Научная статья на тему 'Организация сетевого взаимодействия посредством сервисов Google'

Организация сетевого взаимодействия посредством сервисов Google Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Наталья Александровна, Гвасалия Дарья Александровна, Гомбоцыденова Арюна Бальжинимаевна

Рассматриваются возможности использования сервисов Google для организации эффективного интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и для организации совместной работы по решению различных образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Наталья Александровна, Гвасалия Дарья Александровна, Гомбоцыденова Арюна Бальжинимаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого взаимодействия посредством сервисов Google»

Информационные технологии в обучении

83

использовать возможности Интернета при решении разных учебных задач, включая задачи по расширению и углублению информационно-коммуникативной компетенции школьников. Во-вторых, школьники участвуют в международных проектах, связанных с использованием ИКТ в учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Участие в сетевом проекте «Дом, в котором я живу», организованном НИРО и корпорацией INTEL, принесло победу ученице 3-го класса - Фалиной Светлане. В-третьих, учащиеся под руководством учителей создают дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки.

Внедрение ИКТ в деятельность учителей проводилось в форме выступлений на школьных педсоветах, семинарах, заседаний ШМО. Школа стала ресурсным центром района, в рамках которого в нашей школе проводятся районные семинары учителей географии «Применение ИКТ на уроках географии», учителей химии «Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе ОУ», межрайонные (Ардатовский, Первомайский) семинары учителей химии, семинары администраторов образовательных учреждений района. Интересной и новой формой работы школы в сфере использования ИКТ-технологий стал скайп-мост, организованный 10 декабря 2009 г. совместно с кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования, на районном семинаре заместителей директоров школ по воспитательной работе.

Среди педагогов нашей школы много инициативных, талантливых, творчески работающих учителей, которым по плечу реализовать любые проекты, способствующие повышению качества образования и созданию всех условий для развития личности учащегося и формирования его как образованного, нравственного, предприимчивого, информационно компетентного человека, который может самостоятельно принимать ответственные решения в современном обществе. Программы Intel в данной ситуации вносит заметные позитивные эффекты.

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2009/0505.htm

2. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. 2006. № 7. С. 4-6.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

Организация сетевого взаимодействия посредством сервисов GOOGLE

Карпова Наталья Александровна (karpova.n.a@gmail.com), Гвасалия Дарья Александровна (gvasaliya@fit-herzen.ru), Гомбоцыденова Арюна Бальжинимаевна (gombotsydenova.a.b@fit-herzen.ru)

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Рассматриваются возможности использования сервисов Google для организации эффективного интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и для организации совместной работы по решению различных образовательных задач.

В последнее время все чаще при организации очного обучения используют элементы дистанционных технологий для решения различных организационных задач: предоставления доступа к учебным материалам, проведения тестирования студентов, мониторинга их учебной деятельности. Применение дистанционных технологий позволяет также решить одну из важнейших задач организации современного учебного процесса - организацию эффективного взаимодействия преподавателя и студентов, студентов между собой.

Для обеспечения дистанционной поддержки учебных курсов и для организации коммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса можно использовать как различные электронные системы управления обучением (LMS - learning management system), такие как Moodle, Sakai, Blackboard и других, так и различные социальные сервисы - белые доски, дискуссионные форумы, сервисы совместной работы над содержимым. Несмотря на очевидные преимущества электронных систем управления обучением, их использование предполагает наличие серьезной технической

84

ИТО Марий Эл -2010

и административной поддержки, поэтому в настоящее время многие преподаватели выбирают адекватные для предполагаемого учебного взаимодействия социальные сервисы.

Одним из наиболее перспективных сервисов, предоставляющих широкие возможности для организации коммуникационного взаимодействия, являются сервисы Google.

Для предоставления доступа к учебным материалам и для обсуждения различных вопросов удобно использовать сайты Google, на которых можно разместить весь необходимый теоретический материал, практические задания и методические указания по их выполнению. Причем возможно размещение не только текстовой и графической информации, но и презентаций, подготовленных с помощью сервисов Google, вставка видеоматериалов youtube и Google video и тестов, созданных с помощью форм Google.

Вопросы, возникающие в ходе освоения теоретического материала и выполнения практических и лабораторных работ, все участники образовательного процесса могут обсуждать, добавляя свои вопросы и замечания в виде комментариев к соответствующим страницам. Заметим, что для того чтобы добавлять комментарии к страницам на сайтах Google необходимо обладать авторскими правами, которые дают одновременно и возможность редактировать содержание страниц. Сохраняемая история изменений страниц позволяет в любой момент вернуться к первоначальной версии и отказаться от внесенных нежелательных изменений.

Для оперативного информирования студентов можно использовать не только рассылку по электронной почте, но и специальный тип страниц сайта Google - «мини-блог с объявлениями». На такой странице информация публикуется в виде отдельных сообщений в хронологическом порядке. Все пользователи ресурса, подписавшись на изменения страницы, будут получать мгновенные оповещения по электронной почте. Мини-блог с последними объявлениями можно встроить в любую страницу сайта в виде «гаджета».

Результаты выполненных индивидуальных практических заданий студенты могут публиковать на личном блоге-портфолио Blogger. Возможность добавления комментариев к каждой записи позволяет организовать между студентом и преподавателем обсуждение результатов работы, допущенные неточности или ошибки. Единственным существенным недостатком данного сервиса является необходимость ввода каптчи для публикации комментариев (ввода символов, изображенных на рисунке). Это увеличивает время, затрачиваемое преподавателем, на обсуждение результатов работ.

Совместная работа с документами Google позволяет организовать проектную и исследователь -скую работу в мини-группах. Помимо возможности совместно работать над текстовым документом, презентацией или таблицей, появившийся недавно сервис «Создание рисунка» позволяет совместно разрабатывать алгоритмы решения задач. Сервис содержит все предусмотренные ГОСТом графические элементы алгоритма. В процессе выполнения задания студентами, преподаватель, которому также должен быть предоставлен доступ к документам, вносит необходимые коррективы в ход выполнения работы. Результаты совместной работы публикуются на общем сайте для представления результатов на общее обсуждение.

Для того чтобы мотивировать студентов принимать активное участие в совместной работе, обсуждениях, проявлять инициативу и критически анализировать результаты работы следует предусмотреть критерии оценивания такой деятельности в общем рейтинговом зачете.

Таким образом, сервисы Google позволяют реализовать все основные элементы дистанционных технологий, применение которых способствует достижению целей обучения, развитию критического мышления и инициативности, повышает самодисциплину за счет регулярного самоконтроля и взаимоконтроля.

Литература

1. Полат Е.С., Моисеева М.В, Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Дистанционные образовательные технологии. Проектирование и реализация учебных курсов: учебное пособие / под ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

3. Гвасалия Д.А., Гончарова С.В., Карпова Н.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием сервисов Web 2-0 // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сб. науч. трудов. СПб., 2008. С. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.