Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода'

Организация самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Южанинова Е.Е.

Данная статья посвящена формированию одной из ключевых общекультурных компетенций: способности к самоорганизации и самообразованию. В условиях компетентностного подхода самостоятельная работа студентов приобретает новую специфику. В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий как самообразование, самоорганизация и самостоятельная работа. Показано, что развитие навыков самоорганизации включает в себя следующие компоненты: самостоятельно ставить перед собой задачу, видеть проблемы; систематизировать получаемые знания; составлять план, сравнивать, моделировать, добавлять, критически перерабатывать, представлять в удобной для себя форме и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN CONDITIONS OF A COMPETENCE APPROACH

The article deals with methods to form one of the key competences in education: an ability to self-organize and self-educate yourself. In the context of a competence approach students’ individual work has a new specific feature. The article discusses relationship of such concepts as self-education, self-organization and self-study. It has been shown that the development of skills of self-organization includes the following components: to set educational tasks by oneself, to see problems independently from a teacher, to systematize the obtained knowledge, to make a plan, to compare, simulate, add, critical process, to choose convenient forms, etc.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода»

2. Voronina T.P. Perspektivy obrazovaniya v informacionnom obschestve. Filosofiya obrazovaniya. Moskva, 1996.

3. Sadovnichij V.A. Universitetskoe obrazovanie: vyzov vremeni i vybor universiteta. Filosofiya obrazovaniya. Moskva, 1996.

4. Molotkova N.V. Proektirovanie sistemy formirovaniya professional'noj kul'tury inzhenera sredstvami fizicheskogo vospitaniya: monografiya. Tambov, 2010.

5. Bagdasar'yan N.G. Professional'naya kul'tura inzhenera: mehanizmy osvoeniya. Moskva, 1998.

Статья поступила в редакцию 28.05.16

УДК 378.02.372.8

Yuzhaninova E.E., senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: argut50@mail.ru

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN CONDITIONS OF A COMPETENCE APPROACH. The article deals with methods to form one of the key competences in education: an ability to self-organize and self-educate yourself. In the context of a competence approach students' individual work has a new specific feature. The article discusses relationship of such concepts as self-education, self-organization and self-study. It has been shown that the development of skills of self-organization includes the following components: to set educational tasks by oneself, to see problems independently from a teacher, to systematize the obtained knowledge, to make a plan, to compare, simulate, add, critical process, to choose convenient forms, etc.

Key words: self-organization, self-education, independence, competence.

Е.Е. Южанинова, доцент Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

Е-mail: argut50@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Данная статья посвящена формированию одной из ключевых общекультурных компетенций: способности к самоорганизации и самообразованию. В условиях компетентностного подхода самостоятельная работа студентов приобретает новую специфику. В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий как самообразование, самоорганизация и самостоятельная работа. Показано, что развитие навыков самоорганизации включает в себя следующие компоненты: самостоятельно ставить перед собой задачу, видеть проблемы; систематизировать получаемые знания; составлять план, сравнивать, моделировать, добавлять, критически перерабатывать, представлять в удобной для себя форме и другие.

Ключевые слова: самоорганизация, самообразование, самостоятельность, компетентность.

Образовательные стандарты нового поколения в системе высшего образования меняют подход к формированию профессиональных качеств будущих специалистов. Происходит переход от формирования знаний, умений и навыков к формированию определённых компетенций необходимых специалисту в его будущей деятельности.

Разделение компетенций будущих специалистов на общекультурные и профессиональные отражает ряд специфических особенностей данных компетенций.

Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности.

Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:

• они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;

• они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реа-лизовываться.

Одной из ключевых компетенций выпускника ВУЗа является способность к самоорганизации и самообразованию. Необходимо рассматривать обучение студентов не как процесс передачи и переработки информации, а как процесс создания условий для саморазвития личности в ходе обучения. Студенческий возраст соответствует максимуму психического развития человека, в этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает преобладать абстрактное мышление, формируется обобщённая картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями реальности.

Важную способность должен приобрести студент в ВУЗе -способность учиться, но ещё важнее способность самостоятельно добывать знания, самостоятельно организовывать свою деятельность для достижения поставленных целей.

Самообразование - это «система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью [1, с. 32]

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы,

самостоятельно работать над собственным самосовершенствованием» [2, с. 117].

Самообразование позволяет решить ряд задач в процессе образования личности:

• приобретение и накопление новых знаний;

• ликвидация пробелов в уже имеющихся знаниях, т. е. преодоление недостатков полученного ранее образования;

• развитие мышления, памяти, речи, способности к рефлексии;

• формирование обобщённой картины мира и понимания своего места в этом мире;

• развитие творческих способностей и др.

Развитие способности к самообразованию невозможно отделять от ещё одной общекультурной компетенции, к сожалению отсутствующей в последних стандартах, как общекультурная - это способность владеть методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

Данная компетенция является базовой для самообразования и уровень её сформированности - важный показатель способности к самообразованию.

Таким образом, показателями способности к самообразованию могут быть:

• высокая степень познавательной активности, стремление к саморазвитию, преобладание широкого кругозора;

• стремление к достижению высоких целей, получения высокой оценки своей самообразовательной деятельности;

• уверенная работа с различными видами информационных источников, их поиск и анализ;

• развитие умения организации, планирования и саморегуляции самостоятельной деятельности;

• адекватная оценка и самооценка самообразовательной деятельности, стремление к профессиональному росту;

Под самоорганизацией учебной деятельности студента понимается сознательная работа обучаемого с целью саморегулирования и организации своей учебной работы.

Компетенции самоорганизации учебной деятельности -способности студента рационально организовывать и поэтапно выполнять свою учебную деятельность, осуществлять ее коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности учебной работы и совершенствования процесса

ее организации на основе сознательного применения накопленных знаний, умений и опыта.

Практически самоорганизация учения означает умение студента работать на занятиях, дома, в библиотеке, организовывать свою учебную деятельность в целом без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны преподавателя.

Движущей силой развития способности к самоорганизации является потребность в познании, а механизмом - разнообразная деятельность.

Развитие навыков самоорганизации включает в себя следующие компоненты:

• самостоятельно ставить перед собой задачу, видеть проблемы;

• систематизировать получаемые знания;

• составлять план, сравнивать, моделировать, добавлять, критически перерабатывать, представлять в удобной для себя форме;

• уметь преобразовывать учебный материал, находить основания для классификации и классифицировать;

• стремиться к выработке множества вариантов решения, сравнивать их;

• самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию;

• владение методами развития самоанализа и самооценки, способами развития рефлексивных способностей;

Показателями способности к самоорганизации могут быть:

• чёткое определение жизненных целей;

• убеждённость и приверженность поставленным целям;

Библиографический список

• умение составить план действий и чёткое его выполнение;

• умение анализировать свои действия, выявлять успехи и неудачи, стремление добиться поставленных целей;

• умение видеть успехи и достижения в перспективе.

Подводя итоги, можно констатировать, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК), способствующими формированию его профессиональной самостоятельности: способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва, 2003.

2. Краткий педагогический словарь: учебное справочное пособие. Г.А. Андреев, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. Москва, 2005.

References

1. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskijslovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2003.

2. Kratkijpedagogicheskij slovar': uchebnoe spravochnoe posobie. G.A. Andreev, G.S. Vyalikova, I.A. Tyut'kova. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 17.05.16

УДК 378

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Valieva, P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Faculty of Special (Defectological)Education, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Ibragimova R.Yu., senior teacher, Faculty of Special (Defectological) Education, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FACTORS OF EFFICIENCY OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS DURING THE PERIOD OF ADAPTATION. The article highlights some features of psychological and pedagogical training of specialists in a pedagogical university. The authors interpret the process of training as a set of requirements to ensure the disclosure of internal connections between different branches of knowledge and the possibilities of their use for solving various practical problems. Special attention is paid to such aspects as self-education and reflection, as well as issues of organization of educational work oriented to solve complex tasks and interdisciplinary integration of knowledge. The authors conclude that the use of a package of research methods to predict the success of the process of didactic adaptation of first-year students will allow for a scientific basis to realize individual approach in training and education of students and to identify ways to overcome difficulties.

Key words: professional training, adaptation process, effectiveness of training activities, didactic adaptation, individual approach.

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е^аИ: beror63@mail.ru

П.В. Валиева, канд. пед. наук, доц. факультета специального (дефектологического) образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е^аИ: beror63@mail.ru Р.Ю. Ибрагимова, ст. преп. факультета специального (дефектологического) образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е^аИ: beror63@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

В статье освещаются некоторые особенности психолого-педагогической подготовки специалистов в педагогическом вузе. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность требований, обеспечивающих раскрытие внутренних связей между различными отраслями знаний и возможностями их использования для решения различных практических задач. Особое внимание уделяется таким аспектам, как самообразование и рефлексия, а также вопросам организации учебной работы, ориентированных на решение комплексных задач и междисциплинарную интеграцию знаний. Авторы делают вывод

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.