Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЫ РАЙОНА ЧЕРТАНОВО СЕВЕРНОЕ ГОРОДА МОСКВЫ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЫ РАЙОНА ЧЕРТАНОВО СЕВЕРНОЕ ГОРОДА МОСКВЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный контроль / исполнение решений / органы исполнительной власти / парламентский контроль / система организации контроля / state control / execution of decisions / executive authorities / parliamentary control / control organization system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.В. Титова, Т.Е. Мохначева

В статье рассматривается российский опыт организации системы контроля за исполнением решений в органах государственной власти. Выделяются основные проблемы и риски системы контроля и предлагаются пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О.В. Титова, Т.Е. Мохначева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF CONTROL OVER THE EXECUTION OF DECISIONS IN STATE AUTHORITIES (ON THE EXAMPLE OF THE CHERTANOVO DISTRICT ADMINISTRATION OF THE NORTHERN DISTRICT OF MOSCOW)

The article examines the Russian experience of organizing a system of control over the execution of decisions in public authorities. The main problems and risks of the control system are highlighted and ways to solve the identified problems are proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЫ РАЙОНА ЧЕРТАНОВО СЕВЕРНОЕ ГОРОДА МОСКВЫ)»

УДК 330.3

doi:10.52210/2224669X_2022_4_175

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЫ РАЙОНА ЧЕРТАНОВО СЕВЕРНОЕ ГОРОДА МОСКВЫ)

О.В. Титова, Т.Е. Мохначева

Аннотация. В статье рассматривается российский опыт организации системы контроля за исполнением решений в органах государственной власти. Выделяются основные проблемы и риски системы контроля и предлагаются пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: государственный контроль, исполнение решений, органы исполнительной власти, парламентский контроль, система организации контроля.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF CONTROL OVER THE EXECUTION OF DECISIONS IN STATE AUTHORITIES (ON THE EXAMPLE OF THE CHERTANOVO DISTRICT ADMINISTRATION OF THE NORTHERN DISTRICT OF MOSCOW)

O.V. Titova, T.E. Mokhnacheva

Abstract. The article examines the Russian experience of organizing a system of control over the execution of decisions in public authorities. The main problems and risks of the control system are highlighted and ways to solve the identified problems are proposed.

Keywords: state control, execution of decisions, executive authorities, parliamentary control, control organization system.

Актуальность темы исследования заключается в том, что уровень эффективности исполнения решений в органах государственной власти зависит от того, насколько эффективно организована система контроля за исполнением решений. Данная система направлена, прежде всего, на достижение поставленных перед органами власти целей и задач во вверенной им сфере государственного управления.

Вместе с тем, несмотря на всю важность государственного контроля за исполнением решений в органах государственной власти, реализация такого контроля связана с наличием ряда проблем, сни-

жающих эффективность контрольного процесса. Первая проблема

- это отсутствие единой системы мониторинга системы контроля за исполнением решений в органах государственной власти. Вторая проблема - это отсутствие единой системы требований к осуществлению государственного контроля за исполнением решений. Третья проблема - это отсутствие единой методики проведения контроля и технологии проведения цифрового контроля за исполнением решений в органах государственной власти. Обозначенные проблемы подтверждают актуальность темы и необходимость её исследования.

Целью исследования является разработка предложений, направленных на совершенствование организации системы контроля за исполнением решений в органах государственной власти (на примере Управы района Чертаново Северное города Москвы).

Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- исследовать теоретические и правовые основы контроля исполнения решений в органах государственной власти;

- провести анализ организации системы контроля за исполнением решений в управе района Чертаново Северное города Москвы;

- определить основные направления совершенствования организации системы контроля за исполнением решений в управе района Чертаново Северное города Москвы.

Объектом исследования является Управа района Чертаново Северное города Москвы.

Предмет исследования - организация системы контроля за исполнением решений в органах государственной власти.

Система контроля за исполнением решений играет важнейшую роль в обеспечении функционирования политической, социальной, экономической систем государства, а также в обеспечении эффективной деятельности органов государственной власти. Градация функций контроля возможна, если ориентироваться не только на систему управления, на различные контрольные стадии, но и на подконтрольные сферы управленческой деятельности.

Законодательное регулирование контроля за исполнением решений в органах государственной власти в РФ складывается из целого массива нормативно-правовых актов федерального и регионального значения. Так, в Конституции России закреплены

полномочия Президента страны, детерминирующие функции Президентского контроля (в частности, это ст. 83, 85, 115, 117 Конституции России) [1]. Система контроля за исполнением решений регулируется законодательными актами федерального и регионального значения. Вместе с тем, на сегодняшний день отсутствует специальный законодательных акт о государственном контроле, что обусловлено большим количеством видов государственного контроля, в том числе и за исполнениями решений.

Характеризуя принимаемые и исполняемые решения в Управе Чертаново Северное, необходимо отметить, что решения касаются всех сфер жизнедеятельности района: по вопросам ЖКХ, благоустройства, строительства и реконструкции, по вопросам экономики, торговли и услуг, по работе с населением. В целом Управа стремится максимально четко исполнять как собственные решения, так и решения вышестоящего органа исполнительной власти Москвы. В таблице 1 представлены итоги контроля за исполнением решений Управы района за 2019-2021 гг.

Таблица 1

Итоги контроля за исполнением решений Управы района за 2019-2021 гг.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Откл., 20192021, +/-

Всего принято НПА в Управе, ед. 146 157 164 +18

В том числе полностью исполнено, ед. 102 123 127 +25

Полностью исполнено, % 69,9 78,3 77,4 +7,5

Частично исполнено (или исполнено с нарушениями сроков), ед. 41 30 30 -11

Частично исполнено (или исполнено с нарушениями сроков), % 28,1 19,1 18,3 -9,8

Не исполнено (в том числе по причине отмены), ед. 3 4 7 +4

Не исполнено (в том числе по причине отмены), ед., % 2,0 2,6 4,3 +2,3

В Управе за 2021 г. было принято 164 нормативных правовых акта (распоряжений и постановлений главы Управы), что больше

показателя 2019 г. на 18 единиц, из них 77,4 % было полностью исполнено. Процент исполнения распоряжений и постановлений главы Управы в 2021 г. больше показателя 2019 г. на 7,5 %. Положительным фактом в контроле за исполнением решений является и то, что за 2019-2021 гг. отмечается снижение количества и удельного веса частично исполненных решений.

Таблица 2

Оценка эффективности системы контроля за исполнением решений в Управе района Чертаново Северное (по итогам 2019-2021 гг.)

Описание уровня системы контроля за исполнением решений Оценка экспертов, баллы Среднее арифметическое значение

1 2 3 4 5

1. Организационная схема системы контроля спроектирована и утверждена 0 0 0 0 0 0

2. Приоритеты в исполнении решений расставлены 2 2 2 2 2 2

3. Наблюдается положительная динамика по исполнению решений в Управе 0 1 0 1 1 0,6

4. Отсутствуют нарушения сроков по исполнениям решений по обращениям граждан 0 0 1 1 1 0,6

5. Отсутствуют нарушения сроков по исполнениям решений в рамках локальных НПА, НПА префектуры, Правительства Москвы 1 1 1 1 1 1

6. Наблюдается высокий уровень компетентности сотрудников 2 2 1 2 1 1,6

7. Проводится эффективная работа по развитию системы контроля за исполнением решений 1 1 2 1 1 1,2

8. Низкий уровень риска, связанного с неисполнением решений в Управе 2 2 2 2 2 2

Сумма баллов 8 9 9 10 9 9

При этом в 2021 г. количество неисполненных решений составило 7 единиц, что больше показателей 2019 г. на 4 единицы, рост удельного веса неисполненных решений составил 2,3 %. Увеличение уровня неисполнения решений обусловлено увеличением количества отмененных распоряжений главы Управы. В рамках проведения экспертной оценки эффективности реализации системы контроля за исполнением решений были получены следующие результаты (таблица 2).

Оценка эффективности реализации системы контроля за исполнением решений в Управе Чертаново Северное показала, что данная система оценивается как среднеэффективная. На сегодняшний день в Управе имеют место следующие проблемы, влияющие на уровень эффективности системы контроля за исполнением решений:

- отсутствие мероприятий «дорожной карты», направленных на снижение рисков, связанных с неисполнением решений в Управе;

- отсутствие эффективной системы сбора, анализа оперативной информации для проведения оценки эффективности исполнения решений;

- отсутствие утвержденной схемы осуществления контроля за исполнением решений в Управе;

- нарушение сроков исполнения решений (в особенности по обращениям граждан).

В рамках совершенствования методов и инструментов государственного контроля за исполнением решений в органах власти предлагается:

- разработать и внедрить «дорожную карту» мероприятий по совершенствованию организации системы контроля за исполнением решений в Управе;

- расширить деятельность юридической службы, организационного отдела, отдела по взаимодействию с населением в части выполнения ими взаимных контрольных функций за исполнением решений;

- ежемесячно сдавать отчет об исполнении решений по разработанной форме;

- оптимизировать маршрутизацию документов для повышения контроля и сокращения сроков за исполнением решений

в ПО «ГРАН-ДОК», перейдя с последовательного на параллельное исполнение документов;

- активизировать информационную политику, проводимой Управой;

- внедрить в деятельность Управы утверждённую схему контроля за исполнением решений;

- реализовать единую систему мониторинга и контроля за реализацией исполнения решений;

- повысить ответственность сотрудников Управы за несвоевременное исполнение решений, путем закрепления конкретных мер ответственности в приказе главы Управы.

Думается, что предложенные мероприятия позволят повысить эффективность реализации системы контроля за исполнением

решений в исполнительном органе государственной власти.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 07.10.2022).

2. Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 (ред. от 25 апреля 2022 г.) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.

3. Указ Президента РФ от 13мая 2000 г. № 849 (ред. от 4 февраля 2021 г.) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

4. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ (ред. от Завгуста 2018 г.) «О парламентском контроле» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2304.

5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

6. Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. № 157-ПП (ред. от 21 июня 2022 г.) «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы». URL: сошиИаШт^^опИпе. cgi?req (дата обращения: 07.10.2022).

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

7. Распоряжение префекта ЮВАО г. Москвы от 16 мая 2008 г. № 756 «Об усилении контроля за исполнением решений комиссий по оценке финансово-хозяйственной деятельности управ районов, окружных управлений социального комплекса и государственных унитарных предприятий, подведомственных префектуре Юго-Восточного административного округа» // СПС «КонсультантПлюс». URL: сошикаи1 ru/cgi/online.cgi?req (дата обращения: 07.10.2022).

8. Демидов М.В. Правовое регулирование парламентского контроля // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 3.

О.В. Титова

кандидат технических наук, доцент

доцент кафедры экономики и менеджмента

Московский финансово-юридический университет МФЮА

E-mail: ovt08@mail.ru

Т.Е. Мохначева

студент

Московский финансово-юридический университет МФЮА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.