Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку с помощью Интернет-ресурсов (на примере английского языка)'

Организация самостоятельной работы студентов по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку с помощью Интернет-ресурсов (на примере английского языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарина О.Ю.

Статья посвящена методике использования Интернет-ресурсов в организации самостоятельной работы студентов, на примере изучения английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку с помощью Интернет-ресурсов (на примере английского языка)»

УДК 802.0:800.7

О.Ю. ГАГАРИНА, преподаватель, oksana316@yandex.ru

Санкт-Петербургский Государственный Горный институт (технический университет)

O.J. GAGARINA, lecturer, oksana316@yandex. ru Saint Petersburg State Mining Institute (Technical University)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Статья посвящена методике использования Интернет-ресурсов в организации самостоятельной работы студентов, на примере изучения английского языка.

Ключевые слова: самостоятельная работа, мотивация, Интернет-ресурсы.

MANAGEMENT OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK ON PROFESSIONAL ORIENTED TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE WITH THE HELP OF INTERNET RESOURSES (IN TERMS OF ENGLISH LANGUAGE LEARNINIG)

The article is focused on the methodology of internet recourses application in management of students' independent work in terms of English language learning. Key words, independent work, motivation, internet recourses.

Под качественной подготовкой специалиста сегодня понимается готовность решать узкопрофессиональные задачи на родном и иностранном языках, т.е. коммуникабельность, умение работать в команде, владеть информационной культурой и творческими навыками. Рост объема информации, необходимой будущему специалисту, и часто недостаточное для ее усвоения количество аудиторных занятий заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины, которые позволили бы избежать снижения качества подготовки специалистов. В данной ситуации актуальность приобретает внедрение Интернет-ресурсов в сферу образования, которые могут широко использоваться как для получения дополни-

тельных знаний, так и для выполнения домашнего задания и могут быть очень эффективны при изучении иностранного языка, в данном случае, английского.

Ценность Интернет-материалов заключается в практически неограниченном объеме, степени адекватности и актуальности. Широкий выбор аутентичных мультимедийных лингвострановедческих и методических ресурсов, предлагаемых в сети ведущими средствами массовой информации, университетами и исследовательскими центрами, методическими объединениями дает возможность выбора и экспериментирования с традиционными способами и формами взаимодействия между участниками учебного процесса.

В рамках самостоятельной работы Интернет-ресурсы могут использоваться для различных целей, в частности для поиска

_ 253

Санкт-Петербург. 2010

информации в рамках работы над определенным проектом. Интернет содержит огромное количество поисковых систем. Для студентов нашего вуза могут быть актуальны сайты www.nature. com/earthsciences/index.html, www.mii.org и www.newscientist.com , где можно найти статьи британских и американских научных периодических изданий и технические тексты на английском языке.

Интернет может стать неотъемлемой источником информации как в подготовке к сдаче зачетов и экзаменов, так и для углубления собственных знаний, приобретения новых умений и навыков или ликвидации пробелов в знаниях. Для этих целей можно использовать многочисленные программы, предлагающие изучение английского языка on-line. Они содержат различные типы заданий (грамматические упражнения, аудирование, работа с текстом, игры) и позволяют контролировать успеваемость. Одну из таких программ предлагает Британский Совет (сайт www.britishcouncil.ru).

Большую пользу можно извлечь из применения Интернет-ресурсов в качестве визуальной опоры для самостоятельного ознакомления с новым материалом, повторения пройденного или выполнения проектного задания.

Некоторые сайты предоставляют возможность преподавателю самому создавать задания и контролировать их выполнение. Например, сайт http://school.discovery. com позволяет не только создавать тесты, но и управлять ими: редактировать содержание, выставлять запрет на выполнение теста или наоборот, открывать доступ, просматривать статистические данные по выполнению теста студентами группы и т.д.

Для организации дискуссионных видов деятельности также можно использовать Интернет-серверы, например http://nicenet. org/. Этот сайт дает возможность быстро зарегистрировать весь класс и упорядочить материал и его подачу. Для этого используются разные инструменты (расписание занятий, обмен ссылками и документами), и собственно инструмент для организации и прове-

дения дискуссий или совещаний. Дискуссия может проходить в асинхронном режиме, что позволяет каждому студенту высказываться по заданной теме, оставить свои комментарии на отдельные реплики. При наличии необходимого оборудования можно использовать синхронные виды связи: видеоконференции и чаты.

При обучении аудированию чрезвычайно привлекательным для преподавателей английского языка и студентов, изучающих язык, может стать сайт радиостанции «VOA» www.voanews.com . Посетителям сайта открыт свободный доступ к ежедневно обновляемым материалам радиопередач с возможностью прослушать высококачественную аудиозапись и прочитать ее сценарий в текстовом формате. Помимо обычных информационных программ, характеризующихся высоким темпом изложения, радиостанция «Голос Америки» предлагает специальные передачи «Special English» www.voaspecialenglish.com с медленным темпом речи и ограниченным словарным диапазоном (примерно 1000 единиц наиболее частотной лексики), рассчитанные на средний уровень владения английским языком.

Перечисленные выше способы организации самостоятельной учебной деятельности студентов, основанные на использовании Интернет-ресурсов, могут стать очень привлекательными для студентов, но требуют от преподавателя больших интеллектуальных, творческих и временных затрат. Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку нуждается в серьезном осмыслении, разработке методических приемов и выявлении подходов для их интеграции в учебный процесс, чтобы приблизить самостоятельную работу студента по эффективности усвоения знаний и приобретения необходимых для полноценного труда и жизни навыков и умений к аудиторным занятиям. Самостоятельная работа тем более ценна, что учит не только получению знаний, но и углублению и обновлению их на протяжении жизни.

254 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.