Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / INDEPENDENT WORK / CLASSROOM INDEPENDENT WORK / EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Т.А., Полетаева Е.Р., Орехова Е.Е.

Статья рассматривает организацию самостоятельной работы студентов вуза в современных условиях. Основное внимание уделено характеристике современных форм и методов организации самостоятельной работы, требованиям к организации самостоятельной работы, принципам и условиям организации. А также подчеркивается результативность организации самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Т.А., Полетаева Е.Р., Орехова Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION: MODERN FORMS AND METHODS

The article considers the organization of independent work of students in modern conditions. The main attention is paid to the characteristics of modern forms and methods of organizing independent work, the requirements for organizing independent work, the principles and conditions of the organization. And also emphasizes the effectiveness of the organization of independent work.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ»

Использованные источники:

1. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Прак. пособие для шк. психологов. - Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2002.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е испр. Изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

3. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. - 440 с.

4. Формирование культуры человеческого общения в современном обществе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». -2014 -№ 6(13).

УДК 378.1

Михайлова Т.А. старший преподаватель кафедры оздоровительной физической культуры

Полетаева Е.Р. студент 3 курса институт экономики и управления

Орехова Е.Е. студент 3 курса институт экономики и управления Кемеровский государственный университет

Россия, г. Кемерово ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Аннотация: Статья рассматривает организацию самостоятельной работы студентов вуза в современных условиях. Основное внимание уделено характеристике современных форм и методов организации самостоятельной работы, требованиям к организации самостоятельной работы, принципам и условиям организации. А также подчеркивается результативность организации самостоятельной работы.

Ключевые слова: самостоятельная работа, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, организация самостоятельной работы.

Mikhailova T.A.

Senior Lecturer at the Department of Recreational Physical Culture

Poletaeva E.R. 3rd year student Institute of economics and management

Orekhova E.E. 3rd year student Institute of economics and management Kemerovo State University Russia, Kemerovo

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION: MODERN FORMS AND

METHODS

Annotation: The article considers the organization of independent work of students in modern conditions. The main attention is paid to the characteristics of modern forms and methods of organizing independent work, the requirements for organizing independent work, the principles and conditions of the organization. And also emphasizes the effectiveness of the organization of independent work.

Keywords: independent work, classroom independent work, extracurricular independent work, organization of independent work.

Основной задачей системы высшего образования на современном этапе является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Важнейшей составляющей образовательного процесса является самостоятельная работа студентов, которая в современных условиях способствует развитию творческих способностей, формированию умений самостоятельно принимать решения в новых, нестандартных условиях, брать на себя ответственность, находить выход из кризисной ситуации. В процессе самостоятельной работы у студентов формируется готовность к саморазвитию, стимулируется познавательная деятельность и профессиональные интересы, развивается творческая активность и инициатива, что способствует росту мотивации учения.

Организация самостоятельной работы студентов актуальна на сегодняшнем этапе и рассматривается в работах таких авторов, как Н.В. Ананьина, И.В. Карнаух, Е.А. Шахова. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Реализация самостоятельной работы студентов осуществляется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических, при выполнении контрольных работ и др.;

- в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре и других местах при выполнении студентом учебных и творческих заданий.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне

достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время. [1] Цель самостоятельной работы студента - осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная - самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

внеаудиторная — самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента определяется в соответствии с рекомендуемыми видами учебных заданий, представленными в рабочей программе по учебной дисциплине.

Самостоятельная работа помогает студентам овладеть знаниями и систематизировать их, сформировать умения, которые в дальнейшем используются для решения ситуационных задач.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. [2]

Преподаватель планирует, организует и контролирует самостоятельную деятельность студентов.

На этапе планирования преподаватель решает, какой материал программы выносить на самостоятельную работу, какова технология организации самостоятельной работы, как контролируется самостоятельная работа. Все задания должны быть подобраны таким образом, чтобы в процессе их выполнения непрерывно происходило углубление ранее полученных знаний, развитие мышления, выработка умений и навыков.

На этапе организации преподаватель определяет бюджет времени для проведения самостоятельной работы во время аудиторных занятий, а так же количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу по темам.

Комплексный контроль самостоятельной работы студента включает контроль за развитием способности к самообразованию, а так же контроль за достижением планируемых результатов обучения, обеспечивающих совершенствование конкретных компетенций. [2]

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы,

которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

В ходе самостоятельной работы должна осуществляться главная функция обучения - закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые компетенции. [3]

Чтобы самостоятельная работа студентов была успешной необходимо выполнить следующие условия:

- мотивированность учебного задания;

- четкая постановка задач;

- алгоритм (метод) выполнения работ;

- четкое определение форм отчетности и сроков ее сдачи;

- критерии оценки;

- виды и формы контроля (контрольная работа, тесты, семинар).

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов

является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке. Среди основных видов самостоятельной работы студентов выделяют: подготовка к лекциям, практическим занятиям и лабораторным практикумам, зачетам и экзаменам, презентациям и докладам; написание рефератов, контрольных работ; решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; участие в научной работе.

Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной и популярной литературой, нормативной базой, материалами периодики и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией.

Практические занятия с решением кейсов и ситуационных задач позволяют обучаемым, не только, повысить аналитическое мастерство, обосновывая принятые решения, и аргументировано защищая свою позицию в процессе дискуссий, но и позволяют повысить интерес к изучаемым дисциплинам, способствуют развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений, поскольку акцент обучения переносится на сотворчество студента и преподавателя.

Самостоятельная работа студентов и контроль за ее выполнением, при соответствующей их организации, способствует формированию самостоятельности мышления и творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

При правильной организации самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии, становится активным самостоятельным субъектом учебно-профессиональной деятельности и развивает профессиональные компетенции.

Использованные источники:

1. Ананьина, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 4-1 (40)

2. Карнаух И. В. Организация самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Известия ВолгГТУ. 2012. № 9 С.79-81

3. Шахова, Е. А. Формирование общих и профессиональных компетенций через организацию самостоятельной работы обучающихся // Образование. Карьера. Общество. -2014. № 2 (41)

УДК 17.022.1

Монастырева К.И. студент 2 курс институт «Информационных технологий и автоматизированных систем»

Мерц М.В. студент 2 курс

институт «Информационных технологий и автоматизированных

систем»

Научный руководитель: Ковыршина С.В., к.ф.н. доцент (Кафедра социально-гуманитарных дисциплин) Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ Аннотация: в данной статье мы анализируем мысль о том, что нужно сделать для того, чтобы стать не просто человеком, а достойным человеком с «человеческими» качествами. Что же такое человечность и какие моральные качества в него входят? Что делает человека Человеком?

Ключевые слова: проблемы, человеческое в человеке, чувства, мораль, традиции

Monastyreva K.I. student 2 course

Institute of Information technologies and automated systems

Merz M. V. student 2 course

Institute of Information technologies and automated systems

Scientific supervisor: S. V. Kovyrshina candidate of philosophy, associate Professor (Department of social Sciences and Humanities)

Siberian state industrial University Russia, Novokuznetsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.