком за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление. Для того, чтобы воспользоваться таким правом, налогоплательщики не должны находиться в процессе реорганизации или ликвидации, и в отношении них не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

В качестве практического примера приведем следующие данные. За 1 квартал 2022 года за возмещением налога по новому заявительному порядку обратился 1951 налогоплательщик. Принято 1903 положительных решений на сумму 116,5 млрд руб. и 206 отрицательных решений на сумму 5,7 млрд руб. (не соблюдение установленных условий, нарушение налогового законодательства, в том числе наличие не устраненных расхождений, отражение в учете сделок, искажающих факты хозяйственной деятельности, сокрытие (занижение) объектов налогообложения) [10].

После того, как заявление о применении заявительного порядка возмещения налога подано, налоговые органы в течение пяти дней в обязательном порядке проводят мероприятия по проверке соблюдения налогоплательщиком установленных условий, и принимают решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Обсуждение

В данной статье автором сделан краткий обзор действий налогового органа по реализации порядка возмещения налогоплательщиками сумм НДС. В результате исследования определено, что новые условия работы, как налогоплательщиков, так и непосредственно налоговых органов, потребовали перестройки механизма работы сотрудников налоговых органов в части активного применения цифровых технологий.

Подчеркнем, что система электронного документооборота обеспечивает не только быстрый и более качественный обмен информацией с контрагентами, налоговыми органами и другими органами государственной власти. При наличии такого документооборота компании предоставляется возможность получения быстрого и удобного доступа абсолютно ко всем электронным документам.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик может представить в налоговый орган реестры документов по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Данные сервиса ФНС России «Проверка факта поступления от ФТС России сведений по документам, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов НДС (освобождения от уплаты акцизов)» могут быть использованы налогоплательщиками для проверки правильности формирования реестра.

С целью совершенствования электронного взаимодействия и исключения несоответствий и ошибок в реестрах, представленных налогоплательщиками, при сопоставлении с данными, полученными от ФТС РФ, разрабатывается информационный сервис «Офис экспортёра». Для доступа в сервис «Офис экспортера» необходимо перейти по ссылке: https://test-lke.nalog.gov.ru.

Целью создания данного сервиса является решение следующих задач, представленных на рисунке 3.

Сервис предназначен для оптимизации процессов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков путём предоставления доступа к информационным ресурсам ФНС России с использованием сети Интернет. «Офис экспортёра» - система подготовки реестров деклараций на товары для отправки в налоговый орган.

Стоит подчеркнуть, что вопросы цифровизации работы налоговых органов сегодня ориентированы на налогоплательщиков и направлены на упрощение администрирования, прозрачность налогообложения и добровольное исполнение обязанностей.

1 £ о = о 1) формирование реестров сведений: - реестров сведений деклараций на товары; - реестров сведений о международных почтовых отправлениях, принимаемых от ФТС России; - реестров сведений экспресс-грузов.

м

т и 2) просмотр сведений, доступных для включения в реестры сведений:

о < 3) просмотр и формирование перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

ей а- ш О 4) функции общения с налоговым органом в части получения ответа на вопрос заданной тематики и просмотр вопросов, инициированных ФНС:

< 1 5) просмотр часто задаваемых вопросов, возникающих при работе в сервисе, и ответов на них.

Рисунок 3 - Задачи сервиса «Офис экспортера»

Заключение

Опираясь на перечисленные выше факты, автор приходит к заключению о том, что сегодня происходит перестройка и развитие механизма работы экономической системы в части ее цифровизации. Это подразумевает необходимость дальнейшего активного внедрения электронного документооборота в работу, как налогоплательщиков, так и налоговых органов, что соответствует Миссии ФНС России и задачам Концепции Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

Внесение изменений в статью 176.1 НК РФ в части предоставления права применение заявительного порядка на основании заявления налогоплательщика при соблюдении условий, установленных НК РФ, позволило увеличить количество налогоплательщиков, получивших в 2022 году возмещение налога, не дожидаясь окончания срока камеральной налоговой проверки. Так же необходимо отметить, что это позволило сократить расходы экономических субъектов на уплату процентов за пользование банковской гарантией. Однако, в ходе проведения исследования, было установлено, что в связи с несоблюдением налогоплательщиками условий налоговыми органами в 10 % случаях на сумму 5, 7 млрд. руб. принимались решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке [10]. Незаконное возмещение или попытка возмещения налога путем предоставления фиктивных документов и недостоверных деклараций квалифицируется по ст.159 УК РФ как хищение или покушение на хищение денежных средств из бюджета. В связи с этим представляется целесообразным разработка отдельного сервиса или внесение дополнений в функционал существующих, позволяющих налогоплательщику оценить возможность применения заявительного порядка до формирования и предоставления декларации. Указанное предложение может быть реализовано путем проверки права индивидуально, аналогично функционалу налоговых калькуляторов, с указанием ИНН, налогового периода и предполагаемой суммы возмещения. Также необходимо подчеркнуть важность раскрытия информации на сайте о методологическом аспекте налогообложения и возмещения НДС, приведения примеров допускаемых ошибок и правонарушений.

Использование сервиса «Офис - экспортёра» организациями, применяющими ставку 0 процентов по НДС позволит при снижении издержек на бумажный документооборот максимально быстро и правильно формировать реестры, подтверждающих документов. Указанное направление развития современных способов коммуникации исключит ошибки, повысит эффективность камеральной налоговой проверки и приведет к сокращению ее сроков.

Однако, несмотря на значительные достижения в расширении возможностей применения информационных сервисов не реализована возможность подтверждения ставки 0 процентов при оказании услуг перевалки, международной перевозки товаров, транспортно - экспедиторского обслуживания на основе реестров, предусмотренных ст. ст. 165 НК РФ. Предполагается целесообразным разработка и внедрение классификатора транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают вывоз товаров из РФ (ввоз товаров в РФ) как механизма реализации цифровых инструментов при организации налогового контроля. Классификатор должен содержать основные реквизиты документов, фактически оформленных при оказании услуг исходя из особенностей и законодательных условий документального подтверждения для каждого вида услуг. Расширение возможностей сервиса позволит экономическим субъектам с помощью классификатора осуществить просмотр доступных сведений на сайте, представленных таможенными органами и сформировать реестр с учетом особенностей ведения информационных ресурсов таможенных и налоговых органов.

Порядок использования сервиса «Офис - экспортера» в части общения налогоплательщика с налоговым органом, формат вопросов, инициированных ФНС России через сервис, сроки обмена информацией, обязанность предоставления ответов и ответственность налогоплательщиков не установлены нормативно - правовой базой, что делает данный вопрос актуальным для проведения дальнейших исследований в этой области. Требует проработки вопрос о закреплении правового статуса реестров, формируемых с помощью сервиса «Офис экспортера», установлении порядка и формата обмена информацией (документами) между налогоплательщиками и налоговыми органами для реализации функций сервиса и соблюдения баланса законодательных требований и прав налогоплательщиков.

Научно - практическое обеспечение развития и совершенствования имеющихся информационных сервисов ФНС позволит обеспечить комфортные условия налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам, снизить административную нагрузку, сократить срок камеральной проверки, исключить ошибки технического характера и пресечь умышленные действия, направленные на незаконное возмещение НДС и применении ставки 0 процентов.

Источники:

1. Авдеева В.М. Налоговые методы стимулирования внедрения цифровых инноваций// Налоги и налогообложение. - 2021. - № 6. - С. 1-11.

2. Анисимова, А.А. Методы совершенствования цифровых налоговых сервисов в современной практике налогового администриро-вания/А.А. Анисимова // Налоги и налогообложение. - 2021. - N 1. - С. 71-80.

3. Ботнарюк М.В. Проблемы развития транспортной компании в цифровой экономике // Материалы III Международной научно-практической он-лайн конференции. Транспорт в интеграционных процессах мировой экономики. Под редакцией профессора В.Г. Гизатуллиной. Гомель: БелГУТ, - 2021.- С.23-24.

4. Ботнарюк М.В., Классовская М.И. Цифровые технологии: новые решения в управлении бизнес-процессами в транспортной логистике // Морские интеллектуальные технологии. - 2020. - .№4-4(50).- С.73-78.

5. Ботнарюк М.В., Протасова И.И. Особенности налогообложения предприятий, осуществляющих вспомогательную транспортную деятельность // Экономический вектор. - 2021. - №4(27). - С.48-54.

6. Бачурин Д.Г. Типология моделей правового регулирования налогообложения добавленной стоимости// Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - N 1. - С. 75-97.

7. Бачурин Д.Г. Направления реформирования системы правового регулирования налогообложения добавленной стоимости // Государство и право. - 2019. - N 2. - С. 71 -79.

8. Братцев В.И., Гришанова А.М. Развитие процесса цифровизации как фактор, определяющий изменения механизма налогового администрирования/В. И. Братцев, А.М. Гришанова // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2021. - N 18 (1). - С. 5-13.

9. Головань Т.В., Тонконог В.В. Цифровизация как способ повышения эффективности таможенных органов на примере ЦЭД Новороссийской таможни // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2021 - Т. 12. № 4(51). - С.65-71.

10. Егоричев А.А. Интервью. От первого лица // Налоговая политика и практика. - 2022. - № 9 (237). - С.4-5.

11. Жеребен Е.В. Понятие и основные принципы взаимодействия таможенных и налоговых органов. - Текст: непосредственный // Тихоокеанская Россия на экономико-политической карте мира. Сборник научных трудов под общей редакцией М. В. Ниязовой, Владивосток. - 2019. - С. 49-53.

12. Карпова, О.М. Трансформации налога на добавленную стоимость в условиях форсированной цифровизации российской экономики / О.М. Карпова, И.А. Майбуров // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2019. - № 46. - С. 7-19.

13. Кирова Е.А., Кожебаткина А.В. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Вестник университета. - 2020. - N 9. - С. 94-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Колчин С.П., Анисимова А.А. Развитие цифровых налоговых сервисов в России на фоне общемировых трендов // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 2. - С. 45-54.

15. Липатова Н.Г. Модель оптимизации взаимодействия таможенных, налоговых органов и участников ВЭД при проведении таможенного контроля после выпуска товаров / Н.Г. Липатова, Е.В. Жеребен. - Текст: непосредственный // Вестник Российской таможенной академии. - 2021. -№ 2. - С. 45-52.

16. Матвеева Е.Ю. Эксперимент по ускоренному возмещению НДС в условиях цифровизации налогового администрирования // Юридическая наука. - 2021. - № 2. - С. 70-74.

17. Мезенцева П.А. Достоинства и недостатки цифровизации налогового контроля добавленной стоимости // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XIV Международной конференции. - 2020. - N 814. - С. 735- 736.

18. Парадеева И.Н., Кислова Е.Г. Развитие цифровизации налогового администрирования как элемент реформирования налоговой системы России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2019. - № 4. - С. 125-131.

19. Секушин А.Ю. Цифровизация и налоговый контроль: опыт зарубежных администраций и возможности его имплементации в России // Налоги и налогообложение. - 2021. - № 3. - С. 26-38.

20. Смирнова, Е.Е. Налоговые риски экономических субъектов в цифровой экономике / Е.Е. Смирнова // Финансы. - 2019. - N1. - С. 26-29.

21. Строителева В.А. Модель цифрового администрирования НДС как инструмент снижения налоговых рисков / В.А. Строителева // Гуманитарий Юга России. - 2019. - N5. - С. 284-294.

22. Строителева В.А. Перспективные направления реформирования современной российской системы налогового администрирования НДС в контексте цифровой трансформации экономики [Электронный ресурс] / В.А. Строителева // Налоги и налогообложение. - 2019. - N 5. - С. 13-19.

23. Сульженко С.А. Развитие налогового администрирования в условиях цифровизации // Финансовые исследования. - 2020. - № 3 (68). - С. 71-81.

EDN: MCQXIE

А.В. Трынов - младший научный сотрудник центра стратегического развития территорий, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия, Trynov.av@uiec.ru,

A.V.Trynov - junior researcher at the center for strategic development of territories, Institute of economics of the Ural branch of the Russian academy of sciences, Yekaterinburg, Russia.

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

INNOVATION AND INVESTMENT ACTIVITY IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER

THE CONDITIONS OF SANCTIONS

Аннотация. Целью статьи является анализ динамики инновационно'-инвестиционных процессов в экономике Российской Федерации в разрезе отдельных субъектов в условиях санкций. В статье показано, что с 2013 года инвестиционные процессы в большинстве регионов РФ находятся в состоянии стагнации. На основе анализа статистических данных показано, что в большинстве регионов РФ наблюдалось снижение инвестиционной активности, выраженное в снижении объема инвестиций в основной капитал в реальном выражении. Одновременно с этим наблюдается снижение инвестиционной активности в инновационной сфере.

Предложен подход к оценке инновационно-инвестиционной активности в регионе на основе сопоставления двух ключевых показателей: инвестиций в основной капитал и доли инвестиций в инновационные виды экономической деятельности. Разработана классификация регионов РФ по динамике выбранных показателей. Выявлено, что в рассматриваемом периоде в большинстве регионов РФ наблюдалось одновременное снижение общей инвестиционной активности и инвестиций в инновационные ВЭД.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the dynamics of innovation and investment processes in the economy of the Russian Federation in the context of individual entities under sanctions. The article shows that since 2013 investment processes in most regions of the Russian Federation have been in a state of stagnation. Based on the analysis of statistical data, it is shown that in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.