Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Биология с экологией»'

Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Биология с экологией» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1161
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерентуева Анна Юрьевна, Балданова Ирина Ринчиновна

Актуальные проблемы модернизации российского высшего образования ставят задачу оптимизации учебной работы в вузе, повышения требования к качеству подготовки специалистов и оценке качества образования. Одним из основных направлений реализации этих задач является совершенствование самостоятельной работы студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерентуева Анна Юрьевна, Балданова Ирина Ринчиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of student’s independent research on course “Biology with ecology”

This article initiates the organization of student’s independent research as factor of activation with expert knowledge and realization of personal education.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Биология с экологией»»

7 Дамдинова Г.Х. Нослропное действие экстракта шлемника байкальского: авгореф дис. ...канд. мед. наук / Г.Х. Дамдинова. - Улан-Удэ, 2001. -20 с.

8. Желнович Л И. Влияние шлемника байкальского на аппарат кровообращения / ЛИ. Желнович, Т.Ф. Марина // Новые лекарственные растения Сибири, их лечебные препараты и применение. -Томск, 1959. - Вып. 5. - С. 98-100.

9. Ибрагимова В С. Китайская медицина. Методы диагностики и лечения. Лекарственные средства. Чжень-цзю терапия / В.С. Ибрагимова. - М., 1994. - С. 426-429.

10. Информационное письмо № 4/12/ГАПУ Министерства здравоохранения СССР. Инструкция по применению настойки шлемника байкальского. - М„ 1956. - С. 77.

11. Иосида К. Профилактический лечебный препарат против рака / К. Иосида // Химия. 1989.

12. Першина О.В. Некоторые фармакологические свойства препаратов из надземной части Scutellaria baicalensis Georgi / О.В. Першина, Н И. Суслов, В.Г. Пашина, В.И. Литвиненко, Т.Г1. Попова // Растительные ресурсы. - 1998. - Т. 34, Вып. 3. - С. 83-87

13. Петрясв Е.Д. Лекарственные растения Забайкалья /Е.Д. Петряев. - Чита, 1952. - С. 9496.

14. Попова Т.П. Флавоноиды шлемника байкальского / Т.П. Попова, В.Г. Воловик, В.И. Литвиненко // Тез докл. V Всесоюз. симпозиума по феноль-ным соединениям. Секция химии. Таллин, 22-24 сентября 1987 г. - Таллин, 1987. - С. 73-74.

15. Попова Т.П. Флавоноиды корней Scutellaria baicalensis / Т.П. Попова, В.И. Литвиненко, ИП. Ковалев // Химия природных соединений. - УзССР: ФАН, 1973. - № 6. - С 729-733.

16. Разина Т.Г. Шлемник байкальский как корректор цитостатической химиотерапии опухолей (экспериментальное исследование): автореф. дис. ... канд. биол. наук / Т.Г. Разина. - Томск, 1988. - 18 с.

17. Хайдав Б. Лекарственные растения в монгольской медицине / Б. Хайдав, Алтанчимэг, Т.С. Варламова. - Улан-Батор, 1985. - С. 67.

18. Царев С.Г. Лекарственные растения в ветеринарии / С.Г. Царев. - М.: Россельхозиздат. - 1962. -172 с.

1. Kimura Y., Kubo М., Arichi S., Ohmmami H, Okuda

H. Studies on Scutellaria radix. HI Effect on lipid metabolism in serum, liver and for cells of rats //Chem. Pharm. Bull. - 1981 - Vol. 20, N8.-P. 2308-2312.

2. Kimura Y., Okuda H., Arichi S. Studies on Scutellaria radix XIII. Effect on varies flavonoids in arachido-nate metabolism in leukocytes //Planta medica. -1985 - N2. - P. 132-136.

3. Kubo M., Matsuda H., Tani T., Arichi S., Kimura Y., Okuda H. Studies on Scutellaria radix. XII. Anti-trombic actions of various flavonoids from Scutel-laria radix //Chem. and Pharm. Bull. - 1985. - Vol. 33, N6. -P. 2411-2415.

4. Wagner H. Search for new plant constituents with potential Antiphlogistic and Antiallergic Activity //Planta medica. - 1989. - Vol. 55. N 3. - P. 235241.

Бухашеева Тамара Григорьевна - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения Российской академии наук

УДК 574. (075.8)

Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Биология с экологией»

А Ю. Ерентуева, И Р Балданова

Актуальные проблемы модернизации российского высшего образования ставят задачу оптимизации учебной работы в вузе, повышения требования к качеству подготовки специалистов и оценке качества образования. Одним из основных направлений реализации этих задач является совершенствование самостоятельной работы студентов

The organization of student's independent research on course "Biology with ecology"

A. Yu. Erentyeva, I.R. Baldanova

This article initiates the organization of student's independent research as factor of activation with expert knowledge and realization of personal education.

Основной задачей высшей школы на со- сознанием. Для формирования нового поко-временном этапе является подготовка специа- ления специалистов нужны новые подходы в листа высокой квалификации, способного са- осуществлении учебно-воспитательного про-мостоятельно и ответственно действовать, конструктивно мыслить при решении нестандартных задач, обладающего должным мировоззренческим кругозором и нравственным

цесса, раскрывающие потенциальные возможности студентов. Объективно сохраняется основное противоречие в системе образования между быстрым темпом приращения знаний в различных областях и ограниченными возможностями их усвоения, что заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому - максимальному раскрытию потенциальных возможностей каждого студента. К факторам, определяющим ограниченные возможности усвоения знаний студентами, мы относим тенденцию к уменьшению аудиторных часов, изменение соотношения аудиторных часов и самостоятельной работы в пользу последней формы обучения, объемная по часам недельная учебная нагрузка, игнорирование инте-гративных подходов в процессе планирования и преподавания учебных дисциплин. Поэтому все большее значение приобретает личностный подход в обучении, который определяет необходимость создания системы организации, поддержки и стимулирования познавательной деятельности субъекта обучения. Одной из ведущих проблем преподавания на младших курсах остается именно проблема активизации познавательной деятельности, так как в начале обучения в вузе необходимо учитывать различный уровень довузовской подготовки студентов, наличие небольшого объема профессиональных знаний и умений, психологические аспекты адаптационного периода в университете и др. Проблема активизации постоянно привлекает внимание исследователей, так как именно с ней связаны многие надежды на повышение эффективности и качества учебного процесса. По данной теме в дидактике высшей школы накоплен значительный материал. Обычно под активизацией понимают «процесс, направленный на достижение поставленной цели путем создания эффективной мотивации с учетом адаптации студентов к вузовскому обучению и механизма ориентировки студентов, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности; применение более совершенных дидактических средств на основе учета всех характеристик студентов, особенностей деятельности; использование оперативных форм контроля и самоконтроля...» (Яковлева МВ., 2001). Понятно, что активизация будет полной и действенной в том слу-

чае, если она охватит все этапы учебной деятельности: мотивационно-ориентационный, исполнительный и контрольно-диагностический. Одним из условий личностного развития будущего специалиста и базой для формирования профессионально значимых качеств мы считаем умения и навыки самостоятельной работы. В основе организации самостоятельной работы лежат принципы системности, целостности и деятельности. Системный подход определяет необходимость постановки учебной задачи (обобщенная цель деятельности студента и учебное задание). Принцип целостности определяет взаимосвязь всех компонентов системы «Самостоятельная работа»: цель и мотивы учения, содержание обучения, виды деятельности, блок обратной связи. Самостоятельная работа как дидактическая единица является подсистемой системы «Процесс обучения». Реализация деятельно-стного подхода позволяет выделить следующие уровни учебной деятельности студента:

1 Прямое воспроизведение учебного материала и копирование способов деятельности по образцу.

2. Вариативное воспроизведение учебного материала и необходимое изменение способов деятельности в сравнении с образцом.

3. Применение ранее усвоенных знаний для решения новой учебной задачи и существенного преобразования способов деятельности.

4. Самостоятельное добывание знаний и открытие субъективно новых способов деятельности.

Данные уровни и будут определять уровни самостоятельной работы. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие требования к ее организации:

- интеграция форм, методов и содержания самостоятельной работы студентов с компонентами профессиональной деятельности;

- индивидуализация заданий с целью формирования индивидуального стиля познавательной деятельности;

- наличие обратной связи;

- доступность заданий;

- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- организация и планирование самостоятельной работы.

И, наконец, самостоятельная работа студентов как форма организации учебно-воспи-

тательного процесса во внеаудиторное время

призвана обеспечить:

- расширение и углубление знаний, полученных во время аудиторных занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные работы);

- усвоение новых знаний;

- стимулирование и развитие познавательной деятельности,

- реализацию личностного подхода;

Общее количество учебных часов составляет 224 часа, из них аудиторная нагрузка составляет 148 часов (лекции - 76 часов, лабо-раторно-практические занятия - 76 часов), доля часов на самостоятельную работу составляет 76. Согласно данному распределению часов составлена учебная программа по дисциплине. Рассмотрим механизм планиро-

Целью изучения темы является раскрытие основных принципов функционирования генного уровня организации жизни, механизмов реализации наследственной информации в клетке. Понятно, что задачи самостоятельной работы определяются исходя из целей изучения по теме в целом:

- воспитание профессиональных качеств личности.

Рассмотрим основные механизмы реализации дидактической системы «Самостоятельная работа» в процессе обучения студентов 1-го курса медицинского факультета по курсу «Биология с экологией». Взаимосвязь основных компонентов данной системы показана на схеме 1.

Схема 1

вания и реализации основных компонентов дидактической системы «Самостоятельная работа» на примере темы «Генный уровень организации наследственного материала». На изучение темы отводится 22 часа, и распределение по формам организации учебного процесса выглядит следующим образом:

- раскрыть вклад отечественных и зарубежных ученых в изучение клетки как целостной системы;

- углубить знания по вопросам особенностей организации наследственного процесса у прокариотических и эукариотических клеток, механизмов реализации наследственной информации и регуляции экспрессии генов.

Тема Лекции Лаб.-прак. занятия СРС КСРС Всего

Генный уровень организации наследственного материала 8 8 6 22

Цель и задачи изучения гемы определяют ношение теоретического материала отражен в

основное содержание по теме. Объем и соот- нижеприведенной таблице

Содержание СРС

Основные этапы развития генетики. Система ферментов доре-пликативной и пострепликативной репарации, функциональная характеристика генных мутаций, транзи-ции, трансверсии, подвижных генетических элементов. Отличительные признаки транскрипции и трансляции у прокариот и эукари-от, значение концепции оперона в понимании механизма действия

возможные молекулярные меха-

системы контроля за самостоятельной работой студентов необходим организационно-методический аппарат Но дисциплине «Биология с экологией» он представлен учебными пособиями по организации самостоятельной работы по всем темам. Весь учебный материал, который выносится на самостоятельное изучение, разбит на теоретические блоки. В структуру каждого блока входят задачи изучения темы, учебная литература, задания для самоподготовки, задания по работе с литературой, контрольные задания различного уровня знаний. Пример распределения материала для самостоятельной работы отражен в нижеприведенном блоке.

Блок «Химическая организация гена. Свойства ДНК как вещества наследственности и изменчивости»

Задачи изучения, раскрыть современные представления о гене как материальном носителе наследственной информации в клетке, изучить основные свойства гена, механизм и значение генных мутаций в природе.

Мотивационная характеристика. Одной из основных задач медицины является прогнозирование степени риска проявления наследственной патологии, поэтому врачи должны уметь составлять генетические схемы наследования менделирующих признаков у человека и рассчитывать вероятность проявления их в потомстве. Знание основных этапов реализации наследственной информации в клетке (репликация, этапы биосинтеза белка) позволяет врачам понять механизм ее осуществления на молекулярном уровне в норме и

Лекционный материал Содержание лабораторно-практических занятий

Наследственность и изменчивость -основные свойства живого. Менделеевская генетика, особенности наследования моделирующих признаков. Функциональная характеристика гена. Химическая организация гена Генетический код и его свойства. Репликация и реплика-тивная репарация как свойства ДНК. Генные мутации и мутагены. Основные этапы биоситеза белка. 1 Алгоритм решения задач на менделеевское наследование, по молекулярной биологии. Наследование мен-делирующих признаков у человека. Моделирование основных этапов реализации наследственого материала в клетке. Решение задач по алгоритму.

гена.

Для эффективной организации и создания определить

низмы наследственной патологии, а также взаимосвязь генотипа, фенотипа и среды.

Литература

1. Биология: учебник для медиц. вузов / под ред. В.Н Ярыгина. Кн.1. - М., 1999. -С.64-91.

2. Чебышев Н.В. и др. Биология: учебник / Н.В. Чебышев. - М., 2001. - С. 228-236

Задание для самоподготовки

Знать:

- основные свойства молекулы ДИК как носителя наследственной информации;

- механизмы репликативного синтеза и репарации;

- виды и механизм генных мутаций;

- природные антимутационные механизмы.

Уметь:

- объяснять механизмы репликации, репарации, роль ферментов на разных этапах данных процессов;

- раскрывать основные причины и механизм генных мутаций;

- обосновывать значение антимутационных механизмов для сохранения видов.

Задания по работе с литературой

Задание 1. Прочитайте разделы 3 4.2.1 -3.4.2.5. в учебнике «Биология» под ред. В. И Ярыгина (с.71-91):

1. Изучите механизм репликативного синтеза и определите значение системы ферментов: геликазы, топоизомеразы, дестабилизирующих белков, ДНК-полимеразы, РНК-праймазы, ДНК-лигазы, РНК-затравки. Зарисуйте рис. 3.13 на стр. 77 в тетради.

2. Определите сходство и различия в процессах репликации у прокариот и эукариот.

3. Укажите систему ферментов дорепли-кативной репарации.

4. На примерах дезаминирования цито-зина и включения в синтезируемую цепь ДНК нуклеотида, несущего химически измененную форму основания или его аналог, покажите механизм изменения последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

5. Перенесите в тетрадь рис. 3 21 на сгр. 87 и объясните причины развития у человека серповидно-клеточной анемии.

Контрольные задания

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Какой способ репликации называется полуконсервативным?

2. Какие реакции составляют тему?

3. Как классифицируют мутации и какими свойствами они обладают?

4 Перечислите антимутационные механизмы в клетке.

5. Что представляют собой подвижные генетические элементы?

6 Что называется миссепс-кодонами, нонсенс-кодонами?

7. Что такое инверсия и фреймшифт?

Задание 2. Составьте словарь терминов, выделенных в тексте выше жирным курсивом

Задание 3. Решите задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ферменты, осуществляющие репликацию ДНК, движутся со скоростью 0,6 мкм в 1 мин. Сколько времени понадобится для удвоения ДНК в хромосоме, имеющей 500 реп-

В целях активизации учебно-познавательной деятельности необходимо преду-

6. Составьте схему, отражающую функциональную классификацию генных мутаций.

Задание 2. Прочитайте раздел 4.3.10.2.2.1. (с.229-236) в учебнике Н.В. Че-бышева «Биология»:

1. Выпишите виды транзиций и трансверсий.

2. Определите, какое значение имеют генные мутации для организма. Заполните , таблицу «Результаты генных мутаций»

ликонов, если длина каждого репликона 60 мкм?

2. Под действием мутагена в клетке А были повреждены обе полинуклеотидные цепочки одной молекулы ДНК в одном и том же участке хромосомы, а в клетке Б повреждена только одна цепочка ДНК, нс во всех хромосомах. Какая клетка пострадала сильнее?

3. В бактериальную клетку пересадили транскриптон из клетки человека. Какие мо-лекулярно-генетические закономерности дают основание ожидать, что бактерия будет синтезировать белок, свойственный человеку?

4. Допустим, что в эукариотической и прокариотической клетках имеются структурные гены одной длины. Одинакова ли длина полипептидов, закодированных в данных генах?

Изучение содержания блока определяет следующие уровни учебной деятельности студента через решение учебных заданий:

смотреть все этапы ее реализации в процессе выполнения самостоятельной работы:

№ Результаты генных мутаций Примеры Значение

1 Возникновение новых аллелей

2 Влияние на активность ферментов

3 Появление заболеваний

4 Появление новых нонсенс-кодонов

5 Снижение выживаемости вида в целом

Уровни учебной деятельности Номера заданий блока

1. Воспроизведение учебного материала по образцу Задание 1 (1-5), задание 2(1)

2. Вариативное воспроизведение и изменение способов деятельности в Задание 1 (6),

сравнении с образцом задание 2 (2)

3. Применение знаний для решения новой задачи Задание 3 из раздела «Контрольные задания»

4. Самостоятельное добывание знаний и открытие субъективно новых способов деятельности Не предусмотрено

Этап деятельности Направления реализации

Мотивационно-ориентационный 1. Внедрение в учебный процесс элементов рейтингового контроля. 2. Отработка алгоритма работы с методическим фондом по дисциплине. 3. Систематичность контроля за уровнем усвоения учебного материала студентами. 4. Дифференциация заданий для проверки знаний.

Исполнительный 1. Выполнение теоретических блоков по каждой геме дисциплины и их защита. 2. Подготовка рефератов и докладов по темам СРС.

Контрольно-диагностический 1. Выполнение проверочных тестов по темам с учетом содержания самостоятельной работы студентов. 2. Рейтинговый семестровый и промежуточный контроль по итогам изучения дисциплины.

В целях повышения эффективности контроля качества обучения возможно внедрение элементов рейтинговой системы. Рейтинг представляет собой целостную систему оценки, более гибкую и широкую по сравнению с традиционной пятибалльной системой оценки. Рейтинговая система контроля качества усвоения материала является на сегодняшний день прогрессивным методом контроля. Рейтинг позволяет определить личное место студента на курсе по дисциплине, так как учитывает всю активную деятельность студента, связанную с приобретением знаний, умений, навыков и других показателей. В этом случае самостоятельная работа позволяет студенту выявить знания, что стимулирует ее организацию. Рейтинговая система дает возможность студентам самостоятельно распределять время на изучение дисциплины, планировать выполнение практических задач, регулярно получать информацию об успешности собственного обучения, сравнивать свой уровень знаний с уровнем знаний других студентов, углубленно изучать область интересующей науки, в итоге успешно овладеть выбранной специальностью. Опыт работы показывает, что применение рейтинговой системы позволяет выявить положительные моменты не только самостоятельной работы студентов, но и организации и проведения учебных занятий. Сама система при такой оценке влияет на экзаменационную или зачетную оценку. Анализ имеющегося опыта показывает, что единой системы рейтингового контроля в отечественных вузах не существует. Наиболее распространена в вузах традиционная рейтинговая система При традиционной системе количество и качество работ оцениваются в условных баллах. Каждому виду работы соответствует прейскурант баллов, разработана система штрафных и премиальных баллов. Устанавливается прозрачная система учета

выполненной каждым студентом работы, которая может быть представлена в любой момент каждому заинтересованному.

По биологии итоги подводятся в период межсессионной аттестации и в период семестровой аттестации (зачет или экзамен). Ниже мы приводим вариант системы оценивания рейтинга №2 (семестровая аттестация):

Максимальное количество баллов —100. Из них:

1. Посещение лекций -= 30 баллов (10 лекций по 3 балла)

2. Защита лабораторной работы - максимальное количество 15 баллов.

3. Блоки по СРС - макс. 24 балла (3 блока по 8 баллов).

4. Коллоквиум №2 - макс. 15 баллов.

5. Ответы на занятиях - макс. 16 баллов. Штрафные баллы:

1. Пропуск занятия - минус 3 балла.

2. Получение неудовлетворительной

оценки - минус 5 баллов.

3. Получение неудовлетворительной

оценки на коллоквиуме - минус 10 баллов.

Пороговое значение для получения зачета с учетом рейтинга №1 - 110-120 баллов. Максимальное количество баллов в рейтинге №1 -100

Актуальные проблемы модернизации российского высшего образования ставят задачу оптимизации учебной работы в вузе, повышения требования к качеству подготовки специалистов и оценке качества образования. Одним из основных направлений реализации этих задач является совершенствование самостоятельной работы студентов.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

- 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2001.

2. О национальной доктрине образования в Россий-

ской Федерации // Бюллетень МО РФ, 2000. - №

В.Б. Хобракова, Г.А. Бикмулина. Иммунокоррегирующее действие препарата Эксабол 11.

3. Подласый И.ГГ Педагогика: Новый курс: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛА-ДОС, 2003. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 2 т. - Т. 1. / Л.С. Выготский. - М., 1982.

1. The law of the Russian Federation «About Education» die 4th edition. - M.. INFRA. 2001.

2. About national doctrine of Education of the RF // Bulletin of the Ministry of Education of the RF. -

2000 - № 11.

3. Podlasy I P. Teaching theory: a new course: the textbook for students of higher educational institutions: 2 v. - M. Humanitarian printing center Vlados, 2003 -V. 1: general basis. Studying process.

4. Vygotsky L.S. Anthology: 2 v. - V. 1. - M., 1982.

Ерентуева Анна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей патологии человека медицинского факультета Бурятского государственного университета, Улан-Удэ.

Балданова Ирина Ринчиновна - кандидат медицинских наук, доцент, зав кафедрой общей патологии человека медицинского факультета Бурятского государственного университета, Улан-Удэ.

УДК 615.32: 612.017.1

Иммунокоррегирующее действие препарата Эксабол

В.Б. Хобракова, Г А. Бикмулина

В опытах на мышах линии СВА установлена иммунокоррегирующая активность сухого экстракта сабельника болотного («Эксабол») в экспериментально-терапевтической дозе 100 мг/кг в условиях азатиоприно-вой иммунодепрессии, которая выражалась в повышении показателей клеточного и гуморального звеньев иммунного ответа.

Immunocorrecting effect of the Exaboi

V B Khobrakova, G. A Bikmulina

The immunocorrecting activity of the dry extract from Comarum palustre L. ("Exahol") in immunodepression induced by azatioprin has been established in experiments on the CBA mice. The extract in the dose of 100 mg/kg increased indices of the cellular and humoral chains of the immune response.

В настоящее время перспективным направлением представляется поиск иммуномо-дуляторов среди средств растительного происхождения [2]. Объектом настоящего исследования явился сухой экстракт сабельника болотного - Comarum palustre L. (семейство Rosaceae), условно названный «Эксабол». Высокая эффективность извлечений данного растения при воспалительных процессах, в патогенезе которых, как известно, существенное значение имеют нарушения иммунологической реактивности организма, предполагает наличие у него иммуномодулирующей активности [4]. Также из литературных источников известно, что виды семейства розоцветные являются перспективными иммуномодулято-рами [5]. Целью настоящего исследования явилось определение иммунокоррегирующего действия сухого экстракта сабельника болотного.

Опыты проведены на мышах самцах линии СВА массой 18-20 г. Контролем служила группа мышей с иммунодефицитом, вызванным азатиоприном, который вводили перо-

ралыю в дозе 50 мг/кг в течение 5 дней. «Эксабол» вводили на фоне азатиоприна в экспериментально-терапевтической дозе 100 мг/кг перорально 1 раз в сутки в течение 14 дней. Интактная группа животных получала дистиллированную воду по аналогичной схеме. Действие «Эксабола» на состояние клеточного звена иммунного ответа оценивали в реакции гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ) [6], гуморального звена - по количеству антителообразующих клеток (АОК), определяемых методом локального гемолиза [8]. Полученные результаты обработаны статистическим методом с помощью критерия С гыодента [3].

Введение азатиоприна приводило к снижению как абсолютного числа АОК, гак и числа АОК на 10° спленоцитов на 56 и 57% соответственно по сравнению с теми же показателями в интактной группе. При введении исследуемого экстракта на фоне иммуносу-прессии наблюдали достоверное увеличение количества АОК как в абсолютных значениях,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.