УДК 81.255.2:37 Ж.Б. Есмурзаева
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья посвящена актуальной проблеме организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» с использованием информационно-коммуникационных ресурсов. Автор описывает опыт применения метода проекта на примере создания веб-квеста «Сельское хозяйство в США».
Ключевые слова: метод проектов, веб-квест, компьютерно-информационная модель обучения, иностранные языки.
С введением новых образовательных требований к уровню подготовки выпускников вузов и сокращением аудиторной нагрузки особую значимость приобретает организация самостоятельной работы студентов. В квалификационных требованиях предыдущих лет обучение иностранному языку преимущественно сводилось к знанию терминологии, чтению и переводу текстов по специальности. Поставленная сегодня перед преподавателями иностранного языка задача - разработка адекватных методов формирования у обучающихся умений и навыков, способствующих осуществлению устной профессиональной коммуникации. Значительное место отводится способам организации самостоятельной деятельности студентов. В данной статье речь пойдет о методе проектов как эффективном инструменте для развития навыков самостоятельной работы.
Проектная методика как педагогическая технология «предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути» [1]. Свое развитие метод решения проблем получил еще в начале ХХ в. в работах Дж. Дьюи. Итогом должна была стать выработка навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями являлись умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию [2].
По мнению испанских педагогов Р. Рибе и Н. Видал, изучение иностранного языка с использованием метода проектов может проходить по трем параллелям. Под параллелями подразумевается специальная система упражнений, предваряющих разработку проекта, целью которых является не только знакомство обучающихся с лексическим материалом, но и постепенное их вхождение в социализацию, пошаговое знакомство с окружающим миром при поддержке педагога, а также развитие умений работы с информацией [3]. Такая организация самостоятельной деятельности студентов используется и в процессе преподавания языковых дисциплин в Омском государственном аграрном университете.
Проект «Agriculture in the USA» («Сельское хозяйство в США») соответствует содержанию модуля 4 рабочей программы учебной дисциплины «Иностранный язык», тематика которой связана с профессиональной деятельностью выпускников (речь идет о бакалаврах, обучающихся по направлениям подготовки укрупненной группы специальностей «Сельское и рыбное хозяйство»). Проект предполагает реализацию творческо-исследовательского метода в рамках компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам и основан на технологии веб-проектов. Основным достоинством применения метода является формирование и развитие социокультурной компетенции студентов благодаря доступу к мировым и образовательным ресурсам, возможности работы с аутентичными материалами.
© Есмурзаева Ж.Б., 2013
Итак, размещенный в Интернете веб-проект «Agriculture in the USA» (http://zunal.com/ webquest.php?w=218545) представляет собой образовательный сайт, который ориентирован на выполнение исследовательской работы (как индивидуальной, так и групповой). Он включает следующие разделы:
Приветствие (Welcome). Размещена информация о названии проекта, авторе. Дано краткое описание, указано, для какого уровня предназначается, в плане какой дисциплины реализуется, представлены ключевые слова (тэги), по которым можно найти проект.
Введение (Introduction) содержит постановку цели.
Задание (Task) включает описание этапов реализации, требования к итоговой работе, констатирует длительность проекта.
Ход выполнения (Process). Указаны сроки выполнения и понедельный план работы.
Оценка (Evaluation) содержит информацию о критериях оценивания проекта на разных этапах работы (например, требования к устному сообщению).
Заключение (Conclusion) предполагает размещение результатов работы.
Автором предложен содержательный модуль - веблиография с кратким описанием источников и ссылки. Материалы отобраны с учетом актуальности информации (дата последнего обращения), достоверности (например, сайт Департамента сельского хозяйства и промышленности штата Алабама), дизайна.
При работе над веб-проектом предполагается следующий алгоритм действий:
- обозначение предмета информационного поиска и обсуждение решений основной проблемы;
- поэтапность поиска и сбора материала с обозначением промежуточных результатов;
- аналитическая работа над собранными фактами;
- обсуждение способов оформления конечных материалов;
- презентация проекта.
На всех этапах работы над проектом преподаватель имеет возможность проследить ход выполнения, скорректировать задачи. Но его позиция меняется: «из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной деятельности, в педагога-менеджера и режиссера обучения» [4].
Следует отметить, что веб-проект является по своей функции поддерживающей технологией, не отменяющей аудиторную работу студентов. Предлагая выполнение описанного веб-квеста, преподаватели могут решить ряд педагогических задач:
- поддержание и стимулирование мотивации обучающихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- формирование навыков планирования и организации самостоятельной и индивидуальной деятельности.
Обучающиеся, в свою очередь, в процессе работы над проектом получают не «готовые к употреблению» знания, упрощенные и клишированные формулы, а конкретные задания с описанием инструкции по их выполнению [4].
Итак, организация самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» сегодня немыслима без использования информационно-коммуникационных служб Интернета, которые располагают аутентичными текстовыми, аудио- и видеоматериалами. Задача преподавателя заключается в успешной интеграции сервисов сети для формирования общекультурных компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Список литературы
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М., 2001
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для педагогич. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
3. Афонина, М.В. Метод проектов в работах зарубежных ученых // Эйдос : интернет-журнал. - 2005. -30 мая [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2005/0530.htm.
4. Мартынова, А.Г. Потенциал информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку // Язык. Культура. Образование : материалы Всерос. очно-заочной науч.-практич. конф. с зарубежным участием. 25-26 октября 2012 г. - Омск : Изд-во ИП Макшеевой Е.А., 2012. - С. 341-346.
SUMMARY
Zh.B. Yesmurzaeva
Organization of extra-curricular activity in the foreign language teaching in Omsk State Agrarian University
The article is devoted to the problem of extra-curricular activity organization in the foreign language teaching. The author tells how to use Internet services on the example of web-quest "Agriculture in the USA".
Keywords: method of problem solving, web-quest, foreign languages, computer based teaching methods.
УДК 633.1:339.13
Б.С. Кошелев, М.И. Червонных
СВОЙСТВА ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЗЕРНА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В статье изложены: перспективы развития конкурентных преимуществ зернового производства региона на основе принятия оптимальных решений при производстве зерна; регулирования рынка зерна; стимулирования и расширения межхозяйственных связей; разработки конкурентных стратегий.
Ключевые слова: зерновое производство, рынок зерна, конкуренция, стратегия, оптимальное решение.
Одним из главных условий формирования эффективного конкурентного зернового производства является создание основы его расширенного воспроизводства, которое может быть обеспечено при сбалансированных межотраслевых отношениях.
С экономической точки зрения оптимальные решения, полученные с помощью эконо-мическо-математического моделирования, обладают следующими основными свойствами (рис. 1):
1. Оптимальность решения зависит от целей, поставленных при планировании процесса производства зерна. Например, выбор типа транспорта по критерию стоимости перевозки зерна будет отличаться от выбора по критерию скорости.
2. Оптимальность решения зависит от текущей хозяйственной обстановки (иными словами, оптимум всегда конкретен, его нельзя вычислять абстрактно).
3. Существенные изменения оптимального варианта происходят только при значительных изменениях обстановки - это свойство называется устойчивостью базиса оптимального плана относительно малых изменений условий (т.е. оптимальные решения можно находить достаточно надежно, несмотря на приблизительный характер почти всей экономической информации).
© Кошелев Б.С., Червонных М.И., 2013