and working capacity of working bodies is the creation of new adaptive and wear-resistant materials, the properties and structures of which can be adjusted depending on the conditions of wear.
Thus, for the confident choice of rational ways to increase the working capacity of working bodies, it is advisable to use the methods of a systematic approach depending on the background of the operation of excavators.
References / Список литературы
1. Rejsh A.K. Povyshenie proizvoditel'nosti odnokovshovyh jekskavatorov [Improving the performance of single bucket excavators]. M.: Strojizdat, 1983. 167 p. [in Russian].
2. Kabashev R.A. Povyshenie jeffektivnosti zemlerojnyh mashin na osnove sovershenstvovanija sistemy jekspluatacii i konstrukcii rezhushhih jelementov [Improving the efficiency of earthmoving machines on the basis of improving the operation system and design of cutting elements]: Abstract. dis. ... doc. tech. sciences. M.: MISI, 1987. 48 p. [in Russian].
3. Shukurov R.U. Povyshenie iznosostojkosti rezhushhih organov zemlerojnyh mashin [Improving the wear resistance of the cutting bodies of earthmoving machines]. Abstract. dis. ... doctor. tech. sciences. -Tashkent: TADI, 2005. 40 p. [in Russian].
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN TECHNOLOGY LESSONS Kazakova S.E. (Republic of Uzbekistan) Email: Kazakova452@scientifictext.ru
Kazakova Sayyora Erkayevna — Teacher, DEPARTMENT OF METHODOLOGY EXACT AND NATURAL SCIENCES, KHOREZEM REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PUBLIC EDUCATION WORKERS, URGENCH, THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the organization of students' independent work in technology lessons. The relevance of the chosen topic is that in the classroom, students should work and best of all, if possible, independently. Independent work is the most affordable way to increase the effectiveness of students' creative attitude to work. An individual approach is required, as well as the maximum use of the entire arsenal of the educational and pedagogical process, the creation and implementation of pedagogical technologies aimed at creating a creative relationship and increasing the level of students' knowledge.
Keywords: organization, independent work, technology lesson.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Казакова С.Э. (Республика Узбекистан)
Казакова Сайёра Эркаевна — преподаватель, кафедра методики точных и естественных наук, Хореземский Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, г. Ургенч, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии. Актуальность выбранной темы заключается в том, что на занятиях учащиеся должны трудиться и лучше всего, по возможности, самостоятельно. Самостоятельная работа является самым доступным путем повышения эффективности творческого отношения школьников к труду. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных на формирование творческого отношения и повышение уровня знаний учащихся.
Ключевые слова: организация, самостоятельна работа, урок технология.
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления этого качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формирования у учащихся творческих потенций.
Известно, что учебная деятельность школьников по овладению системой знаний, умений и навыков определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и творческим.
Подчеркивая необходимость формирования у школьников творческой деятельности, важно иметь в виду, продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно взаимосвязаны, поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. Новое складывается на основе известного, причем последнее выступает в качестве строительного материала не, только с точки зрения содержания деятельности, но и операционной структуры, отношений, которые складываются между субъектами обучения.
Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся, прежде всего, проявляются в особенностях ее протекания, а именно: в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности действительно являются необходимым условием, обеспечивающим последовательное формирование школьника как субъекта учебной деятельности.
Формирование учебной деятельности в единстве ее структурных компонентов достигается благодаря тому, что по мере продвижения от репродуктивных методов к творческим обязательно совершается переход от видения конкретного действия к общему, от отдельных процессуальных компонентов решения учебных задач к целостной структуре учебной деятельности. От отдельного мотива к системе отношений.
Продвижение от репродуктивной деятельности к творческой предполагает обязательную реализацию межпредметных связей, поскольку они создают благоприятные условия для развития познавательных возможностей школьников, позволяют средствами разных предметов формировать у них творческое мышление.
Формирование творческого потенциала школьников достигается целенаправленным изменением меры конкретного и общего в овладении ими практическими и познавательными действиями. Это одно из важных условий этого процесса. Особенностью данного условия является то, что оно выступает как внутренняя сторона процесса формирования этих действий и совершенствования содержания образования, т.е. системного построения учебного материала, и соблюдения единства специфических и инвариантных возможностей каждого учебного предмета в побуждении школьников к творческим действиям, и осознание ими всех формируемых компонентов этой деятельности, и повышение степени самостоятельности учащихся в самом процессе формирования у них творческого потенциала. Наконец, это условие играет важную роль в соблюдении разумного сочетания репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности. Действительно, если мы говорим о системном построении каждого учебного предмета, то очень важно определить меру конкретного материала, на основе которого можно подняться на следующею ступень обобщения.
Рассмотрим педагогические условия организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:
> любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.
> самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.
> обеспечивается сочетание разных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.
> назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. По этому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
> содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.
> самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычки к труду.
23 ■ Еигореап Баепсе № 3 (52)
Самостоятельная работа учащихся на уроке входит органической частью во все звенья процесса обучения. В зависимости от содержания, характера учебного материала задания могут быть простыми, требующими от учащихся интенсивной познавательной деятельности.
Список литературы / References
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ М.: Издательский центр «Академия», 2011 192 с.
NON-TRADITIONAL FORMS OF TECHNOLOGY LESSONS Kenjayev Sh.M. (Republic of Uzbekistan) Em ail: Kenj ayev452@scientifictext.ru
Kenjayev SherzodMammatjumayevich - Teacher, DEPARTMENT OF METHODOLOGY EXACT AND NATURAL SCIENCES, KHOREZEM REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PUBLIC EDUCATION WORKERS, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the problem of non-traditional forms of technology lessons. A lesson is a flexible form of training organization. It includes a variety of content, in accordance with which the necessary teaching methods and techniques are used. Non-traditional forms of technology lesson are realized, as a rule, after studying a topic or several topics, performing the functions of educational control. Such lessons are held in an unusual, unconventional setting. Such a change in the familiar environment is advisable, because it creates a festive atmosphere when summing up the work done, removes the mental barrier that arises in traditional conditions due to the fear of making a mistake. Keywords: non-traditional forms of the lesson, subject of technology, training, method, method.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ Кенжаев Ш.М. (Республика Узбекистан)
КенжаевШерзодМамматжумаевич - преподаватель, кафедра методики точных и естественных наук, Хореземский Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, г. Ургенч, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена о проблемы нетрадиционные формы проведения уроков технологии. Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. Нетрадиционные формы урока технологии реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Ключевые слова: нетрадиционные формы урока, предмет технологии, обучения, метод, прием.
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок - дело не простое. Искусство