Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студента как условие формирования его профессиональной мотивации'

Организация самостоятельной работы студента как условие формирования его профессиональной мотивации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / STUDENT SUBJECTIVE ATTITUDE / INDEPENDENT ACTIVITY / SELF-EDUCATION / PERSONAL DEVELOPMENT PLAN / INDIVIDUAL EDUCATION ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липкина Нина Григорьевна

В статье анализируется связь между включенностью студента в самостоятельную работу, его стремлением к самообразованию и формированием его профессиональной мотивации. Эти связи рассматриваются через призму реализации компетентностного подхода в преподавании педагогики. Приводится опыт конструирования со студентами-первокурсниками программы личностного роста, призванного запустить механизм их потребности в самообразовании и сформировать профессиональную мотивацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липкина Нина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENT SUBJECTIVE ATTITUDE IN THE PROCESS OF TEACHING PEDAGOGY REVISITED

The interconnection between the student’s attitude as a subject of the educational process, his or her involvement into the independent activity and efforts towards self-education is traced in the paper. The connections are studied in terms of the competence approach to teaching pedagogy. The author resorts to the experience of outlining, in cooperation with first-year students, their personal development plans.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студента как условие формирования его профессиональной мотивации»

УДК 378

Липкина Нина Григорьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail:pedagog@pspu.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Nina G. Lipkina

Ph.D., Assistant Professor of Pedagogy

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail:pedagog@pspu.ru

THE FORMATION OF STUDENT SUBJECTIVE ATTITUDE IN THE PROCESS OF TEACHING PEDAGOGY REVISITED

Аннотация. В статье анализируется связь между включенностью студента в самостоятельную работу, его стремлением к самообразованию и формированием его профессиональной мотивации. Эти связи рассматриваются через призму реализации компетентностного подхода в преподавании педагогики. Приводится опыт конструирования со студентами-первокурсниками программы личностного роста, призванного запустить механизм их потребности в самообразовании и сформировать профессиональную мотивацию.

Ключевые слова, субъектная позиция студента; самостоятельная работа; самообразование; профессиональная мотивация; программа личностного роста; индивидуальный образовательный маршрут.

Abstract. The interconnection between the student's attitude as a subject of the educational process, his or her involvement into the independent activity and efforts towards self-education is traced in the paper. The connections are studied in terms of the competence approach to teaching pedagogy. The author resorts to the experience of outlining, in cooperation with first-year students, their personal development plans.

Key words: student subjective attitude; independent activity; self-education; personal development plan; individual education route.

Современные подходы к преподаванию в вузе обусловлены необходимостью изменения позиции студента в образовательном процессе -

© Липкина Н.Г., 2014

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

превращение его из объекта обучения в самостоятельный субъект учебно-познавательной деятельности. Большая роль в этом принадлежит самостоятельной работе, в процессе которой создаются условия для профессиональной мотивации студента.

Формируя мотивацию студентов на педагогическую профессию, важно создать условия для становления базовой профессиональной компетентности -проектировать и осуществлять педагогическое самообразование (В.А. Козырев). Простой передачей знаний эту задачу не решить, необходимо перестраивать весь процесс обучения: из репродуктивного он должен превратиться в открытый, развивающийся, творческий. Это требует изменения отношения к своей деятельности главных действующих лиц образовательной системы - преподавателя и студента, а также переосмысления целей образования: сегодня приоритетным является не столько приобретение готовых знаний, сколько усвоение определенного способа мышления, обеспечивающего получение, открытие студентом новых знаний. Отсюда основной целью преподавания педагогики сегодня должно стать развитие педагогического мышления студентов, предполагающего способность самостоятельно приобретать новые знания, находить ответы на самые разные вопросы, творчески осваивать получаемую информацию и на этой основе решать педагогические задачи. Именно информация, а не знание является сегодня основным элементом образования (А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский). Информация - сведения любого характера, порой несовпадающие или даже противоречащие друг другу. Для того чтобы подготовить студента работать самостоятельно, важно развить его способность создавать и получать знания из получаемой информации.

Для решения задачи проектирования и осуществления педагогического самообразования студентом необходимо реализовать важное условие -партнерство студента и преподавателя в организации самостоятельной работы, ибо в процессе её важно сформировать готовность обучаемого к проблемному видению реальности, к умению находить адекватные способы решения различного рода задач. Партнёрство необходимо также и для того, чтобы развить способность и потребность студента действовать самостоятельно. Другое условие подготовки студента к самообразованию - развитие его рефлексивной культуры в процессе организации самостоятельной работы. Качественное усвоение знаний возможно лишь тогда, когда личность имеет установку на проблемное освоение чужого опыта через призму своего. Способность осмысливать свои действия, анализировать собственное мышление с целью его совершенствования позволяют проектировать результат обучения, корректировать его в случае необходимости. Таким образом, обучение рефлексии - следующая проблема, без решения которой организация самостоятельной работы студента будет формальной.

В контексте компетентностного подхода особое внимание должно быть уделено студентам первого курса. Л. Хьелл и Д. Зинглер, подчеркивая сложности мировоззренческого плана, возникающие у молодых людей в эту

пору, когда происходит активное приобретение личностью смыслотворчества, пишут: «Куда ни посмотришь, видишь мир, меняющийся с необыкновенной быстротой, и человеческие привычки, традиции и ценности меняются вместе с ним. Действительно, одна из главных проблем сегодня - неуверенность в том, во что верить и как жить. Молодые люди особенно растеряны перед лицом открывающейся возможности свободно выбирать ценности, идеологию и стиль жизни в их поиске такого подхода к жизни, который кажется подходящим» [4, с. 126].

Создать условия для самообразования студента, сформировать его профессиональную мотивацию - значит научить его принимать осознанные ответственные решения, сформировать ценностные ориентации в условиях неопределенного будущего. В учебно-воспитательном процессе вуза нередко возникают ситуации, когда студенту необходимо делать выбор, определяющий его дальнейшее профессиональное становление. То, насколько самостоятельно осуществляется этот выбор, может являться одним из критериев определения степени субъектности студента. В то же время современные условия становления личности в вузовской системе образования не создают необходимых условий для формирования его профессиональной мотивации. Разрешить эту проблему мы попробовали с помощью курса по выбору, предложенного студентам-первокурсникам исторического факультета -«Тьюторские технологии построения индивидуального образовательного маршрута». Под индивидуальным образовательным маршрутом студента вуза в системе профессионального образования мы понимаем путь и способ его профессионального становления как субъекта учебной деятельности, который осознанно ставит цели профессионального развития, в зависимости от них планирует свои действия, находит средства, адекватные целям. Важным критерием субъектности студентов при выстраивании индивидуального образовательного маршрута является осуществление ими своего собственного выбора. Благодаря четко поставленным целям студент делает сознательный выбор образовательного маршрута, отдавая предпочтение тому направлению, которое обеспечивает реализацию поставленных им целей.

Таким образом, в качестве цели курса мы выдвинули достижение максимально возможной реализации творческих сил студентов на данном этапе развития, формирование на этой основе их профессиональной мотивации. Задачи: создание благоприятных условий для формирования субъектной позиции студента, предполагающей умение осознанно ставить цели, осуществлять выбор, проявлять активность в планировании деятельности; формирование позитивного опыта самосовершенствования; развитие способности к самореализации. В соответствии с целью и задачами в содержании курса мы выделили следующие блоки:

- Осознание личностью своего образа «Я», своей «Я-концепции». Только осознавая свои достоинства и недостатки, молодой человек имеет выбор: согласиться с уровнем своего развития или же целенаправленно изменять свою личность. На занятиях большое внимание уделялось созданию

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

особых условий для формирования позитивной «Я-концепции», выражающихся в конкретных практических действиях, как то: формирование активной позиции и направленности личности, культивирование устремлений студентов на создание своего позитивного имиджа и т.д.

- Понимание роли самообразования в личностном росте и развитии, обучение приемам организации самостоятельной работы: работа с текстом, работа с книгой, приемы конспектирования и т.д.

- Обучение умению планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать адекватные средства. Студенты учились планировать на один день, на неделю, на более дальнюю перспективу.

- Знакомство с возможностями обучения в вузе, создание целостного образа будущей профессии, осознание своего образовательного маршрута, соответствующего поставленным целям.

- Написание и защита своей программы личностного роста на учебный год с перспективой дальнейшего развития.

Защита прошла на заключительном занятии, на нем кроме преподавателя, ведущего курс, присутствовали куратор группы, зам. декана, курирующий данный профиль. Со своей программой выступил каждый студент. Присутствующие задавали ему вопросы, обсуждали основные положения программы, высказывали пожелания. Отдельным студентам было рекомендовано доработать программу. По окончании данного курса студентам было предложено оценить его с позиции результативности, высказать свои пожелания. Вот некоторые из них.

«Этот курс помог мне разобраться в себе, я поняла, что не просто учусь, увидела, как нужно учиться, как лучше усваивать материал, как распределять свое время. Очень полезным было задание по составлению программы личностного роста - это очень помогло мне поставить для себя цели».

«Этот курс, по моему мнению, весьма полезен. Он помогает вчерашним школьникам адаптироваться в университете, почувствовать тепло и уют»

«Курс дисциплинирует, учит планировать, что очень важно для человека, вступающего во взрослую жизнь. Я понял, взрослая жизнь - это когда человек учится сам принимать важные решения, планировать свое время».

«Только на этом предмете я лучше узнала себя и других, узнала, что я хочу в будущем, кем я хочу стать».

«Программа личностного роста позволяет четко обозначить свои цели и стремиться к ним».

«Я смогла определить свой путь развития, свои возможности, расширить свой кругозор. Я считаю, я считаю, что данная дисциплина необходима, особенно для студентов 1-го курса».

Как видим из этих отзывов, студенты отмечают достоинства данного курса с позиции осмысления себя в качестве субъекта собственного развития. Понимая его значимость, они пишут: «Данный курс должен иметь продолжение», «Скорей всего, этот курс в будущем будет распространен во всех образовательных учреждениях».

Лишь два человека из 30 высказались скептически относительно необходимости планировать свое развитие: «Считаю, что составлять планы на будущее бессмысленно, потому что обстоятельства могут все кардинально изменить», «Нельзя требовать конкретных планов от студента, ведь он еще не знает, что именно будет в будущем». Эти отзывы тоже свидетельствуют, что со студентами необходимо работать, нельзя оставлять их на волю случая. Сегодня в курсе «Тьюторские технологии построения индивидуального образовательного маршрута» мы взяли лишь один из аспектов, который считаем наиболее актуальным для студентов 1-го курса - выстраивание программы личностного роста, поскольку разработка и реализация образовательного маршрута в вузе не в достаточной мере обеспечена в правовом, организационном и информационном плане. В настоящее время для того, чтобы в полной степени реализовать задачу построения индивидуального образовательного маршрута, необходимо предоставить студенту вуза право самостоятельного выбора различных модулей профессиональной подготовки, кроме этого, условиями успешной реализации программы является наличие психолого-педагогического сопровождения и дидактического обеспечения, которое включает в себя учебно-методическое и информационное обеспечение. Это задача, над которой предстоит работать.

Выстраивая программу личностного роста, студент становится субъектом планирования, организации, регулирования и осуществления образования. Процесс образования, таким образом, перерастает в процесс самообразования. Самостоятельная работа перестает быть формальной деятельностью, осуществляемой по заданию преподавателя, а становится средством формирования профессиональной мотивации и, как следствие - потребности в самообразовании. Это единственный путь осуществления качественного образования. Сформировать профессиональную мотивацию у будущего учителя - значит создать условия для формирования личности, способной к саморегуляции, обладающей рефлексивным мышлением, умеющей работать с информацией, осуществлять деятельность, а главное - стремящейся к самостоятельному обновлению стремительно устаревающих знаний, способной проектировать и осуществлять педагогическое самообразование.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. - М.: Изд -во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. проф. В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В., Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2004.

4. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.