Научная статья на тему 'Организация сервиса систем кондиционирования легковых автомобилей в Украине'

Организация сервиса систем кондиционирования легковых автомобилей в Украине Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
134
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ / АВТОМОБИЛЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Мирошниченко М. Е., Омеличев А. В.

Предлагаются мероприятия по проведению диагностики и ремонта систем кондиционирования легковых автомобилей на базе предприятий автосервиса Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Мирошниченко М. Е., Омеличев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE ORGANIZATION OF AIR CONDITIONING SYSTEM OF PASSENGER CARS IN UKRAINE

Measures to diagnose and repair of air conditioning systems on the basis of Ukrainian car-dare centers are proposed.

Текст научной работы на тему «Организация сервиса систем кондиционирования легковых автомобилей в Украине»

УДК 629.113.004.5

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСА СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В УКРАИНЕ

М.Е. Мирошниченко, А.В. Омеличев, студенты, ХНАДУ

Аннотация. Предлагаются мероприятия по проведению диагностики и ремонта систем кондиционирования легковых автомобилей на базе предприятий автосервиса Украины.

Ключевые слова: системы кондиционирования, автомобиль, техническое обслуживание, диагностика.

Введение

С каждым годом парк легковых автомобилей в Украине растет. Значительную часть этого прироста составляют импортные автомобили, многие из которых оборудованы системами кондиционирования воздуха. Как и любые другие системы в автомобиле, они нуждаются в техническом обслуживании и ремонте. Но, несмотря на то, что во всем мире кондиционеры уже давно являются неотъемлемым атрибутом на транспорте, повышающим его комфорт и, как следствие, обеспечивающим более высокую степень безопасности движения, отечественные автопроизводители не комплектуют ни одну из своих серийно выпускаемых моделей системами кондиционирования. Как следствие - в Украине отсутствует материально-техническая база по диагностике и сервису таких систем.

Широкое внедрение методов и средств технического диагностирования систем кондиционирования позволит качественно повысить уровень автосервиса в Украине.

Анализ публикаций

Системы кондиционирования в общем виде достаточно хорошо описываются во многих автомобильных справочниках, в частности [1]. Более узкое описание для конкретных моделей автомобилей предоставляют фирмы-производители. Они же дают подробную информацию по диагностике и техническому обслуживанию. Более того, и то и другое входит в сервисное обслуживание, которое обеспечивается представительствами этих фирм. Однако это не может удовлетворить запросы всех автовладельцев ввиду разнообразия марок и моделей автомобилей. Таким образом, все большее распространение получают различные нелегальные автомастерские и СТО на базе част-

ных гаражей, где сервисом систем кондиционирования занимаются непрофессионалы. А поскольку хладагент, входящий в состав любой системы кондиционирования, небезопасен с экологической точки зрения, такой подход к обеспечению спроса потребителей недопустим.

Цель и постановка задачи

Целью данной работы является составление единого алгоритма диагностирования и технического обслуживания для всех систем кондиционирования легковых автомобилей с последующей разработкой на его основе единой системы диагностики и сервиса автомобильных систем кондиционирования воздуха для её дальнейшего внедрения на предприятиях автосервиса Украины.

Задача заключается в обобщении технологий и методик диагностирования и технического обслуживания, позволяющих свести к минимуму затраты и максимально повысить эффективность.

Основные схемы системы кондиционирования

Различают две основные схемы системы кондиционирования: с расширительным клапаном (рис. 1а) и с расширительной трубкой (рис. 1б).

Относительно холодный парообразный хладагент поступает в компрессор, где происходит его сжатие. В процессе сжатия температура хладагента значительно повышается. Горячий пар высокого давления из компрессора поступает в верхнюю часть конденсатора. Проходя по трубкам конденсатора, пар охлаждается и конденсируется, переходя в жидкость высокого давления. Охлаждение горячего пара в конденсаторе осуществляется за счет воздуха, проходящего через конденсатор. Напор воздушного потока создается за счет движения автомобиля и/или с помощью вентилятора

3 2

2 1 11 10 7 6

1 А

жидко«ть-тр низкого давления ппр шпкого дпвления

б

Рис. 1. Основные схемы систем кондиционирования: 1 - компрессор; 2 - конденсатор; 3 - вентилятор с принудительным приводом; 4 - ресивер-осушитель; 5 - расширительный клапан; 6 - испаритель; 7 - вентилятор блока отопитель-кондиционер; 8 - выключатель компрессора по высокому давлению; 9 - расширительная трубка; 10 - аккумулятор жидкости; 11 - выключатель по минимальному давлению

1

5

7

6

3

а

с принудительным приводом. В первой схеме жидкость из конденсатора поступает в ресивер-осушитель, где производится отделение загрязнений и влаги. Паровая фаза собирается в верхней части ресивера, жидкая фаза - в нижней. Жидкая фаза выходит из ресивера по центральной трубке, поступая затем под высоким давлением на расширительный клапан, откуда определенными дозами направляется в испаритель. Количество хладагента, поступающего в испаритель, зависит от температуры хладагента, выходящего из испарителя. Падение давления после расширительного клапана приводит к готовности перехода хладагента в парообразное состояние.

Во второй схеме жидкость из конденсатора поступает в расширительную трубку, где производится дозирование жидкости, поступающей в испаритель. Падение давления после расширительной трубки (за счет эффекта дросселирования) приводит к готовности перехода хладагента в пар.

Теплота перехода жидкость-пар (как в первой, так и во второй схемах) отбирается от воздуха в салоне автомобиля. Воздух через радиатор испарителя проходит посредством вентилятора блока отопитель-кондиционер. Отдавая свое тепло на испарение хладагента, воздух охлаждается, осушается и поступает снова в салон. Конденсированные водяные пары собираются в поддоне корпуса испарителя и по дренажному шлангу сбрасываются наружу. Относительно холодные пары хладагента поступают в компрессор и цикл повторяется. Ввиду того, что расширительная трубка представляет собой дроссель постоянного сечения, нет гарантии полного перехода жидко-

сти в пар. Для отделения и хранения неотделив-шейся жидкости устанавливается аккумулятор, в котором жидкость постепенно испаряется и подается на повторный цикл охлаждения. На аккумуляторе устанавливается выключатель для ограничения минимального давления в системе. Ограничение максимального давления в системе кондиционирования осуществляется выключателем, который устанавливается на ресивере либо перед расширительной трубкой.

Техническое обслуживание систем кондиционирования

Большинство компонентов системы кондиционирования не обслуживаются. Аккумулятор-осушитель, ресивер-осушитель, расширительный клапан, расширительная трубка и компрессор при обнаружении неисправности всегда заменяются.

Конденсатор, испаритель и трубопроводы для удаления грязи можно промывать специальной промывочной жидкостью или при её отсутствии жидким хладагентом (только того типа, что используется в системе).

В сервисные штуцеры установлены клапаны Шредера, которые должны быть герметичны. Для проверки герметичности необходимо ввести внутрь штуцера несколько капель компрессорного масла. При обнаружении пузырей клапан необходимо заменить. Необходимо отметить, что установка золотников шин вместо оригинальных клапанов недопустима, поскольку материал уплотнения золотника быстро разрушится под действием хладагента.

Регулярно в рамках технического обслуживания необходимо проводить проверку зазора в муфте привода компрессора. С помощью плоского щупа измеряется зазор между ведущей и фрикционной полумуфтами в нескольких местах по окружности. Величины зазоров в муфтах различных марок приводятся в технической документации к автомобилю. Зазор регулируется с помощью регулировочных шайб либо при помощи специального инструмента.

Обязательно проверяется количество масла в системе при замене компонентов, утечках либо замене хладагента. При замене компонента системы необходимо слить из него масло и, перед установкой новой детали, залить в него такое же количество свежего масла. Для проверки количества масла система кондиционирования должна быть разряжена.

Регулярно проверяется состояние теплообменной решетки конденсатора, удаляются все загрязнения.

При нормальной работе кондиционера внешняя часть испарителя и его корпус могут быть влажными (конденсат из воздуха салона). При наличии грязи в корпусе испарителя и высокой влажности появляется возможность развития колонии бактерий, что может привести к появлению неприятного запаха в салоне. В этом случае необходимо обработать испаритель химическими дезинфекторами. Дезинфектор вводится непосредственно в корпус испарителя или на вход воздуха в отопитель. Для этого необходимо предварительное снятие противопылевого фильтра, если он установлен. Фильтр не обслуживается, его нужно периодически заменять через регламентируемые техническими условиями интервалы.

Техническое обслуживание электрооборудования заключается в проверке напряжения и сопротивления в цепи, проверке диодов. В блоке управления измеряются входные и выходные сигналы, а также проверяется состояние проводки. Информация о величинах сигналов приводится в соответствующих разделах руководства по ремонту данной модели автомобиля.

В системе кондиционирования устанавливается один или более выключателей компрессора по давлению или датчики давления хладагента. Выключатели и датчики не обслуживаются, при неисправности их заменяют. Для проверки выключателей необходимо подсоединить к системе заправочную станцию. Довольно часто под выключателем устанавливается клапан Шредера, в этом случае разряжать систему не требуется.

Диагностирование систем кондиционирования

Существует достаточно большое количество методик диагностирования системы кондиционирования, поэтому рассмотрим наиболее общие и распространенные из них.

Простая, но эффективная, проверка температуры компонентов системы просто касанием дает достаточно полную информацию о работоспособности системы и компонентов. После запуска двигателя и включения кондиционера в норме горячий компрессор, горячая трубка высокого давления между компрессором и конденсатором; сторона входа в конденсатор горячая, выхода -теплая; теплая трубка после расширительного клапана между испарителем и конденсатором; холодная трубка на выходе из конденсатора и на входе в компрессор. В том месте, где температура отличается от указанной выше, имеет место неисправность. Подтверждение подозрений проводится проверкой давлением, поскольку такой способ считается лучшим при диагностировании системы. При проверке давлением система должна быть заправлена рекомендованным хладагентом: связи температура-давление для разных типов хладагентов разные, что может повлиять на выводы по результатам проверки. Температура окружающего воздуха при проверке должна находиться в пределах 20-25 °С. К сервисным штуцерам подсоединяется оборудование для заправки системы (блок манометров) и, не запуская двигатель, измеряется давление. Полученные результаты сравниваются с величинами давления для конкретной системы, которые приводятся в руководстве по ремонту для данной модели.

Выводы

Приведенные методики технического обслуживания и диагностирования систем кондиционирования носят общий характер и могут иметь отличия для конкретной модели автомобиля, однако они могут быть применимы для повсеместного внедрения на станциях технического обслуживания, автозаправочных станциях, мойках автомобилей и других предприятиях автосервиса Украины.

Литература

1. Б08СИ. Автомобильный справочник: Пер. с англ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. - 992 с.

Рецензент: В. Н. Варфоломеев, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 19 января 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.