Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов колледжа'

Организация самостоятельной работы студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / рабочая программа / домашнее задание / метод / independent work / operating program / homework / method дербес жұмыс / жұмыс бағдарламасы / үй тапсырмасы / әдіс

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Пушкарёва К.Ф.

Одно из первых мест в процессе обучения занимает самостоятельная работа, домашнее задание как наиболее важный вид самостоятельной работы не только в умственном, но и в организационном плане. Анализируя рабочие программы, следует отметить разнообразие видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, запланированных преподавателями. Однако, как отмечают преподаватели в ходе обсуждения данной темы и сами студенты, в процессе самого обучения объем разнообразия резко сужается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Пушкарёва К.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to organize independent performance of students Колледж студенттерінің өзіндік жұмысын ұйымдастыру

One of the first places in the learning process is independent work, homework as the most important type of independent work not only in mental, but also in organi-zational terms. When analyzing work programs, it should be noted the variety of types of tasks for outof-audience self-work planned by teachers. However, as teachers and students themselves note during the discussion of this topic, in the process of learning itself, the volume of diversity is sharply reduced. Бұл үдерістегі алғашқы орындардың бірі өзіндік жұмыс, үй тапсырмасы ақыл-ой жағынан ғана емес, ұйымдастыру жағынан да дербес жұмыстың ең маңызды түрі болып табылады. Жұмыс бағдарламаларын талдай отырып, оқытушылар жоспарлаған аудиториядан тыс дербес жұмыс үшін тапсырмалардың түрлерінің әртүрлілігін атап өткен жөн. Алайда, оқытушылар аталған тақырыпты талқылау барысында студенттердің өздері де атап өткендей, оқыту барысында алуан түрлілік көлемі күрт тарылады.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов колледжа»

УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.07

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Андатпа

Б^л YДерiстегi aлFaшкы орындардьщ 6ipi езш-дiк ж^мыс, YЙ тапсырмасы ацыл-ой жаFынан FaHa емес, ^йымдастыру жaFынaн да дербес ж^мыстын ен манызды TYpi болып табылады. Ж^мыс 6aFдapлa-маларын талдай отырып, оцытушылар жоспapлaFaн аудиториядан тыс дербес ж^мыс Yшiн тапсырмалар-дын тYpлеpiнiн эpтYpлiлiгiн атап еткен жен. Алайда, оцытушылар aтaлFaн тацырыпты талцылау барысын-да студенттердщ ездеpi де атап еткендей, оцыту ба-рысында алуан тYpлiлiк келемi кYpт тарылады.

Аннотация

Одно из первых мест в процессе обучения занимает самостоятельная работа, домашнее задание как наиболее важный вид самостоятельной работы не только в умственном, но и в организационном плане. Анализируя рабочие программы, следует отметить разнообразие видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, запланированных преподавателями. Однако, как отмечают преподаватели в ходе обсуждения данной темы и сами студенты, в процессе самого обучения объем разнообразия резко сужается.

Annotation.

One of the first places in the learning process is independent work, homework as the most important type of independent work not only in mental, but also in organi-zational terms. When analyzing work programs, it should be noted the variety of types of tasks for out-of-audience self-work planned by teachers. However, as teachers and students themselves note during the discussion of this topic, in the process of learning itself, the volume of diversity is sharply reduced.

Наше будущее - это сегодняшний студент. Именно ему предстоит многое улучшить, многое постичь своим умом и трудом. Наверное, поэтому все боль-

Пушкарёва К.Ф.,

преподаватель русского языка и литературы, Высший строительно-экономический колледж

г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область

Нег1зг1 свздер: дербес жумыс, жумыс багдарла-масы, уй тапсырмасы, эд\с.

Ключевые слова: самостоятельная работа, рабочая программа, домашнее задание, метод.

Keywords: independent work, operating program, homework, method.

t* К

I

<c m о

ro

£ w

О *

S

L

0 §

1 X Ш t-

K *

s

рц

О ш E-

X

<с т о

го £

РЧ

О *

1-4

о ч о

X X ш Е-

к ^

к

рц

о

ш Е-

шее внимание методическом мысли направлено на активные формы работы с ним, на развитие его способности к самосовершенствованию.

Одно из первых мест в этом процессе занимает самостоятельная работа, домашнее задание как наиболее важный вид самостоятельной работы не только в умственном, но и в организационном плане. Анализируя рабочие программы, следует отметить разнообразие видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, запланированных преподавателями. Однако, как отмечают преподаватели в ходе обсуждения данной темы и сами студенты, в процессе самого обучения объем разнообразия резко сужается. В основном, это работа с конспектами, написание эссе, решение задач (чаще всего стандартных), чтение литературы, упражнения, выполнение графических работ. Практически отсутствует учебно-исследовательская работа, аналитическая обработка текстов, проектирование и моделирование различных видов и компонентов профессиональной деятельности, очень редко встречается проектная работа.

К примеру, Лев Толстой был против домашних заданий, в его Яснополянской школе их не было. Он считал, что домашнее задание - это испорченный вечер ученика[1].

К сожалению, не все учителя стремятся поднять внеклассную работу на более высокий уровень, то есть на творческий, требующий анализа, получения новой информации, формирования необходимых социальных компетенций. А мне на ум приходят слова выдающегося и любимого Василия Сухомлинского: «Такого руководителя можно сравнить с человеком, который является на работу с завязанными глазами и блуждает как в

потёмках: что то слышит, но ничего не видит, не знает, не понимает» [2, с.19-23].

Необходимо чаще использовать такие нестандартные формы самостоятельной работы, как:

а) творческие проекты (дизайн-проекты, разработку и создание действующих макетов, описание культурного явления, исторического процесса с указанием его социальной значимости (для социально-экономических дисциплин), создание лингвистического журнала;

б) использовать такие формы индивидуальных заданий, как:

• подготовка к работам по разным темам;

• критический анализ газетных и журнальных статей, телепередач; дайджест статей (передач);

• сравнительный анализ текстов (учебников разных лет выпусков, разных авторов);

• создание и озвучивание (текст и музыка) видеофильмов;

• создание генеалогического древа семьи в любой форме (с дополнениями афоризмов, пожеланиями, воспоминаниями);

• выпуск сборников рефератов, сочинений-эссе и др.

Методика выдачи домашнего задания - один из важнейших элементов процесса воспитания [2, с.19-23].

Научиться думать, внедрить самосовершенствование - самая сложная задача для ученика. Как правило (это я могу сказать по тем урокам, которые посещала), домашнее задание дается в последние минуты урока (во время или после звонка). В этом случае нет времени четко сформулировать цель задания и еще меньше времени на его объяснение или предложение рациональных при-

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

емов его выполнения. Эта важнейшая часть урока просто остается вне структуры урока [3, с. 234]. Отсюда следует, что то, что мы получим на следующем уроке, зависит от того, как мы выдали домашнее задание. Ученики не должны расплачиваться за наши методические ошибки и промахи. Домашнее задание может быть задано в любой момент урока. Одно лишь обязательно:

• оно должно быть предельно чётким;

• выполненным не торопясь, с необходимыми пояснениями;

• с учётом интеллектуального фона группы.

Домашнее задание обязательно должно быть написано на доске или представлено на экране!

В структуре урока преподаватель должен выделить необходимое количество времени для подкрепления. И это не лучшие студенты, которые могут пересказать то, что преподаватель только что им рассказал. Это так называемая видимость благополучия, которая вводит преподавателя в заблуждение. Не все студенты одинаково быстро усваивают новый материал; не все ученики одинаково думают. Нужно, чтобы и слабые студенты доводили работу до конца[4].

Преподаватель должен сделать прикидку времени на выполнение домашнего задания: «Лучший способ экономить время в учении - не экономить его за счёт домашнего задания». Основные моменты, идущие в разряд с методикой домашних заданий.

В массовом порядке нельзя:

• перекладывать на студентов проработку нового материала определённой сложности и практических заданий к нему, не усвоенных на уроке;

• предлагать для выполнения зада-

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

ний по материалу, который ещё не был объяснён на уроке и который заведомо является непосильным для студентов (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится на домашнюю работу);

• отсылать студентов к источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники, где их можно найти, и как с ними лучше работать;

• увеличивать объём заданий без целесообразной надобности;

• давать задание, выпадающее из системы программного курса (случайное собрание задач, параграфов, разного рода практических работ и пр.);

• не учитывать индивидуальных особенностей обучающихся, уровень их работоспособности;

• задавать домашнее задание «под звонок», наспех, без необходимых разъяснений сущности предлагаемого.

Задания творческого характера, проблемные, исследовательские способствуют более осознанному восприятию изучаемого и вызывают активный интерес. Они очень полезны, но давать их надо со знанием дела, так как при частом повторении (особенно если рассматривается не одна учебная дисциплина) вызывают усталость, перегрузку, а ино- ^ гда и отвращение. Во всем необходима к мера[5, с.8]. §

Без единства обучения в группе и вы- <5 полнения студентами домашних зада- § ний хороший результат невозможен. Но §

1-4

если домашнее задание сводится только о к заучиванию учебника, решению одно- о

нч

типных примеров, задач, упражнений, ^

если объем домашнего задания не соот- ^ ветствует норме и ухудшает здоровье ^ студента, то такого домашнего задания о

быть не должно. Быть должны те до- н машние задания, которые имеют воспи-

н

тательную ценность, которые развивают личность студента. Дифференцированный подход к выполнению домашних заданий - важнейший фактор успешного обучения, рассчитанный только на положительный конечный результат. Если домашнее задание ясное, понятное и точное, есть уверенность, что студенты будут его выполнять, и оно будет способствовать выравниванию знаний, а значит, не будет большого разрыва, когда одни будут впереди, а другие все больше и больше отставать.

Мы продолжаем мчаться навстречу неизвестности, забывая золотое правило домашней работы. «В отличии от всех человеческих дел, девиз учения - назад, а потом уже вперёд» [6, с.2]. Чем чаще мы возвращаемся назад, тем успешнее мы движемся вперед.

И не жалейте времени на обучающую часть домашнего задания, если она требует междисциплинарных связей и повторения ранее пройденных вопросов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.https://citatmca.ru/citaty/velikie-tsitaty-lva-tolstogo-200-tsitat (дата обращения: 23.03.2022г.).

2.Гребень З.И. Домашние задания -это интересно [Текст] / Гребень З.И. // Русский язык и литература. - 2006. -№7. - С. 19-23.

3.Древелов Х. Домашние задания [Текст] Древелов Х. - М.: Просвещение, 1989. - 234 с.

4.Иваниенко О.А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания [Электронный ресурс] Фестиваль педагогических идей "От-крытый урок": http://festivaL1september.ru/artic-les/502880/. - 10.02.2011.

5.Пидкасистый П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый. - Москва, 1998г.

6.Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - Минск, 1998 г.

*

s х

<с m о

го £

W

О *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

1-4

о

4 о

X X ш Е-

5 *

S

рц

о

ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.