Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / САМОДИСЦИПЛИНА / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУРСАНТ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА / SELF-EDUCATION / SELF-DISCIPLINE / SELF-REGULATION / ETHNOPEDAGOGICAL HERITAGE / EDUCATIONAL PROCESS / CADET OF A MILITARY INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейменов Амантай Кенесович

В предлагаемой статье расскрывается организация самовоспитания курсантов с опорой на педагогическое наследие Казахского народа, проведен анализ теоретических исследованиях различных педагогов о сущности, содержании и целях самовоспитания. Рассмотрены важные объективные и субъективные факторы, влияющие на характер и содержание самовоспитания курсантовThe proposed article describes the organization of self-education of cadets based on the pedagogical heritage of the Kazakh people, analyzes theoretical studies of various educators on the nature, content and goals of self-education. The important objective and subjective factors affecting the nature and content of self-education of cadets are considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейменов Амантай Кенесович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА»

- занятия в музейной среде были направлены на формирование визуального мышления, эмоциональной сферы, тактильной чувствительности;

- в используемых методах прослеживаются элементы различных подходов работы с музейной аудиторией - просветительский, досуговый, психотерапевтический.

Анализируя современный феномен инклюзивного синтетического музейного пространства, можно сделать вывод о том, что основные усилия направлены на решение задач формирования безбарьерной среды, социокультурной реабилитации людей с физическими, сенсорными и ментальными нарушениями; решение этих задач лежит на плечах специалистов музейного дела и специальных педагогов. Во вторую очередь средствами музейной педагогики решаются педагогические задачи, таких как развитие познавательных процессов, обогащение сенсорного опыта, развитие высших эмоциональных образований.

Литература:

1. Булгакова В.В. Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде // Вестник КемГУКИ. 2015. №30. С. 96-106.

2. ГМИИ им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс] / ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва. URL: https://www.youtube.com/channel/UCw-SvnADFRiC87aKAuzZcXQ (дата обращения 26.02.2020).

3. Инклюзивный музей [электронный ресурс] / Инклюзивный музей. Everland. Москва. URL: http://old.in-museum.ru/materialyi-proekta/ (дата обращения 24.02.2020)

4. Кислинская Т.И. Исключительная школа для «исключительных» детей (лечебно-воспитательное учреждение В.П. Кащенко) // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) / под общ. ред. Н.Л.Селивановой. М.: Пед об-во России, 1998. - 336 с.

5. Коркунова Е.К., Логинова П.С., Собянина Т.И. Мировой опыт музеев по работе с незрячими и слабовидящими посетителями в рамках форума Музея современного искусства «Гараж» // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2018. № 8. С. 94-97.

6. Лужецкая А.Н. Обездоленные и просветлённые // Мир музея. 2009. № 11. С. 19-20.

7. Назарова Н.М. Системно-деятельностный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями // Пермский педагогический журнал. 2016. №8. С. 102-109.

8. Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры: научно-практическое пособие / А.Б. Афонин, Ю.Н. Галагузова, В.В. Колесников, К.В, Чупина. Екатеринбург: УрГПУ, 2019. - 170 с.

9. Политехнический музей [электронный ресурс] / Москва: Политехнический музей, 2020. URL: https://polymus.ru/ru/museum/news/politehnicheskiy-muzey-anonsiroval-seriyu-inklyuzivnyh-sobytiy/ (дата обращения 26.02.2020)

10. Филимонов А.А. Работа с инвалидами психоневрологического профиля в этнографическом музее (из опыта РЭМ) / А.А. Филимонов // Творчество инвалидов - неограниченные возможности: организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья. -Москва, 2011. С. 63-74.

11. Шляхтина Л.М. Современное музееведение и стратегии развития музеев XXI в. / Л.М. Шляхтина // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций : материалы междунар. конф. Москва, 2010. С. 371-375.

12. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский) / М.Ю. Юхневич. Москва: СТОиК, 2007 - 168 с.

Педагогика

УДК 37.00

соискатель Сулейменов Амантай Кенесович

Федеральное государственное образовательное казенное учреждение высшего

образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Аннотация. В предлагаемой статье расскрывается организация самовоспитания курсантов с опорой на педагогическое наследие Казахского народа, проведен анализ теоретических исследованиях различных педагогов о сущности, содержании и целях самовоспитания. Рассмотрены важные объективные и субъективные факторы, влияющие на характер и содержание самовоспитания курсантов.

Ключевые слова: самовоспитание, самодисциплина, саморегулирование, этнопедагогическое наследие, учебно-воспитательный процесс, курсант военного института.

Annotation. The proposed article describes the organization of self-education of cadets based on the pedagogical heritage of the Kazakh people, analyzes theoretical studies of various educators on the nature, content and goals of self-education. The important objective and subjective factors affecting the nature and content of self-education of cadets are considered.

Keywords: self-education, self-discipline, self-regulation, ethno-pedagogical heritage, educational process, cadet of a military institute.

Введение. В теоретических исследованиях известного педагога Ю.К. Бабанского о самовоспитании говорится следующее: «Воспитание и самовоспитание - две стороны единого процесса формирования личности. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности». Исследования, проведенные советскими психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании (А.Я. Арет, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский и др.) [1, с. 46]

О роли самовоспитания в педагогической науке к примеру, Л.И. Рувинский в своей книге «Теория самовоспитания» обозначает его как деятельность человека, направленную на изменение и совершенствование своей личности [3]. Согласно А.И. Кочетову, самовоспитание характеризуется осознанностью и соответствием требованиям общества, когда человек стремится реализовать силы и

способности, заложенные в нем. Стремления индивида, определяют цели самовоспитательного процесса. Для их достижения они должны базироваться на объективной самооценке [4, с. 88-87]. Благодаря самовоспитанию человек искореняет свои негативные черты, вырабатывает нужные личные качества, развивает способности.

Цели самовоспитания следует разделить на следующие виды:

- общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);

- частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.).

Человека могут подтолкнуть к самовоспитанию совершенно разные причины: жизненные устремления,

потребность соответствовать идеалам социальной морали, личные обстоятельства, нахождение примера или идеала и стремление стать похожим на него. Реализовать потребность в самовоспитании порой бывает нелегко. Основной трудностью является неумение правильно оценить и сформулировать нужную цель, ведь целеполагание является важнейшей частью любого процесса [5].

Изложение основного материала статьи. Вопросам самовоспитания большое значение уделял Сократ основная цель: «нравственное возвышение разума личности, в которой знание, нравственность, гармонически сочетаясь образуют высшую добродетель - мудрость» [6]. Так, Сократ призывал к самопознанию, с которого начинается, собственно, самовоспитание личности. Известен его обращенный к человечеству призыв: «Познай самого себя». Он считал, что невежество является величайшим врагом человека и подчеркивал, что «лучший человек тот, кто больше всех старается совершенствоваться и счастливейшим является тот, кто всего сильнее чувствует, что он действительно совершенствуется». Воспитание по Сократу есть «повивальное искусство», задача которого состоит в оказании помощи самовоспитанию, в руководстве самовоспитанием [7, с. 5].

В казахской педагогике философ-просветитель Абай Кунанбаев придавал большое значение вопросам самовоспитания молодежи, ее моральному самосовершенствованию. Мысли Абая о самовоспитании чувств, воли, личности в целом, прежде всего, были адресованы молодежи. Абай постоянно подчеркивал, что человек должен познать свои недостатки, ошибки, промахи и исправлять их. Он подчеркивал, что правильная оценка самого себя, положительных и отрицательных сторон своей психологии в значительной мере определяет моральную ценность человека, Поэт-мыслитель требовал от молодёжи, чтобы они постоянно совершенствовали свои духовные качества, постепенно искореняя отрицательные черты своего поведения.

В деле воспитания необходимых моральных качеств он придает большое значение самодисциплине, саморегулированию: «...Как ни велик твой пыл - не отдавайся ему. Встретишь ты на пути страшных несчастий тьму...». «Если человек увлечен своим делом, расширяется его кругозор, красивее становится ею духовный мир, яснее - цель, за осуществление которой он борется» [8, 9].

У казахского народа семейное воспитание было связано с религией. С ранних лет в детях воспитывалось понятие совести, которая лежит в основе народных традиций и сформировалась в процессе жизнедеятельности общества. К любой деятельности казахи подходили очень взвешенно, будучи уверенными, что все их действия находятся под контролем всевышнего-Аллаха. Чистота совести не позволяла сбиться с пути, даже когда никто ничего не видел и не слышал. В те давние времена двери не закрывали на засов, понятия «замок» не существовало, для сохранения имущества люди не выставляли стражей, они полностью доверяли друг другу. Будучи высоконравственным человеком каждый отвечал перед своей совестью и каждый знал, что находится под неусыпным оком Аллаха.

Воспитание и самовоспитание - две стороны единого процесса формирования личности. Идеал воспитания - самовоспитание. В подтверждение этого можно привести слова Л.С. Выготского: «Всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание».

Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности [10, с. 137].

Серьезное значение самовоспитанию придавали великие русские педагоги: А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. «Самовоспитание, - писал А.С. Макаренко, - это не уединенный процесс, а совместная деятельность всего коллектива, в котором находится человек». Также он считал, что требования к себе на фоне требований коллектива - это высочайший уровень воспитанности, если человек в интересах других самоконтролирует свое поведение, самонаправляет свои желания, наслаждения. Общество идет по пути сознательного преобразования себя и мира. В этом огромном всенародном самопреобразовании каждая отдельная личность постепенно приобретает опыт управления и своей собственной природе. [11, с. 545].

В.А. Сухомлинский писал в свое время: «Самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий фундамент». «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитает» [12, с. 28].

Важнейшими объективными и субъективными факторами, влияющими на характер и содержание самовоспитания курсантов, следует признать:

- «наличие у курсанта потребности, мотивов, интереса, убеждений, желания систематически самосовершенствоваться как личность и профессионал- будущий офицер;

- необходимый и достаточный уровень воспитательного процесса в военно-образовательном учреждении, единство самовоспитания личности курсантов и коллектива, подразделения, учебной группы;

- индивидуальная предрасположенность курсанта к систематической рефлексии и самовоспитанию;

- осознание курсантом взаимосвязи своего профессионально-личностного развития и интересов государства и общества;

- диалогическое единство социального и личного интересов;

- профессионально-педагогическая поддержка со стороны командиров и и профессорско-преподавательского состава;

- знание психологических особенностей теории и практики самовоспитательной деятельности, квалифицированная консультативная помощь курсантам, систематическое стимулирование процесса самовоспитания» [13, с. 5].

Современная действительность учебно-воспитательного процесса требует новых подходов форм и методов обучения по отношению к курсанту военного института, какие он имеет возможности и способности, в том числе в плане развития его как личности. Курсант должен проявлять активность и усердие не только в приобретении знании, умении и навыков во время занятий, но и сам, должен всесторонне совершенствоваться как личность в повседневной жизнедеятельности.

Как показало опытно-экспериментальное исследование, наибольший эффект в организации самовоспитания курсантов военных вузов с опорой на педагогическое наследие Казахского народа приносит использование следующих организационно-педагогических мероприятий:

- знание и владение теоретическими основами профессорско-преподавательского состава, офицеров воспитательных структур теорией богатого этнопедагогического наследия казахского народа, нравственных устоев и ценностей.

С данной целью были прочитаны лекции на темы: «Национальное воспитание в период Казахского ханства»; «Взгляды и жизненный путь казахских философов-просветителей»; «Рухани Жа^ыру» -«Духовное возрождение» - программа ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков»; «Роль личности народного героя Первого Министра обороны Казахстана-народного героя, генерала-армии - С.К. Нурмагмабетова в воспитании будущих офицеров».

Проведение декады на темы: «Сохраним свою национальную идентичность», «Современная казахстанская культура»;

- проведение круглого стола с участием курсантов военных институтов и студентов гражданских вузов на тему: «Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы»;

- организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами-тружениками тыла, Афганской войны, локальных войн и военных конфликтов, ветеранами ВС РК;

- организация тематического вечера к 175-летнему юбилею Абая Кунанбаева на тему: «Великий Абай -философ и просветитель казахского народа» и другие.

Самовоспитание - сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс, неприемлемое условие успеха в любой деятельности. Стремление к самообразованию - это естественная потребность человека, который в силу его природы должен действовать, показывать, осуществлять и реализовывать в себе [14, с. 230-232].

Выводы. Резюмируем изложенное в статье. Самовоспитание курсантов военного вуза играет важную и определяющую роль в освоенной им профессии защитника Отечества. Самовоспитание, самодисциплина важнейшие качества курсанта военного вуза, которые помогают ему повысить его интеллектуальный уровень, самосовершенствоваться как личность, получать необходимый багаж знании.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. «Педагогика». Под редакцией Ю.К. Бабанского. «Просвещение», М., 1983 г. С. 46.

2. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания / Я.А. Арет, Киргиз. ГУ. - Фрунзе: 1961. - 124 с.

3. Рувинский, Л.И. Теория самовоспитания: Учеб. пособие для студентов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 262 с.

4. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Мн.: Выш. шк., 1985. - С.88-87.

5. Теория воспитания, самовоспитание в педагогике [Электронный ресурс] https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/ (дата обращения 24.12.2019.)

6. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.; Л., 1935; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд. М., 1986; Платон. Собр. соч. М., 1990-1993. Т. 1-2

7. Окунев Ю.Н. Педагогические условия активизации самовоспитания курсантов: Автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: Хабаровск, 2002 221 с. РГБ ОД, 61:02-13/1576-6 С. 5.

8. Кунанбаев А. Полное собрание сочинений. В 2-х т. (на каз. языке) - Алматы.: Гылым, 1977.

9. Ауэзов М.О. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования (на рус. и каз. языках). - Алматы.: Гылым, 1967.

10. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студентов пед. заведений / В.А. Сластенин. - М.: Школа-Пресс, 1998. С. 137.

11.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. / А.С. Макаренко; сост. А.А. Фролов, Л.Ю. Гордин, М.Д. Виноградова. - М.: Академия, 1986. С. 545.

12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива / В.А.Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1975. - С. 28.

13. Полупан С.Н. Самовоспитание как условие формирования профессионализма курсантов современного военного института: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Полупан Сергей Николаевич. Владикавказ. 2010. С. 5.

14. Мулюкова И.Р., Саяркин Л.А. Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (Москва, 11. 2015). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 230-232.

Педагогика

УДК 316.4

кандидат педагогических наук Султанбеков Тимур Ильфатович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Беловолов Валерий Александрович Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); генерал-майор Игнатенко Роман Николаевич

Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (г. Москва)

ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В современном обществе экстремистская деятельность становится устойчивым явлением, наблюдается расширение сфер влияния различных экстремистских организаций. В статье рассматриваются взгляды научного сообщества на определение дефиниции «экстремизм», раскрывается понятие данного феномена, предпосылки его возникновения и актуальность исследования. Целью является провести контент-анализ понятия «экстремизм» как одной из угроз национальной безопасности и рассмотреть силы и средства военной организации государства, привлекаемые для борьбы с экстремизмом. Использовались методы контент-анализа научной литературы, документов, интернет-ресурсов. Изучались законы, нормативные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.