_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 378
Егорова Эльвира Валентиновна
канд. техн. наук, доцент ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
В статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей на занятиях по дисциплине «Информатика и математика».
Ключевые слова Компетенция, компетентностный подход, самостоятельная работа.
Современный уровень образования в высшей школе предъявляет повышенные требования к организации самостоятельной работы студентов. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Организация самостоятельной работы студентов во многом определяет качество обучения. Если рассматривать во времени, то раньше качество обучения определялось уровнем знаний и умений. В современных условиях концепция образования изменилась в направлении внимания на развитие личности, его компетентности, поиска знаний, заинтересованности в обучении.
Как следствие, возникает вопрос организации самостоятельной работы студентов. Особенно важно сформировать навыки работать самостоятельно на занятиях. В этом случае огромную роль отводится преподавателю, который на каждом занятии формирует технологию организации самостоятельной работы студентов. Важным фактором в этом направлении является, как преподаватель на аудиторных занятиях может мотивировать самостоятельную работу студентов.
Таким образом, задача преподавателя выработать у студентов заинтересованность к самостоятельному поиску знаний. В результате студент во время обучения приобретает навык, который можно определить, как привычка и мотивация к самостоятельному обучению. Развитие навыков самостоятельной работы студентов в дальнейшем должно способствовать их профессиональному росту и творческой активности [1, с.48].
В статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов гуманитарных направлений подготовки на занятиях по дисциплине «Информатика и математика». Особенность этой дисциплины в том, что на занятиях необходимо подчеркнуть глубокую связь между информатикой и математикой. Алгоритм проектирования информационной подготовки должен включать новые цели конструирования содержания с учетом оптимизации содержания, а также и разработку методик оценки качества знаний студентов [2, с.170].
На занятиях перед преподавателем стоит задача - построить методику обучения студентов непрофильных специальностей на основе формирования межпредметных связей между информатикой и математикой. Используя эту методику, научить студентов самостоятельно ориентироваться в фундаментальных разделах этих дисциплин.
Для организации самостоятельной работы необходимо предварительно перед студентами поставить цели и задачи курса, отметить особенности системы контроля и самоконтроля [3, с.10]. Содержание самостоятельной работы студентов направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному курсу. Учитывая особенность курса, необходимо направить деятельность студентов на усвоение межпредметных связей разделов дисциплины.
Соответственно, появляются задачи курса:
• Создать у студентов представление о фундаментальных математических понятиях, сформулированных в виде: постулатов, определений, теорем.
• Познакомить студентов с основными направлениями в современных информационных технологиях.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
• Выработать у студентов навыки использования полученных знаний в практической деятельности.
Учитывая такую особенность курса, появилась необходимость разработки и внедрения активных методов обучения, которые позволяют формировать и развивать творческие способности студентов. В результате у студентов должна вырабатываться заинтересованность к самостоятельной форме овладения новым материалом по данной дисциплине и тем самым появляется стремление к саморазвитию.
Студентам на занятиях предлагаются разработки всех учебных единиц: пособия, методические указания, тесты, тренажёры. В течение практического занятия преподаватель акцентирует внимание студентов на главные направления в самостоятельной работе. Чтобы студенты могли самостоятельно работать на практических занятиях, необходимо предусмотреть в методических указаниях примеры выполнения заданий, рассмотреть типовые задачи и на их основе сформировать умения решать нетиповые задачи.
В процессе самостоятельной работы студентов преподаватель должен управлять процессом получения и усвоения знаний студентами. Контроль знаний является количественной характеристикой степени усвоения изучаемого материала.
Контроль знаний студентов по дисциплине «Информатика и математика» проводится с использованием банка тестов, разработанных сотрудниками кафедры. Разработанные на кафедре тренажёры по всем темам курса помогают студентам в усвоении теоретического материала и в подготовке к контролю знаний. В процессе работы с тренажёрами студент учится находить необходимую информацию по конкретному вопросу. В результате у студентов вырабатывается навыки самостоятельной работы освоения теоретического материала по конкретной дисциплине и навыки поиска информации по определённому разделу.
Методика обучения студентов непрофильных специальностей по дисциплине «Информатика и математика» совершенствуется в течение нескольких лет, при этом особое внимание уделяется формированию навыков самостоятельной работы. На аудиторных занятиях преподаватель стимулирует и направляет самостоятельную работу студентов с учётом индивидуальных возможностей каждого из них.
Список использованной литературы:
1. Ахмедханлы Д.М., Ушмаева Н.В. КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ //В сборнике: Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 47-49.
2. Панюкова ЕВ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ // В сборнике: НАУКА XXI ВЕКА: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 168-170.
3. Панюкова ЕВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2006.
© Егорова Э.В., 2016
УДК 37
Жигачева Наталья Александровна
канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «ОмГПУ», г. Омск, РФ
E-mail: [email protected]
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИИ
Аннотация
В работе рассмотрен вопрос использования активных образовательных технологий в процессе