Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КОЛОРИСТИКА / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / ДИЗАЙН / СТУДЕНТ-ДИЗАЙНЕР / КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ / INDEPENDENT WORK / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK / COLORISTICS / COLOR SCIENCE / DESIGN / DESIGN STUDENT / COLORISTIC COMPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заргарян Ирина Владимировна

В статье освещены и описаны различные формы самостоятельной работы студентов такого направления подготовки, как дизайн, в учебно-познавательной деятельности. Рассмотрены особенности педагогической работы в организации самостоятельной работы студентов-дизайнеров при выполнении колористических композиций, описаны их специфические черты, а также выделен условный алгоритм такой организации. Выявлена роль педагога в процессе самостоятельной работы, а также выделены его основные задачи на каждом ее этапе. В заключении статьи сделан вывод о том, что на формирование и развитие знаний, умений и навыков при самостоятельной работе над колористическими композициями определяющее влияние оказывают организационно-педагогические условия, что необходимо учитывать при ее организации.The article highlights and describes various forms of independent work of students in such a field of study as design in educational and cognitive activities. The features of pedagogical work in the organization of independent work of design students when performing coloristic compositions are considered, their specific features are described, and the conditional algorithm of such an organization is highlighted. The role of the teacher in the process of independent work is revealed, and his main tasks at each of its stages are highlighted. The article concludes that the formation and development of knowledge, skills and abilities during independent work on coloristic compositions is determined by organizational and pedagogical conditions, which must be taken into account when organizing it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ»

историчность. Каждый человек задействован в потоке социальных изменений. Важно при этом, наряду со способностью человека к соучастию в социокультурных процессах, сохранить собственную личность и деятельность её «защитных механизмов» [3, с. 17].

Согласно Э. Эриксону, формирование и развитие этнокультурной идентичности реализуется на основе рефлексии, неизбежной на всех уровнях ментального функционирования, благодаря чему человек оценивает себя в сравнении с «другими» и в соответствии с той типологией, которая для него значима. Это процесс одновременного отражения и оценивания себя с позиции «Другого» и в то же время оценивания себя в сравнении со значимым «Другим» [3, с. 32].

Выводы. Несмотря на то, что в исследованиях Э. Эриксона нет чёткого определения этнокультурной идентичности, однако, формулировки её содержательных аспектов, разработанных учёным, позволяют увидеть перспективу рассмотрения проблемы этнокультурной идентичности и механизмов, обеспечивающих её становление, в контексте психосоциального подхода. Речь идёт о нескольких ключевых положениях, предложенных учёным.

Во-первых, понятие этнокультурной идентичности соотносится с процессом постоянного, непрекращающегося развития личности, что позволяет человеку ощущать себя в настоящем в тесной взаимосвязи с прошлым и будущим.

Во-вторых, общественные процессы рассматриваются с позиции преемственности и взаимозависимости поколений, что является необходимым условием поддержания системы накопленных поколениями универсальных ценностей как базиса формирования и развития этнокультурной идентичности.

В-третьих, акцентируется роль определённого стиля культуры в процессе формирования и развития этнокультурной идентичности.

Литература:

1. Заковоротная М.В. Идентичность человека / Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. - С. 315.

2. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; [пер. с англ.] / [Общ.ред. и предисл. Толстых А.В.]. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Заргарян Ирина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ

Аннотация. В статье освещены и описаны различные формы самостоятельной работы студентов такого направления подготовки, как дизайн, в учебно-познавательной деятельности. Рассмотрены особенности педагогической работы в организации самостоятельной работы студентов-дизайнеров при выполнении колористических композиций, описаны их специфические черты, а также выделен условный алгоритм такой организации. Выявлена роль педагога в процессе самостоятельной работы, а также выделены его основные задачи на каждом ее этапе. В заключении статьи сделан вывод о том, что на формирование и развитие знаний, умений и навыков при самостоятельной работе над колористическими композициями определяющее влияние оказывают организационно-педагогические условия, что необходимо учитывать при ее организации.

Ключевые слова: самостоятельная работа, организация самостоятельной работы, колористика, цветоведение, дизайн, студент-дизайнер, колористическая композиция.

Annotation. The article highlights and describes various forms of independent work of students in such a field of study as design in educational and cognitive activities. The features of pedagogical work in the organization of independent work of design students when performing coloristic compositions are considered, their specific features are described, and the conditional algorithm of such an organization is highlighted. The role of the teacher in the process of independent work is revealed, and his main tasks at each of its stages are highlighted. The article concludes that the formation and development of knowledge, skills and abilities during independent work on coloristic compositions is determined by organizational and pedagogical conditions, which must be taken into account when organizing it.

Keywords: independent work, organization of independent work, coloristics, color science, design, design student, coloristic composition.

Введение. С каждым годом современный рынок труда и общество все более и более увеличивают перечень предъявляемых к выпускнику высшего учебного заведения требований из-за стремительного технического прогресса, базирующегося на расширении потока информации. Выпускник, представляя качество образовательных услуг того или иного образовательного учреждения на международном и федеральном рынках, должен подтверждать высокую степень этого качества. Именно поэтому с каждым годом возрастает роль самостоятельной работы, самообразования в совокупности с государственным высшим образованием, не только для иллюстрации статуса вуза, но и личностного, индивидуального статуса выпускника. Особенно это касается выпускников художественных (изобразительных) специальностей, в ряд которых входит дизайн, поскольку самостоятельная работа отражает уровень их учебно-познавательной и творческой деятельности, а также степени самостоятельности и профессиональной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студента-дизайнера по созданию колористических композиций - сложная и трудоемкая деятельность, требующая от него опыта, знаний, умений, высокого уровня художественного и

эстетического вкуса, а также значительного искусствоведческого, колористического и «общедизайнерского» фундаментального базиса. Это обусловливает необходимость в организации такой работы с точки зрения педагога, ориентирующегося на ознакомление студентов со способами эффективного усвоения знаний, приобретения навыков и умений, самостоятельной творческой и профессиональной деятельности, поиска и обработки информации, а также активизации креативных способностей.

Вопросам изучения колористики и цветоведения, а также организации самостоятельной работы студентов художественных дисциплин в целом и дизайна в частности посвящены работы таких авторов, как И.Б. Афанасьева, Е.В. Князева, Л.В. Кучеренко, Л.М. Яковенко, С.Г. Михалчева, Т.А. Никитина и других.

Изложение основного текста статьи. Дизайн сегодня - это многогранная, разносторонняя специфическая сфера, затрагивающая все направления современного социального мира, начиная от упаковки и текстиля, заканчивая интерьером и цифровой средой. Таких направлений огромное количество, поскольку все чаще, особенно с внедрением новых явлений, предметов и инновационных разработок. Так, современный профессионал в области дизайна должен ориентироваться на потребности социума, который играет важную роль в рыночной экономике. Многие считают, что дизайнер создает и организовывает лишь «красивые» предметы лишь для единственного человека - заказчика, однако это в корне неверно и является ошибочным мнением. В связи с этим С.Г. Михалчева пишет: «Несмотря на то, что дизайнер создает свои объекты для определенного заказчика, в конечном счете его задачи должны определяться интересами и запросами общества, а вовсе не порывами собственной творческой натуры» [4].

Как известно, помимо крайне важных основных компетенций и профессиональных навыков, дизайнер должен обладать и личностными (индивидуальными) качествами, влияющими на профессиональную деятельность: художественным и эстетическим вкусом, пространственно-образным мышлением, воображением, художественными способностями, основами психологии профессиональной деятельности и эффективной коммуникации и творческим подходом к выполнению задач. Все они должны воспитываться и формироваться как на общеобразовательном, так и на индивидуальном уровнях, то есть в рамках и высшего учебного учреждения, и самостоятельной работы.

Информация в XXI веке устаревает с молниеносной скоростью, и поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с необходимостью формирования такой системы профессиональных качеств, которая бы полноценно обеспечивала будущего специалиста в быстро изменяющемся социальном мире возможностью работать по изучаемой специальности и быть востребованным специалистом на современном рынке труда. Этому способствует внедрение основ цветоведения и колористики в образовательную программу. Это поможет будущим дизайнерам освоить теоретическую и практическую базы, в которые включены аспекты возникновения, развития, специфики науки о цвете, особенности его восприятия, воздействия, смешения цветов и т.д. В настоящем случае мы рассмотрим один из видов такого освоения - практическое, посредством создания колористических композиций.

Колористическая композиция - это оригинальная созданная дизайнером композиция, главной целью и ценностью которой является гармоничное цветовое построение предметов. Качество и уровень реализации такой композиции во многом зависит от возможностей конструкционного материала, опираясь на которые реализуется концепция и отражается целевое назначение композиции.

При создании такой композиции необходимо свободно оперировать знаниями и навыками, у меть связывать цвет с формой, учитывать психофизиологические специфические черты цветового восприятия, иметь художественный и эстетически вкус, свободно владеть технологиями цветосочетания и соотношения цветов. Все эти основы приобретаются студентом во время занятий в вузе, однако, все чаще система высшего художественного образования предусматривает самостоятельную работу.

Самостоятельная работа - это самоорганизация учебно-познавательной деятельности студента, включающей приобретение знаний, умений и навыков при проявлении мета-когнитивного контроля личности, при направляющей, поддерживающей роли преподавателя [1]. То есть самостоятельная работа при выполнении колористических композиций играет роль и образовательную, и развивающую, и творческую, а освоение теоретического материала на практике позволяет повысить интеллектуальный и профессиональный уровень.

Л.В. Кучеренко, Л.М. Яковенко и О.Ф. Лапаник считают, что «для того чтобы самостоятельная работа стала подлинно полноценной, обучающемуся необходимо получить опыт осуществления функций учителя: анализа, планирования, регулирования, оценки деятельности [3]. Создание колористических композиций наиболее яркий пример этому: студент не только получает и усваивает междисциплинарные знания общего характера, но и сам управляет своей творческой практической деятельностью, развивая саморегуляцию и самоконтроль, что в будущем станет основой личностного и профессионального роста. Помимо этого, важную роль самостоятельная работа над такой сложной композицией, а точнее ее исход - результат, играет в становлении объективной самооценки и критических способностей, которые в дальнейшем могут послужить крайне полезным свойством всей профессиональной деятельности дизайнера, поскольку он научится оценивать и подробно анализировать не только свои ошибки, но и ошибки в других работах, что повысит уровень его профессионализма [3].

Говоря об организации такой работы с колористическими композициями, стоит отметить, что для педагога это чрезвычайно важная и сложная задача, поскольку необходимо учитывать не только учебные дисциплины и их влияние на общий базис студента, но и на психологические основы педагогики и восприятия цвета, психологических основ композиции. Условно организацию самостоятельной работы над колористическими композициями в рамках художественного образования будущих дизайнеров можно разделить на несколько этапов и подэтапов:

1. Теоретическая подготовка студента. На наш взгляд, основой любой самостоятельной работы можно считать именно базовую теоретическую подготовку, которая в случае с дизайном проходит с обязательным совмещением традиционного и цифрового обучения. Такая система позволяет студентам ознакомиться с основой колористики и композиции не только благодаря учебников и лекций, но и иллюстрациям, примерам и справочным материалам. Они могут быстро рассмотреть различные варианты колористических сочетаний для выбора единственно правильного решения. Кроме этого, студенты сами ищут, обрабатывают и изучают необходимую информацию, выбирают вид самостоятельной работы. Так, основной задачей педагога здесь является помощь в выборе вида самостоятельной работы: аудиторной (заключается в конспектировании лекций, усвоении материала, выполнении базовых практических аудиторных работ прям на занятии),

внеаудиторной (написание рефератов, эссе, сочинений, создание курсовых и дипломных работ, подготовка к лекционным и практическим занятиям) либо инициативной (подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах, анализ проблем исследования, участие в научно-практических конференциях) [6].

Выбор вида самостоятельной работы поможет сконцентрироваться на целеполагании и составлении пошаговых задач, а также в формировании собственной концепции и алгоритма работы над колористической композицией. Как известно, создание алгоритма - это первоначальный этап при работе над любой творческой композицией.

2. Практическая подготовка. Помимо освоения теоретического материала, студентами предусматривается выполнение ряда творческих практических работ, которые направлены на освоение и применение полученных знаний на практике и необходимых для будущей профессиональной деятельности. Кроме традиционных практических заданий по выполнению колористических растяжек и формирования базовых композиций, методика обучения включает и задания, содержащие задания по выбору цветового решения будущей композиции, поэтому педагог и студент должны учитывать это перед непосредственно выполнением работы. Задания помогут ознакомить студентов с закономерностями цветовой гармонии, привить им профессиональные навыки работы с цветом, развить умения сочетать цвет предмета с его формой и окружающим пространством, развить пространственно-цветовое мышление.

Практическая подготовка позволяет студенту подготовиться к выполнению собственной колористической композиции, выработать навыки и умения работы с цветом и формой, а также сформировать образ композиции посредством материально-технической базы (например, компьютера, графического планшета), 3D-технологий, а также посредством схематического изображения на достаточно высоком уровне.

3. Непосредственно выполнение самостоятельной работы. Этот этап характеризуется поэтапным созданием композиции. Здесь необходимо применить знание в области формировании концепции колористической композиции, поскольку концептуальная составляющая - не менее важна, нежели, например, цветовая. Конечно, стиль и техника выполнения работы может разниться, однако основные этапы условно выделить все же можно.

Во-первых, студент создает композиционный эскиз будущей работы, поскольку, как известно, любая творческая работа начинается с гармоничного размещения основных составных элементов либо на бумаге, либо в компьютерной программе. На этом этапе также выбираются основные цвета, в которых будет выполнена будущая работа. Студент формирует целостную систему, фундамент, на который будут наслаиваться другие шаги и формироваться композиция.

Во-вторых, выбираются основные материалы для работы, применяются цветовые схемы и решения, выбранные ранее, создаются первые макеты будущей работы. Здесь важно проследить за правильностью выбора цвета и формы, а также убедиться в умениях студента.

В-третьих, создается первоначальный макет, имеющий контур основной работы. Подготовка окончена, формируется уже сама работа. Контур позволяет очертить границы объектов, создать необходимый эффект, а также скорректировать неточности эскиза.

В-четвертых, студент проводит предварительное оценивание работы. Этот этап характеризуется наибольшей степенью самостоятельности и самооценивания, объективностью и проявлением критического мышления. Обучающийся, перед тем, как показать работу научному руководителю или куратору, должен сам оценить и проанализировать композиционную и концептуальную составляющие своей работы, выразить и правильно воспринять конструктивную критику.

В-пятых, композиция дорабатывается, заполняется цветом, а при необходимости и исправляется. На этом заключительном этапе студент окончательно создает колористическую композицию, представляет ее педагогу, оформляет, подписывает и проводит все необходимые заключительные мероприятия.

4. Оценка и анализ - последняя часть самостоятельной работы, заключающаяся в подведении итогов и работе над ошибками, должна проходить совместно с педагогом, однако, лишь после самостоятельного анализа. Колористическая композиция для дизайнера - основа основ и важнейшее упражнение, влияющее на его восприятие и художественный вкус.

Студент, проводя самоанализ, ориентируется на степень реализации идеи, определяет субъективное и объективное отношение к своей работе, учится критиковать и хвалить свое творчество. Педагог же выполняет основные педагогические задачи: анализ своей педагогической деятельности; оценка степени усвоения материала студентом; определение средства организации и стимулирования процесса выполнения самостоятельной работы над колористической композицией в рамках изучения дисциплины; выявить степень развития инициативности студента в поиске новых возможных решений; помощь обучающемуся в формировании понимания и изучения требований к ним профильного характера [2].

Педагог в этом случае - важнейший компонент в самостоятельной работе студента не только над колористической композицией, но и над любыми другими творческими работами и упражнениями. Дело в том, что студент всегда ориентируется на авторитет, особенно если он - практикующий специалист, имеющий опыт и умеющий им делиться. Будущему дизайнеру важно иметь такой авторитет с профессиональной точки зрения, поскольку он выступает неким мотиватором, который поможет студенту понимать сущность и специфику будущей профессиональной деятельности и самостоятельно определять необходимость в получении тех или знаний, навыков и умений в процессе высшего образования.

Самостоятельная работа здесь выступает основным формирующим фактором, который способствует созданию и утверждению самостоятельности, самоорганизованности и самоанализа будущего специалиста.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о безусловной необходимости самостоятельной работы студентов-дизайнеров перед вступлением на профессиональное поприще. Создание колористических композиций таким способом позволяет не только укоренить полученные знания колористического, цветоведческого и композиционного характера, но и развить концептуальные способности студента, необходимые для профессионализации будущей деятельности.

Важно понимать, что, несмотря на самостоятельность студента, педагог играет ведущую роль даже здесь. Он служит направляющим, формирует ценностный, теоретический и практический базис, помогает систематизировать знания фундаментального и прикладного характера, расширяет кругозор и позволяет самовыражаться студенту посредством творчества, постоянно стимулируя и мотивируя его.

Важно, что на формирование и развитие знаний, умений и навыков при самостоятельной работе над колористическими композициями определяющее влияние оказывают организационно-педагогические условия, включающие специфику проведения аудиторной, внеаудиторной и индивидуальной работ в комплексе (несмотря на то, что зачастую выбирается один из этих видов) с использованием инновационных и цифровых технологий обучения, а также организацию такой работы с дифференциацией и индивидуализацией интересов студентов, что непосредственно влияет на качество ее выполнения.

Также следует отметить, что современные стремительно меняющиеся условия расширения информационного (цифрового) пространства и увеличение степени его неконтролируемости приводит, зачастую, к полному нежеланию и неспособности студентов к организации учебного процесса, восприятию теоретических знаний и практических навыков, немотивированности в развитии профессиональных способностей. Поэтому организация самостоятельной работы, в том числе и по созданию колористических композиций, позволяет сконцентрировать внимание обучающегося на определенной деятельности, а также проявить себя как с творческой, так и с прагматической стороны.

Литература:

1. Афанасьева И.Б., Князева Е.В. Организация самостоятельной работы студентов / И.Б. Афанасьева, Е.В. Князева. - С.-Пб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. - 29 с.

2. Кадыйрова Л.Х., Мусина К.И. К вопросу о роли дисциплины «Цветоведение и колористика» в обучении будущих дизайнеров // Вестник ТГГПУ. - 2015. - № 4 (42). - С. 279-282.

3. Кучеренко Л.В., Яковенко Л.М., Лапаник О.Ф. Организация самостоятельной работы студентов и оценка ее результативности // Научные труды Дальрыбвтуза. - 2008.

4. Михалчева С.Г. Компетентностный подход в подготовке дизайнеров в рамках изучения дисциплины «Цветоведение и колористика» // ПНиО. - 2013. - № 6.

5. Никитина Т.А. Цветоведение и колористика. Основы теории и систематизации цвета: учеб. пособ. / Т.А. Никитина. - С.-Пб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. - 88 с.

6. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. - № 6. - 121 с.

Педагогика

УДК 378.14.35.07

кандидат биологических наук, доцент Зарипова Рая Салиховна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат биологических наук, доцент Смирнова Алла Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена опыту разработки и использования массового открытого онлайн-курса для обучающихся гуманитарных направлений подготовки. Курс размещен на открытом ресурсе «одного» окна. Авторы представляют опыт апробации образовательной модели смешанного обучения. При анализе анкет обучающихся по использованию онлайн-курса выявлено, что большинство студентов положительно оценили полученный опыт, высказываются за внедрение технологии в образовательный процесс частично и против полной замены аудиторных занятий онлайн-курсом.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, образовательные ресурсы, массовый открытый онлайн-курс, модель смешанного обучения.

Annotation. The article focuses on the experience in developing and using massive open online courses for students of humanitarian professional areas. The course is available on the "single" window open resource. The authors provide the approbation experience of the educational model of blended learning. Questionnaires analysis of using online-course notes that the majority of the students commend the experiences gained, they are in favour of partially introducing technologies to educational process and oppose complete replacement of face-to-face training with online-course.

Keywords: informational and educational environment, open educational resources, mass open online course, blended learning.

Введение. Процесс обучения в XXI веке претерпевает значительные изменения. Повышение уровня информационных технологий влечет за собой трансформацию образовательных технологий. Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [4, с. 141.

В сентябре 2013 года в действие вступил новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», 16 статья которой гласит, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» [2]. Вскоре, в сентябре 2015 г. в на конференции EdCrunch (г. Москва), посвященной вопросам создания и использования массовых открытых образовательных ресурсов в Российской Федерации, было объявлено о запуске Национальной платформы открытого образования, в разработке которой приняли участие восемь ведущих вузов страны: НИТУ, МИСиС, СПбГУ, СПбПУ, МФТИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, УрФУ и ИТМО [5, с. 146].

Одной из ведущих инноваций в Федеральной целевой программе развития образования является проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС). Основной целью проекта провозглашено создание условий для повышения качества и расширения возможностей непрерывного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.