Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы при обучении математике студентов-медиков с помощью Web 2. 0-технологии'

Организация самостоятельной работы при обучении математике студентов-медиков с помощью Web 2. 0-технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB 2.0-ТЕХНОЛОГИЯ / WEB 2.0-TECHNOLOGY / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева О. Н.

In article questions of the organization of independent work of students of medical school are considered when using a didactic complex on mathematics on the basis of the Web 2.0 technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK WHEN TRAINING IN MATHEMATICS OF STUDENTS OF PHYSICIANS BY MEANS OF THE WEB 2.0 OF TECHNOLOGY

In article questions of the organization of independent work of students of medical school are considered when using a didactic complex on mathematics on the basis of the Web 2.0 technology.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы при обучении математике студентов-медиков с помощью Web 2. 0-технологии»



УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

О.Н. ЗАЙЦЕВА

старший преподаватель кафедры математики и информационных технологий Орловского государственного университета E-mail: Oksana nzn@mail.ru

организация самостоятельной работы при обучении математике студентов-медиков с помощью web 2.0-технологии

В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза при использовании дидактического комплекса по математике на основе Web 2.0-технологии.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, Web 2.0-технология.

Современный этап общественного развития характеризуется информатизацией всех сфер жизни, непрерывной сменой технологий, динамичным развитием информационных ресурсов. Востребованность специалистов нового поколения прежде всего определяется уровнем их профессиональной компетенции, информационной культуры, глубокими базовыми знаниями и стремлением к самообразованию.

Актуальность использования информационных средств в образовании отмечается в государственных документах, в частности, в Федеральной целевой программе развития образования, Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025г. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации особое внимание уделяется внедрению в систему образования электронных средств учебного назначения, современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые способствуют созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое сообщество, повышению качества, доступности, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования.

В области внедрения современных информационных технологий в теорию и практику образования ведут свои исследования многие отечественные ученые. Среди них В.Н. Алдушонков, А.И. Архипова, Я.А. Ваграменко, Е.З. Власова, Т.Ю. Горюнова, А.С. Границкая, Н.А. Гулюкина, А.П. Ершов, Т.В. Капустина, С.Ф. Катержина, И.Д. Клегерис, А.А. Кузнецов, М.Р. Меламуд, П.И. Образцов, Ю.А. Первин, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, Е.К. Хеннер и др. Однако, современные разработки по информационным технологиям остаются узко ориентированными. Так, например, есть исследования, направленные либо лишь на школьное образование (А.С. Границкая), либо на использование только тестовых компьютерных технологий в образовании (Н.А. Гулюкина, М.Р. Меламуд и

др.), либо на изучение нематематических дисциплин с использованием информационных технологий (Е.З. Власова), либо на использование информационно-образовательных технологий для студентов технического профиля (С.Ф. Катержина). Кроме того, недостаточно исследованы возможности информационных средств, эффективно воздействующих на процесс повышения уровня математической подготовки в рамках традиционных форм обучения (лекции, практические и лабораторные занятия и т.д.). Следует также отметить, что методические аспекты развития информационно-образовательных технологий отстают от возможностей современных технических средств и интернет-технологий. Значительный вклад в исследование проблемы внедрения интернет-технологий в образование, в частности, посредством адаптивных обучающих систем внесли П. Л. Брусиловский, Т. А. Гаврилова, А. Kobsa, M. Specht и др. Большое внимание исследователей (Н.С. Анисимова, О.Р. Смолянинова, А.В. Осин и др.) заслуживают и мультимедиа технологии и особенно их применение в учебном процессе.

Как показывает практика преподавания в высшей школе, у большинства сегодняшних первокурсников отсутствует способность оперировать большим объемом информации и выделять главное, у многих не сформированы навыки самостоятельной работы. С целью повышения качества обучения в таких условиях целесообразно использовать новые формы и методы организации педагогического процесса. Одной из новых технологий, которые могут быть использованы при изучении курса математических дисциплин, является Web 2.0-технология как особая технология представления и структурирования учебного материала.

Web 2.0-технология - это интернет-технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы. Такая технология позволяет создать адаптированный дидактический комплекс, который будет отвечать тре-

© О.Н. Зайцева

___-з-^=====Т^у^|ПЕПАГОГИКА

бованиям программы высшего профессионального образования и отражать логику и специфику математики и, кроме того, будет способна удовлетворить запросы смежных учебно-профессиональных дисциплин.

С педагогической точки зрения технологии Web 2.0 предоставляют пользователям следующие возможности.

1. Возможность преподавателю и студентам самостоятельно наполнять сайты содержимым - необходимым учебным материалом, комментариями к выполнению заданий, разъяснениями и т.п. Пользователи сами могут добавлять к сетевому контенту сообщения, статьи, изображения, аудио и видеофайлы, формировать дизайн своих страниц.

2. Возможность указания постоянных ссылок на опубликованные материалы. На наш взгляд, данная особенность Web 2.0-технологии весьма важна в ходе организации самостоятельной работы студентов. Ведь именно благодаря ей преподаватель может проанализировать и проконтролировать действия студентов во времени, а студенты имеют возможность вернуться к любому рассмотренному вопросу и разобрать его заново. У преподавателя появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории активности.

3. Возможность решения проблемы классификации учебных материалов с помощью введения системы меток и закладок. К каждой закладке добавляется название, краткое описание и ключевые слова, метки-категории, облегчающие процесс дальнейшего поиска.

4. Возможность визуализации динамических отношений между участниками сетевых сообществ, категориями статей, отдельными статьями. Благодаря визуальным сервисам мы можем понимать и показывать обучающимся отношения между серверами, статьями и даже мыслительными категориями.

На наш взгляд, именно технологии Web 2.0 отражают перспективы эффективной организации самостоятельной работы студентов по усвоению учебного материала. В своем базовом варианте Web 2.0 означает, что каждый пользователь может достаточно просто создавать и самостоятельно наполнять информацией некоторую выделенную часть сетевого пространства или, другими словами, распространять собственный контент в Интернете. Социальные сервисы Web 2.0 ставят во главу учебного процесса взаимодействие студентов между собой и преподавателем на основе инструментов социального программного обеспечения: блогов, wiki, общих закладок, социальных сетей, виртуальных миров и т.п.

В основе концепции технологии Web 2.0 лежат совершенно новые способы коммуникации, позволяющие активно вовлекать в образовательный процесс всех его участников, повышать мотивацию обучения и, соответственно, качество образования. Перечислим и охарактеризуем эти способы:

- Wiki-система, Wiki-среда или Wiki-страница - гипертекстовая среда для сбора и структурирования письменных сведений, которые характеризуются такими признаками, как множество авторов. Wiki-страница пополняется информацией от группы обучающихся, может использоваться в качестве средства накопления знаний по определенной теме самостоятельной работы в процессе её коллективного обсуждения.

- Системы совместного создания и редактирования контента, обеспечивающие возможность совместного одновременного доступа к документу, работу с ним и его обсуждение.

- Делишес - программная среда для хранения закладок на web-страницах с описаниями и возможностью поиска. Возможности данного сервиса состоят в том, что на нем можно сохранять и классифицировать заранее подобранные закладки адресов сайтов по определенным учебным темам. Это весьма важно при организации самостоятельной работы студентов, поскольку не только формируется их познавательный потенциал, но и расширяется профессионально-образовательный кругозор.

- Живой блог - web-сайт, основное содержание которого составляют регулярно добавляемые или обновляемые записи, изображения или файлы мультимедиа. Для данного способа общения характерна публичность и возможность ознакомления с материалом одновременно многими пользователями сети Интернет и оставления отзывов к записям непосредственно в электронной среде.

- Вебинар - online-семинар, лекция, презентация, организованные при помощи Web 2.0-тех-нологии, целью которого является максимально эффективно обеспечить доставку контента к слушателю. На наш взгляд, вебинар, как современный телекоммуникационный инструмент образовательного процесса, достаточно перспективен, т.к. вызывает огромную заинтересованность у участников в его проведении.

- Электронное портфолио - web-базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений.

Названные способы коммуникации на базе Web 2.0-технологии в целом позволяют разработать дидактический комплекс. Блог, Wiki, дополнительные ссылки, сервисы закладок общего пользования со ссылками на важные ресурсы формируют всё

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

необходимое информационное наполнение дидактического комплекса. Также с помощью этих инструментов у студентов появляется возможность формировать персональные портфолио достижений в самостоятельных исследованиях, представляя их в электронном виде для обсуждения и комментариев.

В рамках проводимого нами исследования была обоснована возможность и эффективность использования Web 2.0-технологии для активизации самостоятельной работы студентов медицинского вуза при обучении математике в условиях наглядного моделирования профессиональных задач, а также разработан и апробирован дидактический комплекс по математике на основе Web 2.0-техно-логии, который является эффективным средством и механизмом активизации самостоятельной работы студентов-медиков. Дидактический комплекс (а также принципы, факторы, педагогические условия, этапы использования информационно-образовательных ресурсов) в самостоятельной работе студентов медицинского вуза с использованием Web 2.0 - технологии является интегративной и структурообразующей основой эффективного обучения математике при проектировании интерактивной обучающей компьютерной среды.

Дидактический комплекс представляет собой учебные модули, содержащие основной и дополнительный теоретический материал, систему практических заданий. В каждом модуле предусмотрены блок самоконтроля и самооценки знаний, задачи для тренинга, система online-общения студентов друг с другом и с преподавателем с целью обсуждения учебных проблем, создание дополняемых Wiki-словарей, глоссария, тематических карточек и т.п. Для достижения высокой эффективности при работе с дидактическим комплексом обеспечена разноуровневость заданий, информационная насыщенность интерактивной образовательной среды, целостность процедур решения задач, внутрипредметная интеграция знаний в содержании и структуре интерактивного взаимодействия. Важным моментом в разработке дидактического комплекса является составление календарного плана самостоятельной работы студентов в рамках семестрового курса математики. Использование Web 2.0-технологии позволяет поэтапно раскрывать перед студентами все предусмотренные возможно-

С

сти дидактического комплекса, реализуя тем самым установленный календарный план работы.

При использовании дидактического комплекса в процессе самостоятельной работы преподаватель и студенты наделены индивидуальными учебно-производственными ролями. Так, ведущий преподаватель отвечает за разработку базы учебных знаний, создание тематических схем, составление списка теоретических вопросов, разработку практикума, подготовку демо-версий контрольных заданий, участие в форумах, online-общении со студентами, составление итоговой отчетности о ходе работы студентов с дидактическим комплексом. Студенты же имеют право просматривать все выкладываемые учебные материалы, в определенных случаях им позволено редактировать и дополнять представленные теоретические сведения. Кроме того, студенты имеют возможность активно участвовать в работе с практикумом, с демо-версиями самостоятельных и контрольных заданий, в работе форума, в частности, в интернет-общении с преподавателем по интересующим учебным вопросам дисциплины.

Результаты использования дидактического комплекса в процессе самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов медицинского вуза по специальности 060301.65 «Фармация» позволили нам сделать следующие выводы:

- уровень мотивации в экспериментальной группе после организации самостоятельной работы с использованием Web 2.0-технологии вырос по сравнению с контрольной группой;

- уровень познавательного интереса к математике в экспериментальной группе после обучения с использованием Web 2.0-технологии вырос по сравнению с контрольной группой. В контрольной группе, обучающейся традиционным образом, отмечено снижение познавательного интереса к математике;

- анализ результатов сессий показал, что студенты экспериментальной группы статистически достоверно имеют более высокий уровень математической подготовки.

Кроме того, организация самостоятельной работы с помощью дидактического комплекса на основе Web 2.0-технологии позволила в полной мере раскрыть тот огромный дидактический потенциал, который изначально несет в себе использование компьютерных технологий.

Библиографический список

1. Виштак Н.М. Лекционный электронный комплекс как средство активизации учебной деятельности студентов вуза. Автореф. дис. на соис. уч. ст. канд. пед. н. Москва. 2011.

2. Власова Е.З. Организационно-педагогические характеристики адаптивных технологий обучения на базе информационно-коммуникационных средств. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена №9. 2004.

3. Информатизация образования. Школа XXI века: Сборник научных трудов Всероссийской научно-

^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ

практической конференции [электронное издание].М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2008.

4. Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.: в 2 ч. ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. Ч. 2. 290 с.

5. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. 2-е изд.,испр. М: Интуит.ру, 2007. 64 с.

O.N. ZAJTSEVA

the organization of independent work when training in mathematics of students of physicians by means of the web 2.0 of technology

In article questions of the organization of independent work of students of medical school are considered when using a didactic complex on mathematics on the basis of the Web 2.0 - technology.

Key words: informatization of education, information technology, Web 2.0-technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.